'В
L-—^ i,
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Момотов В. В.
Шундаментальные правовые дисциплины и их роль в профессиональной подготовке судей: историческая ретроспектива
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ РОЛЬ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СУДЕЙ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Аннотация. Статья посвящена историческому пути юридического образования в глобальном контексте, показывающему, что конти-нентально-европейская система подготовки юристов, являющаяся наследницей римской правовой школы, основана на приоритете фундаментальных дисциплин, в то время как англо-американская школа, формировавшаяся «с чистого листа» по гильдейскому принципу, отдает приоритет практическим занятиям. Российской системе юридического образования органически близка континентальная модель, в связи с чем особое значение в отечественной системе подготовки юристов исторически придается фундаментально-теоретическим знаниям.
Ключевые слова: судья, юридическое образование, фундаментальные дисциплины, история права.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.48.8.127-133
V V. MOMOTOV,
Secretary of the Plenum, Judge of the Supreme Court of the Russian Federation.
Doctor of Low, professor, Judge of the highest qualification level
FUNDAMENTAL LEGAL DISCIPLINE AND THEIR ROLE IN THE TRAINING OF JUDGES: A HISTORICAL RETROSPECTIVE
Abstract. The article is devoted to the historical path of legal education in the global context is explored, showing that the continental European system of training of lawyers, which is the successor of the Roman law school, is based on the priority of fundamental disciplines, while the Anglo-American school, formed from scratch on the guild principle, gives priority to practical pursuits. The Russian system of juridical education is organically close to the continental model, and therefore the fundamental importance in the domestic system of training lawyers is given to fundamental theoretical knowledge. Keywords: Judge, legal education, fundamental disciplines, history of law.
Виктор Викторович МОМОТОВ,
секретарь Пленума, судья Верховного Суда РФ, ученый секретарь Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, доктор юридических наук, профессор, присвоен высший квалификационный класс судьи
121260, Россия, г. Москва, ул. Поварская, д. 15
© В. В. Момотов, 2018
128
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В последнее время все чаще приходится слышать об «отрыве» высшего юридического образования, в особенности университетского, от практической юридической деятельности и о необходимости повысить практическую ориентированность юридического образования. Некоторые представители экспертного сообщества указывают, что слишком много внимания и времени в учебном процессе уделяется фундаментальным правовым дисциплинам — теории государства и права, истории государства и права (отечественных и зарубежных), истории политических и правовых учений и т.д.
По мнению сторонников названной точки зрения, преувеличенная роль фундаментальных дисциплин является пережитком старой системы образования, а в настоящее время целесообразно ограничить (или вовсе прекратить) изучение тех областей знания, которые напрямую не связаны с повседневной юридической практикой, и увеличить количество академических часов, посвященных конкретным правовым отраслям, учебным судебным процессам и т.д.
Для того, чтобы адекватно оценить подобные предложения и сформулировать свое отношение к рассматриваемой проблеме, следует в первую очередь проанализировать историю юридического образования и роль фундаментальных правовых дисциплин в профессиональной подготовке юристов, а также дать оценку значению фундаментальных правовых знаний в работе судьи.
Высшее юридическое образование исторически является одной из древнейших форм высшего образования как такового, берущего свое начало в древнем Риме. При этом самые ранние прототипы юридического образования имели фундаментально-ценностный характер, что было обусловлено сакральным характером самого древнего права, а процесс его изучения и передачи правовых знаний следующим поколениям осуществлялся понтификами1. Правовое просвещение было неразрывно связано с передачей ценностно-религиозной основы римской юриспруденции и основных теологических догматов.
Когда римское право обрело светский характер (приблизительно в III в. до н.э.), появились первые формы светского юридического образования. Такое образование не имело и не могло иметь фундаментального характера, поскольку римское право еще не было систематизированным и представляло собой огромный массив разрозненных прецедентов и комментариев. Передача правовых знаний происходила преимущественно в форме консультаций у известных юристов (auditores). Роль учеников при этом сводилась к восприятию устно сообщаемой юристами информации2.
Первым преподавателем права в Дигестах Юстиниана назван Тиберий Ко-рунканий. Помпоний писал, что «никто до Тиберия Корункания не занимался публичным преподаванием»3.
Только к I веку н.э. появляются правовые школы, в которых юридическое образование было разделено на три ступени. На первой из них (instituere) учащиеся изучали фундаментальные принципы и понятийный аппарат юриспруденции. На
1 См., например: Брунс-Ленель К. Внешняя история римского права / пер. с нем. А. и В. Д. Труханович-Ходановичей ; под ред. В. А. Краснокутского. М., 1904. С. 77—78.
2 См.: Пухта Г. Ф. История римского права. М., 1864. С. 386—388.
