УДК 327.7:37.014
Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века
А. Г. Нестеров
В статье рассматривается действующая в настоящее время в Европейском Союзе концепция непрерывного образования, основанная на решениях Лиссабонского саммита Европейского Совета 2000 года, на котором был принят меморандум о непрерывном образовании в ЕС. Анализируются концепции, на базе которых были разработаны документы «Образование и подготовка 2010» и «Стратегия сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года», определяющие на сегодняшний день общеевропейские подходы к образовательной политике.
Ключевые слова: образование; непрерывное образование; Европейский Союз; Европейский Совет; Европейская политика в области образования и подготовки; европейские образовательные программы.
Вопросы образования традиционно занимают достаточно заметное место среди ключевых проблем, связанных с системой европейской интеграции. Разработкой и реализацией образовательных программ занимаются все институты Европейского Союза, а также различные общеевропейские центры и агентства. Начиная с 1970-х годов регулярно собирается один из специализированных советов в структуре Совета ЕС — Совет министров образования. В 1975 году был создан «Европейский центр профессионального обучения», а с 2006 года
действует Исполнительное агентство по вопросам образования, аудиовизуальных средств и культуры. 1996 год был объявлен Европейским годом непрерывного образования.
Начало XXI столетия привело к модернизации европейской страте -гии и политики в сфере образования. Лиссабонский саммит Европейского Совета в марте 2000 года принял документ, получивший название «Меморандум непрерывного образования ЕС», точнее — «Меморандум образования длиною в жизнь» (“A Memorandum of Lifelong Learning”). Принятие этого документа было обусловлено несколькими предшествующими решениями: «Европейской стратегией занятости», утвержденной на Люксембургском саммите Европейского Совета в 1997 году и включенной в качестве одного из дополнений в Амстердамский договор (1997), и Кёльнской хартией «Цели и стремления непрерывного образования», принятой на саммите Большой Восьмерки в 1999 году.
В «Европейской стратегии занятости» непрерывное образование определялось каквсесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции.
В меморандуме подчеркивалось, что непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости. Уже в решениях Лиссабонского саммита Европейского Совета были зафиксированы шесть принципов непрерывного образования. Далее перечислим эти принципы и содержащиеся в меморандуме пояснения к ним в некотором сокращении.
Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех.
Цель — гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.
Социально-экономические перемены требуют нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих ак-
тивное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. Итоговые документы Лиссабонского саммита (параграф 26) относят к таким навыкам компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки. Социальные навыки — такие как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать — также становятся все более важными в современном мире. К этому списку можно добавить и умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации.
Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
Цель — значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы — ее людей.
Во всех последних документах ЕС не только отмечается то, что нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок, но и поднимается вопрос о том, что вообще считать инвестицией. В каждой стране свои налоговые кодексы и принципы бухгалтерской отчетности, поэтому единое решение выработать достаточно трудно. Следует действовать на основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний или поощряя их европейскими призами. Однако многое можно сделать на индивидуальном уровне.
Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения.
Цель — разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования — длиною и шириною в жизнь.
По мере продвижения к информационному обществу — обществу, основанному на знании — меняется и понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть
пассивным «реципиентом информации». Это естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области методологии. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям. Профессия учителя в целом меняет свое содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача — помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это, следовательно, и методы обучения — как в формальной, так и в неформальной системе образования — должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
Принцип 4: Новая система оценки полученного образования.
Цель — коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.
В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно, как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую роль в интегрированной Европе с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании, тем не менее, в сфере неформального и информального образования требуются значительные улучшения. Признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к не -прерывному учению. Необходимо разработать высококачественную систему «Аккредитации предыдущего и неформального образования»
(Accreditation of Prior and Experiential Learning — APEL), которая отражала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была бы общепризнанна в европейском контексте.
Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования.
Цель — на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым консультациям и рекомендациям.
Должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама эта служба также должна активно выходить к своим клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи. Это должно быть чем-то вроде «брокерской конторы», где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей брокера является оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее. Информационные технологии и Интернет открывают новые горизонты для подобного консультирования, хотя вовсе не подменяют непосредственный совет консультанта и каче -ственную помощь человеку сориентироваться в этом потоке информации. Такие консультационные пункты должны быть в непосредственной близости от нашего дома и доступны каждому человеку, а консультанты должны лично знать своих клиентов, их потребности и квалификацию.
Принцип 6: Приближение образования к дому.
Цель — приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.
Для большинства людей как формальное, так и неформальное образование — от детского сада до клуба пожилого человека — про-
исходит непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, — задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционное обучение, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища — не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах [7, p. 8].
В 2001 году началась реализация масштабной рабочей программы «Образование и подготовка 2010» («Education and Training 2010»). При реализации этой программы органы Европейского Союза ставили общие цели, определяли количественные и качественные ориентиры, обобщали методы, применявшиеся в различных странах [8].
