УДК: 364.6
ББК: 67.405.2
Борченко В.А.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ
Borchenko V.A.
FORMS OF SOCIAL WORK WITH CONDEMNED WOMEN
Ключевые слова: социальная работа, осужденные женщины, социальная защита, исправительные учреждения, ресоциализация, исполнение наказания, пенитенциарные учреждения, несовершеннолетние, социальные работники, психологическая помощь.
Keywords: social work, convicted women, social protection, correctional institutions, reso-cialization, execution of punishment, penitentiary institutions, minors, social workers, psychological assistance.
Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что осуждение и изоляция человека в местах лишения свободы ставит его в сложную жизненную ситуацию. Гендерные особенности женщин обуславливают дополнительные негативные последствия в процессе реализации уголовных наказаний в виде лишения свободы. Осужденные женщины зачастую не могут самостоятельно разобраться в сложившихся жизненных ситуациях, жертвами которых оказались, и в создании которых виновны сами. Они не смогли решить свои проблемы путем совершения преступлений и многие из них не могут подступиться к принятию решения о необходимости избрания выхода из создавшегося положения, будучи в местах лишения свободы.
Социальная работа с осужденными при исполнении уголовных наказаний, как одно из средств воздействия на них, должна иметь большее развитие, с претензией существенного влияния на эффективность деятельности УИС. Вышесказанное диктует необходимость особой работы с осужденными-женщинами, как психолого-педагогической, так и социальной. Главной особенностью организации воспитательной и социальной работы является предвидение всех возможных вариантов развития трудной жизненной ситуации осужденной, а также особенности ее личности. Более того, сюда входит и систематическое планирование, составление проектов исправления и ресоциализации осужденной.
Цель статьи заключается в изучение различных форм социальной работы с осужденными женщинами в исправительных учреждениях.
Выявлены особенности правового статуса осужденных женщин в РФ, а также проанализированы формы социальной работы с осужденными женщинами.
Abstract: the urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the condemnation and isolation of a person in places of deprivation of liberty puts him in a difficult life situation. Gender characteristics of women cause additional negative consequences in the process of the implementation of criminal penalties in the form of imprisonment. Convicted women often cannot independently understand the life situations they have been victims of, and whose creation they themselves are guilty of. They could not solve their problems by committing crimes and many of them are unable to approach the decision about the need to elect a way out of the situation, being in prison.
Social work with convicts in the execution of criminal penalties, as one of the means of influencing them, should be more developed, with a claim of a significant impact on the effectiveness of the activity of the OIS. The above dictates the need for special work with female prisoners, both psychological and educational, and social. The main feature of the organization of educational and social work is to provide all possible options for the development of a difficult life situation of the convicted person, as well as her personality. Moreover, this includes systematic planning, drafting correction and re-socialization of the convicted. The purpose of the article is to study various forms
of social work with convicted women in correctional institutions, as well as a form of social security for a designated category of persons.
The features of the legal status of convicted women in the Russian Federation are revealed, and the forms of social work with convicted women are analyzed.
Социальная работа с осужденными является составным элементом многоуровневой системы государственной поддержки граждан в случаях трудных жизненных ситуаций. Отличительными чертами данного вида профессиональной деятельности является оказание социальной помощи, поддержки и защиты осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также в последующей адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения.
Одним из направлений совершенствования пенитенциарных учреждений России предусматривается развитие социальной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения, организации социальной работы на основе взаимодействия всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей власти, а также институтов гражданского общества.1
Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи людям, нуждающимся в ней и находящимся в трудной жизненной ситуации, которые не способны без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.2
Социальная работа в исправительном учреждении выражается в комплексной деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки. Кроме того, она способствует осуществлению социальной защиты осужденных, которая создает предпосылки для исправления осужденных в период отбыва-
1 Мусаелян М.Ф. Об обеспечении законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе: право, экономика, управление. 2010. № 4. С. 18 - 20.
2 Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.
П.Д. Павленок. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 534 с.
ния наказания и их ресоциализации после освобождения.3
Целью социальной работы с осужденными в исправительном учреждении является создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных и их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.
