В. В. Стаценко
ФРАГМЕНТ ГРУППОВОГО РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА (НА МАТЕРИАЛЕ СИНТАКСИСА)
Работа представлена кафедройрусского языка и методики начального обучения
Таганрогского государственного педагогического института. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор И. В. Голубева
Статья посвящена изучению синтаксической организации устной речи старших дошкольников; приведены данные анализа синтаксических конструкций в речи старших дошкольников, проиллюстрированные примерами конкретных высказываний.
The article studies the syntactic organisation of oral speech among senior preschool children. The data on the analysis of syntactic constructs in senior preschool children's speech are presented; these constructs are illustrated by examples of certain utterances.
В XX в. научная парадигма знаний сменилась с системоцентрической на антропоцентрическую, большее значение стало придаваться «человеческому фактору», что привело к «перемещению фокуса сосредоточения исследовательских усилий с проблем описания языковой структуры в область, центром которой становится человек говорящий»1 . Основная идея антропологического подхода в языкознании базируется на понимании, познании человека через познание языка.
Актуальность нашего исследования определена тем, что его проблематика на -ходится в русле формирующейся возрастной лингвистики и обусловлена значимостью изучения языковой личности в ее онтогенезе.
Целью нашего исследования является создание фрагментов речевого портрета возрастной и социальной разновидности коллективной языковой личности - воспитанника старшей и подготовительной групп современного дошкольного образовательного учреждения, в выявлении специфики синтаксической и текстовой организации его устной речи на основе качественного и количественного анализа.
Известно, что человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, усвоения правил построения единиц языка - словосочетаний и предложений, с употребления в речи этих синтаксических единиц.
В настоящее время учеными уже выяснено, что «синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную, сферу жизни»2. Лингвисты доказали, что «... именно с помощью синтаксических единиц осуществляется сам процесс коммуникации, причем в синтаксисе очень наглядно проявляются многие из тенденций, под влиянием которых формируются языковые единицы разных уровней»3.
Научную ценность, на наш взгляд, представляет изучение специфики синтаксиса и его основных единиц на материале детской речи, поэтому нами представлен фрагмент лингвистического описания синтаксиса речи старшего дошкольника.
Материалом для исследования послужили аудиозаписи устной речи воспитанников старших и подготовительных групп МДОУ д/с № 59, 25, 80 г. Таганрога, сделанные автором в различной обстановке. Аудиозаписи переписаны на бумагу. Эти записи представляют собой самостоятельные связные высказывания: «Сказка о Зайце и Зайчишке», «Мой любимый праздник», «Моя любимая игрушка», «О любимом животном», «Моя мамочка», «Весна пришла», «История по картинкам».
Устная речь (УР) старших дошкольников представлена 10 выборками. Все иссле-
дованные выборки имели равный объем -100 предикативных единиц.
С целью выяснения специфики представленности разнообразных нетипизиро-ванных синтаксических конструкций: простое предложение (ПП), простое осложненное предложение (ПОП), сложносочиненное предложение (ССП), сложноподчиненное предложение (СПП), бессоюзное сложное предложение (БСП) - в устной речи старшего дошкольника был проведен ка-чественно-количественный анализ употребления этих конструкций в названном виде речи. Результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1
Использование различных видов синтаксических построений в устной речи старших дошкольников
Номер Простое неосложненное Простое
выборки предложение осложненное предложение Сложное предложение
1 53 8 9
2 52 6 11
3 46 2 23
4 50 1 12
5 54 9 12
6 42 8 17
7 40 8 19
8 34 6 15
9 32 3 27
10 61 6 15
Сумма 464 57 160
В УР старшего дошкольника наблюдается преобладание употребления ПП, так как невозможность продумывания фраз до их проговаривания мешает широко использовать развернутые предложения. Прежде всего это проявляется в использовании коротких простых предложений, как бы нанизанных друг за другом. Например: Прыгал на полянке Зайчишка//Недруг встретил другого Зайчишку// А потом они подружились// И стали играть// И нашли пирожок/ к/ с повидлом//И были очень рады когда пришли домой// (Саша В.).
В ходе исследования отмечено достаточно частое употребление ПОП в УР старших дошкольников (8,4%). В качестве элементов, осложняющих структуру предло-
жения, в устной речи дети чаще используют однородные члены предложения (61,4% от общего объема конструкций, осложняющих структуру простого предложения). Например, Умылися/ пошли оделися/ пошли дальше гулять// (Алена К.).
Весьма распространенным случаем осложнения структуры простого предложения (14,03%) является обособление. Чаще используются обособленные приложения и обстоятельства места, причины и времени. Например: А потом/ на следующее утро/ они прибежали в лес// (Катя Б.).
Старшие дошкольники пытаются строить довольно сложные предложения с применением обособленных членов предложения в виде деепричастных оборотов. На-
Фрагмент группового речевого портрета старшего дошкольника (на материале синтаксиса)
пример, А девочка встала/ услышав его плач/ и сказала Зайчик/ почему ты плачешь (Ира К.); Они закрыли глаза/ и/не увидев себя стукнулись// (Вика Н.). К построению таких предложений побуждает, во-первых, необходимость распределить много разных взаимосвязанных предметных признаков и, во-вторых, относительная легкость такого соединения в готовой, стереотипной форме отдельного предложения.
