УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
Оксана Николаевна ПЕТЮКОВА,
профессор кафедры истории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Форсайт университетского юридического образования и правовой потенциал воспитания молодежи
Аннотация. Научная статья посвящена актуальной в современных условиях теме перспектив развития высшего юридического образования с учетом основных трендов рынка труда. Активное внедрение инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества влечет за собой трансформацию системы высшего образования. А смена мировоззренческой парадигмы российского общества влияет на существенное обновление воспитательной составляющей образовательного процесса в соответствии с закрепленным в 2020 г. положением п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о воспитании как неотъемлемой части всех уровней образования. Цель научной статьи — моделирование будущего университетского юридического образования в контексте национальных целей развития страны. Среди методов научного исследования как общенаучные (анализ, синтез), частно-научные (социологический, статистический), так и специальные юридические методы научного познания (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.). Также были использованы методы абстрагирования и моделирования в контексте рассмотрения юридической профессии будущего. Выводы и положения, сформулированные на основании анализа норм образовательного и трудового законодательства, документов стратегического планирования, практики их применения, научных трудов российских и зарубежных ученых, могут быть интересны как для фундаментальных научных представлений о тенденциях развития высшего юридического образования, так и для возможного совершенствования законодательства об образовании.
Ключевые слова: высшее юридическое образование, обучение, воспитание, юридическая наука, рынок труда, цифровая экономика, искусственный интеллект, будущее юридической профессии, перспективные профессии
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.124.12.154-161
© Петюкова О. Н., 2024
УНИВЕРСИТЕТА Форсайт университетского юридического образования имени o.e. кутафина(мгюА) и правовой потенциал воспитания молодежи
Oksana N. PETYUKOVA,
Professor, Department of History of the State and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993
Foresight of University Legal Education and the Legal Potential of Youth Upbringing
Abstract. The scientific article is devoted to the topic of trends in the development of higher legal education, taking into account the main features of the modern labor market. The active introduction of innovative technologies into all spheres of society's life entails the transformation of the higher education system. And the change in the ideological paradigm of Russian society affects a significant update of the upbringing — component of the educational process in accordance with the provision of Article 2 of the Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" on upbringing of all levels of education, fixed in 2020. The purpose of the scientific article is to model the future of university legal education in the context of the national development goals of the country. Among the methods of scientific research are general scientific (analysis, synthesis,), private scientific (sociological, statistical), and special legal methods of scientific cognition (formal legal, historical legal, comparative legal, etc.). Methods of abstraction and modeling were also used in the context of considering the legal profession of the future. The conclusions and provisions in the scientific article, formulated on the basis of an analysis of the norms of educational and labor legislation, strategic planning documents, the practice of their application, scientific works of Russian and foreign scientists. The scientific article may be of interest in the development of fundamental scientific ideas about the trends of higher legal education and for possible improvement of legislation on education.
Keywords: higher legal education, training, education, legal science, labor market, digital economy, artificial intelligence, the future of the legal profession, promising professions
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы», документов стратегического планирования по развитию цифровой экономики, информационного общества1 очевидна необходимость формирования в Российской Федерации моделей новой среды, разработки правовых норм для новых отраслей экономики. Существует также потребность в создании условий для непрерывного
1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
П □
Ц
И
□
Д И I М
И
К >
П
А
ш □
ш □
S
КУЛЬТУРЫ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
образования по подготовке востребованных в современных условиях специалистов. С изменением технологического уклада экономики тренды образования, в том числе высшего юридического, определяются главным образом на основании конъюнктуры рынка труда с учетом национальных целей развития страны.
Прогнозы развития рынка труда свидетельствуют о том, что с внедрением технологий искусственного интеллекта, как правило, профессии, связанные с выполнением типовых, механических действий вытесняются высокоинтеллектуальным трудом, сопряженным с автоматизацией обработки больших данных информации. Наряду с этим, получают все большее распространение специалисты, обладающие творческим функционалом.
Мониторинг изменений профессионально-квалификационной деятельности на рынке труда осуществляется органами государственной власти, некоммерческими организациями. Справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий2 рекомендован Министерством труда и социальной защиты РФ органам государственной власти, работодателям и иным организациям для формирования и реализации кадровой политики, обучения работников.
В силу технологических трансформаций особенно востребованными для лиц с высшим юридическим образованием становятся междисциплинарные компетенции, когда при реализации трудовых функций в дополнение к общепрофессиональным необходимы цифровые компетенции, позволяющие применять инновационные технологии в юридической практике для повышения производительности труда. По мнению российских специалистов, в будущем на рынке труда и в сфере услуг, в том числе юридических, перспективными станут профессии сетевого юриста, занимающегося формированием нормативно-правового взаимодействия лиц в сети Интернет (включая виртуальные миры), и юриста по правовой защите, в том числе в отношении виртуальной собственности, виртуального адвоката (специализирующегося по удаленному юридическому сопровождению лиц в Интернете и обладающего знаниями права в рамках различных юрисдикций)3.
