Научная статья на тему 'Формы реализации непрерывного образования: от теории к практике'

Формы реализации непрерывного образования: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КОНСАЛТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LIFELONG LEARNING (LLL) / EDUCATIONAL CONSULTING / EDUCATIONAL CONSULTING AGENCY / SYSTEM OF LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ждан Александр Александрович

Статья посвящена решению новой проблемы для российской практики управления в сфере образования: формированию механизмов функционирования системы непрерывного образования. Автор, на основе проведённого анализа российской и зарубежной практики, предлагает использовать в качестве одного из перспективных направлений сеть образовательных консалтинговых агентств (ОКА), цель которых предоставление посреднических услуг. Эти агентства позиционируются как связующее звено между потребителем образовательных услуг и образовательным учреждением. При этом спектр услуг этих агентств способен удовлетворить как спрос человека с любым уровнем подготовки, так и предложение услуг образовательными заведениями всех уровней; они облегчают доступ к информации об образовательных программах и способствуют повышению эффективности системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of implementation of lifelong learning: from theory to practice

Article deals with the new problem of Russian practices in education formation of mechanisms of functioning of lifelong learning system. The author based on the analysis of Russian and foreign experience suggests to use a network of educational consulting agencies (ECA) as a perspective trend. The aim of these agencies is to provide intermediary services. These agencies are positioned as a link between the customer of educational services and educational institutions. The range of educational services can satisfy the demand of a person with any educational level and also the proposals of services of educational institutions of all levels, they make access to information on educational programs easier and raise the efficiency of lifelong learning system.

Текст научной работы на тему «Формы реализации непрерывного образования: от теории к практике»

МНЕНИЕ

формы реализации непрерывного образования:

от теории к практике

а.а. ждан

аспирант кафедры ГМиКУ Финакадемии

Формирование общества, основанного на знаниях, предъявляет к человеку всё более жёсткие требования, чтобы быть конкурентоспособным и найти своё место в системе социально-трудовых отношений.

Принято считать, что цель советской концепции непрерывного образования - создание прогностической модели образовательного процесса, обеспечивавшего целостный и поступательный характер развития всех сторон личности, достигнута не была, несмотря на несомненные успехи отдельных звеньев системы образования.

В настоящее время возникает новая парадигма образования. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза отмечается необходимость развития наставничества и консультирования, целью которого является обеспечение каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях в Европе1. Увеличение спроса обусловлено заинтересованностью человека в повышении собственной конкурентоспособности на рынке труда.

На основе нашего исследования можно сделать вывод о том, что Интернет-ресурсы, а также печатные издания слабо систематизированы и структурированы для поиска конкретной информации по дополнительному образованию для взрослых. В этой связи индивиду затруднительно самостоятельно анализировать предложения и содержание образовательных программ, имеющихся на рынке.

Участие граждан России в дополнительном образовании в 2006 г. было на уровне 8%2. Но уже

в 2008 г. доля получающих дополнительное образование, включая самообразование, составила более 20%3. Интенсивный рост очевиден, но это почти в два раза меньше, чем в среднем в развитых европейских странах. Несмотря на заявленные планы Министерства образования и науки РФ по достижению к 2012 году среднеевропейского уровня4 по данному показателю, конкретных мероприятий для выполнения поставленной задачи предложено не было.

В результате проведённого нами исследования сделан вывод об актуальности создания организации с условным названием «Образовательное консалтинговое агентство» (далее - ОКА), которая бы предоставляла услуги по консультированию в сфере образования и участвовала в формировании целостной и непротиворечивой системы непрерывного образования.

ОКА, в соответствии с миссией, подбирает направление дальнейшего образования, исходя из индивидуальных возможностей и потребностей клиентов (рис). Для квалифицированной помощи обратившимся за образовательным консалтингом, ОКА создаёт обширную информационную базу, содержащую полный перечень образовательных учреждений (ОУ), действующих на российском рынке образования, с описанием учебных программ, условий зачисления и обучения, сотрудничает с вузами различного профиля в сфере комплексной организации учебного процесса, актуализации информации о предоставляемых образовательных услугах.