Профессиональная деятельность специалистов по социально-педагогической работе и других сотрудников исправительного учреждения основывается прежде всего в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения УИС. Однако в настоящее время идет поиск наилучшей модели службы, появляются другие формы организации деятельности социально-педагогической работы с осужденными в исправитель-
4
ных учреждениях.
В Положении определяются назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, ее основные цели, задачи, функции, обязанности и права сотрудников, а также перечень документации.
Социально-педагогическая работа проводится со всеми осужденными, а также их группами, которые нуждаются в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Прежде всего социальная помощь оказывается таким категориям осужденных, как инвалиды, престарелые, пенсионеры, лица, переведенные из воспитательных колоний, беременные женщины, женщины, имеющие при себе малолетних детей, лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющие определенного места
3 Социальная работа с осужденными / под ред. В.И. Жукова, М.А. Галугузовой.. М., 2002. С. 3.
4 Социальное обеспечение осужденных к лишению свободы: учебное пособие / Д.Э. Марченко, В.А. Борченко. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011. С. 52.
жительства, утратившие родственные связи, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью. Вышеуказанные группы осужденных относятся к числу наиболее уязвимых. Кроме того, эти категории являются приоритетными для специалистов по социально-педагогической работе, так как у них ярко выражена сложная совокупность труднопреодолимых психологических и социальных проблем1.
Дифференциация социальной, психологической и воспитательной работы осуществляется также с учетом особенностей различных категорий осужденных. При этом первоочередное внимание обращается на такие социально уязвимые категории, как женщины, несовершеннолетние, инвалиды и лица с ограниченной трудоспособностью.
Анализ ряда статей Уголовного кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации позволяет нам говорить о том, что назначение и сам процесс исполнения наказания в отношении осужденных женщин имеет некоторые характерные особенности, отличные от условий отбывания наказания осужденных мужчин. Различия эти обусловлены особенным правовым статусом женщины-осужденной и проявляются, в основном, в предоставлении преимуществ по отношению к мужчинам.
Именно поэтому в данной статье особое внимание хотелось бы уделить организации социальной работы в женских исправительных учреждениях.
Весь комплекс социальных, психологических и воспитательных работ, проводимых в исправительных учреждениях, нуждается в развитии и совершенствовании. Это обусловлено ухудшением криминогенного состава осужденных, их педагогической запущенностью, крайне низким уровнем образования, отсутствием каких-либо профессиональных навыков, а также возрастанием доли осужденных, которые страдают психическими заболеваниями, туберкулезом, наркоманией или ВИЧ-инфекцией.
1 Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики. М., 2004. С. 124.
2 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2012. С. 167.
Для достижения цели исправления проводимая в исправительных учреждениях работа ориентирована в первую очередь на решение вопросов, связанных с коррекцией поведения, позитивным изменением внутренних установок и ценностных ориентаций осужденных, приобщением их к освоению и выполнению основных социальных ролей в обществе в качестве законопослушных, общественно полезных граждан. Выполнение этой комплексной задачи требует объединения усилий всех сотрудников исправительных учреждений и прежде всего социальной, воспитательной и психологической служб во взаимодействии с различными службами ИУ.3
При работе с осужденными женщинами следует учитывать, что чаще всего их убеждения и мотивация поведения связаны с семейно-бытовыми проблемами. Поэтому особое внимание уделяется таким социально-демографическим и личностным характеристикам, как семейное положение, наличие детей, отношение к специфичной только для них социальной роли - деторождению и воспитанию детей. В связи с этим большое значение имеет сохранение положительных связей с семьями, детьми.
Пристальное внимание уделяется физиологическим особенностям женского организма, наличию у осужденных не только специфичных для женщин болезней, но и таких социально значимых заболеваний, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые излечиваются у них гораздо труднее, чем у мужчин.
Учитывая такие психологические особенности осужденных женщин, им оказывается постоянная психологическую помощь в снятии стрессовых состояний и эмоциональной напряженности, разрешении внутренних конфликтов, уделяется внимание их эстетическому воспитанию (проводятся концерты, конкурсы изобразительного искусства и т.д.). Женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, создаются условия для общения с детьми (День Матери, роди-
3 Бабурин С. В. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 4 (32). С. 67-71.
