ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.018.1:373.21 ББК Ч410.5
ГСНТИ 14.23.01
Код ВАК 13.00.01
Ведерникова Наталья Николаевна,
начальник отдела обеспечения функционирования и развития комплексной безопасности управления образования Администрации г. Екатеринбурга; 620014, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 24/а; e-mail: [email protected].
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межнациональная толерантность, дети дошкольного возраста, социальное партнерство семьи и детского сада, формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме формирования межнациональной толерантности в современном обществе. Подчеркивается, что в многонациональной России эта тема приобретает особое звучание, в этом ключе приводятся данные, показывающие, что формирование межнациональной толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста. Основным способом формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста предлагается социальное партнерство семьи и детского сада, которое базируется на равноправии, диалогичности, добровольности взаимодействий, самостоятельности и осознанность в выборе и принятии решений каждой из сторон. В статье приведены этапы становления социального партнерства в отечественной системе образования, выделены его основные черты на современном этапе. На основе обобщения теоретических и практических научных работ, автор предлагает целенаправленно обеспечивать готовность семьи и детского сада к продуктивным взаимодействиям в поле межнациональных отношений, что позволит закономерно формировать у детей межнациональную толерантность.
Vedernikova Natal'ya Nikolaevna,
Head of Department of Support of Functioning and Development of Complex Safety of Education Management of Ekaterinburg City Administration, Ekaterinburg, Russia.
SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN FAMILY AND NURSERY SCHOOL IN THE PROCESS OF FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE OF CHILDREN AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF SOCIETY
KEYWORDS: ethnic tolerance, preschool children, social partnership between family and nursery school, formation of ethnic tolerance of preschool children.
ABSTRACT. The article deals with the urgent problem of formation of ethnic tolerance in the modern society. It is noted that this issue becomes especially important in the multinational community of Russia and this fact substantiates the necessity of formation of ethnic tolerance beginning with junior school age. The author considers that the formation of ethnic tolerance in preschool children should be based on social partnership between the family and the nursery school, characterized by equality, dialogue, voluntary interaction, self-dependence and conscious choice and solution-taking by each party. The article defines the stages of formation of social partnership in the Russian system of education, and singles out its main features at the present moment. Based on generalization of theoretical and practical works, the author thinks that it is necessary to prepare the family and the nursery school to productive interaction in the sphere of interethnic relations which would allow teachers to gradually form ethnic tolerance of children.
■а современном этапе развития общества ярко обозначена проблема консолидации социальных ресурсов, взаимодействия и интеграции институтов общества, ответственных за проектирование будущего. Из работ Б. З. Вульфова, М. Маковского, В. А. Тишкова и др. известно, что одним из острых социальных вопросов, определяющих ход развития общества в ближайшей перспективе, является проблема межнациональной толерантности [3; 14; 15,]. Действительно, динамичная социальная логистика, интенсивность миграционных
процессов, социальные конфликты, влекущие разрыв семейных и национальных уз, приводят к напряжению в межнациональных отношениях. В связи с этим сегодня не только следует принимать экстренные меры по снятию эскалации межнациональных конфликтов, но и перспективно заниматься воспитанием детей, которые в грядущем времени будут строить взаимодействия между людьми различных национальностей, как в широком, так и в ближайшем социуме.
В России - стране многонациональной и многоконфессиональной, под своим крылом
© Ведерникова Н. Н., 2016
собирающей многие народы и различные культуры, тема формирования у подрастающего поколения межнациональной толерантности приобретает особое звучание.
Несмотря на то что исследователи отмечают отсутствие негативной динамики межнациональной толерантности в нашей стране [12], задачу формирования личности, понимающей и принимающей культуру иных национальностей, необходимо решать уже в дошкольном детстве. Ведь именно в этот период развития подрастающее поколение впервые выходит за пределы ближайшего семейного окружения и встречается с вызовами современного общества, что и определяет характер социальной адаптации детей, формирование у них социального познания, моделей поведения и взаимодействия в обществе.
Данная статья направлена на прояснение явления, содержания и форм социального партнерства семьи и детского сада в вопросах формирования у детей дошкольного возраста межнациональной толерантности. Ее целью является анализ и обобщение основных подходов к пониманию партнерства семьи и детского сада в направлении формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста.
Межнациональная толерантность - феномен многогранный и сложный и к настоящему времени изучен недостаточно. Вопросы становления межнациональной толерантности в период детства наиболее полно представлены в теоретических работах М. И. Богомолова, Е. В. Новикова, Л. В. Коломийченко и других, где раскрыты сущность и факторы формирования культуры в отношении межнациональной социализации детей.
Авторы сходны во мнении, что межнациональную толерантность следует понимать как интегративное личностное образование, проявляющееся в терпимом, принимающем, уважительном, понимающем отношении к культуре иных национальностей [9, с. 8]. Межнациональная толерантность - личностное качество, которое формируется в активном общении и совместной деятельности взрослых и детей на базе сближения культур и постоянного поиска способов взаиморазвития представителей разных народов.
Дети дошкольного возраста открыты к восприятию опыта человеческих взаимодействий, активно интересуются культурными практиками, готовы к принятию широкого спектра социальных взаимоотношений [1; 9; 10; 16,]. Как известно из работ Г. М. Андреевой, М. И. Бобневой, А. А. Бода-лева, Л. В. Коломийченко, В. Т. Кудрявцева, О. Б. Чесноковой и др., в дошкольном возрасте формируется Образ мира как ядерного образования сознания зрелой личности.
Именно поэтому конструирование понимающего общества будущего следует начинать с целенаправленного формирования межнациональной толерантности в период детства. Особая роль в этом процессе отводится дошкольному образованию как сфере социализации подрастающего поколения.