1 См.: A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels, 30.10.2000, SEC(2000) 1832 // www.eaea.org/news.php?aid=2322&hak ustr=memorandum%20Hfelong%20learning#a_2322.

2 Евростат (http://epp.eurostat.ec.europa.eu, тема Lifelong learning), данные по России - 2006 г.

3 По материалам к выступлению А.Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе РФ «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы», Москва, 3 сентября 2008 г.

4 Там же.

Рис. Система непрерывного образования1

Система непрерывного образования (СНО), по нашему мнению, должна иметь следующую структуру. Первый уровень - последовательная цепочка образовательных учреждений: центр раннего развития (для детей от 1 до 3 лет) - детский сад (для детей от 3 до 6 лет) - образовательное учреждение по предшкольной подготовке (для детей от 6 до 7 лет) - школа (для детей от 7 до 18 лет). Второй уровень - получение первичного профессионального образования. В старших классах школы определиться в выборе направления и соответствующего образовательного учреждения для получения средне-специального и/или высшего профессионального образования помогает ОКА. Третий уровень - непрерывное образование взрослых людей, которые на протяжении всей своей жизни повышают квалификацию и получают дополнительное образование. Центральным связующим звеном между индивидом и образовательным учреждением выступает ОКА.

Деятельность ОКА должна представлять собой процесс, включающий несколько последовательных этапов:

1. предварительная работа с клиентом в момент его обращения в ОКА и заключение договора на предоставление консалтинговых услуг;

2. непосредственная работа с информацией, полученной от клиента и выработка рекомендаций;

3. результат взаимодействия сторон достигается на третьем этапе:

- предоставление клиенту нескольких вариантов образовательных программ и образовательных учреждений;

- выбор оптимальной программы, оптимального образовательного учреждения и предоставление клиенту соответствующей информации;

- составление индивидуального плана развития (ИПР) клиента на несколько лет вперед. Основными этапами ИПР являются: тестирование уровня знаний до зачисления; оптимизация кратко- и среднесрочных целей клиента в сфере карьеры, самореализации и личностного развития. Для минимизации рисков ошибок планирования и влияния внешних факторов на достижение поставленных целей, предполагается контроль исполнения ИПР, а также его актуализация не реже 1 раза в год;

- в случае желания обучаться за рубежом - помощь в оформлении документов (в т. ч. визы);

- письменное уведомление ОУ со стороны ОКА о направлении клиента на обучение.

4. Обсуждение результатов обучения, определение степени удовлетворённости клиента полученным образованием и образовательным учреждением. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана развития клиента.

Составлено автором.

ВЕСТНИК ФА ->4'2009

Услуги ОКА предполагаются платными. Ценовая политика определяется на основе регрессивной процентной ставки комиссионного вознаграждения, рассчитываемого от стоимости образовательной программы, т.е. при более высокой стоимости обучения % комиссионного вознаграждения ОКА уменьшается (табл.).

Таблица

Соотношение ставки комиссионного вознаграждения ОКА к стоимости образовательной услуги

Шкала стоимостей Ставка комиссионного

образовательных услуг вознаграждения ОКА

от 50 000 до 100 000 р. 5%

более 100 000 р. 3%

от 30 000 до 50 000 р. 7%

от 10 000 до 30 000 р. 9%

менее 10 000 р. 12%

Таким образом, стоимость услуг рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость услуг ОКА = СОУ*СКВ,

где СОУ - стоимость образовательной услуги;

СКВ - ставка комиссионного вознаграждения.

В результате взаимодействия ОКА и клиента возможны два сценария развития: первый - единовременное формирование оптимального «образовательного пакета», включающего образовательную программу + образовательное учреждение + сопровождение + контроль за качеством образовательной услуги), второй - индивидуальное сопровождение клиента в течение длительного промежутка времени: ОКА становится «личным проводником» по образовательной и карьерной лестнице на протяжении всей его жизни. Обращаясь постоянно за образовательным консалтингом, человек получает от ОКА анализ пройденного пути и рекомендации на перспективу по дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков и компетенций, развитию способностей и достижению намеченных целей. Снизить риски влияния возможных кризисных явлений на уменьшение спроса на непрерывное образование и, как следствие, на услуги ОКА, призван мониторинг тенденций на финансовых рынках, а также прогнозный анализ рынка образовательных услуг России и других стран.

