Таким образом, рассмотренные примеры компьютеризации образования показывают, что при помощи тестирования можно добиться экономии времени. Тестирование как технология оценки, во-первых, обеспечивает объективность контроля, так как исключает
Библиографический список
субъективный фактор; во-вторых, легко обрабатываются результаты, следовательно, экономится время преподавателя на проверку; в-третьих, у обучающихся развиваются логическое мышление, внимательность, настойчивость в достижении цели.
1. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : Дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. — М. : ИИО РАО, 2010. — 140 с.
2. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения [Текст] / А. А. Андреев. — М. : Изд-во МЭСИ, 2001.
3. Калмыков, А. А. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию [Текст] : учеб. пособие / А. А. Калмыков. — М., 2005. — 196 с.
4. Алгоритмика [Текст] / А. К. Звонкин, С. К. Ландо, А. А. Семенов, А. Х. Шень. — М. : ПЭМ, 1993.
5. Савельева, С. В. Практические основы проектирования тестов обучения и контроля [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. В. Савельева. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2013. — 118 с. — (Серия «АСУ ProCollege»).
УДК 372.016:3+376.5 М. Н. Позднякова, преп. Южно-Уральского
многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассмотрены особенности организации работы с одаренными детьми на уроках об-ществознания.
Ключевые слова: одаренный ребенок, система ценностей, внеурочные формы, урок.
Одаренные дети — необычные, пытливые, любознательные. Познавать для них — это способ жизни. Полет их мыслей невозможно ограничить рамками урока и тем более рамками учебного года. Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [1].
Одаренный ребенок — это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерны чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1) неприязнь к школе, так как учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них;
2) одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей;
3) они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами;
4) их волнуют вопросы философского характера;
5) они предпочитают общаться с детьми старшего возраста, из-за чего им бывает трудно стать лидерами.
Формирование системы ценностей — длительный процесс, который непосредственно связан с процессом освоения базового содержания школьных предметов. Курс обществозна-ния формирует у школьников умение работать с различными источниками социальной информации, представленной на бумажном или электронном носителе. В этой связи особую роль приобретают источники социальной информации, представленные в медиаконтенте. Задания по работе с материалами медиаконтента должны учитывать психолого-возрастные особенности школьников. Задания, предлагаемые школьникам, должны отражать преемственность в подходах к типологии заданий, определенным формулировкам. Вместе с тем задания должны отражать определенный уровень сложности, предъявляемый к учащимся [2].
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности.
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству — одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистичные цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, так как постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями [3].
При работе мы стараемся учитывать все эти особенности. Наша задача, задача педагогов, — поддержать их и помочь самореализоваться. В условиях стандартизации образования, ориентации на «среднего» ученика одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. И так как не существует точной диагностики одаренности ребенка, работа начинается со всем классом.
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа.
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе следует вызвать интерес к изучаемому предмету, реализуя требования к личности педагога. К таковым мы относим:
- желание работать нестандартно;
- поисковую активность и любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одаренных детей.
II этап — внеурочные формы работы, где у обучающегося появляется возможность в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап — заключительный. На этом этапе проводится работа с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, научно-практическая конференция, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Далее рассматриваются методы выявления и формы работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке, таких как:
- уроки-семинары, на которых ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
- урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнения познавательных заданий;
- урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
- урок с элементами ролевой игры-диалога;
- урок освоения новых знаний в форме путешествия;
- урок-конференция;
- урок-аукцион;
- урок-консультация;
- урок-диспут;
- урок — общественный смотр знаний;
- урок — творческий отчет.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры: кроссворды, ребусы, викторины, эстафеты, интеллектуальный марафон, групповые занятия с одаренными учащимися, элективные курсы.
На уроках обществознания целесообразно использовать такие формы занятий, как урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения, в котором учащиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, разного рода творческие задания, интегрированные элементы занятий, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН, проектирование и создание веб-страниц, «Юные знатоки», региональные конкурсы проекта, «Юный правовед», дебаты лидеров политических партий, репортажи по политике, которые проходят «на ура».
Наиболее ярко исследовательская и проектная деятельность проявляется именно во внеурочной сфере.
Библиографический список
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологией научного познания. Ученики, которые занимаются исследованиями, разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.
В рамках поддержки одаренных детей следует стремиться, чтобы ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. По нашему мнению, предметная олимпиада — один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая систему подготовки к олимпиадам, мы определили следующие задачи:
• стимулирование интереса детей к общест-вознанию;
• создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиад-ного уровня;
• расширение информационного пространства в области обществознания.
Для формирования положительной мотивации к учебным занятиям и проектной деятельности с одаренными детьми педагогу рекомендуется использовать такие педагогические приемы, как рефлексия, прогнозирование будущей деятельности, создание ситуации успеха и т. д.
Внимательно изучив различные инновационные подходы к работе с одаренными учащимися, мы пришли к выводу, что для отечественной системы образования перспективными являются: комплексное использование методов диагностики одаренности, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, использование специализированных программ педагогического наставничества.
1. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.
2. Дмитриева, Л. А. Использование медиаконтента как средства формирования политических ценностей учащихся старших классов / Л. А. Дмитриева.
3. Одаренный ребенок : Особенности в обучении : пособие для учителя [Текст] / Н. Б. Шу-мякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. ; под ред. Н. Б. Шумяковой. — М. : Просвещение, 2006.
УДК 377+37.0 Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР
Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected] О. Г. Маскаева, преп. ЮУМК, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье раскрыто одно из организационно-педагогических условий формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов технических специальностей, показаны возможности программного продукта в формировании интегративных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: бизнес-план, моделирование профессиональной деятельности, интегра-тивные профессиональные компетенции, прикладной программный продукт.
В настоящее время в России складывается предпринимательский тип экономической системы, который выдвигает предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса. Подготовка специалистов образовательным учреждением должна отвечать запросам рынка и ориентироваться на выпуск специалистов с достаточным набором сформированных компетенций. Под достаточным набором мы понимаем не только общие и профессиональные компетенции, сформированные в направлении отраслевой подготовки, но и расширяющие их интегративные компетенции в области предпринимательства [1; 2].
Современный предприниматель, занятый сегодня в сфере малого или среднего бизнеса, должен обладать основным качеством — интегративностью, т. е. сочетать в себе компетенции различных специальностей, и не только социально-экономического, юридического, управленческого профиля, но и технического в области реализации своей деятельности [3].
С этой целью в нашем образовательном учреждении в качестве дополнительной подготовки реализуется профессиональный модуль «Организация и управление предприниматель-
ской деятельностью», содержащий в себе два раздела, пять МДК и учебную практику.
Предлагаемый к реализации в качестве эксперимента, дополнительный профессиональный модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать эффективному управлению технологическими процессами, управлению собственными ресурсами, совершенствованию профессионального и личного самосознания выпускников, развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение профессиональными компетенциями, такими как:
1) оценивать управленческие решения и разрабатывать направления по совершенствованию технико-экономических показателей с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;