Д.В. Шмелёв
Французский центризм в испытании выборами 2017 г.
Аннотация. В статье анализируется эволюция французского центризма в начале XXI в. Автор рассматривает ключевые этапы истории современного французского центризма в период с 2002 до 2017 г., раскрывает его сущность и характеристики. Отдельное внимание уделяется политической стратегии центристов в период президентских и парламентских выборов 2017 г.
Abstract. The article analyzes the evolution of French centrism at the beginning of the 21st century. The author considers the key stages of the history of modern French centrism in the period from 2002 to 2017, reveals its essence and characteristics. Particular attention is paid to the political strategy of centrists during the presidential and parliamentary elections in 2017 in France.
Ключевые слова: Франция, центризм, Франсуа Байру, президентские выборы, парламентские выборы, Союз за французскую демократию (СФД), «Демократическое движение» (МоДем), ЮДИ.
Keywords: France, centrism, François Bayrou, presidential election, Legislative elections, Union for French Democracy (UDF), Mouvement démocrate (MoDem), UDI.
Центризм во Франции, начиная с первых лет функционирования Пятой республики, неоднократно эволюционировал, меняя политические предпочтения, формируя собственную культуру и традиции. Он определялся не только через отрицание деления страны на два блока, правых и левых, но и тем, что не
сводил к биполярной логике всю политическую жизнь страны. Концепция политики в понимании центристских деятелей была основана на плюрализме позиций. Историк С. Берстайн выделил следующие проявления центризма: 1) центризм как тенденция общественного мнения, отвергающая крайности в пользу посреднического характера власти; 2) центризм как стратегия ряда политических течений и политических деятелей, отказывающихся терять свою идентичность и быть зажатыми биполярной логикой; 3) центризм как практика власти. Он считал, что во французской истории наличествовали два подлинных центристских течения -радикализм и христианская демократия. Главными характеристиками центризма он называл приверженность демократии и диалогу, европейскому строительству, наднациональности, а также либерализму, социальному реформизму, предписывающему государству корректировать негативные последствия свободного рынка [Berstein, 1994, p. 20-22]. Эти характеристики отличали центризм как в период доминирования классических правых и левых политических культур, своими истоками уходящих в эпоху Просвещения и Французской революции, так и в наше время, когда часто говорят о кризисе традиционной политической культуры [Les cultures politiques.., 2003, p. 377-414].
Причиной трудностей для центризма во Франции стала двухпартийная политическая система и формирование двух крупных партий-блоков - социалистов и правых, которые чередовались у власти. В рамках этой системы центристские политические партии и движения были обречены либо на интеграцию в эти блоки, либо на независимое, но маргинальное существование при крайне слабом представительстве в Национальном собрании. Однако в начале XXI в. ухудшение социально-экономической ситуации в стране и кризис доверия к традиционным политическим институтам и политике в целом, особенно усилившийся в период президентства Франсуа Олланда, продемонстрировали пределы двухпартийной системы. В январе 2017 г. 70% французов были не удовлетворены функционированием демократии, 88 - в разной степени не доверяли политическим партиям, 63 - не доверили бы ни правым, ни левым управлять страной, 60% отмечали ухудшение
и деградацию социально-экономической ситуации в стране. В то же время только 18% французов позиционировали себя как левые и 24% как правые, что, в свою очередь, давало шанс росту как центристских, так и крайних настроений [Les grandes tendances.., 2017]. В итоге центризм получил новый исторический шанс, что проявилось в неожиданном взлете движения Эмманюэля Макрона «Вперед!» Усилил свои позиции один из авторитетных лидеров центризма Франсуа Байру. Лидер партии «Демократическое движение» не поддержал ни правых, ни левых кандидатов и вступил в альянс с Макроном в период избирательной кампании 2017 г. В этом плане новый центристский проект, нацеленный на изменение французского общества и реформирование институтов, остается актуальным.
Центристы нацелены на реформирование политических институтов, и это не случайно. Конституция Пятой республики предполагает доминирование института президентской власти, опирающегося на широкую поддержку избирателей. По мысли основателя республики Шарля де Голля, утвердить власть президента можно было лишь с помощью мажоритарной системы, которая заставила бы избирателей сделать выбор между двумя блоками -правым и левым. Итогом такой конструкции становилось формирование президентского большинства, что давало большие возможности главе государства проводить собственную политику. В такой системе места центризму как альтернативному проекту не было и быть не могло. Поэтому центристы были обречены выбирать между нахождением во власти или в оппозиции, что способствовало появлению на свет правительственного и оппозиционного центризма. Одновременно они внесли в свою программу требование введения пропорциональной системы и повышения роли Национального собрания в политической жизни страны.