В «Атласе профессий будущего», подготовленном Высшей школой экономики и Сбербанком в 2021 г., указываются новые профессии: юрист в сфере информационных технологий, блокчейн-юрист, специалист по правовому регулированию в фармацевтике и биотехнологиях4. В свою очередь, устаревающими интеллектуальными профессиями после 2020 г. в горизонте рассмотрения до 2030 г. авторами «Атласа новых профессий» видятся юрисконсульт и нотариус5, так как доступными станут разнообразные юридические порталы и образцы электронных юрисдикционных документов, сервисы удаленного доступа для совершения сделок с использованием электронной подписи и т.п.
2 Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2015. № 11.
3 Атлас новых профессий. М., 2014. С. 83, 123.
4 Атлас профессий будущего / Н. Ю. Анисимов, Л. М. Гохберг [и др.]. Вып. 2. М. : НИУ ВШЭ, 2021. С. 175.
5 Атлас новых профессий. С. 151, 153.
УНИВЕРСИТЕТА Форсайт университетского юридического образования |Q/
имени o.e. кугафина(мгюА) и правовой потенциал воспитания молодежи
По нашему мнению, не стоит говорить об исчезновении профессии юрисконсульта и нотариуса в перспективе до 2030 г. В условиях появления новых отраслей права в связи с технологической трансформацией экономики, с учетом специфики регионального развития, скорее, наиболее востребованными станут специалисты с междисциплинарными, цифровыми компетенциями, а уникальность каждого правового кейса потребует участия специалиста юридического профиля на этапе правового сопровождения деятельности и правовой защиты участников качественно новых правоотношений.
Согласимся с авторами «Атласа новых профессий» в том, что для повышения эффективности профессиональной деятельности и межотраслевого взаимодействия работникам потребуется овладение универсальными навыками системного мышления, межотраслевой коммуникации, управления проектами, а также навыками работы с искусственным интеллектом, программирования информационно технологических решений и управления сложными автоматизированными процессами.
Результаты социологического опроса об отношении россиян к искусственному интеллекту, проведенного в июне 2021 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, в целом показательны. Примерно 48 % респондентов высказались о доверии к технологиям искусственного интеллекта (среди молодых людей 18—24 лет — 69 %), 42 % россиян не доверяют ИИ, 10 % затруднились с ответом. Третья часть опрошенных (33 % — по сравнению с 2019 г. это на 3 процентных пункта больше) опасаются замены человека ИИ в профессии, а 64 % респондентов считают это необоснованным6.
Постмодернистом Ж. Бодрийяром отмечается все более распространяющаяся тенденция восприятия человеком современного мира посредством симуляк-ров — знаков, воспроизводящих копию оригинала при отсутствии самого оригинала. Восприятие мира в знаковом бытии-симуляции, вне связи с реальностью, влечет отрицательные последствия — нигилизм, потерю смыслов, гипертрофию потребления7. О процессе «ускоряющейся политико-правовой мутации самого человека» на фоне применения автоматов и роботов указывает И. А. Исаев8. Активно обсуждается в рамках образовательных дискуссий вопрос о правовых рисках вследствие потенциальной возможности наделения правосубъектностью так называемого сильного искусственного интеллекта.
Следует констатировать, что на рынке труда останется существенное количество рабочих мест, связанных с выполнением трудовых функций человеком, которые не могут быть заменены искусственным интеллектом (в силу важности принятия значимых решений, реализации контрольных (надзорных) функций
и т.п.). Широкое внедрение технологий искусственного интеллекта сопровождается значительными финансовыми, организационными и иными затратами и взаимосвязано с реализацией правовой политики в области занятости населения и профессионального образования.
К >
Р
Искусственный интеллект: благо или угроза? // Официальный сайт Всероссийского цен- ;>
тра изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru (дата обращения: 20.12.2024).
Ш □
См.: Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М. : Постум, 2015.
Исаев И. А. Симулякры: виртуальная реальность // Вестник Университета имени О.Е. Ку- й
тафина (МГЮА). 2021. № 5. С. 30—38. КУЛЬТУРЫ
6
7
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Законодательные изменения должны, с одной стороны, стимулировать внедрение инновационных технологий, а с другой — содержать правовые гарантии, обеспечивающие права граждан в социально-трудовой, образовательной сферах. Глобальной комиссией Международной организации труда по вопросам будущего в сфере труда рекомендовано возрождение общественного договора между правительствами стран, организациями работников и работодателей для обеспечения «работникам справедливой доли экономического прогресса, уважения их прав и защиты от рисков в обмен на их дальнейший вклад в развитие экономики»9.
