ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
К юбилею ИДО УлГТУ
Н. Н. БЕЛУХИНА
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
Посвящена 10-летнему юбилею ИДО УлГТУ. Рассматриваются этапы становления дистанционного образования (высшего, среднего, профессионального, дополнительного, переподготовки специалистов) в Ульяновской области, а также за её пределами.
Ключевые слова: образование дистанционное, вуз, франчайзи, франчайзер, Ульяновская область, образовательные услуги.
Конец XX века был охарактеризован актив- 71 место в России; по покупательной способно-
ньши преобразованиями в теории и практике сти населения - 54 место в стране. Коэффициент
российского образования, явившимися продол- соотношения потребительских расходов и по-
жением не менее значимых преобразований в требительской корзины составляет 2,02 (уровень
социально-экономическом развитии страны. соотношения в г. Москва 5,8).
Значительно ускорился процесс устаревания Анализ расходов на образование в расчёте на
профессиональных навыков, к моменту оконча- душу населения свидетельствует, что и по этому
ния вуза знания студента уже нуждались в об- важнейшему показателю социального развития
новлении. В этот период дистанционное образо- область занимала последнее место среди регионов
вание утверждается как одно из ключевых на- ПФО. По состоянию на декабрь 2005 года по срав-
правлений в педагогической теории и практике. нению с 2004 годом общая численность работни-
Оно предоставляет гражданам возможность для ков образования сократилась на 1827 человек [3].
индивидуального развития на протяжении всей Важнейшим индикатором состояния эконо-
жизни, при свободном выборе места, времени, мики региона является ситуация, сложившаяся
технологий обучения и сохранении социальной на рынке труда. По уровню снижения официаль-
мобильности. но регистрируемой безработицы область зани-
К 1999 году в России был накоплен немалый мает последнее место в ПФО.
опыт в области дистанционного образования на В условиях многолетней экономической стаг-
уровне его региональных систем и моделей. Не- ^ нации и безработицы, усугубляющихся относи-обходимо отметить, что в каждом регионе для тельной узостью и неэффективным иснользова-
воспроизводства трудового потенциала форми- нием собственных источников экономического
руется своя система образования, обладающая роста, у населения актуализировались погребно-
определённой спецификой в зависимости от сти в получении образования, дающего конку-
экономической и демографической ситуации. рентное преимущество на рынке труда. Но не-
Экономика Ульяновской области в конце достаточное бюджетное финансирование обра-
прошлого - начале нынешнего века характери- зовательных учреждений не позволяло увели-
зуется более низким, чем в других субъектах чить пропускную способность системы образо-
Приволжского федерального округа (ПФО), ин- вания региона, и, как следствие, в ней появилась
дексом физического объёма валового региональ- инновационная ветвь - дистанционное образоного продукта. Он составил 102,3%, по округу - вание. В регион пришёл ряд ведущих россий-
104%; по величине прожиточного минимума ских образовательных учреждений, реализую-
Ульяновская область занимает 20 место в ПФО; щих дистанционные технологии. Их некоорди-
по величине среднемесячной заработной платы - нируемая деятельность привела к массовому
дублированию программ учреждений дистанци-
------------------- онного образования и снижению эффективности.
© Белухина Н. Н., 2009 Часть из них свернула работу, другие так и
остановились в своём развитии на статусе регионального представительства. И только деятельность, начавшаяся в Ульяновском государственном техническом университете в содружестве с МЭСИ, положила начало полноценной и вполне жизнеспособной региональной системе дистанционного образования.
В пору становления ИДО УлГТУ прежние устоявшиеся отношения в образовательном пространстве пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими и культурными условиями, что привело к развитию неустойчивости, появлению образовательных новаций, накоплению множества различных образовательных программ. Возникающее в этот период многообразие в способах, подходах, решениях насущных образовательных задач, применительно к новым условиям, является, по существу, моментом поиска в системе таких состояний структуры, которые были бы адекватны новым условиям её существования. Кроме того, именно так система откликается на появившееся многообразие социально-экономических и культурных отношений в обществе и становится способной включить его в содержание образования.
