Научная статья на тему 'Франчайзинговая форма продвижения инноваций российских вузов на образовательном рынке'

Франчайзинговая форма продвижения инноваций российских вузов на образовательном рынке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Нина Тимофеевна, Журавский Юрий Арсеньевич

Проанализированы актуальность и перспективы развития франчайзинга в российской образовательной системе, показан контент этого процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising as the form of innovation education cervices conducting in russian market

The actuality and perspectives of education franchising in Russian educational system are analyzed. The content of it is shown.

Текст научной работы на тему «Франчайзинговая форма продвижения инноваций российских вузов на образовательном рынке»

УДК 378.018.4

Н.Т. Журавская, Ю.А. Журавский

ФРАНЧАЙЗИНГОВАЯ ФОРМА ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИЙ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РЫНКЕ

Проанализированы актуальность и перспективы развития франчайзинга в российской образовательной системе, показан контент этого процесса.

Сегодня развитие вуза находится в зависимости от тенденций, складывающихся на рынке труда, на котором формируется потребность в специалистах с высшим образованием. Основной тенденцией развития того сегмента российского рынка труда, на котором представлены специалисты с высшим образованием, является перенос акцента с проблем производства образовательных услуг на удовлетворение нужд и потребностей потребителей. В этой связи в качестве перспективного направления рыночной инновационной деятельности в высшем образовании выступает франчайзинг.

Франчайзинг в образовании можно представить как совместную деятельность учебных заведений по формированию предложения, производству, оказанию и продвижению образовательных и сопутствующих им услуг и продуктов на рынке. При этом услуги должны соответствовать лицензиям образовательных учреждений на право образовательной деятельности и образовательной франшизе. Франшизой является комплекс исключительных прав по реализации образовательных услуг под фирменным наименованием, торговой маркой и товарным знаком франчайзера на определенных условиях.

В образовательную франшизу могут быть включены правила формирования контингента абитуриентов, принципы организации приема обучающихся, организации учебного процесса (передачи, усвоения и контроля знаний), учебно-методическая литература, видеокурсы, мультимедийные курсы, система оценок, формы и порядок проведения промежуточной аттестации.

Сущность образовательного франчайзинга заключается в том, что между учебными заведениями (франчайзером и франчайзи) заключается договор, в котором оговариваются все основные условия сотрудничества, финансовые особенности инновационной образовательной деятельности. Обучение учащихся, зачисленных в качестве слушателей, и студентов вуза-франчайзи проводится по учебным планам и программам франчайзера с участием допущенных франчайзером к учебным занятиям тьюторов.

Франчайзер представляет собой вуз, осуществляющий административную, учебно-методическую, информационную, техническую и правовую координацию образовательных структур - франчайзи. Франчайзер организует учебный процесс; формирует, лицензирует и проводит аккредитацию образовательных программ; издает учебные материалы; ведет научнометодическую работу, подготовку преподавателей, тьюторов, их аттестацию; проводит регистрацию студентов, слушателей; ведет административное сопровождение, промежуточную и итоговую аттестацию, а также осуществляет выдачу документов об образовании.

Образовательными центрами - франчайзи могут быть самостоятельные образовательные учреждения, такие как вузы, колледжи (как правило, в регионах), заключившие договор франчайзинга с головным вузом - франчайзером. Региональные учебные центры на базе местных учебных заведений курируют все вопросы, касающиеся набора слушателей в регионе по программам франчайзера, обеспечения и организации учебного процесса, взаимодействия со слушателями и государственными образовательными организациями, а также местной администрацией. По поручению франчайзера они принимают оплату за обучение, заявления и другие регистрационные документы от студентов, пересылают их франчайзеру в указанные сроки, организуют проведение тьюториалов и консультаций для студентов. Также совместно с франчайзером региональные образовательные организации - франчайзи ведут научно-методическую работу, участвуют в подготовке преподавателей и тьюторов, организуют их аттестацию.

