ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент А.В. Ахинян, магистрант А.Е. Мартиросян, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10333
Аннотация. В статье проанализирован франчайзинг как инструмент развития предприятий сферы услуг, рассмотрены стратегии его реализации, выделены преимущества данного формата ведения бизнеса. Приводится краткий обзор особенностей организации бизнеса в отдельных отраслях сферы услуг на базе франчайзинга. Обоснована эффективность использования франчайзинга в условиях дефицита финансирования основного и оборотного капитала компаний в России как для франчайзинговой компании, так и для приобретателей франшизы.
Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, сфера услуг, инновации, экономика.
Развитие сферы услуг в условиях жесткой конкуренции требует использования современных инструментов, таких как франчайзинг. На данный момент франчайзинг является прогрессивной и эффективной формой ведения бизнеса, так как дает возможность быстро внедрять новые идеи в бизнес-процессы. Поэтому ее изучение как инструмента развития сферы услуг является актуальным. Принято считать, что франчайзинговые компании - это в основном малый бизнес, однако технология франчайзинга все чаще используется относительно крупными компаниями, которые в условиях недостатка инвестиций, вызванного оттоком иностранного капитала из России, используют франчайзинг как форму развития бизнеса. Так же франчайзинг обладает и другим преимуществом -он позволяет решить проблему снижения эффективности управления путем роста числа филиалов и подразделений. Выступая в качестве франчайзера, средние компании получают дополнительные филиалы без необходимости самоорганизации полного цикла их эксплуатации и обслуживания. В более глубоком понимании франчайзинг - это договорная форма бизнеса, при которой франчайзер - продавец франшизы, предоставляет независимому франчайзи - покупателю лицензию на использование торговой марки, систему управления бизнесом, продажу товаров и
услуг от ее имени, распространение продукции или услуг на определенной, ранее согласованной территории, при условии сохранения оригинальных технологий производства и внутренних операций.
Большинство крупных российских компании сталкиваются с множеством проблем при развитии сетевого бизнеса:
- нехватка собственных средств для эффективного развития;
- длительный и трудоемкий процесс получения кредита;
- сложность выхода на мировой рынок капитала.
В связи с этим, многие сетевые компании стали привлекать инвестиции юридических и физических лиц с помощью франчайзинга, как одного из способов привлечения финансирования.
В сфере услуг франчайзинг является успешной международной стратегией. Для повышения конкурентоспособности, предприятия сферы услуг используют конверсионный франчайзинг, когда предприятие присоединяется к франшизной сети соответствующего профиля, тем самым конкурирующие предприятия становятся партнерами [1].
Наиболее распространён сервисный франчайзинг, который используют организации общественного питания. Открываемое заведение идет под конкретной маркой соответствующей стандартам фирмен-
ного стиля, технологии обеспечивают соблюдение заданной технологии производства. Также такая стратегия предпочтительна для предприятий, оказывающих послепродажное сервисное обслуживание товара (магазины техники, имеющие диагностические центры). Франчайзинг позволяет делегировать процесс оказания сервисных услуг франшизодержателю.
Франчайзинг как вид экономической деятельности имеет следующую классификацию: распределительный (торговый); производственный; сервисный; конверсионный; коммерческая концессия (продавец передаёт покупателю за плату право на определённый вид бизнеса, используя уже готовую бизнес-модель); франчайзинг бизнес - формата (предоставление полного пакета исключительных прав, с использованием всей системы ведения).
Механизм развития франчайзинговой сети выглядит следующим образом. На основе определения регионов развития и стратегии управления персоналом разрабатывается территориальная стратегия, определяется соотношение собственных предприятий и держателей франшиз. Далее определяются критерии поиска покупателя франшизы, а также условия франшизы: срок действия договора, размер оказываемых франчайзи услуг и соотношение вступительного взноса и вознаграждения за использование франшизы.
Перед началом реализации стратегии осуществляются 2 этапа:
1) допроектный этап состоит в оценке готовности предприятия к внедрению стратегии франчайзинга. Ее осуществление должно основываться на изучении особенности отрасли. Для того, чтобы данная стратегия была эффективной, сервисное предприятие должно обладать следующими свойствами: положительная репутация, узнаваемость марки, стабильная доходность бизнеса, качественные бизнес-процессы и стандарты, высокий профессионализм сотрудников.
2) разработка системы предполагает формирование бизнес- франчайзинга. Сис-
тема характеризуется тремя видами взаимодействия франчайзера и франчайзи: субфранчайзинг и корпоративный франчайзинг. При субфранчайзинге главный франчайзи имеет право переуступить франшизу другим лицам. Корпоративный франчайзинг предполагает, что главный франчайзи руководит деятельностью не какой-то одной фирмой, а целой сетью фирм с использованием наемных менеджеров [3]. В отличие от субфранчайзера, функция основного франчайзи ограничивается открытием новых предприятий, в то время как субфранчайзер осуществляет обучение, поддержку и контроль франчай-зи.
