Современная Европа, 2024, № 1, с. 64-76
УДК 94(44); 329.8
ФРАНЦУЗСКИЙ ЦЕНТРИЗМ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ 2022 ГОДА: СТРАТЕГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2024 ШМЕЛЕВ Дмитрий Викторович
Доктор исторических наук, профессор Казанский федеральный университет 420008, Россия, Казань, Кремлевская ул., 18 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 08.07.2023
После доработки 26.08.2023 Принята к публикации 25.12.2023
Аннотация. В статье рассмотрена политическая стратегия центристской партии «Демократическое движение» (МоДем) и ее лидера Франсуа Байру в период президентских и парламентских выборов 2022 г. и в начале второго президентского срока Э. Макрона. МоДем - важный элемент правительственного большинства. Оно имеет стабильную фракцию в Национальном собрании и упрочило влияние на фоне нарастания социально-экономического кризиса в стране. МоДем остается унитарной политической структурой, сконцентрированной на фигуре Ф. Байру и круге его приближенных лиц. В политическом плане партия позиционирует себя как левый центр, что дает ей возможность противодействовать сдвигу правительственного большинства вправо и влиять на назначения в правительстве. Ф. Байру отстаивает переход к пропорциональной избирательной системе, подвергает критике метод проведения пенсионной реформы, выступает в поддержку экологических инициатив правительства. Главным ориентиром МоДем стала идея согласования, цель которой - не допустить нарушения равновесия в институтах и углубления кризиса в стране. Вместе с тем центристы - приверженцы традиционной христианско-демократической культуры, что выразилось в отношении к вопросу включения права на аборт в Конституцию. Перспективы МоДем и Ф. Байру определятся новым избирательным циклом (муниципальные и региональные выборы), уровнем поддержки избирателей на местах и политической конфигурацией внутри большинства (например, союз с Эдуаром Филиппом) в контексте президентских выборов 2027 г.
Ключевые слова: Франция, Франсуа Байру, МоДем, центризм, Эмманюэль Макрон
DOI: 10.31857/S0201708324010054
По итогам президентских и парламентских выборов 2017 г. центристские союзники Э. Макрона заняли важное место в президентском большинстве. Франсуа Байру, один из творцов победы в 2017 г., рассчитывал на негласную роль конфидента и советника нового президента [Domenach, Szafran, 2022; Rioux, 2020]. Амбиции политика основывались на стабильности влияния его партии «Демократическое движение» (МоДем, сокр. от фр. Mouvement démocrate, MoDem)1 на фоне низких результатов партии Э. Макрона «Вперед, Республика!» (La République en marche!, LREM) на муниципальных и региональных выборах и давления левых сил в лице «Непокоренной Франции» (La France insoumise) и экологистов. МоДем сохранило кадры, структуры, позиции в регионах, получило представительство в правительстве, являлось второй по численности составляющей президентского большинства и самой устойчивой центристской партией [Шмелев, 2018; Клинова и др., 2022: 127-135]. Однако приход Э. Макрона к власти совпал с нарастанием социально-экономического кризиса, что побуждало центристов периодически заявлять об особой позиции по наиболее острым вопросам. Тем не менее они связывали свое будущее с президентским большинством, рассчитывая на усиление позиций после новой президентской и парламентской кампании и в контексте подготовки к избирательному циклу 2027 г. [Albertini, Chaffanjon, 2022].
Центристы на президентских и парламентских выборах 2022 года
В 2017 г. Ф. Байру активно поддерживал Э. Макрона, но в период кампании 2022 г. почти не делал важных заявлений, вступая в полемику только по поводу срока ее начала (рассматривались сентябрь - октябрь 2021 г., что предлагал Ф. Байру и январь - февраль 2022 г., что хотел и в конечном итоге выбрал Э. Макрон2) и процедуры выдвижения кандидатур, связанной с идеей «банка поддержки» (banque des parrainages), который должен был объединить примерно 400-500 влиятельных депутатов и гарантировать выдвижение системных кандидатов от «республиканцев» и социалистов3. В это время сложилась коалиция из трех основных групп поддержки кандидатуры Э. Макрона: «Вперед, Республика!», МоДем и небольшой центристской группы «Действовать» (Agir).
Первый тур президентских выборов 12 апреля 2022 г. продемонстрировал лидерство Э. Макрона, который вместе с Марин Ле Пен вышел во второй тур. Только
1 Партия МоДем создана Байру в декабре 2007 г. на основе переформатирования Союза за французскую демократию и ряда мелких центристских организаций.