Первые десятилетия существования Пятой республики французский центризм, по сути, представляли христианские демократы, наследники партии Народно-республиканское движение (МРП) - «Центр Демократия и Прогресс» Жака Дюамеля и «Демократический центр» Жана Леканюэ, и либералы - «независимые республиканцы» Валери Жискар д'Эстена, а также расколовшиеся
на две группировки радикалы1. В первое время после создания Пятой республики казалось, что в голлистской биполярной логике места центризму не будет. Попытка партии МРП включиться в ан-тиголлистскую оппозицию обернулась ее крахом на парламентских выборах 1962 г. Спустя несколько месяцев потерпел поражение проект Гастона Деффера, предусматривавший объединение центристов и левых в рамках Федерации демократических и социалистических левых сил. Центр продолжал оставаться расколотым, но в то же время востребованным избирателями. Несмотря на плюрализм центристских партий, кандидатура Алена Поэра на президентских выборах в 1969 г. позволила центризму остаться важным элементом политической системы. В 1974 г. центризм одержал победу на досрочных президентских выборах. Президентом был избран Жискар д'Эстен.
В 1970-е годы на смену христианской демократии и радикализму пришел жискардизм, ставший центристской силой. Жискару д'Эстену в период его президентства (1974-1981) удалось фактически сделать невозможное: благодаря трансформациям и перегруппировкам он объединил большую часть центристов вокруг либерально-центристской федерации - Союза за французскую демократию (СФД), куда вошли «Независимые республиканцы» (с 1977 г. - Республиканская партия), христианские демократы (Центр социальных демократов) и правые радикалы. В период президентства Франсуа Миттерана (1981-1995) СФД стал одной из главных партий правой оппозиции, хотя и не лишенной внутренних противоречий. Его представители приняли участие в первом опыте сосуществования (1986-1988) и поддержали центристскую кандидатуру Раймона Барра на президентских выборах 1988 г. В этот период центризм выступал как «третья сила», балансирующая между правыми и левыми, как пункт притяжения колеблющегося электората, как фактор объединения вокруг республиканских ценностей [Furet et al.., 1988, p. 110-111].
1 В момент заключения союза с ФСП и ФКП в 1972 г. Партия радикалов раскололась, из нее выделилась Партия левых радикалов.
140
В конце XX в. произошла реструктуризация французского политического пространства, отмеченного распадом СФД, объединением умеренных правых и центристов, формированием объединенных левых, ростом Национального фронта (НФ), закатом радикалов и коммунистов. Эти перемены затронули сферы, связанные с партийным строительством, идеями, лидерами, политической стратегией.
Поддержка центристами голлистской кандидатуры Эдуара Балладюра на президентских выборах 1995 г. (который проиграл в первом туре выборов, уступив Жаку Шираку и Лионелю Жоспену) стоила им единства и стала отправным моментом драматичных изменений. Центр оказался зажатым между правыми, консолидировавшимися вокруг Ширака, и объединенными левыми, вставшими на путь отвоевания власти. Его политическое влияние сократилось. По сути, он оказался сгруппированным вокруг осколков СФД и христианских демократов. С этого момента до наших дней судьба французского центризма неразрывно связана с именем Франсуа Байру.
В конце 1990-х Байру удалось провести реформу СФД, устранив конкуренцию со стороны «либерального полюса» («Либеральная демократия» Алена Мадлена в 1998 г. вышла из конфедерации) и закрепить позиции христианской демократии («Демократическая сила» - бывший ЦСД - была полностью интегрирована в структуру СФД). Сам Байру был избран главой «Нового СФД» (это название использовалось до 2002 г., когда произошло возвращение к прежнему названию - СФД). Новая партия отвергла идею альянсов с голлистским Объединением в поддержку республики (ОПР) и осудила сотрудничество с праворадикальным Национальным фронтом, выдвинув лозунг «независимости центра». Она провозгласила приверженность углублению европейской интеграции, верность ценностям гуманизма и социального государства. В этот период родилась важная идея, которая будет реализована в течение последующих лет: создание умеренной, консервативной, социальной и проевропейской центристской партии. Байру взял курс на централизацию аппарата и процесса принятия решений. Ему удалось преодолеть сопротивление местных нотаблей, усилить
влияние активистов в федерациях и ввести более строгий контроль над деятельностью своих депутатов [Fretel, 2014, p. 140-141; L'Histoire de l'UDF.., 2013, p. 108-109]. Кроме того, Байру снова вернулся к антиголлистской линии, характерной для христианской демократии в 1960-1970-е годы, что проявилось в период европейских выборов 1999 г., когда он сформировал собственный список, набравший 9,3% голосов избирателей [Dolez, 1999, p. 663, 667]. Байру стал депутатом Европейского парламента, а второй номер списка партии - Николь Фонтен стала его председателем.
В феврале 2002 г. состоялся съезд правых и центристов в Тулузе, который должен был реализовать на практике создание единой умеренной правой партии. Байру заявил о своем отказе в нее вступать, рассчитывая на распад правого и левого блоков, хотя и выразил готовность поддержать Ширака в случае его выхода во второй тур президентских выборов. Тогда же он представил пункты своей программы: принятие Европейской конституции, проведение «подлинной децентрализации», введение «четкой налоговой системы для всех», дебюрократизация. Байру апеллировал к тому, что границы между правыми и левыми более не существует и надо возродить деголлевскую стратегию надпартийного объединения [L'Histoire de l'UDF.., 2013, p. 162]. В рамках этой стратегии СФД предпочел независимое политическое существование и отказался войти в Союз за народное движение (СНД), образованный в 2002 г. на основе предвыборного объединения партий, поддержавших кандидатуру Ширака. Более того, Байру выставил свою кандидатуру на президентских выборах 2002 г., хотя набрал в ходе первого тура лишь 6,84% голосов.