3 Дигесты Юстиниана / сост. И. С. Перетерский. М., 1984. С. 29.
тз
L-—^ i,
'Ш^ТПлНМНЖ Момотов В. В.
УНИВЕРСИТЕТА Фундаментальные правовые дисциплины и их роль в профес-именио.Е.кутафина(мгюА) сиональной подготовке судей: историческая ретроспектива
второй ступени (instruere) происходило более детальное изучение конкретных правовых институтов. Третья ступень (audire) представляла собой получение консультаций у известных юристов4.
Как известно, фундаментом континентально-европейского права является римское право, воспринятое европейскими правопорядками в результате его рецепции. Процесс рецепции римского права заключался в переводе и адаптации к европейским реалиям не столько самих предписаний римского права, сколько трудов римских комментаторов5. Поэтом можно с некоторой долей условности сказать, что в основе европейского права лежит римская фундаментальная правовая доктрина.
Являясь наследником римского правопорядка, континентально-европейская правовая система заимствовала у римлян и подход к юридическому образованию. Главными центрами подготовки юристов в Европе стали университеты: принадлежность к юридической профессии в Европе традиционно определялась и определяется тем, в каком университете обучался тот или иной юрист. Именно университетское образование является «пропуском в профессию», и именно вокруг университетов в Европе формировались основные правовые школы, продвигавшие вперед развитие континентально-европейского права и правоприменения6.
Система высшего юридического образования в Западной Европе сложилась с появлением первых университетов (Х в.), которые представляли собой «свободные корпорации преподавателей и студентов». Известны первые университетские учебные заведения в Салерно, Павии, Болонье и Париже, где впервые было начато преподавание права7.
При этом наибольшее значение для системы высшего юридического образования имеют процессы, происходившие в Университете Болоньи. Именно в библиотеке этого Университета в XII в. был обнаружен Corpus Juris Civilis императора Юстиниана. Это событие положило начало не только процессу рецепции римского права, ставшему основополагающим для формирования континентально-европейского права, но и возникновению фундаментального университетского юридического образования в Европе8.
На протяжении более шести веков европейское высшее университетское образование, по сути, целиком и полностью носило фундаментально-теоретический характер. При этом учебные планы европейских университетов характеризовались двумя существенными признаками. Во-первых, учебный процесс представлял собой интегрированное преподавание таких дисциплин, как история, политика, философия и право (на средневековом этапе — также теология). Эти предметы не были разделены на самостоятельные дисциплины и препода-
Р
4 См.: Иванов Б. П. Преподавание права в древнем Риме (Очерк по истории римской ^
юриспруденции). Казань, 1913. С. 23.
Ш □
Подробнее об этом см.: Муромцев С. А. Рецепция римского права. М., 1886.
>
См.: Ruegg W. A History of the University in Europe. Cambridge University Press, 2003. Vol. 1 :
Universities in the Middle Ages. P. 9—14. Л
Ом., например: Sampford C., Breakey H. Law, Lawyrering and Legal Education: Building an Н
Ethical Profession in a Globalizing World. Routledge, 2017. P. 113—115. Я
См.: Покровский И. А. История римского права. М., 2002. С 129. СРЕДА
>
5
7
8
130 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ [¡ßi
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
вались единым «комплексом», как некое нерасщепленное гуманитарное знание о человеке, обществе и государстве.
Во-вторых, преподавание права вплоть до XIX в., несмотря на наличие национальных правовых источников, было основано на исследовании римского права, и в первую очередь — работ европейских глоссаторов и комментаторов. Это было связано с тем, что акты европейского национального права до начавшихся в XIX в. кодификационных работ не были систематизированы и представляли собой разрозненный набор переработанных выводов римских юристов. Для того, чтобы ориентироваться в таком правовом массиве, где не всегда четко видна грань между правовой нормой, обычаем и доктринальным положением, необходимы были фундаментальные правовые познания (прежде всего — в области истории и теории права), позволяющие юристу не зависеть от динамики изменений конкретных норм и судебной казуистики9.
С XIX в. названные тенденции отходят на второй план, и в университетах Европы начинается процесс специализации образования. Возникают университетские кафедры, образованные не по критерию «областей знания», а по критерию «отраслей права». Представляется, что этот процесс должен быть интерпретирован как результат не столько осознания необходимости увязать образование с практической деятельностью, сколько с началом кодификационных работ и разграничения права на отрасли10.