2 Lemarié A. Le chef d'Etat a voulu faire de sa candidature un non-événement. Le Monde. 15.03.2022. P. 15.
3 Floc'h B. Sprint final dans la course aux parrainages. Le Monde. 03.03.2022. P. 14.
после второго тура 24 апреля Ф. Байру дал большое интервью газете «Фигаро» и изложил свое видение ситуации. Политик отметил, что победа «не означает безусловного одобрения» и президенту еще нужно «увлечь за собой французов». «Новая эра», объявленная Э. Макроном, - это «новый способ существования правительства и отношения между управляющими и народом-гражданином». Важным для Ф. Байру представляется «новое институциональное равновесие», которое основано на сильных президенте, правительстве и парламенте. Председатель МоДем выступил за гармонию между президентом и премьер-министром, «глубокое соучастие» (une profonde complicité) и оживление парламентской жизни, а также за сближение власти с народом: «Президент должен быть вдохновителем и в некотором роде прибежищем для народа, одновременно советником и посредником». Затрагивая вопрос о приоритетах правительственной деятельности, Ф. Байру выделил два направления. Первое - экологическое планирование, поиск возобновляемых источников энергии, сохранение биоразнообразия, развитие агробиологии, вопрос образа жизни, отказ от чрезмерного потребления, второе - осуществление пенсионной реформы. «Я рад, что президент не устранил использование референдума априори. Это может быть решением», - подчеркнул он, допуская трудное прохождение реформ через парламент. Наконец, Ф. Байру затронул вопрос положения партии в правящем большинстве: «МоДем является сплоченной, организованной, выстроенной партией со своей историей и большой свободой мнения. Следовательно, мы будем элементом ориентирования большинства, а не фрондерами, которые начали бы публичный конфликт...». Политик предложил партнерство партий большинства, создание конфедерации или федерации. В рамках этого проекта избирательная коалиция «Вместе!» (Ensemble!) должна была стать первым этапом1.
После переизбрания Э. Макрон объявил о новых реформах, в т. ч. отложенных в период первого президентского срока. Однако было очевидно, что они затронут широкие слои населения и усугубят существующие проблемы. Подтверждался пессимистичный диагноз, ранее поставленный социологом Ж. Фурке [Fourquet, 2019; Fourquet, Gariazzo, 2020; Frinault, 2021; Лапина, 2021] французскому обществу. В окружении Э. Макрона осознавали масштаб проблемы. «То, что мы сейчас наблюдаем, - говорил Ф. Байру, - это крайне опасный разрыв между основанием социальной пирамиды, людьми, у которых нет богатства, власти, влияния, и так называемой вершиной»2.
Закулисные консультации по вопросам политической стратегии в период президентской кампании привели к возникновению неформального союза между Ф. Байру и бывшим премьер-министром Э. Филиппом, который вылился в давление на Э. Макрона по некоторым политическим решениям. Прежде всего это был вопрос о новом премьер-министре взамен уходящего Ж. Кастекса. В кулуарах Ели-сейского дворца называли Р. Феррана, Ж.-И. Ле Дриана и Ф. Байру. По требованию последнего была отклонена слишком правая кандидатура бывшего министра
1 Bayrou: "Il faut une profonde complicité entre les deux figures de l'exécutif'. Le Figaro. 26.04.2022. P. 4.
2 Faye O. Macron ou défi du renouveau démocratique. Le Monde. 28.04.2022. P. 10.
при Ж. Шираке К. Вотрен [Albertini, Chaffanjon, 2022]. Другой вопрос касался контуров новой пропрезидентской коалиции на парламентских выборах в июне. Была согласована левоцентристская коалиция с доминированием «Вперед, Республика!» и МоДем (они становились осью коалиции) и поддержкой радикалов, правоцентристов и мелких левых групп, что позволило бы сохранить абсолютное большинство1.
Ф. Байру, как и на президентских выборах, обещал Э. Макрону поддержку в контролируемых МоДем избирательных округах. Согласно опросам, центристских избирателей волновали вопросы экологии и климата (47%), социальные проблемы (38%), кризис идентичности и иммиграция (15%), что соотносилось с программой президента. Однако только в 34 из 58 округов МоДем центристские избиратели были готовы безусловно поддержать Э. Макрона. При этом 43% от общего числа избирателей не испытывали симпатий к МоДем и Ф. Байру, что сужало возможности привлечения дополнительного электората2. После консультаций партии большинства дали согласие на выдвижение единого пропрезидентского кандидата в 577 округах и оформление «Вперед, Республика!», Демократического движения и «Горизонтов» (Horizons, партия Э. Филиппа) в избирательный блок под названием «Вместе!» с перспективой дальнейшего слияния и формирования центристской политической силы к выборам 2027 г. При реализации инициативы было актуализировано соглашение об инвеститурах, предусматривающее следующее распределение: 400 округов для макронистов, 100-110 для МоДем и 58 для «Горизонтов». Кроме того, было объявлено о ребрендинге президентской партии, которая стала называться «Возрождение» (Renaissance). Наконец, была согласована кандидатура нового премьер-министра Э. Борн3. К концу мая было сформировано первое «правительство преемственности», в котором партия Ф. Байру была представлена только М. Фено, министром сельского хозяйства и продовольственного суверенитета, и Ж. Бенен, государственным секретарем по делам моря4.
