Научная статья на тему 'Fourth Ezra and Second Baruch. Reconstruction after the Fall / M. Henze, G. Boccaccini, J. M. Zurawski, eds. Leiden, 2013 (supplements to the Journal of the study of the Judaism; 164). 456 p'

Fourth Ezra and Second Baruch. Reconstruction after the Fall / M. Henze, G. Boccaccini, J. M. Zurawski, eds. Leiden, 2013 (supplements to the Journal of the study of the Judaism; 164). 456 p Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Fourth Ezra and Second Baruch. Reconstruction after the Fall / M. Henze, G. Boccaccini, J. M. Zurawski, eds. Leiden, 2013 (supplements to the Journal of the study of the Judaism; 164). 456 p»

Fourth Ezra and Second Baruch. Reconstruction after the Fall / M. Henze, G. Boccaccini, J. M. Zurawski, eds. Leiden, 2013 (Supplements to the Journal of the Study of the Judaism; 164). 456 p.

Данный сборник статей представляет собой публикацию докладов, подготовленных к проходившему 26—30 июня 2011 г. в Милане и его окрестностях Шестому Еноховскому семинару (Enoch Seminar). Еноховский семинар — крупнейшая современная ассоциация специалистов по иудейству периода Второго Храма, а его периодически проходящие конференции, также именуемые семинарами, являются научными форумами большой важности1. Шестой Еноховский семинар был посвящен двум памятникам иудейской письменности, по времени написания уже только условно относящимся к эпохе Второго Храма и к которым и распространенное именование «межзаветная литература» также может быть отнесено лишь с оговорками — как 4-я книга Ездры (далее — 4 Езд)2, так и 2-я книга Варуха (далее — 2 Вар)3 написаны после разрушения Храма и, соответственно, значительно позднее целого ряда — а может быть, и всех без исключения — новозаветных книг. Бесспорно, однако, эти две книги могут квалифицироваться как псевдоэпиграфические памятники иудейской апокалиптики. Как и ряд других текстов, относящихся к данной категории, 4 Езд и 2 Вар оказались «невостребованными» раввинистическим иудаизмом и сохранились лишь в выполненных христианами переводах. При этом судьба двух книг в христианской среде оказалась различной: если 4 Езд, благодаря древнему латинскому переводу и включению в состав Вульгаты, была всегда в поле зрения западных христиан4, то сохранившаяся в сирийском переводе 2 Вар постепенно забывалась, и открытие в 60-е гг. XIX в. в Амвросианской библиотеке рукописи, содержащей сирийский текст памятника, и его последующая публикация оказались подлинным воскрешением 2 Вар.

1 В 2009 г. Еноховский семинар разместил в Интернете онлайн-энциклопедию иудаизма Второго храма: www.4enoch.org. Сайт самого семинара: www.enochseminar.org

2 Четвертой книгой Ездры в современной науке именуются гл. 3—14 публикуемой в современных русских изданиях Библии Третьей книги Ездры. Гл. 1—2 и 15—16 к первоначальному тексту книги не принадлежат (см.: Ездры Третья Книга // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 81-92).

3 Вводную информацию о книге см.: Варух // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 701-702.

4 Более того, 4 Езд была впоследствии переведена с латинского на славянский язык и даже вошла в состав Синодального перевода Библии на русский язык.

Своеобразие обстоятельств происхождения и истории рецепции этих книг отражается и в проблематике их исследования, делая ее весьма многообразной. Это многообразие в полной мере представлено в рецензируемом сборнике. Он состоит из восьми частей. Первая часть, написанная соредактором издания Маттиасом Хенце, носит вводный характер и является обзором status quaestionis в области исследований 4 Езд и 2 Вар. Вторая часть посвящена взаимосвязям между 4 Езд, 2 Вар и иудейской литературой, относящейся ко времени до 70 г. Темой третьей части является феномен псевдоэпиграфии. Четвертая часть содержит работы, посвященные анализу тех или иных отрывков или образов 4 Езд и 2 Вар. В пятой части предметом рассмотрения оказывается социальный и исторический контекст двух книг. В шестой части рассматриваются взаимосвязи между 4 Езд, 2 Вар и ранним христианством, в седьмой — между 4 Езд, 2 Вар и иудейской литературой после 70 г. Наконец, тема восьмой части — история рецепции двух рассматриваемых иудейских апокалипсисов.