тельские дни, встречи с детьми - осужденных из школ-интернатов).
Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте - девочек (в России в настоящее время две женские воспитательные колонии для несовершен-нолетних)1, отличается спецификой, связанной прежде всего с возрастом данной категории осужденных, на который приходится период становления личности, то есть усвоения совокупности знаний, норм и ценностей, приобщения к системе социальных отношений в обществе.
Несовершеннолетние девочки в большей степени нуждаются в проведении с ними социальной, психологической и воспитательной работы, получении образования и профессии.
В работе с осужденными наряду с нравственным, правовым, трудовым и физическим воспитанием, определенных законодательством в виде основных направлений воспитательной работы, большое внимание уделяется патриотическому и другим направлениям воспитания. С этой целью старший специалист по социальной работе в воспитательной колонии осуществляет социально-педагогическую диагностику, выявляет социальные проблемы, потребности несовершеннолетней и определяет пути их разрешения. На воспитанницу, имеющую комплекс социальных проблем, заводится карта ресоциализации и составляется социально-реабилитационная программа решения проблем осуждённого и ее реинтеграции в общество. Данные программы решают несколько задач: проведение лечебно-коррекционных и реабилитационно-оздоровительных мероприятий с целью стабилизации психического состояния несовершеннолетнего; формирование общей культуры личности, новых жизненных целей, облегчающих процесс адаптации к жизни в обществе. Также в карте фиксируются результаты проведенной социальной диагностики, индивидуальной работы с осужденным по реализации программы, прогноз поведения осужденного, рекомендации.
1 Официальный сайт ФСИН России. URL: http://www. фсин.рф/statistics/5225/688/557.
С учетом мнения сотрудников медицинского, воспитательного, оперативного отделов, психолога, представителей отдела безопасности необходимая информация дополняется и обобщается. Объектом внимания и воздействия специалиста по социальной работе являются, кроме того, среда осужденного в отряде.
С помощью родственников, представителей общественности, религиозных организаций, привлекаемых к воспитательному процессу, достигается правопослушное поведение осужденных, создается благоприятная социальная атмосфера.
Для оказания помощи воспитательным колониям в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождаемых используются возможности попечительских советов и родительских комитетов.
Как уже отмечалось, исполнению наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных-женщин уделяется серьезное внимание.
Необходимо неукоснительно исполнять установленные уголовно-исполнительным законодательством для данной категории осужденных льготы и социальные гарантии, заключающиеся в особом порядке отбывания наказания, привлечения к труду, обеспечения питанием, одеждой, бельем и обувью, приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, организации общеобразовательного и профессионального обучения.
Технология ресоциализации осужденных-женщин включает в себя:
- восстановление в период пребывания в местах лишения свободы основных документов, различным образом утраченных до ареста;
- оперативное содействие в решении вопросов, связанных с переводом пенсии в учреждение или оформление пенсии.
Кроме того, ресоциализация лиц женского пола должна быть направлена на нейтрализацию отрицательных последствий лишения свободы, закрепление и развитие положительных. Нельзя забывать, что
постпенитенциарная социальная ресоциали-зация женщин, осужденных к лишению свободы, включение ее в сферу семьи, быта, в трудовую деятельность происходят значительно труднее, чем у мужчин1. Однозначно можно сказать, что уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяется приоритетом международных правовых актов, которые руководствуясь принципами гуманизма, дифференциации и индивидуализации исправительного воздействия, а также соединения режимных требований при исполнении наказания с комплексом мер по социальной поддержке.
Реализация целей государственной политики социальной защиты в отношении осужденных-женщин инвалидов требует слаженного взаимодействия учреждений и органов УИС с органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, федеральными государственными органами управления образованием, государственными службами занятости. Взаимодействие перечисленных ведомств между собой урегулировано системой нормативных правовых актов2.
Кроме того, в поле активной деятельности старшего специалиста по социальной работе находятся и такие категории осужденных: ВИЧ-инфицированные, алкоголики, наркоманы.