Итоги первого тура 12 июня 2022 г. высветили фактический раскол страны на три блока: президентское большинство, сторонников левого «Нового народного экологического и социального союза» (Nouvelle Union Populaire écologique et sociale, Nupes) и приверженцев крайне правого «Национального объединения» (Rassemblement national). «Вперед, Республика!» по-прежнему не имела устойчивой имплантации на местах, кроме региона Иль-де-Франс. В то же время центристы были широко представлены в регионе Центр - Долина Луары. Всего от президентской коалиции было выставлено 559 кандидатур (357 - LREM, 101 - МоДем, 55 -
1 Darame M. La majorité présidentielle divisée avant les législatives. Le Monde. 03.05.2022. P. 14.
2 Enquête électorale française - Enef 2022. Vague 11 (mai 2022). URL: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/Rapport%20Ipsos_CEVIPOF %20LEMONDE%20FJJ%20_Enquête%20électorale%202022%20vague%2011%20-%2016-19%20mai%202022(1).pdf (дата обращения: 25.07.2023).
3 Darame M. P. 10.
4 Gatinois Cl. Un gouvernement de continuité et quelques nouvelles figures. Le Monde. 22 23.05.2022. P. 8.
«Горизонты», 21 - «Действовать», 13 - Радикальная партия и 12 - прочие)1. По итогам первого тура парламентских выборов 513 кандидатов коалиции «Вместе!» прошли во второй тур, главным образом из LREM и МоДем. Правящее большинство получило 25,75% голосов в первом туре, левая коалиция Nupes - 25,66%2, коалиция «Республиканцев» и правоцентристского Союза демократов и независимых (ЮДИ) - 10,42%. Такой расклад давал макронистам от 255 до 295 мест и не гарантировал абсолютного большинства3.
На президентских выборах Э. Макрон одержал победу без помощи Ф. Байру или Э. Филиппа. По этой причине представительство партий последних в первом правительстве Э. Борн было скромным. Однако по итогам первого тура парламентских выборов стало ясно, что Э. Макрон в Национальном собрании будет вынужден опираться на союзников и только с ними его партия сумеет получить при удачном раскладе абсолютное большинство в 289 мест. Ф. Байру не случайно заявил незадолго до первого тура: «Мы являемся опорой большинства. И эта роль могла бы быть еще более определяющей»4.
В результате второго тура 19 июня 2022 г. президентское большинство получило 246 мест (LREM - 155, МоДем - 49, «Горизонты» - 27), коалиция Nupes - 142 («Непокоренная Франция» - 75, социалисты - 27, коммунисты - 12, экологисты -16), другие левые - 13, «Республиканцы» - 60, ЮДИ - 4, «Национальное объединение» - 89, другие правые - 9 [Perrineau, 2022; Brëchon, 2022; Осипов, 2022]. Для сторонников Э. Макрона серьезным ударом стало поражение таких знаковых фигур, как Р. Ферран, К. Кастане, П. Миньола, Ж. Бенен. Всего проиграли 9 депутатов от МоДем, 5 - от «Горизонтов» и 73 - от LREM5.
Комментируя итоги второго тура, Ф. Байру заметил: «То, что произошло в воскресенье, является таким брутальным, таким жестоким... Как это не принимать в расчет?»6. Было очевидно, что предстоят новые маневры и кулуарные договоренности относительно равновесия в большинстве и состава правительства. Ф. Байру выступил против назначения правого премьер-министра и поставил вопрос о политической полезности Э. Борн. По его словам, «времена требуют, чтобы премьер-министр был политическим», а не «техническим», что необходимо «сильное правительство во главе с премьер-министром, который будет делать свою работу главы правительства»7. Однако Э. Макрон предпочел сохранить Э. Борн на своем посту. К началу июля был согласован состав второго правительства. Представительство
1 Mestre A. Législatives: la recomposition se confirme. Le Monde. 12-13.06.2022. P. 8-9.
2 Nouvelle Union populaire écologique et sociale (Новый народный экологический и социальный союз), избирательная коалиция с лидерством Ж.-Л. Меланшона, составленная из «Непокоренной Франции», коммунистов, социалистов и зеленых.
3 Darame M., Roger P. Elections législatives 2022: les multiples enseignements du scrutin pour le second tour. Le Monde. 14.06.2022. P. 4.
