Научная статья на тему 'Формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий'

Формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION FORMS / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / INTERFAITH CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Такаев Ибрагим Ризванович

Статья посвящена определению понятия «формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями», целевым установкам такого взаимодействия и видовым особенностям выявленных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of interaction of the internal affairs and religious associations for the prevention of offenses committed on the basis of interfaith conflicts

The article is devoted to the definition of «forms of interaction of the internal affairs and religious associations» target settings such interaction and species characteristics identified areas.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий»

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ИБРАГИМ РИЗВАНОВИЧ ТАКАЕВ,

адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, капитан полиции Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

право защитная и правоохранительная деятельность

E-mail: [email protected]

Научный руководитель и рецензент: доктор юридических наук, кандидат экономических наук Емельянова Е.В.

Аннотация. Статья посвящена определению понятия «формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями», целевым установкам такого взаимодействия и видовым особенностям выявленных направлений.

Ключевые слова: органы внутренних дел, религиозные объединения, общественная безопасность, полиция, взаимодействие, формы взаимодействия, межконфессиональные противоречия.

FORMS OF INTERACTION OF THE INTERNAL AFFAIRS AND RELIGIOUS ASSOCIATIONS FOR THE PREVENTION OF OFFENSES COMMITTED ON THE BASIS OF INTERFAITH CONFLICTS

IBRAGIM RIZVANOVICH TAKAEV,

adjunct of the Department of theory and sociology of management bodies of internal Affairs of Academy of Ministry of interior of Russia, police captain

Annotation. The article is devoted to the definition of «forms of interaction of the internal affairs and religious associations» target settings such interaction and species characteristics identified areas.

Keywords: law-enforcement bodies, religious associations, public safety, police, interaction, interaction forms, interfaith contradictions.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности в современной России выступает обеспечение общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера1. В Концепции общественной безопасности профилактика социальных и межнациональных конфликтов находится на втором месте после противодействия преступлениям различной природы (террористической, экстремистской, коррупционной и иной направленности), что означает приоритет в разработке комплекса мер по обеспечению общественной безопасности именно на данных направлениях в целях минимизации вредных последст-

вий деятельности, ведущейся намного более часто и активно, нежели возникновение различного рода катастроф. Так, С.Е. Пролетенкова отмечает несбалансированность государственно-конфессиональной политики, которая становится важной причиной роста радикализма и ксенофобии в российском обществе, а также использование религиозного фактора транснациональными организованными преступны-ми сообществами в качестве идеологической основы для объединения своих членов, реальным подтверждением чему, по ее мнению, выступают целенаправленные политические устремления зарубежных религиозных центров экстремистского толка на субъекты СевероКавказского федерального округа, среди жителей которых они стремятся формировать и проводить ус-

1 Концепция общественной безопасности: утв. Президентом РФ // Консультант плюс.

тойчивые антиправославные, а в конечном итоге — антирусские и антироссийские настроения2. В связи с этим укажем, что межконфессиональные противоречия и возникающие на их почве правонарушения не могут прогнозироваться только средствами деятельности правоохранительных органов, поскольку религиозная составляющая, в силу принципа свободы совести, выведена за рамки постоянной правоохраны. Имеющиеся в распоряжении государства средства контроля и надзора за деятельностью религиозных объединений позволяют своевременно выявлять экстремистские организации, пресекать их деятельность на религиозной почве, обеспечивать безопасность проведения религиозных мероприятий. Сфера же готовящихся противоправных посягательств остается длительный период закрытой и неподконтрольной правоохранительным органам. Именно поэтому сотрудничество с религиозными объединениями является актуальным направлением профилактики правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий.

Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур является одним из наиболее реальных источников угроз общественной безопасности. Причиной этого, на наш взгляд, является отсутствие начал толерантности в сознании большого числа российских граждан. Как известно, исторически в Российской империи не проводилась политика провозглашения национального равноправия, а в СССР, наоборот, межнациональные отношения строились во многом по принципу унификации. В современной России, на фоне падения уровня жизни в начале 1990-х гг. ХХ в., а также на фоне «парада суверенитетом», своеобразным итогом которого стало образование Российской Федерации как независимого государства проблемы национальной и религиозной толерантности существенно обострились. Более того, социальные и межнациональные конфликты все чаще -насильственное разрешение, а также высокий общественный резонанс, сопровождающий правовые аспекты разрешения конфликта. Например, осенью 2013 г. в Бирюлево было совершено убийство местного жителя. Убийцей был гражданин Азербайджана, проживавший в этом же районе. Деятельность по установлению его местонахождения и задержанию сопровождалась отвлечением значительных сил ОВД на поддержание порядка на территории района, поскольку экстремистски настроенные граждане устроили погром местного рынка, на котором работали приезжие из регионов Кавказа.

