ЭКОНОМИКА
Вестник Омского университета, 2002. №4. С. 77-80.
V* ' I Г," QQQ I • >/■ по
(С Омский государственный университет УДК
формы сбыта сельскохозяйственной
продукции. опыт зарубежных стран
Ш.К. Гайсина
Павлодарский университет, кафедра экономики и менеджмента Республика Казахстан, Павлодар, ул. М. Горького, 102/4
Получена 10 сентября 2002 г.
In the article the different forms of sales of agricultural production are considered . The special attention is given to foreign experience The advantage of creation of sales co-operatives and wholesale markets of agricultural raw are uncovered.
Особенностью развития сбытовой сферы в мясном подкомплексе АПК является то, что она может развиваться на основе внерыночных связей (договоры и контракты), через взаимодействие посредством свободного рынка, а также через внерыночные административные связи на базе единой собственности.
Интересен опыт организации системы сбыта скота в экономически развитых странах. Основные формы сбыта скота и птицы - контрактация, кооперативный сбыт, оптовые рынки, аукционы и биржи.
Контрактация реализуется в форме заключения договоров между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, торговыми и другими организациями на производство и сбыт определенного вида скота и птицы.
Используются разные контракты: с указанием только условий закупки; с указанием условий закупки и обязательств по поставкам фермерам определенных средств производства и прав покупателя по определению условий производства; с указанием определяемых покупателем условий закупок, поставок им большинства средств производства, выбора технологии производства для получения продуктов определенных стандартов.
Контрактация выгодна как производителям, так и покупателям. Она является преобладающей, например, в странах ЕС; в Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Ирландии по контрактам реализуется 90% птицы, в Бельгии и Нидерландах - более 90% откармливаемого КРС и свыше половины мясных свиней.
В странах ЕС широко используется и кооперативный сбыт через сбытовые кооперативы, организуемые фермерами. Более сложная коопера-
тивная форма создается в том случае, когда они занимаются откормом поставляемого фермерам молодняка, переработкой скота и птицы, а затем и оптовой торговлей мясом. Мясосбытовые кооперативы могут снабжать фермеров комбикормами, добавками, организовывать селекционно-племенную работу.
Кооперативная форма сбыта позволяет фермерам противостоять монополизму закупочных, торговых и сбытовых фирм, являясь альтернативной формой сбыта, обеспечивает защиту интересов фермеров и противодействует чрезмерному снижению закупочных цен.
В этом плане интересен опыт Китая, где было создано несколько промежуточных форм предприятий, которые не принадлежат государству в классическом смысле, но и не являются частными в капиталистическом понимании. Одной из таких форм являются сельскохозяйственные производственные кооперативы, находящиеся в собственности местных органов власти и населения. Они главным образом производят потребительские товары для внутреннего и внешнего рынков. Такие кооперативы, как правило, подразделяются на две категории. К первой относятся кооперативы, которые принадлежат местным органам власти и функционируют как холдинговые компании, вкладывая полученную прибыль как в существующие или новые компании, так и в местную инфраструктуру. Ко второй категории относятся кооперативы, которые сформировались несколько позже и напоминают частные компании; большинство их них практически контролируются частными лицами, а иногда даже формально принадлежат им. Но и в этом случае сохраняются тесные финансовые связи с местными органами власти.
Сельские производственные кооперативы в Китае развивались исключительно быстро и достигли впечатляющих результатов. Их доля во внутреннем валовом продукте (ВВП) возросла с 13% в 1985 г. до 31% в 1994 г. С середины 80-х годов объем производства увеличивался на 25% в год. В настоящее время на долю сельских производственных кооперативов приходится треть общего роста промышленности в Китае. Производительность факторов производства в сельских производственных кооперативах выше, чем в государственном секторе, и возрастает на 5% в год - в 2 раза быстрее, чем на госпредприятиях.
Такой феноменальный рост и высокая эффективность предприятий объясняются рядом факторов.
1. Родственные связи и неформальные права собственности. Тесные отношения родства, связывающего сельских жителей Китая, повышают ответственность предпринимателей. Совместные фактические права собственности, хотя и не имеют четкого юридического оформления, способствуют удачному распределению риска и вознаграждения между предпринимателями и местными органами власти;
2. Децентрализация и финансовая дисциплина. Децентрализация бюджетных полномочий в Китае, проведенная в 1984 г., позволила местным органам власти удерживать поступления из местных источников, что явилось мощным стимулом для развития местной промышленности;
3. Конкуренция. Ожесточенная борьба за инвестиции (в том числе и иностранные) между населенными пунктами, имеющими сельские производственные кооперативы. Успех в привлечении инвестиций зависит от репутации и результатов хозяйственной деятельности населенного пункта;
4. Потенциальные рынки сбыта. Недооценка роли перерабатывающей промышленности со стороны государства в прошлом создала неисчерпаемые возможности для формирования собственных перерабатывающих производственных кооперативов и выбора направлений сбыта продукции.