4 Lemarié A. La revanche de Bayrou et de Philippe. Le Monde. 15.06.2022. P. 4.
5 Faye O. Les législatives brisent l'élan du second mandat de Macron. Le Monde. 21.06.2022. P. 2.
6 Gatinois Cl. Elisabeth Borne, première ministre en sursis. Le Monde. 22.06.2022. P. 4.
7 Lemarié A. Elisabeth Borne face à la concurrence du "quatre crocodiles". Le Monde. 08.07.2022. P. 12.
МоДем расширилось: М. Фено стал министром сельского хозяйства и продовольственного суверенитета, Ж. Дарьёсек - министром-делегатом по делам лиц с ограниченными возможностями, Ж.-Н. Барро - министром-делегатом по цифровизации и телекоммуникациям, С. Эль Хаири - государственным секретарем по делам молодежи.
К осени Э. Макрон завершил реорганизацию своей партии, оформив новую структуру «Возрождение» и включив в нее ряд мелких центристских партий и движений. Однако «Горизонты» и МоДем сохранили автономию, как и экологисты во главе с Б. Помпили, составившие левое крыло большинства. В интервью журналу «Пуэн» Ф. Байру подчеркнул, что «между МоДем и партией Макрона отношения основаны не на беспорядке, а на взаимном уважении и защите основ». По его словам, «наше большинство - это не распыление сил, а упорядоченный и желаемый всеми плюрализм»1.
Структура и организационные принципы МоДем в этот период не изменились. Последняя модифицированная версия устава, согласно официальному сайту партии, относится к декабрю 2017 г. Численность сохранилась в пределах 11-12 тыс. членов. Основные механизмы принятия решений сосредоточены в исполнительном бюро, национальном совете и национальной конференции. Однако в действительности партией жестко руководили Ф. Байру и круг его приближенных лиц: первый вице-президент М. Фено, вице-президенты Ж. Дарьёсек, П. Миньола, С. Эль Хаири, Ж.-Н. Барро, Л. Фарраг, Ф. Вижье, генеральный секретарь М. Гатель и казначей Б. Дюверже. Партия остается персонализированной и представляет модель «унитарного политического движения» с пирамидальной структурой и индивидуальным членством2.
МоДем и правительственные реформы
Увеличение представительства левых в парламенте привело к актуализации ряда дискуссий. В июне начались дебаты о включении права на аборт в Конституцию (статья 66), которую инициировали левые депутаты. Партия МоДем, имеющая хри-стианско-демократические истоки, посчитала это несвоевременным. «Честно говоря, - возмущался Ф. Байру, - разве сегодня в том состоянии, в котором находится страна по многим вопросам, встающим перед нами, разве это хорошо, разве это полезно делать?»3 Тем не менее при голосовании за законопроект в первом чтении центристы под давлением макронистов поддержали его4.
Проблеме преодоления кризиса посвящено интервью Ф. Байру журналу «Пу-эн». Прежде всего он коснулся функционирования исполнительной власти. «С начала V Республики мы столкнулись с двумя практиками: премьер-министр, сильно зависящий от Елисейского дворца, или премьер-министр, находящийся в
1 François Bayrou: "La plus grave crise de notre histoire". Le Point. 25.08.2022. P. 22.
2 Mouvement démocrate. URL: https://www.mouvementdemocrate.fr/ (дата обращения: 25.07.2023).
3 Darame M. IVG: le Parlement poussé au consensus. Le Monde. 28.06.2022. P. 11.
4 Darame M., Lamothe J. Vote historique, ambiance électrique à l'Assemblée. Le Monde. 26.11.2022. P. 10-11.
оппозиции президенту во время сосуществования. Сегодня мы реализуем третью практику, когда премьер-министр должен быть близким президенту в форме сотрудничества и соучастия, но политически более независимым и обладающим инициативой. Президент и его команда будут больше заниматься долгосрочными целями и запросами граждан, а премьер-министр, вновь ставший главой правительства, вернет себе политическую роль перед лицом более строптивого и укрепившегося парламента», - отметил Ф. Байру. По его словам, призвание ответственного политика - это управление даже в условиях кризиса и новых вызовов. «Мы проходим через самый тяжелый кризис, который Франция знала, со времен Второй мировой войны. Может быть даже худший, чем война в Алжире, которая нанесла болезненную рану и привела к ужасной драме для миллионов из нас и для двух сообществ. Но в то время мы пользовались 6% экономического роста в год, и это открывало перед нами новые возможности», - считал Ф. Байру. По его словам, Франция сможет преодолеть кризис только через «национальное усилие», единство, солидарность, терпимость и качество демократии. Необходима плюралистическая демократия без насилия и крайностей, которая сможет преодолеть разрыв связи между локальной и национальной демократиями. Вследствие запрета совмещения мандатов местные депутаты не влияют на крупные национальные дебаты, а основные политические течения слабо укоренены на местах. «Я считаю, что мы ошиблись, осуждая так радикально совмещение исполнительного национального и законодательного мандатов. Вопрос представительства местных коллективов в национальной политической жизни должен быть вновь поднят в дебатах о переустройстве, объявленном президентом Республики»1, - почеркнул Ф. Байру.