Продолжением данной программы стала принятая летом 2009 года «Стратегия сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года» (“Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training”, ET 2020) [4]. Целями данной Стратегии являются:
— обеспечение профессиональной мобильности и обучения на протяжении всей жизни;
— улучшение качества и эффективности образования и профессиональной подготовки;
— содействие равенству, социальному сплочению и формированию эффективной гражданской позиции;
— поощрение творчества и инноваций на всех уровнях образования и профессиональной подготовки.
В соответствии с данными целями установлено пять количественных показателей, которых страны ЕС должны добиться к 2020 году:
— не менее 95 % детей в возрасте от 4 лет должны быть охвачены программами дошкольного обучения;
— среди подростков в возрасте до 15 лет допускается отставание по чтению, математике и естественным наукам не более 15 % детей,
— среди людей в возрасте 18—24 лет доля лиц с незаконченным средним образованием должна быть ниже 10 %;
— среди людей в возрасте 30—34 лет доля лиц с высшим образованием должна превышать 40 %;
— обучение в течение всей жизни должны проходить не менее 15 % взрослых [8, р. 24].
К настоящему времени среднее образование (9—10 лет обучения) в странах Европейского Союза к 22 годам завершают только 78 % молодых людей. Среди 15-летних школьников 25 % плохо читают, отстают по математике и естественным наукам. Существенной проблемой стала адаптация школ к притоку мигрантов, дети которых, хуже владея языком обучения, естественно, учатся хуже, чем их сверстники — европейцы. При этом Европейский Союз ставит важной задачей не допустить сегрегации на уровне школы, отстаивая позицию, что дети мигрантов должны обучаться в тех же школах, что и дети коренного населения [8, р. 129].
Ключевым условием европейского непрерывного образования Европейский Союз считает именно пожизненное обучение. Программа
«Образование в течение всей жизни» рассчитана на 2007—2013 годы и имеет бюджет около 7 миллиардов евро [1; 2]. Она состоит из нескольких секторальных программ. К ним относятся такие программы, как «eEuropa», в рамках которой предусматривается международный обмен, в том числе и на уровне школьников, «Erasmus», действующая с 1987 года и стимулирующая международный студенческий обмен, «Tempus», поощряющая сотрудничество университетов стран ЕС и стран Европы, не входящих в ЕС, «Leonardo da Vinci» — программа профессионально-технической переподготовки, «Grundtwig» — программа, ориентированная на поддержку образовательных программ для взрослых, «Comenius», обеспечивающая сотрудничество между школами, учителями, и ряд других программ. В настоящее время именно система непрерывного образования, с точки зрения Европейского Союза, лежит в основе Болонского процесса, охватывающего уже 46 стран, в том числе и Россию, и предусматривающего создание единого европейского образовательного пространства.
Литература
1. 2010 Joint Progress Report of the Council and the Commission on the Implementation of “Education and Training 2010 Work Programme” // Official Journal of European Union. — 2010. — C117. — May 6.
2. Decision No 1720/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 Establishing an Action Programme in the Field of Lifelong Learning // Official Journal of European Union. — 2006. — L327. — November 24.
3. European Commission Call for Proposals 2011 — EAC/49/10. Lifelong Learning Programme (LLP, 2010/C290/06) // Official Journal of European Union. — 2010. — C290. — October 27.
4. European Council Conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training (“ET 2020”) // Official Journal of European Union. — 2009. — C119. — May 28.
5. European Council Conclusions of 19 November 2010 on Education for Sustainable Development // Official Journal of European Union. — 2010. — C327. — December 4.
6. European Council Conclusions on the Role of Education and Training in the Implementation of “Europe 2020” Strategy // Official Journal of European Union. — 2011. — C70. — March 4.
7. European Council Presidency Conclusions. — Lisbon, 2000. — 63 p.
8. Progress towards the Lisbon Objectives in Education and Training. Analysis of Implementation at the European and National Levels. — Brussels, 2009. - 263 p.
© Нестеров А. Г., 2012
European Conceptions of Lifelong Learning in the Early 21st Century
A. Nesterov
The article addresses the conception of lifelong learning which is currently in effect in the European Union. It is based on the Memorandum on Lifelong Learning adopted during the Lisbon Summit of European Council in 2000. The author analyzes conceptions constituting the basis for such documents as "Education and Training 2010" and "Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training up until 2020" which are nowadays determining the common European approaches to the education policy.
Key words: education; lifelong learning; European Union; European Council; European education and training policy; European educational programs.
Нестеров Александр Геннадиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой европейских исследований, директор Информационного центра Европейского Союза Института социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), [email protected].
Nesterov, A., Doctor of History, professor, Head of Department of European Studies, Director of European Union Information Center, Institute of Social and Political Studies, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), [email protected].