Парламентские выборы, состоявшиеся в июне 2002 г., закрепили триумф «республиканского союза» Ширака и СНД. В этих условиях СФД пережил новый период расколов и «диссидентств». По итогам выборов СФД удалось провести в Национальное собрание 29 депутатов. Около 50 депутатов, ранее состоявших во фракции СФД, перешли на сторону СНД [Le vote de tous.., 2003, р. 307, 309]. Среди них были Жак Барро, Филипп Дуст-Блази, Пьер Мень-ери. «Исход» депутатов был вызван организационной слабостью центра, сопротивлением со стороны партийных нотаблей навязы-
ванию руководством партии строгой партийной дисциплины и отсутствием личной преданности Байру [Бге1е1, 2014, р. 171-172]. СФД был вынужден подтвердить верность новому правому большинству, сохранив за собой право критики.
Последующий период с 2002 по 2007 г. был крайне важен для центра и Байру, поскольку в эти годы вырабатывалась новая политическая стратегия, извлекались уроки из политических ошибок прошлого, звучали заявления об оригинальности предлагаемых идей и, самое главное, велась линия на восстановление позиций политического центра. В годы президентства Ширака СФД подвергал частой, но конструктивной критике политику президента, продолжая отстаивать идеи, близкие по духу социальному либерализму и христианской демократии. Партия активно поддержала идею ратификации Европейской конституции и призвала к положительному ответу на референдуме, подчеркивая, что отрицательное голосование ослабит позиции Франции в институтах объединенной Европы. В преддверии президентских и парламентских выборов 2007 г. Байру персонализирует свою стратегию. Объявляя о выдвижении своей кандидатуры, он призвал к «мирной революции» и апеллировал к историческим параллелям - Генриху IV, который примирил католиков и протестантов и положил конец религиозным войнам, и де Голлю, который как глава Временного правительства после окончания войны управлял совместно с коммунистами, социалистами и центром, а в 1958 г. - снова с социалистами и центром.
Каковы были общие контуры предложений Байру для французских избирателей? Прежде всего, он считал необходимым осуществить разрыв с существовавшей практикой функционирования государственных институтов: наделить парламент большими полномочиями, в том числе контролирующими деятельность правительства, укрепить независимость судебной власти и Конституционного совета, реформировать избирательную систему, снизить роль бюрократии. Из наследия христианской демократии Байру заимствовал идею «социальной республики» и социальной демократии, гарантирующей социальные права гражданам, практическую реализацию равенства шансов и расцвета личности, солидар-
ность. Еще одним важным аспектом программы стала идея «светскости», опиравшаяся на гуманистические моральные нормы и республиканские ценности, которую он противопоставил религиозному экстремизму. Во внешней политике Байру декларировал свою приверженность многополярному миру, основанному на равновесии и «взаимоуважающих» системах (Европейский союз, Средиземноморский союз и т.п.), углублению европейской интеграции и реформам институтов ЕС [Bayrou, 2007].
Амбиции Байру подпитывались социологическими опросами. Если в июне-декабре 2006 г. намерения голосовать за него колебались от 6 до 9%, то в последнем перед выборами опросе 20 апреля давали 16-20% [Le vote de rupture.., 2008, p. 179]. Политолог Николя Соже объясняет рост популярности Байру двумя факторами: его критикой политической системы и слабостью образа кандидата социалистов Сеголен Руаяль, что дало ему возможность привлечь голоса левых [Sauger, 2007, p. 447]. Согласно опросам, в апреле 2007 г. 59% избирателей находили Ф. Байру «честным», 57 - считали, что он хочет изменить положение дел, 53 - что он понимает проблемы людей, 46 - что он имеет задатки президента и только у 22% он вызывал неуверенность и беспокойство [Le vote de rupture.., 2008, p. 180]. Во многом этот интерес был связан со сменой поколений, в том числе и среди политической элиты.
На президентских выборах 2007 г. Байру показал свой лучший результат: 18,6% (около 7 млн) голосов избирателей. Он, хотя и не прошел во второй тур выборов, стал арбитром ситуации (в первом туре Николя Саркози получил 31% голосов, Руайяль - 25,1%). Его успех в первом туре выборов можно объяснить как притягательностью его программы для определенных слоев населения, так и нежеланием избирателей голосовать за Саркози и Руайяль. Кроме того, Байру делал недвусмысленные реверансы в сторону левоцентристских избирателей. Между двумя турами он принял «личное» решение не голосовать за Саркози. Но второй тур выборов 6 мая 2007 г. закончился победой Саркози, набравшего 53% голосов [Chevallier et al., 2012, p. 546-547].