По мнению Ф. Байру, необходимо преодолеть дисбаланс в жизни страны: вернуть в нормальное русло функционирование демократии, стимулировать производство и демографию, преодолеть кризис национального образования. «Значительная часть вопросов, связанных с иммиграцией, была бы решена, если бы наша экономика создавала места», - считает политик. Переустройство было задумано, чтобы все основные общественно-политические течения собрались, высказали мнение о состоянии французского общества и выработали рекомендации. Франция должна сохранить свою оригинальную модель общества с максимумом свободы и солидар-ности2.
В условиях растущей инфляции, социальной нестабильности и дебатов о климатических проблемах Э. Макрон объявил о пенсионной реформе. Первоначально президент собирался быстро принять законопроект. Однако это встретило возражение среди его сторонников, в т. ч. Э. Филиппа и Ф. Байру. Последний призвал провести реформу в 2023 г., чтобы заручиться поддержкой французов и дождаться благоприятного политического момента, а также подверг критике намерение прави-
1 FranQois Ваугаи... Р. 19-20.
2 Там же. Р. 21-22.
тельства прибегнуть к статье 49.3 Конституции для принятия проекта реформы в обход мнения парламента1.
В середине сентября 2022 г. Ф. Байру дал специальное интервью газете «Па-ризьен», в котором изложил собственное видение пенсионной реформы. Он заявил, что против «перехода к силе», т. к. возникает риск раскола общества. Необходимо создание органа, который займется выработкой общего решения и согласованием. При быстром проведении реформы возникает риск столкнуться с вотумом недоверия в парламенте. «По моему мнению, - говорил Ф. Байру, - главная цель - это равновесие пенсионной системы, чтобы она не давила на национальный бюджет... Это не бюджетная реформа, это реформа общества». По этой причине она не может «производиться простой поправкой», а условие успеха заключается в том, что французы посчитают реформу справедливой. Решение должно быть адаптировано к каждому случаю выхода на пенсию. Необходимо ввести систему начисления по баллам для свободы финансового маневра2.
В ответ на критику правительство предприняло усилия по изоляции оппозиции внутри большинства. Ф. Байру назначили вице-президентом основанного в сентябре 2022 г. Национального совета переустройства (Conseil national de la refondation), пообещав также согласовать реформу с профсоюзами в течение двух месяцев3. Однако, учитывая социальное недовольство, Э. Макрон согласился отложить принятие законопроекта о пенсионной реформе до января 2023 г. для предварительного обсуждения. Одновременно правительство подтвердило намерение прибегнуть к статье 49.3, сохранило увеличиваемый возраст выхода на пенсию в 65 лет и подтвердило возможный досрочный роспуск Национального собрания в случае открытой фронды депутатов4.
Во время согласования пенсионной реформы 11 октября 2022 г. парламент в первом чтении с трудом принял закон о возвращении к полной занятости и страховании по безработице - первую часть широкого плана реформирования системы социального страхования. Центристы поддержали правительство, но одновременно без согласования с ним внесли поправку о временном увеличении обложения сверхприбыли от дивидендов в 35%5. МоДем готово было принять новую версию пенсионной реформы, оговаривая необходимость повышения патрональных отчислений и ведения 35,5-часовой рабочей недели для покрытия издержек повышения пенсионного возраста6. В начале января 2023 г. в интервью газете «Эко» Ф. Байру снова призвал «гарантировать справедливое распределение усилий», отметив, что
1 Aissuel B., Lamothe J. Macron crispe son camp en voulant accélérer la réforme des retraites. Le Monde. 17.09.2022. P. 13.
