Научная статья на тему 'Формы работы с одаренными детьми на уроках обществознания'

Формы работы с одаренными детьми на уроках обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ / УРОК / GIFTED CHILD / EXTRACURRICULAR FORM / LESSON / VALUES SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позднякова М. Н.

В статье рассмотрены особенности организации работы с одаренными детьми на уроках обществознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позднякова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN AT LESSONS OF SOCIAL SCIENCE

The peculiarities of work with gifted children in the classroom social science are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Формы работы с одаренными детьми на уроках обществознания»

Таким образом, рассмотренные примеры компьютеризации образования показывают, что при помощи тестирования можно добиться экономии времени. Тестирование как технология оценки, во-первых, обеспечивает объективность контроля, так как исключает

Библиографический список

субъективный фактор; во-вторых, легко обрабатываются результаты, следовательно, экономится время преподавателя на проверку; в-третьих, у обучающихся развиваются логическое мышление, внимательность, настойчивость в достижении цели.

1. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : Дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. — М. : ИИО РАО, 2010. — 140 с.

2. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] / А. А. Андреев. — М. : Изд-во МЭСИ, 2001.

3. Калмыков, А. А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию [Текст] : учеб. пособие / А. А. Калмыков. — М., 2005. — 196 с.

4. Алгоритмика [Текст] / А. К. Звонкин, С. К. Ландо, А. А. Семенов, А. Х. Шень. — М. : ПЭМ, 1993.

5. Савельева, С. В. Практические основы проектирования тестов обучения и контроля [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. В. Савельева. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 118 с. — (Серия «АСУ ProCollege»).

УДК 372.016:3+376.5 М. Н. Позднякова, преп. Южно-Уральского

многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассмотрены особенности организации работы с одаренными детьми на уроках об-ществознания.

Ключевые слова: одаренный ребенок, система ценностей, внеурочные формы, урок.

Одаренные дети — необычные, пытливые, любознательные. Познавать для них — это способ жизни. Полет их мыслей невозможно ограничить рамками урока и тем более рамками учебного года. Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [1].

Одаренный ребенок — это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерны чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:

1) неприязнь к школе, так как учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них;

2) одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей;

3) они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами;

4) их волнуют вопросы философского характера;

5) они предпочитают общаться с детьми старшего возраста, из-за чего им бывает трудно стать лидерами.

Формирование системы ценностей — длительный процесс, который непосредственно связан с процессом освоения базового содержания школьных предметов. Курс обществозна-ния формирует у школьников умение работать с различными источниками социальной информации, представленной на бумажном или электронном носителе. В этой связи особую роль приобретают источники социальной информации, представленные в медиаконтенте. Задания по работе с материалами медиаконтента должны учитывать психолого-возрастные особенности школьников. Задания, предлагаемые школьникам, должны отражать преемственность в подходах к типологии заданий, определенным формулировкам. Вместе с тем задания должны отражать определенный уровень сложности, предъявляемый к учащимся [2].

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности.

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству — одна из отличительных черт их характера.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистичные цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, так как постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями [3].

При работе мы стараемся учитывать все эти особенности. Наша задача, задача педагогов, — поддержать их и помочь самореализоваться. В условиях стандартизации образования, ориентации на «среднего» ученика одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, работа начинается со всем классом.

Методика выявления одаренных детей проходит три этапа.

I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе следует вызвать интерес к изучаемому предмету, реализуя требования к личности педагога. К таковым мы относим:

- желание работать нестандартно;

- поисковую активность и любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одаренных детей.

II этап — внеурочные формы работы, где у обучающегося появляется возможность в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.

III этап — заключительный. На этом этапе проводится работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, научно-практическая конференция, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.

Далее рассматриваются методы выявления и формы работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке, таких как:

- уроки-семинары, на которых ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнения познавательных заданий;

- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);

- урок с элементами ролевой игры-диалога;

- урок освоения новых знаний в форме путешествия;

- урок-конференция;

- урок-аукцион;

- урок-консультация;

- урок-диспут;

- урок — общественный смотр знаний;

- урок — творческий отчет.

Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры: кроссворды, ребусы, викторины, эстафеты, интеллектуальный марафон, групповые занятия с одаренными учащимися, элективные курсы.

На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий, как урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, в котором учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, интегрированные элементы занятий, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН, проектирование и создание веб-страниц, «Юные знатоки», региональные конкурсы проекта, «Юный правовед», дебаты лидеров политических партий, репортажи по политике, которые проходят «на ура».

Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется именно во внеурочной сфере.

Библиографический список

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологией научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

В рамках поддержки одаренных детей следует стремиться, чтобы ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По нашему мнению, предметная олимпиада — один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая систему подготовки к олимпиадам, мы определили следующие задачи:

• стимулирование интереса детей к общест-вознанию;

• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиад-ного уровня;

• расширение информационного пространства в области обществознания.

Для формирования положительной мотивации к учебным занятиям и проектной деятельности с одаренными детьми педагогу рекомендуется использовать такие педагогические приемы, как рефлексия, прогнозирование будущей деятельности, создание ситуации успеха и т. д.

Внимательно изучив различные инновационные подходы к работе с одаренными учащимися, мы пришли к выводу, что для отечественной системы образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, использование специализированных программ педагогического наставничества.

1. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.

2. Дмитриева, Л. А. Использование медиаконтента как средства формирования политических ценностей учащихся старших классов / Л. А. Дмитриева.

3. Одаренный ребенок : Особенности в обучении : пособие для учителя [Текст] / Н. Б. Шу-мякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. ; под ред. Н. Б. Шумяковой. — М. : Просвещение, 2006.

УДК 377+37.0 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected] О. Г. Маскаева, преп. ЮУМК, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье раскрыто одно из организационно-педагогических условий формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей, показаны возможности программного продукта в формировании интегративных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: бизнес-план, моделирование профессиональной деятельности, интегра-тивные профессиональные компетенции, прикладной программный продукт.

В настоящее время в России складывается предпринимательский тип экономической системы, который выдвигает предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса. Подготовка специалистов образовательным учреждением должна отвечать запросам рынка и ориентироваться на выпуск специалистов с достаточным набором сформированных компетенций. Под достаточным набором мы понимаем не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства [1; 2].

Современный предприниматель, занятый сегодня в сфере малого или среднего бизнеса, должен обладать основным качеством — интегративностью, т. е. сочетать в себе компетенции различных специальностей, и не только социально-экономического, юридического, управленческого профиля, но и технического в области реализации своей деятельности [3].

С этой целью в нашем образовательном учреждении в качестве дополнительной подготовки реализуется профессиональный модуль «Организация и управление предприниматель-

ской деятельностью», содержащий в себе два раздела, пять МДК и учебную практику.

Предлагаемый к реализации в качестве эксперимента, дополнительный профессиональный модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать эффективному управлению технологическими процессами, управлению собственными ресурсами, совершенствованию профессионального и личного самосознания выпускников, развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости.

Результатом освоения профессионального модуля является овладение профессиональными компетенциями, такими как:

1) оценивать управленческие решения и разрабатывать направления по совершенствованию технико-экономических показателей с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.