Вся социальная работа с лицами, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью прежде всего направлена на убеждение прохождения в добровольном порядке специального лечения в ИУ, а затем и по месту жительства на свободе:
- проведение специальных медико-социальных мероприятий, направленных на освобождение от алкогольной и наркотической зависимости;
- проведение мероприятий, направленных на развитие позитивных интересов и полезного использования свободного вре-
1 Буланова Е.А., Арзамаскина И.Ю. Об особенностях воспитательной работы, проводимой с осужденными женщинами // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 15. С. 51-55.
2 Молоствов А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань., 2006. С. 69-71.
мени осужденных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;
- вовлечение в образовательное либо профессиональное обучение.
Следует отметить, что социальная работа проводится со всеми осужденными, и женщины-осужденные не исключение. С ними также проводятся все виды социальной работы в зависимости от категории к которой они относятся. Так, например, если женщина страдает алкогольной зависимостью, то с ней будет проводиться та же работа, что и с мужчинами.
Система пенитенциарной социальной работы с осужденными, подкрепленная инновационными методами по социальной адаптации и реабилитации освобожденных из ИУ граждан способствует их возвращению в общество в качестве полноценных членов. Успех деятельности УИС заключается в социальном сопровождении, психологической помощи, развитии позитивного личностного потенциала, а также создания человеческих условий для жизни после освобождения.
Наделение женщин, осужденных к лишению свободы, правом на психологическую помощь, предусмотренное ч.61 ст.12 УИК РФ3, служит обеспечению их здоровья, как физического, так и психического. В этом плане особенное значение представляет собой психологическая помощь, предоставляемая для женщин, освобождающихся от отбывания наказания. Это выражается в их неготовности осознания значительных трудностей при освобождении.
Отдельно хотелось бы остановиться на социальной работе с осужденной-матерью. Основной признак, выделяющий осужденных матерей из среды женщин, лишенных свободы - наличие у них детей. Материнство - состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка, а также свойственное ей сознание родственной связи с детьми4. Оно предполагает чувства любви и ответственности за своего ре-
3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. от 27.12.2018). (Дата обращения 25.02.2019).
4 Ледях П.А. Социальная работа с осужденными: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. 2016. № 8. С. 91-110.
бенка, способность к рефлексии на физические и психические состояния ребенка, удовлетворение их основных потребностей, воспитание и сопровождение по жизни. Возможность для матери иметь физический контакт со своим ребенком, общаться с ним нередко является необходимым условием ее исправления, дополнительным стимулом условно-досрочному освобождению, что соответственно, должно положительно сказываться на самом ребенке.
Однако отбывание наказания в местах лишения свободы далеко не всегда положительно влияет на личность матери, ее исправление и ресоциализацию. Так, например, прекращение социальных (в том числе и позитивных) отношений, проявление изолированности по отношению к людям и самой себе, отсутствие поддержки близких людей, являются основанием для проявления безразличности к ребенку. Не осознавая, мать считает ребенка дополнительной обузой, которая усугубляет ее и без того сложную жизненную ситуацию1. Именно поэтому с осужденной-матерью специалисты проводят отдельную индивидуальную работу. Исследование показало, что почти половина (47%) детей проживает у родственников осужденной, в отношении которых оформляется опека или попечительство, 25% -у родителей матери, 15% - у отца, 10% направляются в детские дома, незначительная часть передается под опеку посторонним людям.
Социальные работники для изменения ситуации с женщинами, имеющими детей, должны регулярно проводить работу, направленную на: во-первых, желание осужденной оставаться матерью, во-вторых, не «бросить» ребенка после отбытия наказания и найти в себе силы воспитывать его.
Для осуществления вышеуказанного в исправительных учреждениях предусмотрено следующее: 1 ) создание условий для поддержания нормального психического состояния осужденной матери; 2) формирование системы постоянных социальных и межличностных контактов с ребенком, другими членами семьи, и также предусмотрены консультации со
1 Онищенко И.С. Международные стандарты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 10. С.29-34.