Совершенному преступлению был искусственно придан мотив национальной вражды, хотя убийство было совершено на бытовой почве. Одновременно ряд общественных деятелей допустили публичные высказывания относительно «радикальных методов» разрешения подобных конфликтов, что вызвало недовольство у представителей народов Кавказа, в том числе депутатов Государственной Думы. Указанный пример убеждает в том, что опасность национального или религиозного экстремизма отчасти заложена в массовом общественном сознании, в отличие от террористической деятельности.

Как указывает Т.Н. Кильмашкина, несовместимые взаимоисключающие интересы, являющиеся причиной противоречий, связанных с неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп, трансформируются в реальное противоборство3. Р.Р. Абдулганеев при этом обращает внимание на причины популярности деструктивных религиозных культов, спектр которых включает религиозную безграмотность населения, а также само содержание крайних теологических воззрений, очень четко проводящих грань по системе «свой — чужой»4. Межконфессиональные противоречия включают взаимоисключающие интересы различного уровня в тех случаях, когда религиозные интересы носят выраженный конфликтный характер, или, как это имеет место в ряде этнически славянских регионов России, дополняются противоречиями на национальной почве, трансформирующиеся в столкновения. Для предупреждения таких ситуаций должны быть задействованы подразделения ОВД, на которые возложены функции по охране общественного порядка. Однако, как показывает практика, эффективная деятельность ОВД в таких случаях бывает парализована из-за внезапности возникновения конфликта. Например, в 2006 г. в г. Кондопога Республики Карелия происходили четырехдневные массовые беспорядки на межнациональной почве, поводом для которых послужил конфликт между работником ресторана (уроженцем Чечни) и несколькими посетителями ресторана из числа местных жителей, среди которых были ранее судимые лица. В ходе драки были убиты

2 Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 8.

3 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. М., 2012. С. 208—214.

4 Абдулганеев Р.Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма // Юридическая наука. 2012. N°. 1. С. 76—79.

двое местных жителей. Как указывается в литературе, реальная работа властей города и правоохранительных органов началась спустя трое суток, когда был введен в действие оперативный план «Вулкан-1» в Кондопоге и развернут Оперативный Штаб МВД Карелии5.

Взаимодействие ОВД с религиозными объединениями служит как важным условием предупреждения развития межконфессиональных противоречий до степени конфликта, так и средством минимизации последствий конфликтной ситуации. Взаимодействие как инициативная деятельность, направленная на достижение общего результата, — предупреждения (снижения количества) правонарушений и преступлений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, — может принимать определенные формы и реализовы-ваться с помощью определенного набора методов. Религиозные объединения как субъект взаимодействия характеризуются, на наш взгляд, следующими позитивными для целей взаимодействия чертами: 1) нравственный авторитет руководителей религиозного объединения как в среде его членов, так и в среде лиц, сочувствующих определенной религии; 2) наличие религиозного толкования соответствующих форм поведения, признаваемого противоправным или социально опасным; 3) наличие организационного компонента, вследствие чего руководство религиозным объединением имеет возможность донести идею пользы взаимодействия с полицейскими подразделениями до массового сознания прихожан. Эти черты могут в полном объеме использоваться в целях надлежащей организации взаимодействия со стороны ОВД.

Следует признать, что взаимодействие ОВД с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений на почве межконфессиональных противоречий является взаимодействием вторичного уровня, поскольку первичный, более высокий, предполагающий разработку концептуальных основ сотрудничества между органами государственной власти и религиозными институтами гражданского общества, устанавливается между руководителями территориальных органов исполнительной власти и предполагает реализацию наиболее общих начал взаимодействия: религиозное просвещение, проведение религиозных мероприятий, реализацию программ религиозной толерантности и пр. Взаимодействие же со стороны ОВД выглядит более конкретным по следующим основаниям:

♦ наличие специального предмета взаимодействия — предупреждение правонарушений на почве межконфессиональных противоречий;

♦ наличие специальных субъектов взаимодействия — рядовой состав ОВД выступает здесь в качестве приданной силы (например, при обеспечении безопасности проведения религиозной церемонии);

♦ наличие специальных форм и методов взаимодействия (если первый уровень в силу властного публично-правового начала предполагает разработку общей концепции и основные направления культурного и просветительского профиля, то в силу специфики статуса ОВД как подразделения правоохранительной системы второй уровень взаимодействия носит конкретный и близкий к задачам правоохранительной деятельности уклон).

В юридической литературе взаимодействие ОВД с общественными объединениями относят к организационным функциям или принципам управления системой правоохранительных органов, который непосредственно связан с функциональной стороной деятельности ОВД, призванных решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью, которые невозможно решить без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами6. В связи с этим формы взаимодействия ОВД с религиозными организациями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, можно определить как систему взаимно согласованных действий, подчиненных идее реализации конечной цели — сокращения правонарушений экстремистской направленности, разработанных совместно подразделениями МВД России и религиозными объединениями.