В 1997 году ГОУ ВПО УлГТУ заключил договор о совместной деятельности с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, который одним из первых в стране стал практиковать дистанционное образование на основе франчайзинга [4].
В договоре образовательного франчайзинга УлГТУ- МЭСИ были определены основные условия совместной деятельности. Франчайзер (МЭСИ) взял на себя роль координатора учебнометодической, информационной, администра-
тивной и правовой деятельности франчаизи (УлГТУ). Организация учебного процесса для зачисленных в качестве слушателей заведения-франчайзера жителей г. Ульяновска осуществлялась по учебным планам и программам франчайзера через тьюторов, прошедших сертификацию МЭСИ. После окончания учебного процесса, на основе сданных в установленном франчайзером порядке экзаменов, слушателю, обучавшемуся у франчайзи, выдавался документ об образовании столичного вуза. Гарантом качества образования выступал франчайзер, проводящий лицензирование и аккредитацию своих образовательных программ, издание и рассылку франчайзи учебных материалов, ведение научно-методической работы, аттестацию тьюторов.
Региональное представительство МЭСИ, созданное на базе ГОУ ВПО УлГТУ, обеспечи-
вало взаимодействие с государственными образовательными организациями и местной администрацией, проводило набор слушателей для обучения по программам франчайзера, обеспечивало организацию учебного процесса, от имени франчайзера принимало заявления, регистрационные документы, оплату за обучение от слушателей и пересылало их франчайзеру. В первый год были зачислены всего 8 слушателей МЭСИ, спустя восемь лет их стало 1501 чел. Для франчайзи было выгодно ассоциировать себя с известным, имеющим хорошую репутацию столичным образовательным учреждением, качественным обучением, новыми образовательными технологиями. Это давало возможность быстрого собственного роста.
Сотрудничество с ведущим столичным вузом позволило с первых дней говорить об эффективности дистанционного образования - его полноценном развитии в ГОУ ВПО УлГТУ. На смену привычному заочному обучению пришла новая форма. Если раньше студент-заочник постигал азы знаний самостоятельно, с помощью учебников, а задать вопросы преподавателям мог только два или три раза в год (в зависимости от количества сессий), то человек, обучающийся дистанционно в ГОУ ВПО УлГТУ, получил постоянный контакт с педагогами и контроль над получением знаний.
Традиционно этап рождения характеризуется значительными затратами, связанными с подготовкой к деятельности. Но УлГТУ получил учебно-методическую, научную, техническую и консультативную корпоративную поддержку франчайзера. Используя уже получившие признание имя и опыт МЭСИ, франчайзи затратил
^ • , ,* •> * I
меньше усилий, чем при самостоятельном создании образовательного учреждения. Так, посредством вливания ГОУ ВПО УлГТУ в интегрированную систему франчайзера, получила рождение система дистанционного образования региона.
Надо отметить, что дистанционное образование на базе УлГТУ развивалось не только «вширь», но и «вглубь». В 1998 году в состав системы дистанционного образования вошла Бизнес-школа «Карьера», а в 1999 году Колледж экономики и информатики (КЭИ УлГТУ). Студенты колледжа получили возможность овладеть средним специальным образованием в кратчайшие сроки: за 10 месяцев или за 1 год 10 месяцев. А после окончания колледжа, имея статус специалиста среднего звена и обладая определённой суммой знаний, практических навыков и умений по выбранной специальности, продолжить обучение в вузе по сокращённой программе.
С 10 февраля 1999 года в составе Ульяновского государственного технического университета на правах факультета начинает функционировать Институт дистанционного образования (ИДО) (Приказ по УлГТУ №67а). Новое структурное подразделение УлГТУ было создано в рамках реализации научно-технической программы «Создание системы открытого образования» и Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». ИДО УлГТУ смог организовать самостоятельную реализацию образовательных программ дистанционного образования [1].