В последующие дни после выборов Байру попытался консолидировать своих сторонников. СФД был преобразован в новую
политическую структуру - «Демократическое движение» (МоДем, от фр. Mouvement démocrate), которое объединило сторонников Байру и группу его поддержки во время президентских выборов. МоДем задумывался как федерация партий, открытая левому и правому центру. Но очередная трансформация снова далась ценой раскола и новой фронды нотаблей. Часть депутатов СФД присоединилась к Саркози. В федерациях партии были также озабочены сохранением союза с СНД в избирательных округах. В итоге несогласные во главе с Эрве Мореном создали свою партию «Новый центр» [Rioux, 2011, p. 245].
На парламентских выборах 10 и 17 июня 2007 г. голлистская партия СНД добилась абсолютного большинства (314 депутатских кресел из 577), тогда как деморализованные неудачей своего кандидата социалисты получили только 185 мест. МоДем установил «центристский рекорд», выставив 535 кандидатов в 577 округах, но собрал 7,6% (1 981 107) голосов избирателей и получил только 4 депутатских мандата, тогда как «Новый центр» имел успех с 22 депутатами, хотя и набрал лишь 2,04% голосов1. Только треть «президентского» электората Байру осталась ему верна. Электорат Ф. Байру был молодым (40% в возрасте 18-34 лет), образованным (45% с дипломами высшей школы), «народным» и без ярко выраженной религиозности (только 7% регулярно практикующих католиков и 52% непрактикующих). Среди избирателей Байру было больше женщин (53%), чем мужчин (47%). Голосование за Байру представляло типичную электоральную карту современного центризма: запад страны, Эльзас, юго-восток Центрального массива, часть юго-запада (департаменты Атлантические Пиренеи, Верхние Пиренеи, Жер) [Le vote de rupture.., 2008, p. 188].
В 2012 г. Байру начал новую избирательную кампанию, опубликовав предвыборный манифест «Солидарная Франция». Его расчет был, по всей видимости, на то, что он снова сыграет роль арбитра между правым и левым лагерем, как это было в 2007 г. Однако перед первым туром ситуация стала меняться в неблагопри-
1 Это стало возможно благодаря особенностям французской избирательной системы.
ятную для Байру сторону. Многие центристские политики предпочли связать свою судьбу с одним из двух противоборствующих лагерей (как, например, лидер Радикальной партии Жан-Луи Бор-лоо или возглавлявший «Новый центр» Морен, бывшие министрами в правительстве Саркози). Более того, избирательная кампания испытала серьезное давление со стороны Национального фронта и крайне левых, которым симпатизировала часть протестного электората. Сказались также радикализация тона избирательных кампаний Саркози и Олланда, влияние последствий глобального финансового кризиса, популистские обещания Олланда. К этому центристы оказались не готовы.
По результатам первого тура президентских выборов, состоявшегося 22 апреля 2012 г., лидировал Олланд с 28,6% голосов, Байру оказался на пятом месте с 9,13% [Résultats présidentiels.., 2012]. Байру снова не сумел собрать социологически и политически «гибридный» центристский электорат, что было залогом его успеха в 2007 г. Между двумя турами Байру принял решение голосовать во втором туре за Олланда во имя «национального единства». Призыв Байру вызвал кризис в рядах МоДем. Активисты движения открыто выразили несогласие с его тактикой, что ударило по популярности партии. Во втором туре президентских выборов 2012 г. победу одержал Олланд (51,64% голосов). На парламентских выборах 10 и 17 июня 2012 г. по инициативе Байру был создан блок «Центр за Францию». Но итоги выборов обернулись настоящей катастрофой для МоДем: 1,76% (486 тыс.) проголосовавших избирателей и только два депутатских мандата (Ж. Лассаль и Т. Робер). Сам Байру потерпел поражение, проиграв кандидату-социалисту в своем округе [Chevallier et al., 2012, р. 588-589, 596].
Центристы снова оказались перед серьезным выбором. Бывший глава ЦСД Меньери предлагал пойти на сотрудничество с левыми, сохранив центристскую автономию, как это имело место в 1988 г. [Guénolé, 2013, p. 365]. В целом же МоДем мог выбирать между двумя вариантами политической стратегии: 1) продолжение прежней линии, нацеленной на улучшение образа центризма, продвижение стратегии «третьего пути» и объединение идеи социальной демократии и социального либерализма на почве гуманиз-
ма, что подразумевало сохранение разделения общества на правых и левых и существование центра, создающего коалиции на основе политического консенсуса; 2) объединение мелких партий и клубов, отдельных политиков, что предполагало растворение МоДем в более широком центристском объединении с различными политическими традициями и возрождение некоего аналога СФД; в этом случае христианско-демократический центр был бы поглощен правым центром с более либеральным и консервативным видением общества, стал бы более близким СНД [Fretel, 2014, p. 167-168]. В результате были использованы оба варианта стратегии. МоДем сохранил свою автономию, но оказался тесно связанным политическими комбинациями с другими центристскими партиями, а через них - с СНД.