К особенностям образовательного франчайзинга как формы выхода вуза-инноватора на рынок услуг высшего образования мы относим следующие:

- от вуза-франчайзера образовательным организациям - франчайзи (как правило, вузам и колледжам) передаются опробованная система обучения, апробированные в образовательном процессе и положительно оцениваемые рынком инновации;

- сторонами франчайзинга используются только официальные, терминологически единые юридические соглашения и организационно-финансовые договоренности;

- франчайзером устанавливаются единые стандарты вузовской подготовки специалистов в вузах-франчайзи, используются единые образовательные программы, производится контроль над качеством их исполнения;

- в рамках инновационного франчайзингового взаимодействия высших учебных заведений неизбежно осуществляется проведение совместных систематических программ по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава;

- в случае включения во франчайзинговые взаимоотношения учебных заведений среднего профессионального образования (главным образом колледжей) происходит включение в их учебные планы университетских предметов, с четкой ориентацией на высшее университетское образование;

- возможность использования средств расширения и распространения доступа к высшему университетскому образованию, прямого взаимодействия университетов, колледжей и школ в соответствии с образовательными потребностями региона;

- акцент на гарантии качества курса, признании его статуса и академической полноценности, гибкость в составлении расписания и способов преподавания с учетом интересов студентов;

- сближение высшего и послевузовского образования, что дает большие возможности совершенствования для студентов и предоставляет более широкое финансирование.

Активное развитие образовательного франчайзинга за рубежом оказывает влияние не только на форму и объем рыночных услуг высшего образования,

но и на его географию. Он обеспечивает доступность к высшему образованию в тех частях страны, где оно было ранее недоступно. Например, программа развития высшей школы в Восточной Англии обеспечивает сельские области Суффолка и Норфолка франчайзинговыми программами высшего образования. Таким образом, во всех частях страны франчайзинг предлагает ры-ночно востребованную услугу высшего образования «на дому», путем использования образовательного потенциала тех учебных заведений, которые расположены в месте продажи образовательной услуги, то есть месте проживания обучаемых. Колледжи и вузы - франчайзи выступают исполнителями франчайзинговых программ подготовки кадров с высшим образованием, что отвечает местным требованиям и финансовым возможностям многих студентов.

Комитеты по академическому контролю многих зарубежных университетов разработали правила и указания по гарантированию качества для обеспечения франчайзинговых операций. Так, например, в помощь европейским вузам, предлагающим свои образовательные продукты, создана и активно действует международная организация GATE (Global Alliance for Transnational Education). Эта организация занимается аккредитацией и контролем качества образовательных услуг, предоставляемых вузами и их агентами за пределами своих стран. При использовании франчайзинговых соглашений следует получить подтверждение возможности вуза-партнера предоставить услуги требуемого качества, а также иметь систему его постоянного контроля. Поэтому с целью учета зарубежного опыта для обеспечения высокого качества услуг высшего образования, предоставляемых вузом-франчайзером через учебные заведения-франчайзи, необходимо уделять особое внимание отбору последних.

Российский путь развития образовательного франчайзинга связан с его симбиозом с дистанционными образовательными технологиями. Он направлен на реализацию главного условия, определяющего рыночную привлекательность франчайзинга как направления использования рыночных возможностей образовательных инноваций - социальной доступности (независимо от места работы и проживания, от социально-экономических проблем) для значительной части населения качественного («столичного») профессионального образования.

В этой связи перспективной представляется адаптация уже существующих отечественных образовательных продуктов и услуг для франчайзинга и реализация отечественных образовательных программ в регионах России.

Организация такой инновационной формы образовательной деятельности, как франчайзинг, должна включать в себя следующее:

Во-первых, занятия по отдельным курсам учебного заведения-франчайзи, который соответствует учебной программе франчайзера, должны проводить профессора-тьюторы. После изучения каждого отдельного курса обучаемые сдают экзамен тьютору, который засчитывается как сданный экзамен у франчайзера. В конечном счете после выполнения учебного плана на основе сданных в установленном франчайзером порядке экзаменов слушателю, обучающемуся у франчайзи, выдается документ об образовании франчайзера. То

есть в рамках образовательного франчайзинга гарантию качества курса предоставляет франчайзер, выступая экспертом и контролером в этой области.