Входящие в состав сборника 20 статей в надлежащей мере отражают современное состояние исследований 4 Езд и 2 Вар. Круг представленных здесь авторов весьма репрезентативен. Среди них мы видим и признанных корифеев в области исследований межзаветной иудейской литературы и истории Джорджа Никельсбурга, Джона Коллинза, Лестера Граббе, Габриэле Боккаччини, и ученых «среднего поколения», и тех исследователей, которых еще можно отнести к категории молодых. Наряду с учеными, представляющими христианскую, хотя бы номинально, академическую среду, среди авторов сборника есть и представители иудаизма Девора Димант, Хинди Наджман, Даниэль Боярин. Что касается научных интересов авторов, то наряду с классическими исследователями межзаветного иудейства здесь мы видим ученых, основное внимание уделяющих Новому Завету (Адела Ярбро Коллинз) или раввинистическому иудаизму (Стивен Фраде).

Не имея возможности подробно характеризовать каждую представленную в сборнике статью, кратко остановимся лишь на некоторых. Прежде всего хотелось бы отметить интересный этюд руководителя Еноховского семинара Габриэле Боккаччини о порочности человеческой природы как предмете размышлений в рамках иудейской традиции в период Второго храма5. Автор сопоставляет здесь Первую книгу Еноха, книгу Юбилеев, послания ап. Павла и 4 Езд. Боккаччини констатирует наибольшую среди всех рассмотренных памятников приверженность 4 Езд Моисееву закону и характеризует богословие этой книги как «мощный и бескомпромиссный призыв к человеческий ответственности», который представляет собой «очевидную альтернативу Павлу»6.

Достойна внимания статья Лутца Дёринга о месте так называемого «Послания Варуха» (2 Вар 78—86) в общем контексте 2 Вар7. Поскольку эта часть книги в сирийской рукописной традиции во многих манускриптах засвидетельствована

5 Boccaccini G. The Evilness of Human Nature in 1 Enoch, Jubilees, Paul and 4 Ezra // Fourth Ezra and Second Baruch... P. 63—80.

6 «4 Ezra's strong and uncompromised appeal to human responsibility also offered a clear alternative to Paul» (Ibid. P. 79).

7 Doering L. The Epistle of Baruch and Its Role in 2 Baruch // Ibid. P. 151—173.

Fourth Ezra and SecondBaruch. Reconstruction after the Fall...

как отдельный памятник и к тому же четко выделяется в структурном отношении, в науке обсуждается вопрос о том, принадлежит ли «Послание» к первоначальному тексту книги и может ли считаться ее органической частью. Дёринг, с максимально возможной в рамках статьи тщательностью рассматривая этот вопрос, выявляет целый ряд тематических, идейных и структурных связей между «Посланием» и основным корпусом 2 Вар, делая вывод, что «Послание» является органичным элементом книги, представляя собой, в частности, ее резюме и превращая почерпнутое Варухом из откровения эзотерическое знание в экзотерическую коммуникацию.

Даниэль Боярин в своей статье8 выдвигает тезис о том, что «высокая христо-логия», подчеркивающая божественность Мессии, зарождается и формируется в чисто иудейской среде, начиная по крайней мере с книги Даниила, и это объясняет, каким образом множество иудеев в первоначальный период христианской проповеди могло уверовать в Иисуса как божественного Спасителя. В то же время, как отмечает Боярин, существовала и противоположная тенденция неприятия подобного рода включенных в сферу божественного фигур, которая была закреплена в раввинистическом иудаизме, что ученый демонстрирует на примере талмудического отрывка bSanh 38b.

Наконец, нельзя не обратить особого внимания на завершающие сборник статьи, посвященные истории рецепции 4 Езд и 2 Вар. В первой из них9 Карина Мартин Хоган рассматривает вопрос о включении латинского перевода 4 Езд в состав Вульгаты и приходит к выводу, что это включение вряд ли могло произойти по воле блж. Иеронима, который, судя по его сохранившимся отзывам, относился к этой книге отрицательно. Скорее это могло случиться в силу авторитета св. Амвросия Медиоланского, который очень любил 4 Езд и неоднократно ссылался на эту книгу в своих творениях. В последней статье сборника10 Лив Ингеборг Лид обращает внимание на то, что фрагменты 2 Вар сохранились в сирийских лекционариях, причем чтения из 2 Вар предполагались даже на Пасху. Исследовательница в связи с этим указывает на то, что данные фрагменты жили совершенно самостоятельной, независимой от памятника в целом жизнью, и их высокий литургический статус никоим образом не был связан с каноническим статусом 2 Вар как таковой (ср. отмеченную выше судьбу Послания Варуха).