21 октября 2012 г. глава Партии радикалов Борлоо объявил о создании новой организации - Союза демократов и независимых (от фр. Union des démocrates et indépendants - ЮДИ) как наследника СФД, но со стратегией коалиции с СНД.
В 2014 г. Байру при поддержке СНД был избран мэром По, а также президентом региона По-Пиренеи. При этом он заявил о готовности поддержать мэра Бордо голлиста Алена Жюппе, если тот будет кандидатом на президентских выборах 2017 г. [Germain, Galiero, 2014]. Таким образом, лидер МоДем выбрал вариант стратегического сближения с СНД, рассчитывая воспользоваться тяжелым моментом, который переживала правоцентристская партия после поражения, и укрепить позиции собственной партии.
В 2015 г. во Франции проходили региональные выборы. В период избирательной кампании МоДем снова выбрал стратегию альянса с правыми. Он подчеркивал, что его партия, претендующая на статус «независимого центра», в ходе региональных выборов создаст общий список с правоцентристами, которые к тому времени были переименованы в «Республиканцев». Политический альянс создавался, чтобы «отвергнуть развал страны» и призвать электорат к «санкционному голосованию» против Олланда [Roger, 2015]. В декабре 2015 г. прошли региональные выборы в Советы регионов, в 12 из 13 регионов Франции «Республиканцы», МоДем и ЮДИ сформировали общие списки.
В первом туре 6 декабря 2015 г. списки социалистов получили 5 млн голосов (23,1%), «Республиканцы» во главе с Саркози -5,8 млн избирателей (28,6%). Главным победителем стал НФ, который поддержали 6 млн избирателей (27,7%). Успех крайне правых вызвал серьезную обеспокоенность среди социалистов и «Республиканцев», которые приложили усилия, чтобы не допустить окончательной победы Национального фронта. Во втором туре 13 декабря левые партии получили 40,7% голосов, «Республиканцы» и центристы собрали 29,29%, НФ - 27,5% [Résultats des élections..,
2015]. Крайне правым не удалось, как на департаментских выборах в марте 2015 г., получить большинство и председательство ни в одном регионе. К осени 2016 г. во Франции началась подготовка к президентским выборам. В ноябре проходили первичные выборы у «Республиканцев». В этой ситуации предпочтения центристов оказались разными: от призыва к бойкотированию выборов - с этой идеей вначале выступил лидер «Нового центра» Морен - до поддержки отдельных кандидатов от правых - Байру поддержал Жюппе. Несмотря на популярность среди французов, Байру остался в этот раз «невостребованным» на роль кандидата в президенты. Журнал «Пуэн» опубликовал результаты опросов, из которых было видно, что избиратели не рассматривают больше Байру как «хорошего президента»: 54% опрошенных имели «плохое мнение» о лидере МоДем (43% «скорее плохое» мнение и 11% «очень плохое») против 45%, имевших о нем «хорошее мнение» (3% «очень хорошее» и 42% «скорее хорошее»). Ему больше симпатизировали левые избиратели (54%), нежели правые (39%). Накануне выборов Байру выглядел изолированным кандидатом, хотя по популярности опережал других центристов - Борлоо, Морена и Жака-Кристофа Ла-гарда. Согласно опросам, 83% избирателей против 17% не желали снова видеть его кандидатом на президентских выборах [François Bayrou, pas un «bon président».., 2016; Présidentielle: Souhaitez-vous..,
2016].
Первый тур первичных выборов среди правых, состоявшийся 20 ноября 2016 г., опрокинул расчеты центристов. Саркози оказался на третьем месте (20,7% голосов), тогда как Франсуа Фийон неожиданно набрал 44,1% голосов, опередив Жюппе (28,6%). Перед вто-
рым туром мнения центристов вновь разделились. Морен заявил о своей поддержке Фийона, тогда как Лагард и Байру поддерживали Жюппе. Накануне второго тура Байру назвал программу Фийона «опасной для чередования партий во власти», отмечая, что Жюппе «еще может выиграть». При этом он подчеркивал, что является «абсолютно свободным в своем выборе» и что он сделает его «в зависимости от национальных интересов» [François Bayrou juge.., 2016]. В результате первичных выборов Фийон одержал победу, набрав 66,5% голосов, и стал официальным кандидатом на президентские выборы от партии «Республиканцы».
В декабре президент Ф. Олланд отказался быть снова кандидатом на президентских выборах, что открыло дорогу другим возможным кандидатам. Социалисты рассчитывали на раскол центра, который бы помешал кандидату «Республиканцев» занять первое или второе место в первом туре президентских выборов 2017 г. Не исключался также вариант с выходом во второй тур кандидата-социалиста и лидера НФ М. Ле Пен, что повторило бы сценарий выборов 2002 г. Непростая ситуация давала повод части центристов заявить о своих амбициях, не связанных с Фийоном. В конце ноября случился бунт в Союзе демократов и независимых, когда 130 молодых активистов призвали к поддержке Макрона [Pietralunga, 2016].