2 Bayrou: "La réforme des retraites ne peut pas se faire au détour d'un amendement". Le Parisien. 18.09.2022. P. 2-3.
3 Gatinois Cl., Trippenbach I. Retraites: Macron temporise mais garde le cap. Le Monde. 30.09.2022. P. 9.
4 Gatinois Cl. Macron et Bayrou, partenaires particuliers. Le Monde. 02-03.10.2022. P. 12.
5 Gatinois Cl. Macron de nouveau accusé d'être le "président des riches". Le Monde. 26.10.2022. P. 13.
6 Bordas W. Des députés de la majorité veulent revenir sur les 35 heures. Le Figaro. 23.01.2023. P. 4.
пенсионная реформа не является срочной. Он также защищал срок выхода на пенсию в 64 года начиная с 2030 г.1
10 января 2023 г. премьер-министр Э. Борн представила обновленный проект реформы (выход на пенсию в 64 года вместо 65, расширение социальных гарантий и минимального порога пенсии). МоДем отказался от внесения поправок в текст законопроекта, опасаясь роста социальных волнений. Однако Ф. Байру воспользовался ситуацией, чтобы показать особую позицию в глазах общественного мнения и влияние на Э. Макрона в принятии решений. «Дебаты начнутся, и они будут очень трудными. Мы должны понимать ответственность, чтобы не создать ситуацию, в которой правительство столкнулось бы с препятствием для внесения своего текста законопроекта. Во Франции демократия в понимании наших сограждан означает выбирать кого-либо, и полностью полагаться на него в принятии решений, и бунтовать против него», - разъяснил он в ответ на призывы к протестам против реформы. Идеал Ф. Байру - это демократия, в рамках которой существует «разделение ответственности в принятии решений с гражданами, с общественным мнением». По его мнению, принять пенсионную реформу на референдуме было бы лучшим методом, но правительство выбрало другой путь. Пенсионная реформа является несправедливой и непопулярной, но ее нужно провести, чтобы спасти существующий режим перераспределения доходов2. Ф. Байру и его партия поддержали действия президента Макрона как гаранта порядка перед лицом уличного насилия. «Толпа не имеет легитимности перед лицом народа, который суверенно выражается через своих депутатов»3, - подчеркивал лидер МоДем, призывая обратиться к законным средствам протеста. В конце марта 2023 г. правительство прибегло к статье 49.3, преодолев вотум недоверия, что позволило принять законопроект.
На фоне протестов правительство пыталось маневрировать, предлагая разного рода послабления и меры, призванные смягчить повышение пенсионного возраста, особенно для незащищенных слоев населения. Например, в апреле 2023 г. был внесен проект закона о помощи пожилым (введение профессиональной карты для помощи по хозяйству). Депутаты МоДем отдельно внесли проект о «сопровождении конца жизни», касающийся паллиативной помощи, но критично отнеслись к продвижению идеи добровольной эвтаназии4. Ф. Байру - католик, приверженец традиционных ценностей и иного видения смерти: «Я не хочу быть на стороне смерти. Мы имеем закон, чтобы сопровождать переход к смерти, но мы не оказываем государственной услуги, чтобы предавать смерти»5.
Неудача постигла Ф. Байру в климатической повестке - одном из столпов второго президентского срока Э. Макрона. Он поддержал решение президента о возобновлении проектов атомной энергетики, поиске новых источников энергии и сокращении выбросов углекислого газа, рассчитывая, что именно его Комиссариату
1 Bayrou: Il faut "garantir une juste répartition des efforts". Les Echos. 09.01.2023. P. 3.
2 Gatinois Cl. L'ambitieux Bayrou fait entendre sa différence. Le Monde. 29-30.01.2023. P. 10.
3 Gatinois Cl., Goar M. Retraites: sans regrets, Macron reste inflexible. Le Monde. 24.03.2023. P. 9.
4 Jérôme B. La loi Grande Age enterrée au profit d'une "réforme continue". Le Monde. 13.04.2023. P. 12.
5 Boichot L. Fin de vie: les réserves intimes de Bayrou. Le Figaro. 04.05.2023. P. 5.
по планированию будет поручено готовить необходимые решения. Однако недовольство в президентском окружении позицией депутатов МоДем и лично Ф. Байру по вопросам проведения пенсионной реформы привело к тому, что Э. Макрон в октябре 2022 г. отдал предпочтение Э. Борн и создал Генеральный секретариат по экологическому планированию при премьер-министре, тем самым отодвинув лидера Демократического движения на второй план1.
Центристы и внешняя политика
Ф. Байру и МоДем мало обращались к вопросам внешней политики, отдавая первенство в принятии решений Э. Макрону и его партии. В силу специфики программы их больше волновали вопросы европейской интеграции, международных экономических отношений, связанных с поставками газа2. Однако центристы серьезно отнеслись к геополитическим вызовам. «Безумная война, начатая Путиным против Украины, потрясла европейское равновесие, - говорил Байру. - Она сопровождается ядерной, военной, террористической или случайной угрозой. Она принесла продовольственный кризис, особенно в Африку. Она сделала взрывоопасным энергетический вопрос в Европе... Газ, электричество, уголь, атомная энергия вновь стали ставками повседневной жизни и экономического суверенитета». Приход к власти в Италии крайне правого правительства, общественный кризис в США, демографические проблемы в Китае, сильнейшая инфляция - вызовы, на которые приходится срочно реагировать для удержания хрупкого равновесия3. В условиях сложной международной ситуации и неясных перспектив выхода из кризиса пессимистичный взгляд на будущее становится важной частью позиции центристов.
Предварительные итоги и перспективы
Отсутствие абсолютного парламентского большинства по сравнению с предыдущей легислатурой вынуждает Э. Макрона полагаться на союзников. МоДем и «Горизонты» после президентских и парламентских выборов не пошли на разрыв коалиции. Ввиду деградации социально-экономической ситуации возможны три сценария развития стратегии центристов: сохранение союза с макронистами и активная поддержка президента с осторожной критикой его политики по некоторым вопросам; союз с «Горизонтами» и создание противовеса внутри большинства без разрыва коалиции с «Возрождением»; разрыв с Э. Макроном в случае обострения кризиса и ставка на кандидатуру Ф. Байру или Э. Филиппа на президентских выборах 2027 г.