специалистами психологами, социальными педагогами, работниками и педиатрами; 3) учитывая гендерные особенности, воспитательный процесс основывается в первую очередь на формировании женских начал и основ материнства, на организации дифференцированной подготовке и обучению осужденных, которые имеют детей; 4) для данной особой категории осужденных выработаны особые рекомендации в целях расширения применения в практике возможности совместного проживания женщины с ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также предоставление преимущественного права на высокооплачиваемую работу, трудовое и жилищно-бытовое устройство после освобождения и других важных социальных гарантий2.
Подводя итоги, следует сказать о заключительном этапе при отбывании наказания -подготовки к освобождению. В каждом учреждении функционирует школа по подготовке осужденных к освобождению, основной задачей которой является исключение преступных намерений и вовлечение в «нормальную» жизнь освобождающихся. Для этого за 6 месяцев до освобождения с осужденными-женщинами проводится работа по различным направлениям с их индивидуальными особенностями в зависимости от возраста, социального положения и т.д. Социальные работники помогают подыскать работу и место жительства (если отсутствует постоянное) после освобождения, готовят женщин к трудностям вне исправительной колонии, читают лекции, показывают соответствующие фильмы.
В заключение хотелось бы отметить, что успешный результат работы в обозначенном направлении во многом зависит от организации продуктивного межведомственного взаимодействия по реализации скоординированного и целенаправленного комплекса мероприятий, обеспеченных финансированием, реализуемых органами и учреждениями, исполняющими уголовное наказание, заинтересованными федеральными и областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, некоммерческими и общественными организациями. Кроме того, зало-
2 Емельянов С.Н. Организационные и правовые проблемы обеспечения безопасности исправительного обеспечения // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 2. С. 10-13.
гом успешной адаптации осужденных женщин к условиям отбывания наказания и последующей социальной реабилитации является знание своих прав, обязанностей и законных ин-тересов1.
Социальная работа в пенитенциарном учреждении оформилась не так давно, и ее практика еще не совершенна. Осужденные, как особый контингент клиентов социальной
помощи в условиях лишения свободы, по-разному пользуются и относятся к этой помощи. Определяя, кем выступают осужденные -заказчиками социальных услуг, активными субъектами социальной деятельности или простыми «потребителями», объектами социальной работы - можно однозначно ответить, что они являются пассивными реципиентами социального воздействия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабурин, С.В. Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2015. - № 4 (32). - С. 67-71.
2. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики. - М., 2004. - С. 124.
3. Буланова, Е.А., Арзамаскина, И.Ю. Об особенностях воспитательной работы, проводимой с осужденными женщинами // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017.-№ 15. - С. 51-55.
4. Емельянов, С.Н. Организационные и правовые проблемы обеспечения безопасности исправительного обеспечения // Вестник Владимирского юридического института. - 2016. -№ 2.- С. 10-13.
5. Ледях, П.А. Социальная работа с осужденными: актуальные вопросы теории и практики // Государство и право. - 2016. - № 8. - С. 91-110.
6. Лелик, Н.Б. К вопросу о реализации законных интересов осужденных женщин в исправительных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 10. - С. 19-23.
7. Молоствов, А.В. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2006. - С. 69-71.
8. Мусаелян, М.Ф. Об обеспечении законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе: право, экономика, управление. - 2010. - № 4. - С. 18 - 20.
9. Онищенко, И.С. Международные стандарты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин, имеющих малолетних детей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2017. - № 10. - С. 29-34.
10. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - 4-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 534 с.
11. Официальный сайт ФСИН России. - ШЬ: http://www. фсин.рф/statistics/5225/688/557 (Дата обращения 25.02.2019).
12. Социальная работа с осужденными / под ред. В.И. Жукова, М.А. Галугузовой. - М., 2002.
- С. 3.
13. Социальное обеспечение осужденных к лишению свободы: учебное пособие / Д.Э. Марченко, В.А. Борченко. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011.
- 92 с.
14. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (ред. от 27.12.2018). (Дата обращения 25.02.2019).
15. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2012. - С. 167.
1 Лелик Н.Б. К вопросу о реализации законных интересов осужденных женщин в исправительных колониях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 10. С. 19-23.