В январе проходили первичные выборы в Социалистической партии. Официальным кандидатом стал Бенуа Амон. Байру держал паузу, предпринимая контакты как с левыми, так и с правыми. Он неоднократно заявлял о «взаимном уважении», опасности раскола и готовности к переговорам. Ситуацию резко изменил скандал вокруг кандидатуры Фийона, окрещенный прессой «Пенелопа-гейт». В феврале Байру призвал Фийона снять свою кандидатуру с выборов. Несмотря на сильную критику, Фийон объявил о намерении продолжить борьбу за пост президента. Эти обстоятельства заставили Байру и других центристов сделать окончательный выбор.
В начале марта 2017 г. Лагард после долгих колебаний от имени ЮДИ выразил поддержку Фийону как кандидату правых и центра во имя «объединения», заключив электоральное соглашение с «Республиканцами» [Goar, Roger, 2017]. Несколькими днями
ранее, 22 февраля, Байру, отказавшись от выдвижения своей кандидатуры, предложил предвыборный альянс Макрону. Были сформулированы четыре условия: «подлинное чередование политических партий у власти», принятие «закона о морализации политической жизни»; повышение оплаты труда; введение пропорциональной системы на парламентских выборах. Макрон поддержал эту инициативу, заявив, что «альянс, предложенный Байру, основан на ценностях и идеях» и что он «вписывается полностью в стремление к обновлению и объединению» [Berdah, 2016]. В новом политическом контексте стала актуальной идея центристов по объединению правого и левого центра, который в 2017 г., как казалось, обрел единого кандидата. Байру оказался единственным центристским политиком, с кем Макрон заключил предвыборное соглашение. В свою очередь Байру помог Макрону консолидировать центристов в рамках его движения «Вперед, Франция!»
Предвыборная кампания показала правильность расчета Байру на поддержку Макрона, популярность которого в глазах избирателей быстро росла. По итогам первого тура президентских выборов лидерами оказались Макрон (он набрал 23,75% голосов) и Ле Пен (21,53%). В течение следующего дня почти все крупные французские политики, включая Фийона и Амона, призвали голосовать за Макрона во втором туре. Центрист Лагард, заявив, что остается верен предвыборному соглашению с «Республиканцами», тем не менее призвал во втором туре также проголосовать за Мак-рона [Pas de négociations.., 2017]. Байру в выступлении по телевидению отметил, что «президентские выборы никогда не выигрывались заранее», что «разлом» Франции является «глубоким», что программа Ле Пен, особенно в европейском вопросе, «является для каждого француза большой угрозой» [«Fin d'un cycle».., 2017]. Во втором туре президентских выборов победу одержал Макрон (66,10% голосов).
По итогам президентских выборов центр оказался впервые за долгое время в столь благоприятной ситуации. Три представителя МоДем - Байру, Мариэль де Сарнез и Сильви Гулар получили министерские посты в правительстве Эдуара Филиппа, сформированном сразу после президентских выборов. Причем, именно Бай-
ру как министру юстиции было поручено претворить в жизнь один из пунктов его предвыборного соглашения с Макроном - принятие закона о «морализации общественной жизни». Байру представил законопроект на обсуждение 1 июня. Однако здесь не обошлось без неприятного сюрприза. В конце июня в момент формирования второго правительства Филиппа представители МоДем вынуждены были уйти в отставку, оказавшись под прессом расследования о фиктивной занятости своих членов в Европейском парламенте. Тем не менее лидер МоДем заявил, что продолжит поддерживать Мак-рона, а его партия останется частью президентского большинства.
В середине мая движение Макрона «Вперед!» было преобразовано в блок «Вперед, Республика!» Генеральный секретарь движения Ришар Ферран заявил, что во всех 577 округах будут кандидаты от этого блока и что все союзные партии должны выступать под знаменем ВР. Единственным исключением стали кандидаты МоДем, сохранившие свою вывеску и избавленные от внутренней конкуренции. Однако Байру оказал серьезное давление в деле распределения инвеститур, добившись для своей партии 68 округов (вместо изначально планировавшихся 35, но меньше обещанных 120), хотя сам отказался от выдвижения своей кандидатуры [Législatives: François Bayrou.., 2017]. Это позволило его партии по итогам парламентских выборов, состоявшихся 11 и 18 июня 2017 г., получить представительство в Национальном собрании и сформировать собственную фракцию.
Избирательный цикл 2017 г. во Франции продемонстрировал востребованность идей центризма. Но по окончании выборов центристы, несмотря на успехи их стратегий на президентских и парламентских выборах, оказались на распутье. По-прежнему сохраняется вероятность их перегруппировки - от идеи создания сильной центристской партии (или блока, через слияние ЮДИ и МоДем) до полной интеграции в партию президента. Каков бы ни был сценарий, МоДем стоит перед выбором. Этот выбор, по всей видимости, может осложниться сменой поколений. Учитывая, что Байру не выставлял своей кандидатуры на парламентских выборах, а также лишился поста министра, остается неясной его будущая роль во французской политике. Вторая крупная фигура в МоДем -
де Сарнез, которая вслед за Байру ушла с поста министра, не смогла стать главой фракции МоДем из-за упомянутого расследования -им стал Марк Фено.