Вводные слова, обращения и сравнительные обороты в незначительной мере используются для осложнения предложений: Ну конечно мамы не было// (Арина А.); У нее еще есть рыбка// ну как всегда зеркальце с расческой// (Соня П.); А потом/ он залез в трубу// ну как там в три поросенка там// (Антон П.).
Среди сложных предложений в речи старших дошкольников ведущую роль иг-
Таблица 2
Использование сложных предложений в устной речи старших дошкольников
Номер выборки ссп СПП БСП
1 5 2 2
2 7 4 —
3 13 9 1
4 5 3 4
5 2 1 9
6 8 8 1
7 11 7 1
8 4 6 5
9 12 10 5
10 6 7 2
Сумма 73 57 30
рают сложносочиненные предложения. Старшие дошкольники употребляют прежде всего предложения с соединительным и пояснительным значениями (34,38%). Например: Зайчик пошел пошел/ нашел там/ маленького-маленького лисенка/ игрушку/ и он его попробовал взять он мягкий/ пушистенький// и он ему нажал на ручку и он сказал/ я люблю тебя// (Вика К.); Потом им захотелось спатки и они пошли спатки// (Катя Б.)
Такие сложные мыслительные опера -ции, которые ярко выражают «идею» текста, требующие целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различий и сходства их признаков, а также синтеза этих признаков по их единству и взаимной связи, характерны для высокого уровня развития мышления старшего дошкольника.
Менее широко представлены в речи предложения, синтаксическая связь и смысловые отношения между частями которых
выражены с помощью противительных союзов: Поставила на окошко греться/ а Колобок/ упал/ и покатился по дорожке// (Надя 3.); И пошел// э-э// старший брат/ грибы собирать/ама/маленький братик ягоды собирать// (Диана С.).
Анализ СПП показал, что наиболее употребляемыми типами придаточных предложений являются придаточные обстоятельственные времени, причины, определительные, дополнительные. Например, Ну как-то раз/ когда они пошли морковку собирать вместе/ их заметила собачка// (Арина А.); Она не работает потому что/ у ее/ братику// (Настя В.); Да он меня послушал// я же хитрая могу и тебя съесть/ если ты меня не будешь слушаться// (Вика К.); И еще я обожаю тех котят/ которые меня любят// ^Родион С.); Я люблю/ чтобы мне дарили пода-арки/ (Катя Б.)
Таким образом, наблюдаются случаи использования старшими дошкольниками в речи предикативных и атрибутивных от-
37 1
ношений, что служит одним из показателей высокого уровня развития. Известно, что для обозначения предмета дети чаще используют в своей речи предикативные отношения, а взрослые - атрибутивные.
Особый интерес представляют многочленные СПП с однородным и неоднородным подчинением придаточных, однако их количество невелико (1,87% от общего количества сложных предложений). Например, И мне приятно/ когда сестричка/ маленькая ко мне обращается с уважением и/ когда мы с ней играем спокойно/ смотрим мулътики и/ (Диана С.); ну/я их так назвала потому что/ м-м/ когда мне их покупали/ мне сказали что одну зовут Аня а вторую Даша// (Таня А.).
Бессоюзные сложные предложения достаточно широко (18,75% от общего количества сложных предложений) представлены в речи старших дошкольников. Встречаются БСП с отношениями одновременности, последовательности, дополнительности, пояснения, причинно-следственными отношениями. Например, То есть летят вороны/ видят// мясо лежит/ (Соня П.); Ела собачка косточку/ прилетели вороны хотели у нее отобрать косточку// (Таня А.); Моя бабушка кондитер/ она делает торт// (Ира К.); И завтра у него день рождения/ купи ему подарок какой-нибудь// (Вика К.).
Следует отметить, что изученный материал содержит предложения с прямой речью. Расположение слов автора относительно прямой речи не отличается разнообразием. Как правило, прямая речь следует за словами автора: А потом Лиса по-
шла с ними и говорит/ сейчас я их скушаю/ ну/мне попадется же такой маленький Зайчик// (Катя Б.) Однако были отмечены единичные случаи употребления прямой речи до слов автора: Один Заяц сказал/ давай нажмем эту кнопку/ Давай/ ответил другой Заяц// (Саша Е.), а также случаи, высказываний, в которых слова автора разрывают прямую речь: / Мне страшный сон приснился/ говорит/ как хвастливый Зайка ме/ мне чуть ушки не отрезал// (Ира К.)
Это лишний раз свидетельствует о том, что наша спонтанная речь на первый взгляд «абсолютно вольная, субъективная, свободная, в действительности весьма жестко отработана даже в пределах свободных синтаксических структур, в весьма высокой степени автоматична»4.
На основе анализа функционирования основных типов синтаксических конструкций в устной речи может быть создан фрагмент группового речевого портрета стар -шего дошкольника.
Закономерности формирования языковой личности в онтогенезе устанавливаются на основании выявления специфики детской языковой картины мира и, соответственно, изучения речи ребенка. Результаты проведенного исследования подтверждают, что характер владения синтаксическими конструкциями отражает уровень речевого и общего интеллектуального разви -тия ребенка. В устной речи старших дошкольников преобладает употребление простых предложений и сложносочиненных предложений, что связано с возрастными особенностями мышления детей данного возраста.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Седов К. Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов, 1998. С. 4.
2 Шведова Н. Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М., 1996. С. 5.
3 Инфантова Г. Г. Экономия сегментных средств в синтаксисе современной русской разговор -ной речи: АДД. Л., 1975. С. 1.
4 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 179.