МНЕНИЕ
формы реализации непрерывного образования:
от теории к практике
а.а. ждан
аспирант кафедры ГМиКУ Финакадемии
Формирование общества, основанного на знаниях, предъявляет к человеку всё более жёсткие требования, чтобы быть конкурентоспособным и найти своё место в системе социально-трудовых отношений.
Принято считать, что цель советской концепции непрерывного образования - создание прогностической модели образовательного процесса, обеспечивавшего целостный и поступательный характер развития всех сторон личности, достигнута не была, несмотря на несомненные успехи отдельных звеньев системы образования.
В настоящее время возникает новая парадигма образования. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза отмечается необходимость развития наставничества и консультирования, целью которого является обеспечение каждому свободного доступа к информации об образовательных возможностях в Европе1. Увеличение спроса обусловлено заинтересованностью человека в повышении собственной конкурентоспособности на рынке труда.
На основе нашего исследования можно сделать вывод о том, что Интернет-ресурсы, а также печатные издания слабо систематизированы и структурированы для поиска конкретной информации по дополнительному образованию для взрослых. В этой связи индивиду затруднительно самостоятельно анализировать предложения и содержание образовательных программ, имеющихся на рынке.
Участие граждан России в дополнительном образовании в 2006 г. было на уровне 8%2. Но уже
в 2008 г. доля получающих дополнительное образование, включая самообразование, составила более 20%3. Интенсивный рост очевиден, но это почти в два раза меньше, чем в среднем в развитых европейских странах. Несмотря на заявленные планы Министерства образования и науки РФ по достижению к 2012 году среднеевропейского уровня4 по данному показателю, конкретных мероприятий для выполнения поставленной задачи предложено не было.
В результате проведённого нами исследования сделан вывод об актуальности создания организации с условным названием «Образовательное консалтинговое агентство» (далее - ОКА), которая бы предоставляла услуги по консультированию в сфере образования и участвовала в формировании целостной и непротиворечивой системы непрерывного образования.
ОКА, в соответствии с миссией, подбирает направление дальнейшего образования, исходя из индивидуальных возможностей и потребностей клиентов (рис). Для квалифицированной помощи обратившимся за образовательным консалтингом, ОКА создаёт обширную информационную базу, содержащую полный перечень образовательных учреждений (ОУ), действующих на российском рынке образования, с описанием учебных программ, условий зачисления и обучения, сотрудничает с вузами различного профиля в сфере комплексной организации учебного процесса, актуализации информации о предоставляемых образовательных услугах.
1 См.: A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels, 30.10.2000, SEC(2000) 1832 // www.eaea.org/news.php?aid=2322&hak ustr=memorandum%20Hfelong%20learning#a_2322.
2 Евростат (http://epp.eurostat.ec.europa.eu, тема Lifelong learning), данные по России - 2006 г.
3 По материалам к выступлению А.Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе РФ «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы», Москва, 3 сентября 2008 г.
4 Там же.
Рис. Система непрерывного образования1
Система непрерывного образования (СНО), по нашему мнению, должна иметь следующую структуру. Первый уровень - последовательная цепочка образовательных учреждений: центр раннего развития (для детей от 1 до 3 лет) - детский сад (для детей от 3 до 6 лет) - образовательное учреждение по предшкольной подготовке (для детей от 6 до 7 лет) - школа (для детей от 7 до 18 лет). Второй уровень - получение первичного профессионального образования. В старших классах школы определиться в выборе направления и соответствующего образовательного учреждения для получения средне-специального и/или высшего профессионального образования помогает ОКА. Третий уровень - непрерывное образование взрослых людей, которые на протяжении всей своей жизни повышают квалификацию и получают дополнительное образование. Центральным связующим звеном между индивидом и образовательным учреждением выступает ОКА.
Деятельность ОКА должна представлять собой процесс, включающий несколько последовательных этапов:
1. предварительная работа с клиентом в момент его обращения в ОКА и заключение договора на предоставление консалтинговых услуг;
2. непосредственная работа с информацией, полученной от клиента и выработка рекомендаций;
3. результат взаимодействия сторон достигается на третьем этапе:
- предоставление клиенту нескольких вариантов образовательных программ и образовательных учреждений;
- выбор оптимальной программы, оптимального образовательного учреждения и предоставление клиенту соответствующей информации;
- составление индивидуального плана развития (ИПР) клиента на несколько лет вперед. Основными этапами ИПР являются: тестирование уровня знаний до зачисления; оптимизация кратко- и среднесрочных целей клиента в сфере карьеры, самореализации и личностного развития. Для минимизации рисков ошибок планирования и влияния внешних факторов на достижение поставленных целей, предполагается контроль исполнения ИПР, а также его актуализация не реже 1 раза в год;
- в случае желания обучаться за рубежом - помощь в оформлении документов (в т. ч. визы);
- письменное уведомление ОУ со стороны ОКА о направлении клиента на обучение.
4. Обсуждение результатов обучения, определение степени удовлетворённости клиента полученным образованием и образовательным учреждением. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана развития клиента.
Составлено автором.
ВЕСТНИК ФА ->4'2009
Услуги ОКА предполагаются платными. Ценовая политика определяется на основе регрессивной процентной ставки комиссионного вознаграждения, рассчитываемого от стоимости образовательной программы, т.е. при более высокой стоимости обучения % комиссионного вознаграждения ОКА уменьшается (табл.).