Во-вторых, преподаватели головного вуза-франчайзера, которые являются владельцами исключительных прав на авторские инновационные программы и технологии, могут продвигать их на новые сегменты образовательного рынка (то есть там, где действуют вузы или колледжи-франчайзи). Такая передача авторских прав может быть осуществлена с различной полнотой в разных ситуациях. Полная передача прав подразумевает право зачислять студентов для обучения по какой-либо программе, оценивать их знания, принимать экзамены и выдавать документы о соответствующей квалификации. Частичная передача подразумевает переуступку авторами - разработчиками инновационных программ и педагогических технологий части прав: например, реклама программы и ее продвижение на рынок, привлечение студентов или преподавателей и пр. Благодаря этим соглашениям региональные учебные заведения, даже не получив полного права доступа к авторским образовательным инновациям, сконцентрированным в головном вузе, способны предложить учащимся более широкий спектр высококлассных программ, которые они сами не были бы способны разработать.

В-третьих, наиболее перспективными формами инновационной деятельности вуза в рамках образовательного франчайзинга нам видятся кейс- и сетевая образовательные технологии дистанционного плана.

При обучении по модели «кейс-технологии» обучающиеся могут зачисляться в число студентов либо в вузе-франчайзере, либо в ближайшем к его месту жительства учебном заведении-франчайзи. Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебного курса, оформленного в виде их авторских учебных пособий. Процесс обучения начинается вводным однодневным семинаром, проводимым на территории учебного заведения-франчайзи по соответствующему учебному курсу. Очные консультации тьютора проходят с периодичностью один раз в неделю. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с тьютором при помощи телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения каждого из разделов учебно-практического пособия студенты должны самостоятельно выполнить тренировочные задания для самопроверки и комплексное задание в виде теста. Процесс обучения заканчивается итоговым однодневным семинаром, проводимым учебным заведением-франчайзи. Экзамен проводится в традиционной для высшей школы письменной или устной форме с оформлением экзаменационного листа, подписываемого учащимся и тьютором.

В свою очередь, сетевая технология предполагает обучение с использованием сети Интернет. Желающий обучаться должен оформить представленные в электронном виде документы и отправить их в вуз-франчайзер посредством электронной почты, одновременно пересылая оригинальные документы по почте или вручая их лично. После прохождения всех вступительных испытаний и оплаты обучения слушатель получает пароль для санкционированного доступа к сетевой электронной библиотеке и закрепляется за опреде-

ленным тьютором для индивидуальных консультаций, сдачи промежуточных тестов и экзамена.

В-четвертых, руководствуясь государственными образовательными стан -дартами, принципами непрерывного профессионального образования и модульности учебных планов, образовательное учреждение-франчайзи может предоставлять комплекс услуг образования по следующим программам:

- высшего профессионального образования (подготовка бакалавров и специалистов с высшим образованием) - в рамках образовательной франшизы;

- профессиональной подготовки и переподготовки специалистов на базе среднего профессионального образования;

- дополнительного профессионального образования (начальной профессиональной подготовки и лицейского класса).

Таким образом, организация обучения в учебном заведении-франчайзи включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов сетевой электронной библиотеки, выполнение контрольных заданий и консультации по электронной почте. По окончании изучения всех разделов курса учащийся допускается к экзамену. Главное же отличие обучения в рамках франчайзинга с использованием Интернет от дистанционного Интернет-образования в чистом виде в том, что обучающийся согласовывает с головным вузом-франчайзером вуз или колледж-франчайзи, в котором будут созданы условия для сдачи экзамена и идентификации для этого студентов. Все это способно значительно повысить рыночную привлекательность образовательных инноваций и создать условия для их скорейшего внедрения в российскую высшую школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.