Наконец, остается неопределенным отношение со стороны Макрона и его сторонников к центристам, после того как они содействовали его победе. Президентская партия обладает в парламенте большинством голосов, что дает ей возможность при голосовании законопроектов обходиться без поддержки центристов. Иными словами, во Франции возникла в 2017 г. ситуация, когда президентское большинство, сформировавшееся вокруг Макрона, стало доминирующей силой на политической сцене, оттеснив на обочину союзников-центристов. Поэтому для них важным представляется не только сохранить свои структуры (МоДем или ЮДИ), но и добиться от Макрона реализации хотя бы части выдвинутых ими требований. Во время чрезвычайной сессии Национального собрания 3 июля 2017 г. Фено от имени фракции МоДем подчеркнул, что центральный вопрос для демократической политической жизни, «вопрос о справедливом представительстве всех политических сил в наших собраниях, о пропорциональной системы, которая гарантировала бы французам наиболее справедливое и наиболее уравновешенное представительство, поставлен» [Congrès du Parlement.., 2017]. В целом перспективы долгосрочного союза центристов и Макрона будут зависеть от политической конъюнктуры и взаимной потребности, но в немалой степени и от успехов или неудач реализации предвыборных обещаний нового президента.
Список литературы
Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. - М.: Международные отношения, 2011. - 320 с.
Франция на пороге перемен: Экономика и политика в начале XXI века / Отв. ред.: А.В. Кузнецов, М.В. Клинова, А.К. Кудрявцев, П.П. Тимофеев. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 285 с.
Bayrou F. Au nom du Tiers-Etat. - P.: Hachette, 2006. - 254 p.
Bayrou F. La France solidaire. - P.: Plon, 2012. - 160 p.
Bayrou F. Projet d'espoir. - P.: Plon, 2007. - 193 p.
Bayrou F. Résolution française. - P.: Ed. de l'Observatoire, 2017. - 326 p.
Berdah A. La fin des aventures présidentielles de François Bayrou // Le Figaro. - 2016. - 22.02. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/elections/ presidentielles /2017/02/22/35003-20170222ARTFIG00352-la-fin-des-aventures-presidentielles-de-francois-bayrou.php (Дата обращения - 23.02.2017).
Berstein S. Le centre à la recherche de sa culture politique / / Vingtième siècle. - P., 1994. - N 44, Oct.-déc. - P. 19-24.
Chevallier J.-J., Carcassone G., Duhamel O. La Ve République: 1952-2012: Histoire des institutions et des régimes politiques en France. - P.: Dalloz, 2012. -660 p.
Congrès du Parlement. XVe législature. Compte rendu intégral. Séance du lundi 03 juillet 2017. - Mode of access: http://www.assemblee-nationale.fr/15/cri/congres/20174001.asp#P980766 (Дата обращения -04.07.2017).
Dolez B. La liste Bayrou ou la résirgence du courant démocrate-chrétien // Revue française de science politique. - P., 1999. - N 4-5. - P. 663-674.
«Fin d'un cycle», «scores inédits», «reconstruction»: Les réactions des politiques // Le Monde. - 2017. - 24.04. - Mode of access: http://www.lemon de.fr/election-presidentielle-2017/article/2017/04/24/fin-d-un-cycle-scores-ine dits-reconstruction-les-reactions-des-politiques_5116468_4854003.html (Дата обращения - 30.04.2017).
François Bayrou juge le programme de François Fillon «dangereux» // Le Monde. - 2016. - 22.11. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/ article/2016/11/22/francois-bayrou-juge-le-programme-de-francois-fillon-dangereux_5035890_4854003.html (Дата обращения -22.11.2016).
François Bayrou, pas un «bon président» pour sept Français sur dix // Le Point. - 2016. - 25.09. - Mode of access: http://www.lepoint.fr/politique/ francois-bayrou-pas-un-bon-president-pour-sept-francais-sur-dix-25-09-2016-2071150_20.php#xtmc=francois-bayrou&xtnp=31&xtcr=304 (Дата обращения -25.04.2017).
Fressoz F. Front républicain: François Bayrou se démarque de Nicolas Sarkozy //Le Monde. - 2015. - 03.12. - Mode of access:http://www. lemonde.fr/elections-regionales-2015/article/2015/12/03/front-republicain-francois-bayrou-se-demarque-de-nicolas-sarkozy_4822637_4640869.html (Дата обращения - 10.09.2016).
Fretel J. Un centre sans gravité // Les partis politiques en France/ Sous la dir. de P. Delwit. - Bruxelles: Éd. de l'Université de Bruxelles, 2014. - P. 167185.