На этом этапе, как и на первом, ещё происходило естественное новообразование в системе в виде новых образовательных программ по специальностям: финансы, государственное и муниципальное управление, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Но к 2001 году сложилась структура системы дистанционного образования, которая включала УлГТУ, филиалы УлГТУ в городах Ульяновск (Институт авиационных технологий и управления), Димитровград (Димит-ровградский институт технологии, управления и дизайна), Барыш (Барышский колледж), школы, профессиональные училища и техникумы в районных центрах области: в Вешкайме, Инзе, Майне, Новоспасском, Радищеве, Сенгилее и в селе Салмановка Ульяновского района.
Появились новые формы отношений между субъектами образовательного пространства, не предусмотренные в проекте развития системы: Ульяновский комплекс открытого образования. Такие эффекты в реализации проекта, являясь признаком сформировавшихся источников саморазвития в системе, потребовали особого отношения к себе со стороны системы управления. Новообразования стали играть важную роль в реализации проекта как необходимый этап развития или найденная самой системой и единственно возможная форма организации образовательного пространства, в рамках которой возможно достижение образовательных целей проекта.
На этом же этапе происходило качественное изменение окружающей микро- и макросреды, как субъекта образовательного пространства, её отчуждение, как системы отношений между субъектами образовательного пространства, и превращение её самой в субъект образовательного пространства. В этот момент в исследуемой нами системе происходило формирование, становление целей её развития и саморазвития. Именно в этот критический период возникла
круговая причинность в системе (обратная связь). Цели стали выступать в качестве системообразующих факторов развития системы. Среда начала активно детерминировать поведение элементов региональной системы дистанционного образования в соответствии с поставленными целями. Именно на втором этапе развития система показала себя эффективной и работоспособной. К концу 2004 года сеть представительств ИДО УлГТУ охватила почти всю Ульяновскую область: на карте региона отмечены 20 пунктов. В сентябре 2004 года было открыто Представительство УлГТУ в городе Канаш Чувашской Республики.
На этапе зрелости развития системы дистанционного образования в регионе радикальные процессные инновации привели к появлению кардинально новых образовательных услуг. К 2005 году создана и успешно функционирует структура, которая занимается предоставлением услуг по получению высшего, среднего профессионального, дополнительного образования, переподготовки специалистов в Ульяновской области, других регионах России. Вхождение системы дистанционного образования в период зрелости характеризуется высоким уровнем конкуренции и перепадами в объёмах оказываемых образовательных услуг. Во избежание негативных последствий в системе постоянно, самопроизвольно идут процессы, направленные на минимизацию затрат на поддержание её структуры и выполнение ею функций. По И. Пригожину, критерием эволюции открытых систем является экономичность их функционирования, поэтому по мере развития системы происходит спонтанное повышение меры её упорядоченности. При этом в качестве управленческого решения важно сохранить определённую степень многообразия, демократичности в системе, чтобы избежать критич-ч ности в упорядоченности системы образовательного пространства, которая может стать фактором, сдерживающим развитие, и быстро привести к кризисным явлениям. Сохранение демократичности в системе, энтропии (как меры неупорядоченности в системе) позволит сохранить потенциал развития и выход её за собственные пределы, к переходу на новый этап развития [2].
Сохранение многообразия в деятельности ИДО УлГТУ обеспечивает сохранение темпов его инновационной деятельности, соответствующих темпам изменения социальных условий. Позволяет реализовывать свою миссию по предоставлению образовательных услуг на протяжении всей жизни по месту жительства или работы на основе смены образовательной парадигмы «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горбоконенко, А. Д. Ульяновская система повышения квалификации / А. Д. Горбоконенко, Ю. В. Исаев. - Ульяновск.: УлГТУ, 2007. - 82 с.
2. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Приго-жин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 384 с.
3. Сравнительные характеристики показателей уровня жизни населения Самарской области и других субъектов РФ (по данным Всероссийского центра уровня жизни за 11 квартал 2007 г.)
/ [Электронный ресурс] Режим доступа ЬПрі/Лулуу/. medlan.samara.ru/info/stat/stat05.shtml
4. Тихомиров, В. П. Принципы образовательного франчайзинга / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, А. С. Семёнова // Материалы Шестой международной конференции по ДО. - М. : МЭСИ, 1998.-С. 472-486.
Белухина Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент УлГПУ им. И. Н. Ульянова.