Рост сельских производственных кооперативов в Китае продолжается, меняются их организационные формы. Опыт Китая в организации кооперативов уникален и актуален для других стран с переходной экономикой, так как он показал важность свободного выхода на рынок, конкуренции, жестких бюджетных ограничений и соответствующих финансовых стимулов для местных органов власти [1].
Оптовая торговля скотом, птицей и мясом в странах ЕС осуществляется через оптовые рынки и аукционы. Реализуются они через универсальные оптовые рынки и через специализированные
рынки.
Важная форма сбыта скота, птицы и мясопродуктов - товарная биржа, представляющая коммерческое предприятие, регулярно функционирующий рынок однородных товаров, на котором в основном заключаются фьючерсные сделки с поставкой товара в будущем [2].
В некоторых странах, например в США, существует такая форма сбыта, как продажа или сдача продукции под залог государственным учреждениям.
Из всех форм вертикальной интеграции наибольшее распространение в развитых экономических странах получила контрактация. Полная интеграция сколько-нибудь заметно распространена лишь в США, Великобритании, Испании, ФРГ, а также в рыбном хозяйстве Японии.
В нашей стране на протяжении многих лет в условиях административно-командной системы взаимоотношения производителей сельскохозяйственной продукции с заготовителями регулировались типовыми нормативными актами -договорами контрактации. Договоры контрактации заключались в соответствии с заказами государства на сельскохозяйственную продукцию, планами развития сельскохозяйственного производства и с учетом необходимости проведения закупок сверх заказа для более полного удовлетворения потребностей страны в продуктах питания и в сырье. Основным назначением договоров контрактации на сельскохозяйственную продукцию как правовой формы, опосредствующей экономические хозяйственные отношения производителей и заготовителей сельскохозяйственной продукции, было обеспечение выполнения заказа государства путем конкретизации прав и обязанностей сторон. Специальным пунктом Положения о порядке заключения и исполнения договоров контрактации оговаривался общий порядок прикрепления хозяйств к определенным заготовительным организациям. То есть заказ государства, доведенный до хозяйств, не определял еще их контрагентов, для этого требовался дополнительный акт административного характера. С этой целью принимались специальные решения исполкомов местных Советов о прикреплении того или иного хозяйства к заготовителю.
С изменениями механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе появились широкие перспективы в использовании договорной формы взаимоотношений между партнерами по совместному производству мяса и мясопродуктов. В зависимости от продолжительности и содержания контракты могут быть краткосрочные и долгосрочные, сложные и простые. Сложные контракты содержат систему договорных отношений, регламентирующих производственную
Формы сбыта сельскохозяйственной продукции.
79
технологию выращивания животных; условия по оказанию услуг; соблюдение определенных стандартов качества животного сырья; расценки, скидки надбавки за реализованную продукцию; сроки поставок скота на переработку. Простые контракты могут включать одно-два аналогичных условия.
Для крупных оптовых заготовителей животноводческого сырья наиболее приемлемы долгосрочные хозяйственные договоры с разбивкой по годам. Это позволит более эффективно прогнозировать объемы и ассортимент продукции с учетом рыночной конъюнктуры, обновления производства на основе научно-технического прогресса, обеспечит рациональное использование производственных мощностей. Для средних и малых предприятий контракты можно заключать и на более короткие сроки [3].
В настоящее время каждое сельскохозяйственное предприятие имеет юридическое право выбора своего партнера для сбыта продукции. В этих условиях задача агропромышленных формирований - организация наиболее оптимальной структуры заготовительной сети, которая обеспечивала бы снятие организационных или финансовых затруднений при реализации продукции сельскими товаропроизводителями.
Переход к рыночной экономике вызывает необходимость поиска новых форм интеграции мясной промышленности и сельского хозяйства с учетом достигнутого ныне уровня их развития и специфики наших условий.
Акционирование, проведенное на базе перерабатывающих предприятий, не принесло ожидаемых результатов. Сельские товаропроизводители так и не смогли реализовать на практике свое формальное право на участие в управлении акционерным обществом. По-видимому, основными причинами стали следующие:
- низкий профессиональный уровень руководящего состава сельскохозяйственных предприятий;
- недопонимание значения акционирования;
- отсутствие реальной материальной заинтересованности (получение дивидендов);
- низкий уровень информированности акцио-неров-сельхозников;
- отсутствие реальных мер по консолидации акций со стороны органов управления сельского хозяйства [4].