Например, М.А. Яворский называет две основные формы взаимодействия ОВД и религиозных объедине-ний—проведение совместных мероприятий и информационный обмен7. Однако, фактически можно определить несколько большее их количество. Так, в публикациях на информационных электронных ресурсах подразделений МВД России, в связи с актуальностью организации взаимодействия полиции и общества, приводится такая форма взаимодействия, как привлечение граждан к охране общественного порядка; при этом координаторами здесь выступают общественные советы, созданные при ОВД, на которые возложено содействие развитию со-

5 Поленов Г.Ф. Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок. М., 2007. С. 117.

6 Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. М., 2002. С. 48, 49.

7 Яворский М.А. Формы и методы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму // Российский следователь. 2008. N° 24. С. 31—33.

трудничества ОВД и граждан8. В публикациях, подготовленных Объединенной редакцией МВД России, называется 14 форм взаимодействия ОВД и общественных объединений. Не весь приведенный перечень можно использовать для организации взаимодействия ОВД и религиозных объединений, однако часть предлагаемых форм может быть востребована, например: деятельность общественного совета, проведение тематических мероприятий, совместное участие представителей религиозных объединений и ОВД в планировании проведения масштабных религиозных мероприятий.

В режиме активизации связей ОВД с общественностью Б.О. Любимов предлагает использовать такие средства, как пропаганда и информирование общественности9. При организации взаимодействия между ОВД и религиозными объединениями особое значение приобретает конечная цель взаимодействия — предупреждение правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий. Здесь необходимо учитывать особенности инструментов регулирующего воздействия, выделенные в конфликтологии. Типовой состав этих инструментов предполагает тактические, оперативные и стратегические решения, при этом тактические решения направлены на урегулирование конфликтов путем силового и экономического давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса; оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов или устранение последствий конфликтов, а стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий безболезненного решения проблем. Т.Н. Кильмашкина выделяет несколько форм выражения религиозной нетерпимости: обвинение представителей другой религии в социальных бедах; разжигание конфликтов и войн под религиозными знаменами; переплетение религиозных различий с классовым или этническим неравенством и несправедливостью10.

С учетом изложенного, формы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в режиме достижения цели предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, могут включать в себя несколько уровней:

♦ информационный: 1) создание специально разработанной базы данных о религиозных организациях, действующих на территории региона; 2) создание информационного ресурса, посвященного характеристике

основных традиционных религий и деятельности известных запрещенных религиозных организаций; 3) установление сети агентурных связей, с помощью которых можно выявлять причастность конкретных лиц (жителей обслуживаемой территории) к деятельности запрещенных религиозных организаций (это может быть не только использование агентуры в классическом его понимании, но и открытие своеобразной «горячей линии» для приема таких сообщений от граждан на условиях конфиденциальности); 4) прием информации о готовящихся религиозных мероприятиях и определение степени возможной внешней угрозы для их проведения;

♦ просветительский: 1) совместное участие в общегуманитарных мероприятиях, проводимых с участием религиозных объединений (благотворительные акции, занятия для молодежи, спортивные конкурсы, праздники); 2) организация и проведение научно-практических мероприятий, посвященных укреплению религиозной толерантности; 3) привлечение представителей религиозных организаций для работы с сотрудниками ОВД для формирования у последних толерантного отношения ко всем законно действующим конфессиям;

♦ научный: 1) проведение комплексных исследований влияния религии на социальную жизнь региона; 2) создание детальной криминологической характеристики преступлений и правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий; 3) комплексный анализ состояния религиозной толерантности в регионе с определением потенциальных рисков возникновения конфликтов на межконфессиональной почве;

♦ практический: 1) разработка совместных мероприятий, посвященных профилактике религиозного экстремизма; 2) использование религиозных знаний при осуществлении профилактических мероприятий; 3) создание в системе подразделений по противодействию экстремизму должностей сотрудников, осуществляющих контакты как с представителями традиционных религиозных объединений, так и с представителями иных подразделений ОВД, для получения информации о совершенных или готовящихся правонарушениях или преступлениях, мотивом которых выступает религиозная ненависть или вражда.

8 URL://http://www.kotovo-ovd.ru/index.php?option=com_con-tent&view=artide&id=374:2013-02-11-14-25-23&catid= 104:2012-06-06-17-13-33&Itemid=246

9 Любимов Б.О. Политические аспекты взаимодействия учебных заведений МВД Российской Федерации с общественностью: Дисс. ... кацц. полит. наук. Н. Новгород, 2007. С. 11.

10 Кильмашкина Т.Н. Указ. соч. С. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.