В сентябре 2023 г. журнал «Экспресс» вынес на обложку вопрос о преемниках Э. Макрону. Анализ касался стратегии трех основных претендентов: министра
1 Trippenbach I. Bayrou, déchangé de la planification. Le Monde. 30.09.2022. P. 11.
2 Frédéric Petit: "Il nous faut arrimer les Balkans à l'UE". Le Monde. 10.05.2023. P. 32.
3 François Bayrou... P. 20.
внутренних дел Ж. Дарманена, мэра Гавра Э. Филиппа и перспективного макрони-ста, министра национального просвещения и по делам молодежи Г. Атталя (приверженца «макронизма после Макрона» и возможного левоцентристского кандидата на выборах 2027 г.). Из них только первый, по мнению журнала, перешел к стратегии разрыва. Справившись с июньскими иммигрантскими беспорядками, Ж. Дарманен рассчитывал на пост премьер-министра после реорганизации правительства, но не получил его. Однако министр внутренних дел не пользуется поддержкой левого крыла президентского большинства. Э. Филипп, считающий, что быть макронистом после Э. Макрона невозможно, воплощает президентскую стратегию широкого центристского блока от республиканцев до социалистов, которую он начал реализовывать в качестве премьер-министра. Мэр Гавра выступает против разрыва и за мирную преемственность. Э. Филипп также выходец из правых, поэтому ему при реализации президентских амбиций понадобится опора левого крыла большинства, в т. ч. центристов из МоДем, если только Ф. Байру не выставит свою кандидатуру. При таком раскладе союз Ф. Байру и Э. Филиппа выглядит вполне вероятным с целью не допустить нового противостояния левых и правых и сохранить центр. В любом случае Э. Макрону в ближайшие годы предстоит «управлять соперничеством», призывая все республиканские течения работать вместе, и укреплять, по его собственному выражению, «центристскую дамбу» (môle)1.
На данный момент МоДем поддерживает политику Э. Макрона, в т. ч. во время июньских социальных протестов и дебатов о полномочиях полиции. Внутри большинства депутаты партии позиционируют себя как социальное крыло, периодически критикуя действия и методы правительства, но неизменно голосуя за его законопроекты. Такое поведение вписывается в логику политической стратегии, выбранной Ф. Байру после президентских и парламентских выборов 2022 г. Благодаря этому МоДем удалось сохранить представительство после реорганизации правительства Э. Борн в конце июля 2023 г. Однако амбиции Ф. Байру могут быть значительно ограничены продолжающимся расследованием фиктивной занятости членов партии в Европарламенте и намеченным на осень 2023 г. открытием уголовного процесса. На отношение к лидеру МоДем может также негативно повлиять его позиция по вопросу пенсионной реформы. Центристам пока не удалось добиться реализации некоторых пунктов программы, например о реформировании избирательной системы, что могло укрепить позиции на местах и при благоприятных обстоятельствах расширить присутствие в парламенте. Ф. Байру постоянно подчеркивает стремление к «долговечному» (pérenne) центру, которого «не доставало стране в течение последних пятидесяти лет». Однако он пока держится в тени и только периодически делает различные намеки о президентских амбициях. Отчасти по этой причине журналисты «Экспресс» не поставили его в ряд преемников2. Тем не менее Ф. Байру и МоДем остаются важной составляющей большинства, которая вы-
1 Bruckert E., Dupont L., Mandonnet E. Succession à la français. L'Express. 14-20.09.2023. P. 22-25; Bruckert E. Quel avenir pour le bloc central? L'Express. 14-20.09.2023. P. 26-27.
2 Bruckert E. P. 26-27.
ступает опорой Э. Макрона в реализации политической и социально-экономической программы и может сыграть ключевую роль перед выборами в 2027 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Клинова М.В., Кудрявцев А.К., Тимофеев П.П. (ред.) (2022) Современная Франция: между тревогами и надеждами. ИМЭМО РАН, Москва. 256 с. DOI: 10.20542/978-5-95350605-2
Лапина Н.Ю. (2021) Франция в эпоху глобальных трансформаций. Актуальные проблемы Европы. № 3. С. 7-27. DOI: 10.31249/ape/2021.03.01
Осипов Е.А. (2022) Э. Макрон и относительное большинство. Итоги парламентских выборов во Франции в 2022 г. Теории и проблемы политических исследований. Т. 11. № 4А. С. 247-254. DOI: 10.34670/AR.2022.47.15.030
Шмелев Д.В. (2018) Французский центризм в испытании выборами 2017 г. Актуальные проблемы Европы. № 2. С. 137-155.