Тогда же формируется и европейский подход к соотношению фундаментальной и практической подготовки, в основном сохраняющийся до сегодняшнего дня в образовательных системах ключевых европейских правопорядков (Германии, Франции, Италии). Речь идет о двухступенчатой системе образования, при которой студент в течение первых четырех лет обучения проходит общетеоретическую подготовку, а затем — практику в судах, адвокатских конторах или прокуратуре11. Традиционный континентально-европейский подход предполагает определенное «разделение труда» в образовательной сфере: роль профессорско-преподавательского состава состоит в том, чтобы дать молодому человеку интеллектуальный, теоретический и мировоззренческий фундамент, позволяющий ему состояться как профессиональному юристу, а роль практикующих юристов, у которых студент проходит обязательную стажировку,— сформировать навыки практической юриспруденции.
Несколько по-иному развивалось юридическое образование в англо-американской правовой системе. Свое начало оно берет в 1292 г., когда Эдуард I приказал каждому королевскому судье помимо функций по отправлению правосудия осуществлять поиск наиболее способных и заинтересованных в изучении права молодых людей, проживающих в графствах, относящихся к юрисдикции соответствующего судьи. Судьям было поручено приглашать таких молодых людей на
9 Cm.: Padoa-Schioppa A. A History of Law in Europe: From the Early Middle Ages to the Twentieth Century. Cambridge University Press, 2016. P. 300—301.
10 Cm.: Grimes R. Re-thinking Legal Education Under the Civil and Common Law: A Road Map for Constructive Change. Routledge, 2017. P. 178—179.
11 Cm.: KellnerM. Legal Education in Japan, Germany and the United States: Recent Developments and Future Perspectives. Zeitschrift fur Japanisches Recht. 2007. № 12. P. 198.
Момотов В. В.
■) \ УНИВЕРСИТЕТА Фундаментальные правовые дисциплины и их роль в профес-L_имени o.e. кугафина(мгюА) сиональной подготовке судей: историческая ретроспектива
судебные слушания в качестве публики, а после судебных процессов обсуждать с ними рассмотренные дела12.
Подобные обсуждения активно развивались, в результате чего в крупных городах сформировались объединения студентов и судей, проводивших регулярные встречи и обсуждения. Со временем такие встречи породили возникновение так называемых судебных иннов (Inns of Courts) — существующих при покровительстве судов корпораций (гильдий) юристов, которые сочетали в себе признаки некоего органа юридического сообщества и образовательной организации, в рамках которой молодые юристы обучались навыкам судебного представительства и юридического консультирования13. В рамках иннов происходила профессиональная подготовка юриста, завершением которой традиционно выступала сдача адвокатского или судейского экзамена14. В настоящее время процессу укрупнения и объединения иннов привели к возникновению четырех основных британских иннов, в каждом из которых существуют собственные традиции, оригинальные правовые подходы и способы передачи знаний новым поколениям юристов15.
В американском правопорядке аналогичную роль выполняли (и продолжают выполнять) ассоциации юристов: на федеральном уровне это Американская ассоциация юристов (American Bar Association), а на уровне штатов — ее региональные подразделения. Право вести юридическую практику можно получить, только вступив в соответствующую ассоциацию, пройдя в рамках нее специальное обучение и сдав юридический экзамен по различным отраслям права16.
Необходимо обратить внимание на еще одну тенденцию, связанную с различиями между континентально-европейским и англо-американским подходами к подготовке юристов. В континентальной Европе преподавание права осуществляется в основном лекционным методом — еще со времен появления первых юридических факультетов иной метод преподавания права был бы невозможен, поскольку студентам необходимо было передать нормативные и доктринальные положения римского права. В англо-американской правовой системе, не знавшей рецепции римского права, такая необходимость отсутствовала и преподавание велось так называемым «сократовским методом» — в форме свободных обсуждений различных правовых казусов17.
Российская система подготовки юристов всегда развивалась в рамках кон-тинентально-европейской традиции и в теснейшем взаимодействии с научно-академическим сообществом европейских стран. Идея развития образования на базе научных исследований, сформулированная как руководящий принцип
12 См.: Stein R. M. The Path of Legal Education from Edward I to Langdell: a History of Insular
Reaction // Chicago-Kent Law Review. 1981. № 2. P. 430. Б
13 См.: Pearce R. R. A History of the Inns of Court and Chancery. R. Bentley, 1848. P. 51—55. А
См.: Stein R. M. Ор. cit. P. 436.
LÜ □
15 Подробнее об этом см., например: Dugdale W. The History and Antiquities of the four Inns Ш of Courts. G. Kearsly, 1780. Е
16 См.: The American Bar Examination // URL: http ://www2. mmu. ac. uk/media/mmuacuk/con- Л tent/documents/careers/guides/The-American-Bar-Exam. pdf. Н
17 См.: Gane C. Legal Education in the Global Context: Opportunities and Challenges. Taylor Я and Francis, 2016. P. 121—123.