Прогноз ученых-правоведов свидетельствует о необходимости законодательного обеспечения поэтапной смены технологического уклада, когда возможны к 2025 г. замена части функционала работников автоматизированными компьютерными системами и промышленными роботами, смена архитектуры рынков в связи с объединением ряда отраслей экономики; к 2035 г — преимущественное, а к 2050 г. — полное вытеснение работников роботами в традиционных отраслях экономики; а после 2050 г. — сосуществование на соседних рабочих местах в новых отраслях экономики искусственного и естественного интеллекта.
В этой связи возникнет необходимость в новых стандартах организации труда10, законодательном закреплении ограничений автономности роботизированных систем, а также правил взаимодействия работников и роботов в сферах, в которых такой труд будет совместным, устранение правовых барьеров при перемещении работников в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах, недопущение значительных издержек для работников при повышенных рисках потери работы в качественно новых технологических условиях11.
Наряду с кардинальной технологической перестройкой экономики, в современной России наблюдается изменение мировоззренческой парадигмы общества — отказ от неолиберальной повестки и выбор суверенных подходов к общественному развитию. В связи с этим корректируется целеполагание высшего образования, общественных и гуманитарных наук, в том числе юридических, с учетом одной из ключевых национальных целей развития страны — воспитания патриотичной и социально ответственной личности12. Об особой роли историко-правовой науки в контексте трансформации правовых идей и образов на протяжении политико-правового развития России говорится в работах В. Г Румянцевой13.
9 Работать ради лучшего будущего // Официальный сайт Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org/ru/publications/работать-ради-лучшего-будущего (дата обращения: 20.12.2024).
10 См.: Форд М. Роботы наступают : Развитие технологий и будущее без работы. М. : Аль-пина нон-фикшн, 2016.
11 См.: Юридическая концепция роботизации : монография / Н. В. Антонова, С. Б. Баль-хаева [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. Б. Нанба. М. : Проспект, 2019. С. 67.
12 Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Российская газета. 11.05.2024. № 100.
13 Румянцева В. Г. История и будущее права: трансформация идей и образов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 5. С. 97—103.
УНИВЕРСИТЕТА Форсайт университетского юридического образования имени o.e. кугафина(мгюА) и правовой потенциал воспитания молодежи
В рамках совершенствования теоретико-методологических оснований преподавания юридических дисциплин в вузе Т. Ю. Гоголевой предлагается реализация интегративных метапредметных проектов, сформированных на основе корреляции зарубежных и отечественных историко-правовых явлений с использованием цифровых технологий14.
Компетентностный подход вузовского образования реализуется через овладение студентами комплексом знаний, умений, навыков, приобретение компетенций, в том числе профессиональной направленности. Но все это без активной гражданской позиции, чувства сопричастности своей судьбы к судьбе своей Родины, патриотизма обесценивается, если отправной точкой профессионального роста является исключительно потребительская психология.
Отметим некоторые тенденции в ходе межпоколенческой коммуникации, о которых идет речь в философской литературе. Подчеркиваются ослабление связей межпоколенческой коммуникации, что негативно сказывается на социальном развитии; широкое распространение потребительского отношения к миру; возрастающая межпоколенческая отчужденность и невостребованность опыта старших поколений (так называемая неофилия)15.
Сформированная под воздействием значимых в истории общества и государства событий система ценностей характеризует определенный поколенче-ский архетип, имеющий существенное значение в педагогической деятельности. Теория поколений, разработанная Н. Хоувом и У. Штраусом на основе изучения ключевых событий в истории Англии и США с 1584 г. по настоящее время16, стала механически применяться в России17. Несмотря на то, что ценности поколений в разных странах на определенных исторических этапах бывают сходными, ключевые историко-правовые события различны, отсюда и существенные отличия в формируемых ценностях и социально-правовых приоритетах в отдельных странах мира.
Очевидна необходимость разработки в российской науке концепции поколений, которая бы соответствовала отечественным ценностным поколенческим характеристикам, истории государства и права России, социальной психологии, а не механистически копировала американский теоретический подход. Поколение СССР военного и послевоенного периода 1941—1953 гг. — поколение войны, поколение победителей, по сути своей, несравнимо ни с каким поколением зару- □
бежных стран, учитывая неоценимый вклад советского народа в дело Победы над фашизмом.