Это привело к отсутствию у сельхозтоваропроизводителей заинтересованности в укреплении экономических отношений с партнерами по технологической цепи.
Таким образом, произошла дезинтеграция отраслей агропромышленного комплекса. В наиболее трудном положении из-за этого оказалось
сельское хозяйство. Оно столкнулось с жестким давлением со стороны поставщиков материально-технических ресурсов и торговых организаций. Неблагосклонно к нему отнеслись и партнеры по комплексу: перерабатывающие и агросервисные предприятия.
Защиту экономических интересов сельхозтоваропроизводителей следует осуществлять в двух направлениях.
1. Регулировать ценовые и финансовые пропорции для всех участников в конечной цене на произведенную продукцию, поскольку низкий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, особенно на животноводческую - один из основных факторов, негативно влияющих на экономическое положение сельхозтоваропроизводителей. В значительной мере это связано с невысоким платежеспособным спросом населения, а также с неэквивалентностью обменных операций между аграриями и третьей сферой АПК, которая была особенно заметна в первые годы после либерализации цен и приватизации перерабатывающих предприятий [5]. Меры антимонопольного контроля со стороны исполнительной власти не привели к сколько-нибудь ощутимым результатам. Учетная политика перерабатывающих предприятий позволяла перераспределять прибыль между продукцией, имеющей ограничения на норму прибыли и не имеющей подобных ограничений. В качестве инструментов перераспределения использовались внутрихозяйственные цены, завышение доли постоянных расходов в себестоимости продукции и др. В настоящее время проблема уровня закупочных цен не носит столь острый характер, как это было прежде. Это объясняется тем, что, с одной стороны, сельхозтоваропроизводители расширили рынок сбыта своей продукции и предприятия перерабатывающей промышленности перестали быть единственными потребителями, с другой -тем, что руководители перерабатывающих предприятий достаточно скоро поняли опасность разрушения сырьевой базы.
Мы разделяем мнение Е.В. Умновой, что простое повышение закупочных не решит проблемы насыщения продовольственного рынка мясопродуктами отечественного производства. Необходима новая концепция ценообразования на продукцию мясного подкомплекса. Основными её принципами должны стать: 1) построение системы цен на продукцию всех отраслей (сфер) подкомплекса на единой методологической основе; 2) создание сбалансированной системы цен закупочных, оптовых, розничных, обеспечивающей межотраслевой обмен, устойчивость и равновыгодные условия для расширенного воспроизводства на всех стадиях выработки конечного про-
дукта; 3) повышение экономической обоснованности всех видов цен и усиление их стимулирующей роли в производстве конкурентоспособной продукции высокого качества; 4) рациональное сочетание свободного ценообразования с государственным регулированием.
Межотраслевые соотношения в мясном подкомплексе должна определять рыночная цена на конечную продукцию, основы которой составляют общественно необходимые затраты на ее производство [3]. Так, в Китае либерализация цен началась именно в сельском хозяйстве, была ослаблена дискриминационная политика ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и снижен контроль за сбытом. В результате резко возрос объем сельскохозяйственного производства и соответственно повысился спрос населения на продукты питания.
2. Расширить реальные полномочия сельхозтоваропроизводителей в управлении акционерным обществом путем консолидации акций, перераспределения их в интересах сельхозтоваропроизводителя, создания кооперативных формирований на базе акционерного общества.
Таким образом, в условиях развития различных организационных форм - акционерных обществ, ассоциаций, фирм, кооперативов, арендных коллективов, фермерских и крестьянских хозяйств и др. - каждая должна доказывать на деле свою жизнеспособность, конкурентность при переходе к рынку. Следовательно, для рационального функционирования всех звеньев агропромышленного формирования необходимо, чтобы складывающиеся экономические взаимоотношения создавали у экономически и юридически самостоятельных участников интерес на всех взаимосвязанных и взаимозависимых стадиях производства и воспроизводства.
вания товарообмена в интеграционных формированиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 7. С. 23.
[1] Отчет о мировом развитии. 1996. Oxford University Press, 1996. С. 70.
[2] Саетгалиев З. Мясной рынок стран ЕС // Международный сельскохозяйственный журнал. 1997. № 3. С. 42.
[3] Умнова Е.В. Совершенствование межотраслевых экономических связей в мясном подкомплексе России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997.
[4] Родионов О.А. О развитии кооперативных форм хозяйствования в сфере переработки молока и мяса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. № 5. С. 24.
[5] Долматов Э.В., Родионова О.А., Юрков Е.П. Определение ценовых соотношений для регулиро-