Кроме консалтинга по непрерывному образованию в России, предполагается, что ОКА сможет предоставлять консалтинговые услуги по зарубежному образованию.

Отдельным направлением в деятельности ОКА может стать подбор образовательных программ для корпоративных клиентов, которые заинтересованы в профессиональном обучении своих работников. В результате исследования выяснилось, что наибольшим спросом пользуются групповые

занятия (тренинги, кейсы, деловые игры и т.п.) и что основными потребителями услуг ОКА будут:

- поколение молодых людей, родившихся в 90-е годы XX века и позже, т.к. их вхождение в трудоспособный возраст приходится на настоящее время, когда идея непрерывного образования становится всё более актуальной;

- люди старше 30 лет, уровень знаний которых обесценился в связи с бурным развитием мировой экономики и структурными изменениями в отраслях народного хозяйства;

- корпоративные клиенты, желающие вывести на аутсорсинг функцию обучения персонала в целях минимизации издержек на содержание собственного корпоративного центра обучения.

ОКА может быть как государственной организацией, так и частной, различных организационно-правовых форм, например - ООО «Образовательное консалтинговое агентство». Организационная структура - линейная. Ключевые работники, помимо административного персонала, - специалисты отдела маркетинга и рекламы, а также менеджеры, занимающиеся удовлетворением спроса на образовательный консалтинг - сопровождение клиентов от первого звонка в ОКА до обсуждения результатов и проверки остаточных знаний после обучения.

ОКА должно иметь партнёрские отношения со всеми образовательными учреждениями, регулярно предоставляющими информацию о своей деятельности, в целях направления желающих пройти обучение в конкретное ОУ.

Можно предложить следующие варианты ценообразования:

1. клиент оплачивает услуги ОКА в виде фиксированного % (например, 5%) от стоимости обучения в ОУ по выбранному направлению;

2. при поступлении на обучение клиентов по направлению ОКА образовательные учреждения оплачивают услуги агентства;

3. ОКА получает одновременно оплату от клиента и от ОУ.

Эффект от образовательного консалтинга будет ощутимым в случае его развития в национальном масштабе. Для распространения образовательного консалтинга требуется крупномасштабная поддержка его государством в лице Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ (в частности Федеральной службы по труду и занятости), которая предполагает:

- открытие ОКА в областных центрах всех субъектов РФ для обеспечения общедоступности непрерывного образования. Малоимущим слоям населениям и безработным необходимо предусмотреть оказание государственной финансовой помо-

щи для обучения, повышения квалификации, переквалификации и дальнейшего трудоустройства;

- создание Федерального агентства непрерывного образования (ФАНО), подведомственного Министерству образования и науки РФ, призванного осуществлять координацию деятельности учреждений всех уровней образования для создания образовательной среды, адекватной современным потребностям;

- создание региональных агентств по мониторингу и контролю непрерывного образования в прямом подчинении ФАНО;

- популяризацию непрерывного образования в средствах массовой информации - создание «моды» на обучение в течение жизни;

- осуществление исследований по выявлению образовательных потребностей и спроса на образовательные услуги со стороны населения;

- развитие концепции непрерывного образования на различных уровнях, начиная с дошкольного.

При поддержке со стороны государственных органов, ОКА будут активно взаимодействовать с населением, повышая мотивацию к непрерывному образованию.

ОКА займут нишу на рынке между индивидом и образовательными учреждениями, между работником и работодателем, станут консультантом и помощником в сфере образования для людей, желающих непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, будут способствовать сокращению безработицы, улучшению качества труда и повышению удовлетворённости работников своей трудовой карьерой.

ЛИТЕРАТУРА

1. A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels, 30.10.2000, SEC(2000) 1832 // www.eaea.org/news. php?aid=2322&hakustr=memorandum%20lifelong%20learning#a_2322.

2. Данные Евростат // www.epp.eurostat.ec.europa.eu, тема Lifelong learning.

3. Материалы к выступлению А. Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе РФ «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы», Москва, 3 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.