Надо признать, что, как и большинство подобного рода сборников статей, данное издание не содержит публикаций, представляющих собой научный прорыв, открывающих новые горизонты или хотя бы знакомящих нас с новыми фактами. В основном здесь лишь констатируется положение дел в рассматриваемой научной области. Тем не менее этот сборник может быть чрезвычайно полезен в качестве введения в эту область для студентов, начинающих исследователей или просто интересующихся библеистикой «просвещенных дилетантов». К этому можно добавить, что в сознании современного православного русского чело-

8 Boyarin D. Enoch, Ezra, and the Jewishness of «High Christology» // Ibid. P. 337—361.

9 Hogan K. M. The Preservation of 4 Ezra in the Vulgate: Thanks to Ambrose, Not Jerome // Ibid. P. 381-402.

10 Lied L. I. Nachleben and Textual Identity: Variants and Variance in Reception History of 2 Baruch // Ibid. P. 403-428.

века — подчас даже богословски образованного — все еще существует досадная историко-литературная лакуна между Ветхим и Новым Заветом, из-за которой имеют хождение безосновательные, а иногда и прямо нелепые суждения об иудействе времен зарождения христианства. Эта лакуна должна быть заполнена, и в деле ее заполнения издания, подобные рецензируемому сборнику статей, могут сослужить хорошую службу.

Антон Сергеевич Небольсин (д-р богословия; ПСТГУ; gyula@mail.ru)

Anthropologie und Ethik im Frühjudentum und im Neuen Testament. Wechselseitige

Wahrnehmungen / M. Konradt, E. Schläpfer, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2014. XIX, 527 S.

По итогам IV Международного симпозиума по библеистике, прошедшего в Гей-дельберге в 2012 г., в свет вышел сборник докладов, сделанных в рамках проекта «Иудео-эллинистический корпус Нового Завета» («Corpus Judaeo-Hellenisticum Novi Testamenti», далее — CJHNT). Симпозиум был посвящен апокрифам и псевдоэпиграфам в сопоставлении с Новым Заветом одновременно с антропологической и этической точек зрения, исходя из того, что «моральные ориентиры во многом основываются на антропологических посылках» (с. V).

Вообще особенностью проекта CJHNT, как объясняет в начале своей статьи «Конструирование диалога» Джон Барклай из Дарема1, является то, что он «инициировал новый способ установления связи между древними текстами, а именно поиск не буквальных "влияний" и "параллелей", но концептуальных совпадений и/или контрастов, которые способны прояснить и углубить понимание каждого из них» (с. 3). Фактически речь идет о методе аллюзий, который, хотя и не настолько нов, к изучению Писания стал применяться в академической науке сравнительно недавно2. Поиск же их на искусственно заданном пересечении порождает известные трудности.

Так, весьма произвольно автор первой статьи сборника вовлекает в «диалог» апостола Павла и автора 3-й кн. Ездры (далее, в соответствии с зап. традицией, 4 Езд). Сперва он указывает на очевидное: в 4 Езд милосердие Бога подчиняется Его справедливости, завися от исполнения иудеями Закона (с. 12), тогда как для Павла милосердие, или дар, является «событием в центре мировой истории» (с. 14), а вместе и явлением справедливости в распятии Христа (с. 15). Затем, воображая диалог Пс.-Ездры с апостолом, ученый спрашивает, «как справедливость Бога может быть соблюдена, если милость Бога к непослушным считать

1 Barclay J. M. G. Constructing a Dialogue. 4 Ezra and Paul on the Mercy of God // Anthropologie und Ethik im Frühjudentum und im Neuen Testament. Wechselseitige Wahrnehmungen / M. Konradt, E. Schläpfer, Hrsg. Tübingen: Mohr Siebeck, 2014. P. 3-22.

2 В качестве раннего прецедента иногда указывают на книгу: Hays R. Echoes of Scripture in the Letters of Paul. New Haven; L., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.