СРЕДА
>
32 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
У )л ш--У 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
основателем Берлинского университета Вильгельмом Гумбольдтом, была одним из важных оснований и в деятельности первых российских университетов, учрежденных в XVIII — начале XX в.18
Первые попытки учреждения в России юридического образования предпринимались еще в XVI в. при создании Славяно-греко-латинской академии, где предполагалось «преподавание правосудия духовного и мирского»19.
Появление первых высших юридических учебных заведений в России сопровождалось сугубо научным осмыслением римских и германских источников права, переходом от казуальных предписаний к абстрактно-общим нормам, изучением наиболее всеобщих юридических взаимосвязей и закономерностей. Такой подход был связан прежде всего с именем С. Е. Десницкого, одного из первых докторов права, который написал ряд фундаментальных работ, посвященных методологии преподавания юридических наук20.
Российское юридическое образование приобрело системный характер только в Московском университете, учрежденном в 1755 г. В проекте об учреждении Московского университета предполагалось создание трех кафедр — кафедры всеобщей юриспруденции для преподавания римского, натурального (естественного) и народного (международного) права, кафедры юриспруденции российской и кафедры политики21. Таким образом, две из трех кафедр были учреждены для преподавания фундаментальных дисциплин, а не конкретных отраслей российского права.
Помимо Московского университета право преподавалось в Харьковском, Казанском, Дерптском, Петербургском, Киевском и Новороссийском университетах. Весьма характерно, что именно вокруг университетов сложились все главные отечественные правовые школы22.
Первый Университетский устав 1804 г. предусматривал создание семи кафедр вместо трех:
— естественного, политического и народного права;
— права знатнейших древних и современных народов;
— гражданского и уголовного судопроизводства Российской империи;
— дипломатии и политической экономии;
— умозрительной и практической философии;
— богословия догматического и правоучительного;
— толкования Святого Писания и церковной истории23.
18 См.: Богданов А. И. Эволюция идеи университета: прошлое, настоящее, будущее // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1.
19 Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1856. С. 32.
20 См.: Малько А. В., Афанасьев С. Ф. Интеграция юридического образования и науки как основное направление российской образовательной политики // Право и образование. 2005. № 3. С. 61—63.
21 Университетский устав 1863 года. СПб. : Типография Иосафата Огризко, 1863. С. 90—93.
22 Подробнее об этом см.: Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. М., 2013.
23 См.: Андреев А. Ю. Лекции по истории Московского университета (1755—1855). М., 2001. С. 130.
в
L-—^ i,
'Ш^ТПлНМНЖ Момотов В. В.
УНИВЕРСИТЕТА Фундаментальные правовые дисциплины и их роль в профес-именио.Е.кутафина(мгюА) сиональной подготовке судей: историческая ретроспектива
Нетрудно заметить, что приоритет явным образом отдавался фундаментально-правовым дисциплинам. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. Так, Университетский устав 1835 г. предусматривал создание на юридических факультетах семи кафедр, из которых три (36 %) носили фундаментальный, а четыре — прикладной характер. В свою очередь, Университетский устав 1863 г. предусматривал создание уже 13 кафедр, из которых семь (54 %) носили фундаментальный, а шесть — конкретно-отраслевой характер24. Таким образом, проявилась тенденция к росту значения фундаментальных юридических дисциплин. С принятием Университетского устава 1863 г. на смену догматическому юридическому образованию, целью которого была передача суммы знаний о действующем праве, пришло фундаментальное юридическое образование. Его задача состояла прежде всего в формировании систематизированного теоретического знания, соединении науки и обучения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев А. Ю. Лекции по истории Московского университета (1755—1855). — М., 2001.
2. Богданов А. И. Эволюция идеи университета: прошлое, настоящее, будущее // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1.
3. Брунс-Ленель К. Внешняя история римского права / пер. с нем. А. и В. Д. Тру-ханович-Ходановичей ; под ред. В. А. Краснокутского. — М., 1904.
4. Гзнкин Д. М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. — М., 1947.
5. Залесский В. Ф. Сводная таблица расположения : лекция на юридическом факультете Казанского императорского университета за время с 14 февраля 1805 по 01 мая 1903 г. — Казань, 1903.
6. Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и наука. — 2003. — № 4.
7. Покровский И. А. История римского права. — М., 2002.
8. Смирнов С. К. История Московской славяно-греко-латинской академии. — М., 1856.
9. Томсинов В. А. Государственная власть и юриспруденция в России // Законодательство. — 1998. — № 2.
10. Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. — М., 2013.
11. Casper G. Two Models of Legal Education. — Chicago Unbound. — Tennessee Law Abstract. 1973. Vol. 41.
24 См.: Захаров В. В. Модернизация юридического образования в российских университетах в середине XIX столетия // Юридическое образование и наука. 2003. № 4. С. 42.