Выделим основные стратегии развития компании на основе реализации франчайзинга и цели, преследуемые компанией при реализации различных стратегий (табл. 1).
Стратегия «заманивание» направлена на увеличение числа покупателей франшизы, при помощи низкого первоначального вклада для достижения максимальной прибыли от высоких обязательных платежей.
Стратегия «тиражирование успеха» представляет собой не высокий уровень обязательных платежей и вступительного взноса. Стратегия эффективна, если она не предполагает отбора покупателей франшизы, долгого обучения, а затем тщательного контроля над ними. Результативность этой стратегии проявляется, если нет необходимости жесткого выбора, длительного обучения и детального контроля над их деятельностью.
Стратегия «плата за бренд» обладает низким уровнем обязательных платежей и высоким первоначальным взносом, применяется при высокой репутации франчайзера.
Стратегия «снятие сливок» имеет высокий вступительный взнос и высокие обязательные платежи. При этом, высока ценность брэнда и поддержка франчайзера. Это уменьшает количество потенциальных франчайзи.
Таблица 1. Цели реализации стратегий франчайзинга [2]
Наименование стратегии Цели реализации стратегии Область применения
Заманивание Максимально возможное увеличение количества торговых точек за минимальное время. Предприятиями общественного питания на начальном этапе создания сети
Тиражирование успеха Создание обширной сбытовой сети. Важно достичь экономии от масштабов, путем увеличения числа франчайзи достигается окупаемость затрат на разработку системы и управленческие расходы Предприятиями, предоставляющими массовые стандартизируемые услуги
Плата за бренд Дальнейшее развитие бренда Предприятиями, зарекомендовавшими себя среди клиентов, например, в индустрии красоты
Снятие сливок Увеличение сети с жестким контролем над соблюдением стандартов Предприятиями сферы коммерческой медицины, а также специализированных автоцентров обслуживающих вла-цельцев автомобилей класса люкс
Как известно, при франчайзинге передается право на использование брэнда, а при франчайзинге бизнес - формата, помимо бренда, передается технология ведения бизнеса [3]. Отдельным видом бизнес-формата франчайзинга выступает конверсионный франчайзинг. Его суть состоит в том, что работающее предприятие присоединяется к франшизной сети аналогичного или смежного профиля.
Следует учитывать, что на последних этапах производственного цикла продукта сервисные услуги выступают предпочтительной статьей дохода, поэтому использование франчайзинга является стратегически оправданным решением [4]. С его помощью предприятия, осуществляющие деятельность в сфере услуг, реализуют несколько преимуществ:
- расширение спектра предоставляемых услуг;
- разработка и реализация маркетинговых акций по продвижению услуг;
- коммерциализация интеллектуальной собственности, касающейся технологии;
- увеличение стоимости сервисной компании;
- оптимизация ключевых процессов, идущих в процессе оказания услуг;
- обретение конкурентных преиму-
ществ в издержках, сервисе и нормах обслуживания;
- расширение рынка услуг без дополнительных инвестиций.
Развитие франчайзинга в России способствует инновационному развитию компаний, внедрению новых технологий, расширению сферы услуг, появлению новых видов услуг и товаров, увеличению рабочих мест, повышению конкурентоспособности и качества услуг. Требования, предъявляемые франчайзером, способствуют развитию возможностей для предпринимателей, изменению профессиональных навыков и совершенствованию производства, что приводит к внедрению инноваций.
Франчайзинговые сети выступают в качестве каналов трансфера инноваций, в которых компания-франчайзер выступает разработчиком инноваций, а компания-франчайзи является их потребителем.
Таким образом, франчайзинг является ускорителем развития предприятий сферы услуг. Франчайзинг доказал свою эффективность во многих странах мира, поэтому данная форма ведения бизнеса может стать одним из эффективных инструментов инновационного развития предприятий малого и крупного бизнеса в России.
Библиографический список
1. Энциклопедия франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalance.com/top-consulting-franchises-845835 (дата обращения 15.12.2018)
2. Корин М. В. Франчайзинг в предпринимательской деятельности: дисс. канд. эконом. наук. - М.: Наука, 2012.
3. Франчайзи. Журнал для франчайзи о франшизах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.franchisee.su/obshchaya/slovar-franchayzi.php (дата обращения 15.12.2018)
4. Качканов В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2015: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2015.
FRANCHISING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SERVICES
E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor
A.V. Akhinyan, graduate student
A.E. Martirosyan, graduate student
Kuban state university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The article analyzes franchising as a tool for the development of enterprises in the service sector, considered the strategy of its implementation, highlighted the advantages of this format of business. A brief overview of the features of business organization in certain sectors of the service sector on the basis offranchising. The efficiency of using franchising in conditions of lack of financing of fixed and working capital of companies in Russia both for the franchising company and for the acquirers of the franchise is proved.
Keywords: franchising, franchise, service sector, innovation, economy.