Albertini D., Chaffanjon Ch. (2022) Macron 2. Les secrets d'une réélection. l'Archipel, Paris, France. 288 p.
Bréchon P. (2022) Les élections présidentielles françaises. PUG, Paris, France. 194 p.
Domenach N., Szafran M. (2022) Macron, pourquoi tant de haine. Albin Michel, Paris, France. 272 p.
Fourquet J. (2019) L'Archipel français. Naissance d'une nation multiple et divisée. Seuil, Paris, France. 383 p.
Fourquet J., Gariazzo M. (2020) En immersion. Enquête sur une société confinée. Seuil, Paris, France. 224 p.
Frinault Th., Le Bart Ch., Neveu É. (2021) Nouvelle sociologie politique de la France. Malakoff, Armand Colin, Paris, France. 303 p.
Perrineau P.(ed.) (2022) Le vote clivé. Les élections présidentielle et législatives d'avril et juin 2022. PUG, Paris, France. 348 p.
Rioux J.-P. (2020) Gouverner au centre: la politique que nous n'aimons pas. Stock, Paris, Francr. 247 p.
French Centrism after the 2022 Elections: Strategy and Prospects
D.V. Shmelev
Doctor of Sciences (History), Professor Kazan Federal University 18, Kremlyovskaya St., Kazan, Russia, 420008 E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the political strategy of the centrist Democratic Movement (MoDem) party and its leader François Bayrou during the presidential and parliamentary elections of 2022 and at the beginning of the second presidency of Emmanuel Macron. At this stage, the MoDem is an important element of the ruling majority, having a stable fraction in the National Assembly, which has consolidated its influence against the background of the growing socio-economic crisis in the country. MoDem remains a unitary political structure, focused on the figure of Bayrou and his circle of close associates. In political terms, the party positions itself as the center-left, which gives it the opportunity to prevent the government majority from shifting to the right, influence the appointment of some figures in the government and express its point of
view on current policy. Bayrou still defends the transition to a proportional electoral system, criticises the implementation of pension reform, and supports the environmental initiatives of the government. The main guideline for the centrists was the idea of "agreement" in order to prevent the imbalance in institutions and the deepening of the crisis in the country. At the same time, they are committed to the traditional Christian-democratic culture, which was expressed towards the issue of including the right to abortion in the Constitution. The prospects of MoDem and Bayrou will be determined by the new electoral cycle (municipal and regional elections), the level of local voter support and the political configuration within the majority (for example, an alliance with Eduard Philippe) in the context of the presidential elections of 2027.
Key words: France, François Bayrou, MoDem, centrism, Emmanuel Macron
DOI: 10.31857/S0201708324010054
REFERENCES
Albertini D., Chaffanjon Ch. (2022) Macron 2. Les secrets d'une réélection, l'Archipel, Paris, France.
Bréchon P. (2022) Les élections présidentielles françaises, PUG, Paris, France.
Domenach N., Szafran M. (2022) Macron, pourquoi tant de haine, Albin Michel, Paris, France.
Fourquet J. (2019) L'Archipel français. Naissance d'une nation multiple et divisée, Seuil, Paris, France.
Fourquet J., Gariazzo M. (2020) En immersion. Enquête sur une société confinée, Seuil, Paris, France.
Frinault Th., Le Bart Ch., Neveu É. (2021) Nouvelle sociologie politique de la France. Mala-koff, Armand Colin, Paris, France.
Klinova M.V., Kudryavtsev A.K., Timofeev P.P. (ed.) (2022) Sovremennaya Frantsiya: mezhdu trevogami i nadezhdami [Contemporary France: between worries and hopes], IMEMO RAN, Moscow, Russia. DOI: 10.20542/978-5-9535-0605-2 (In Russian).
Lapina N.YU. (2021) Frantsiya v ehpokhu global'nykh transformatsii [France in the era of global transformations], Aktual'nye problemy Evropy, 3, pp. 7-27. DOI: 10.31249/ape/2021.03.01 (In Russian).
Osipov E.A. (2022) E\ Makron i otnositeFnoe boFshinstvo. Itogi parlamentskix vyborov vo Francii v 2022 g. [E. Macron and the relative majority. Results of the parliamentary elections in France in 2022], Teorii i problemys politicheskix issledovanij, 11(4A), pp. 247-254. DOI: 10.34670/AR.2022.47.15.030 (In Russian).
Perrineau P. (ed.) (2022) Le vote clivé. Les élections présidentielle et législatives d'avril et juin 2022, PUG, Paris, France.
Rioux J.-P. (2020) Gouverner au centre: la politique que nous n'aimons pas, Stock, Paris, France.
Shmelev D.V. (2018) Frantsuzskii tsentrizm v ispytanii vyborami 2017 g. [French centrism in the test of the 2017 elections], Aktual'nye problemy Evropy, 2, pp. 137-155. (In Russian).