Научная статья на тему 'Франк С.Л. Материалы и исследования: Редакционные рецензии. Переписка. Радиолекции. Вып. 1 / Под общ. ред. К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; подгот. текстов, коммент. и указ. Т.Н. Резвых, В.Е. Тихонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2024. 272 с.'

Франк С.Л. Материалы и исследования: Редакционные рецензии. Переписка. Радиолекции. Вып. 1 / Под общ. ред. К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; подгот. текстов, коммент. и указ. Т.Н. Резвых, В.Е. Тихонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2024. 272 с. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чернявцева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франк С.Л. Материалы и исследования: Редакционные рецензии. Переписка. Радиолекции. Вып. 1 / Под общ. ред. К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; подгот. текстов, коммент. и указ. Т.Н. Резвых, В.Е. Тихонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2024. 272 с.»

Новые книги

135

мысли. Помимо основного текста диссертации, том включает в себя и ряд других материалов, к ней относящихся: автореферат (с. 491-512), набросок вступительного слова (с. 513-515), а также выдержки из стенограммы защиты диссертации (с. 516-525).

Мария Чернявцева

Франк С.Л. Материалы и исследования: Редакционные рецензии. Переписка. Радиолекции. Вып. 1 /

Под общ. ред. К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; подгот. текстов, коммент. и указ.

Т.Н. Резвых, В.Е. Тихонов. М.: Изд-во ПСТГУ, 2024. 272 с.

Как отмечают сами авторы-составители (К.М. Антонов, Т.Н. Резвых) в предисловии, книга задумывалась как некоторое дополнение, созданное для «упорядочивания» процесса издания Полного собрания сочинений Семёна Людвиговича Франка - собрания, с 2018 г. выходящего в издательстве ПСТГУ.

В первый том вошли архивные материалы времён деятельности С.Л. Франка в журнале «Русская мысль»: его отзывы на рукописи, поступившие в редакцию (с. 30-196), письма к Ал.Н. Чеботаревской (с. 197-202), а также цикл лекций на радио BBC (с. 214-271).

Соответственно, тематически рассматриваемый том «Материалов» можно разделить на три обширных блока. В первый блок можно включить отзывы на поступавшие в редакцию материалы - самого Франка, а также А.С. Изгоева и П.Б. Струве. Непосредственно перед отзывами размещены обстоятельная статья Т.Н. Резвых и предисловие публикаторов. Из статьи можно узнать подробности о жизни «Русской мысли»: о том, кто публиковался в журнале, какие задачи журнала редактор и работники считали основными и чем порой можно было пожертвовать для выполнения этих задач. Хотя редакция журнала придерживалась аполитичных воззрений и принимала даже идейных оппонентов (например, Н.М. Минского), случались и отказы в публикациях. Благодаря статье мы можем узнать их причины, да и в целом -о критериях отбора материала (в частности, литературного). К слову, несмотря на кажущуюся на первый взгляд «вспомогательность», сами отзывы интересны как отдельный вид литературы: в них упомянутые философы честно и живо реагируют на присылаемые материалы, формулируя в примечаниях и ответах собственную точку зрения. Это делает чтение отзывов особо увлекательным. Во втором блоке «размещены» переписка Франка с Ал.Н. Чеботаревской, не менее интересные в своей открытости. Стоит отметить, что и отзывы на материалы, и переписка относятся к 1913-1917 гг. и, таким образом, оказываются связаны с 4-м томом Полного собрания сочинений, в который вошли статьи и рецензии 1911-1916 гг.

В третьем же блоке - прочитанный на радио BBC полный цикл лекций «Живая Европа». В своём анализе отношений России и Европы Франк особенно подчёркивает концепцию национального мессианизма, глубоко укоренённого в русском мышлении. Однако, по мнению Франка, данный мессианизм является «призрачной маской национального эгоизма» и даже формой «идолопоклонства» (с. 254). Тем не менее Франк не разрывает, но стремится укоренить связь России и Европы. Его размышления об отношениях Востока (России) и Запада (Европы) укладываются в логику разделения церквей. Восток, пишет Франк, «должен учиться у Запада христианской активности, христианскому формированию нравственно-правовой культуры, в чём Запад его без сомнения превосходит; Запад должен обогащаться, знакомясь с хранимой в восточном христианстве Иоанновской традицией непосредственной близости Бога, укоренения в Боге интимной духовной жизни» (с. 255). Отдельное

136

Критика и библиография

внимание уделяется месту Германии: «Германия, не только вследствие своего географического положения, но и по всей своей истории и духовному устроению есть посредник, естественное связующее звено между европейским Востоком и Западом» (с. 256). Философ также обнаруживает черты родства русского духа с немецким, коренящиеся как в исторических перипетиях, так и в мировоззренческих аспектах. Особенно важным здесь представляется идея взаимосвязи немецкой мистики, являющейся «решающей для немецкого духа» (с. 204), с русской религиозной мыслью.

Знакомство со всем перечисленным выше оказывается возможным в первую очередь благодаря кропотливым сбору и вычитке автографов, проведённых публикаторами, - стоит отметить их внимание к деталям и стремление к достоверной передаче оригинального материала, отражённое в многочисленных постраничных примечаниях. Само издание предполагается как ежегодное. Публикуемые в издании тексты редакторы-составители планируют и дальше сопровождать обстоятельными текстологическими комментариями: этот факт может быть особенно ценен для специалистов в области истории русской философии и всех неравнодушных к философии С.Л. Франка и его деятельности в целом.

Мария Чернявцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.