Именно воспитательная составляющая является сердцевиной всего образовательного процесса, ведь в ходе воспитания формируются мировоззренческий
М
Гоголееа Т. Ю. Научно-методические аспекты преподавания историко-правовых дисци-
плин // История государства и права. 2020. № 3. С. 10—14. А
См.: Фромм Э. Иметь или быть? М. : АСТ, 2024 ; Лоренц К. З. Оборотная сторона зеркала. М. : Республика, 1998. А
14
15
16
См.: Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New
Ш □
York : William Morrow & Company, 1991. 17 См.: Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского госу- й
дарственного университета. 2014. Т. 8. № 1. С. 108—114. КУЛЬТУРЫ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
фундамент, ценностная основа личности. Однако воспитательный компонент высшего образования появился в Федеральном законе «Об образовании» недавно. С 01.09.2020 в образовательный процесс всех уровней включен воспитательный компонент о патриотическом воспитании, получивший широкое предварительное общественное обсуждение18. В 2020 г., согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»19, воспитание стало рассматриваться как неотъемлемая часть всех уровней образования. С учетом положений п. 9 ст. 2 указанного Федерального закона образовательная программа представляет собой не только комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий, но и в установленных законом случаях рабочую программу воспитания, календарный план воспитательной работы.
Хотя понятие «патриотизм» часто встречается в российском законодательстве, следует констатировать правовую неопределенность дефиниции «патриотическое воспитание», бессистемный характер правового регулирования воспитания молодежи, отсутствие четкого правового механизма реализации разрозненных норм права и несформированность единообразной практики их применения. А воспитание патриотизма в высшем учебном заведении на практике зачастую реализуется в рамках внеаудиторной деятельности студентов.
Закрепление в российском законодательстве механизма обеспечения патриотического воспитания и формирования высокого уровня правовой культуры, органично встроенных в образовательный процесс и основанных на принципах целенаправленности, системности, исторической преемственности, скоордини-рованности действий всех участников образовательных отношений, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, создаст дополнительные условия для воспитания патриотичной и социально ответственной личности, раскрытия потенциала каждого человека и его талантов.
Обращение к потенциальным, еще нереализованным правовым возможностям воспитания молодежи в вузе с опорой на лучшие отечественные историко-правовые традиции позволит выстроить оптимальную модель университетского юридического образования в целях подготовки юридических кадров высшей квалификации, обладающих активной гражданской позицией.
18 Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год» // Официальный сайт Общественной палаты РФ. URL: https:// www.oprf.ru/activity_documents (дата обращения: 20.12.2024) ; Заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона № 960545-7 // URL: https://www.oprf.ru/public-examination-opinion (дата обращения: 20.12.2024).
19 Российская газета. 31.12.2012. № 303.
ЕСТНИК Петюкова Œ Н. Л С Л
УНИВЕРСИТЕТА Форсайт университетского юридического образования
УНИВЕРСИТЕТА
имени o.e. кутафина(мгюА) и правовой потенциал воспитания молодежи
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2014. — Т. 8. — № 1. — С. 108—114.
2. Атлас новых профессий. — М., 2014. — 168 с.
3. Атлас профессий будущего / H. Ю. Анисимов, Л. М. Гохберг [и др.]. — Вып. 2. — М. : HИУ ВШЭ, 2021. — 240 с.
4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. — М. : Постум, 2015. — 240 с.
5. Гоголева Т. Ю. Hаучно-методические аспекты преподавания историко-право-вых дисциплин // История государства и права. — 2020. — № 3. — С. 10—14.
6. Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2020 год» // Официальный сайт Общественной палаты РФ. — URL: https://www.oprf.ru/activity_documents (дата обращения: 20.12.2024).
7. Исаев И. А. Симулякры: виртуальная реальность // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 5. — С. 30—38.
8. Искусственный интеллект: благо или угроза? // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. — URL: https://wciom.ru (дата обращения: 20.12.2024).
9. Лоренц К. З. Оборотная сторона зеркала. — М. : Республика, 1998. — 492 с.
10. Работать ради лучшего будущего // Официальный сайт Международной организации труда. — URL: https://www.ilo.org/ru/publications/работать-ради-луч-шего-будущего (дата обращения: 20.12.2024).
11. Румянцева В. Г. История и будущее права: трансформация идей и образов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 5. — С. 97—103.
12. Форд М. Роботы наступают : Развитие технологий и будущее без работы. — М. : Альпина нон-фикшн, 2016. — 430 с.
13. Фромм Э. Иметь или быть? — М. : АСТ, 2024. — 320 с.
14. Юридическая концепция роботизации : монография / H. В. Антонова, С. Б. Бальхаева [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. Б. ^нба. — М. : Проспект, 2019. — 135 с.
15. David H. Autor, Lawrence F., Katz, Alan B. Krueger. Computing Inequality: Have p Computers Changed the Labor Market? // The Quarterly Journal of Economics. — November 1998. — Vol. 113. — Is. 4. — P. 1169—1213. — URL: https://doi. org/10.1162/003355398555874 (дата обращения: 20.12.2024).
16. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. — New York: William Morrow & Company, 1991. — 538 P.
И
К
>
П
А
ш
О
ш
О
s
КУЛЬТУРЫ
>