Furet F., Julliard J., Rosanvallon P. La République du centre. La fin de l'exception française. - P.: Calmann-Lévy, 1988. - 182 p.
Germain E., Galiero E. Juppé candidat: Bayrou approuve, l'UMP ne s'emballe pas // Le Figaro. - 2014. - 20.08. - Mode of access: http://www. lefigaro.fr/politique/2014/08/20/01002-20140820ARTFIG00149-juppe-candidat-bayrou-approuve-l-ump-ne-s-emballe-pas.php (Дата обращения - 10.09.2016).
Goar M., Roger P. L'UDI se rabiboche avec Fillon au prix d'un accord électoral // Le Monde. - 2017. - 08.03. - Mode of access: http://www. lemon de.fr/election-presidentielle-2017/article/2017/03/08/l-udi-se-rabiboche-avec-fillon-au-prix-d-un-accord-electoral_5091120_4854003.html (Дата обращения -30.04.2017).
Guénolé Th. Les centres en France. Idéologie et incarnations contemporaines du centre. Thèse de doctorat. - P.: IEP, 2013. - 405 p.
La Charte des valeurs // Mouvement Démocrate [сайт]. - Mode of access: http://mouvementdemocrate.fr/media/PDF/charte_des_valeurs.pdf (Дата обращения - 10.08.2016).
Législatives: François Bayrou ne décolère pas // Le Figaro. - 2017. -12.05. - С. 191-204. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/elections/legisla tives/2017/05/12/38001-20170512ARTFIG00221-bayrou-et-macron-se-rencon trent-apres-une-passe-d-armes-sur-les-legislatives.php (Дата обращения -17.05.2017).
Les cultures politiques en France / Sous la dir. de S. Berstein. - P.: Éditions du Seuil, 2003. - 440 p.
Les grandes tendances de la confiance depuis 2009. Baromètre de la confiance politique. - 2017. - Vague 8, Janvier. - Mode of access: http: // www.cevipof.com/fr/le-barometre-de-la-confiance-politique-du-cevipof/resul tats-1/vague8/ (Дата обращения - 07.07.2017).
Le vote normal. Les élections présidentielle et législatives d'avril-juin 2012/ Sous la dir. de P. Perrineau. - P.: Presses de la FNSP, 2013. - 429 p.
Le vote de rupture. Les élections présidentielle et législatives d'avril-juin 2007 / Sous la dir. de P. Perrineau. - P.: Presses de la FNSP, 2008. - 359 p.
Le vote de tous les refus. Les élections présidentielle et législatives de 2002 / Sous la dir. de P. Perrineau et C. Ysmal. - P.: Presses de la FNSP, 2003. -444 p.
L'Histoire de l'UDF. L'Union pour la démocratie française 1978-2007 / Sous la dir. de Richard G., Guillaume S., Sirinelli J.-F. - Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2013. - 196 р.
Mestre A. Bayrou et Borloo lancent leur «alternative» // Le Monde. -2013. - 04.11. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/politique/article/ 2013/11/04/bayrou-et-borloo-lancent-leur-alternative_3507547_823448.html (Дата обращения - 10.09.2016).
Pas de négociations entre l'UDI et Macron // Le Figaro. - 2017. - 24.04. -Mode of access: http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2017/04/24/97001-20170424FILWWW00067-pas-de-negociations-entre-l-udi-et-macron.php (Дата обращения - 30.04.2017).
Pietralunga C. Emmanuel Macron lance une jffencive sur les centristes / / Le Monde. - 2016. - 29.11. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2017/ article/2016/11/29/emmanuel-macron-lance-une-offensi ve-sur-les-centristes_5039985_4854003.html (Дата обращения - 24.11.2017).
Présidentielle: Souhaitez-vous que François Bayrou se présente? // Le Figaro. - 2016. - 23.09. - Mode of access: http://www.lefigaro.fr/actualites/ 2016/09/23/01001-20160923QCMWWW00135-presidentielle-souhaitez-vous-que-francois-bayrou-se-presente.php (Дата обращения - 25.09.2016).
Résultats des élections régionales 2015 // Ministère de l'Intérieur [сайт]. -Mode of access:https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Regio nales/elecresult__regionales-2015/%28path%29/regionales-2015/FE.html (Дата обращения - 24.11.2017).
Résultats présidentiels 2012 - France // Le Monde. - Mode of access: http: //www.lemonde.fr/data/france/presidentielle-2012/ (Дата обращения -23.11.2017).
Rioux J.-P. Les centristes de Mirabeau à Bayrou. - P.: Fayard, 2011. -
314 p.
Roger P. Bayrou prône un «vote de sanction» contre Hollande // Le Monde. - 2015. - 28.09. - Mode of access: http://www.lemonde.fr/politique/ article/2015/09/28/bayrou-prone-un-vote-de-sanction-contre-hollande_ 4775007_823448.html (Дата обращения - 10.09.2016).
Sauger N. Le vote Bayrou. L'échec d'un succès / / Revue française de science politique. - P., 2007. - N 3. - P. 447-458.