Таблица
Соотношение ставки комиссионного вознаграждения ОКА к стоимости образовательной услуги
Шкала стоимостей Ставка комиссионного
образовательных услуг вознаграждения ОКА
от 50 000 до 100 000 р. 5%
более 100 000 р. 3%
от 30 000 до 50 000 р. 7%
от 10 000 до 30 000 р. 9%
менее 10 000 р. 12%
Таким образом, стоимость услуг рассчитывается по следующей формуле:
Стоимость услуг ОКА = СОУ*СКВ,
где СОУ - стоимость образовательной услуги;
СКВ - ставка комиссионного вознаграждения.
В результате взаимодействия ОКА и клиента возможны два сценария развития: первый - единовременное формирование оптимального «образовательного пакета», включающего образовательную программу + образовательное учреждение + сопровождение + контроль за качеством образовательной услуги), второй - индивидуальное сопровождение клиента в течение длительного промежутка времени: ОКА становится «личным проводником» по образовательной и карьерной лестнице на протяжении всей его жизни. Обращаясь постоянно за образовательным консалтингом, человек получает от ОКА анализ пройденного пути и рекомендации на перспективу по дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков и компетенций, развитию способностей и достижению намеченных целей. Снизить риски влияния возможных кризисных явлений на уменьшение спроса на непрерывное образование и, как следствие, на услуги ОКА, призван мониторинг тенденций на финансовых рынках, а также прогнозный анализ рынка образовательных услуг России и других стран.
Кроме консалтинга по непрерывному образованию в России, предполагается, что ОКА сможет предоставлять консалтинговые услуги по зарубежному образованию.
Отдельным направлением в деятельности ОКА может стать подбор образовательных программ для корпоративных клиентов, которые заинтересованы в профессиональном обучении своих работников. В результате исследования выяснилось, что наибольшим спросом пользуются групповые
занятия (тренинги, кейсы, деловые игры и т.п.) и что основными потребителями услуг ОКА будут:
- поколение молодых людей, родившихся в 90-е годы XX века и позже, т.к. их вхождение в трудоспособный возраст приходится на настоящее время, когда идея непрерывного образования становится всё более актуальной;
- люди старше 30 лет, уровень знаний которых обесценился в связи с бурным развитием мировой экономики и структурными изменениями в отраслях народного хозяйства;
- корпоративные клиенты, желающие вывести на аутсорсинг функцию обучения персонала в целях минимизации издержек на содержание собственного корпоративного центра обучения.
ОКА может быть как государственной организацией, так и частной, различных организационно-правовых форм, например - ООО «Образовательное консалтинговое агентство». Организационная структура - линейная. Ключевые работники, помимо административного персонала, - специалисты отдела маркетинга и рекламы, а также менеджеры, занимающиеся удовлетворением спроса на образовательный консалтинг - сопровождение клиентов от первого звонка в ОКА до обсуждения результатов и проверки остаточных знаний после обучения.
ОКА должно иметь партнёрские отношения со всеми образовательными учреждениями, регулярно предоставляющими информацию о своей деятельности, в целях направления желающих пройти обучение в конкретное ОУ.
Можно предложить следующие варианты ценообразования:
1. клиент оплачивает услуги ОКА в виде фиксированного % (например, 5%) от стоимости обучения в ОУ по выбранному направлению;
2. при поступлении на обучение клиентов по направлению ОКА образовательные учреждения оплачивают услуги агентства;
3. ОКА получает одновременно оплату от клиента и от ОУ.
Эффект от образовательного консалтинга будет ощутимым в случае его развития в национальном масштабе. Для распространения образовательного консалтинга требуется крупномасштабная поддержка его государством в лице Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ (в частности Федеральной службы по труду и занятости), которая предполагает:
- открытие ОКА в областных центрах всех субъектов РФ для обеспечения общедоступности непрерывного образования. Малоимущим слоям населениям и безработным необходимо предусмотреть оказание государственной финансовой помо-
щи для обучения, повышения квалификации, переквалификации и дальнейшего трудоустройства;
- создание Федерального агентства непрерывного образования (ФАНО), подведомственного Министерству образования и науки РФ, призванного осуществлять координацию деятельности учреждений всех уровней образования для создания образовательной среды, адекватной современным потребностям;
- создание региональных агентств по мониторингу и контролю непрерывного образования в прямом подчинении ФАНО;
- популяризацию непрерывного образования в средствах массовой информации - создание «моды» на обучение в течение жизни;
- осуществление исследований по выявлению образовательных потребностей и спроса на образовательные услуги со стороны населения;
- развитие концепции непрерывного образования на различных уровнях, начиная с дошкольного.
При поддержке со стороны государственных органов, ОКА будут активно взаимодействовать с населением, повышая мотивацию к непрерывному образованию.
ОКА займут нишу на рынке между индивидом и образовательными учреждениями, между работником и работодателем, станут консультантом и помощником в сфере образования для людей, желающих непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, будут способствовать сокращению безработицы, улучшению качества труда и повышению удовлетворённости работников своей трудовой карьерой.
ЛИТЕРАТУРА
1. A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels, 30.10.2000, SEC(2000) 1832 // www.eaea.org/news. php?aid=2322&hakustr=memorandum%20lifelong%20learning#a_2322.
2. Данные Евростат // www.epp.eurostat.ec.europa.eu, тема Lifelong learning.
3. Материалы к выступлению А. Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе РФ «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы», Москва, 3 сентября 2008 г.