Сегодня дошкольное образование, выстраиваемое на культурно-историческом, культурологическом и личностном принципах, составляет основу современного общественного воспитания и духовно-нравственного развития личности. Достижение этой цели возможно только в тесном партнерстве педагогов и родителей, поскольку, с одной стороны, семья для детей дошкольного возраста является лоном становления личности, а с другой - современные родители как воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
В настоящее время складывается особая сфера взаимодействий детского сада и семьи - практика социального партнерства, которая позволяет наладить прогрессивные взаимодействия педагогов и родителей, обогатить социализацию детей, решать частные вопросы социально-личностного развития дошкольников.
Социальное партнерство в сфере образования - это социально-правовое явление, возникшее относительно недавно и требующее теоретического и эмпирического изучения, а также нормативно-правового оформления. Исторически идея партнерского типа общественных отношений сформировалась и реализовывалась в производственной сфере, затем проникла в социально-трудовую сферу. Нормативное закрепление социального партнерства в нашей стране произошло вместе с оформлением идеи создания социального государства, закрепленной в Конституции Российской Федерации. В настоящее время партнерство как вид социального взаимодействия все больше проникает в сферу взаимоотношений общества и семьи, в том числе в институте образования.
В последние годы появились научно-исследовательские работы, связанные с изучением формирования партнерских отношений семьи и образовательных организаций различных уровней образования. В целом, ученые понятием «партнерство» характеризуют взаимоотношения между субъектами какой-либо деятельности, которая основывается на диалоге, равноправии, добровольности участия в совместной деятельности и взаимном интересе к процессу и результату.
В исследованиях О. Д. Никольской, А. Ю. Гранина, Т. Н. Каримовой, И. А. Хо-менко и др. показано, что разработка понятия «партнерство» применительно к системе образования, в частности с целью нала-
живания взаимодействий между семьей и школой, требует более глубокого изучения. Дело в том, что сама педагогическая практика в современном образовательном пространстве пока достаточно слабо представлена реальным и продуктивным опытом социального партнерства вообще и с семьей в частности. Это объясняется непрерывными изменениями социально-политической
Суть взаимоотношений школы и семьи на каждом этапе, кроме последнего, определяется авторами как формальные, кооперативные (локальное включение семьи в совместную деятельность), благотворительные и спонсорские (финансово-материальные) [11].
В настоящий период развития общества социальное партнерство предстает как обновленная идеология взаимодействия всех участников образовательного процесса, как актуальный путь выхода из возникающих конфликтов и эффективный способ достижения целей. Основой социального партнерства является равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятия решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогичность, осознанность.
К специфическим чертам социального партнерства в образовании как одного из видов взаимодействия в обществе относят следующие позиции.
А) Родители заинтересованы в воспитании и образовании собственного ребенка и осознают, что именно они должны создавать условия для развития ребенка в семье, контролировать создание таких условий в образовательном учреждении, помогать, если необходимые, на взгляд родителей, условия создать самостоятельно ему не под силу.
Б) Партнерство возможно исключи-
и экономической системы российского государства в последние десятилетия.
Т. А. Костюкова и Т. П. Грибоедова в своих работах, проанализировав исследования по истории развития партнерских отношений государства и семьи в нашей стране, зафиксировали некоторую последовательность в виде следующих условных этапов его становления:
тельно при наличии у родителей готовности к взаимодействию с учреждением на паритетных началах, с опорой на понимание того, какую деятельность лучше выполнит школа, какую - семья, при приоритетной воспитательной функции семьи.
В) Родители в достаточной мере представляют пути и средства формирования у ребенка определенных личностных качеств, информированы о способах выявления и развития его способностей, условиях успешной социализации, а также обладают определенными умениями эффективного взаимодействия с ребенком.
Г) Образовательное учреждение обладает достаточными ресурсами для предоставления родителям возможности реального, а не номинального участия в самоуправлении, передачи содержательных (а не только финансовых) полномочий в образовательном процессе [11].
Такой подход к пониманию социального партнерства в образовании позволяет решать проблемы духовно-нравственного воспитания и развития детей с участием общества, государства и семьи. Более того, дает основания для обращения к такой деликатной теме, как формирование у детей дошкольного возраста межнациональной толерантности.
Исследователи вопроса формирования
20-е - 30-е гг. XX века игнорирование семьи в воспитательно-образовательном процессе, жесткое авторитарное воздействие на нее
40-е - 8о-е гг. XX века признание за семьей права участвовать в образовательном процессе и ответственности за воспитание ребенка, а также поиск разных форм привлечения семьи преимущественно к процессу воспитания и коррекции негативных воспитательных результатов либо поддержка семьи в сложной ситуации. (работа с многодетной семьей, сопровождение молодой семьи, взаимодействие с неполной семьей, семьей ребенка-инвалида, реабилитация ребенка с задержкой развития и др.)
90-е гг. XX века попытка передать семье полную ответственность за воспитание детей, отказ школы от воспитательной функции, привлечение семьи к решению материальных проблем образовательной организации (спонсорство, благотворительность) в условиях финансовой необеспеченности школы, ответное параллельное увеличение требований к школе со стороны семьи в условиях собственной некомпетентности
рубеж XX - XXI вв. «возврат» воспитания в школу при усилении требований к семье и росте степени ее участия в образовательном процессе, привлечение других социальных институтов к взаимодействию в интересах развития ребенка -
настоящее время стремление семьи и школы к партнерству
в дошкольном возрасте толерантности как личностного качества выражающего отношение и поведение индивида в межнациональном поле предлагают различные теоретико-практические решения с участием всех субъектов образовательного процесса:
- налаживание и педагогическое обеспечение контакта представителей отличающихся по национальному, этническому признаку групп с обязательным установлением дружеских отношений и совместной деятельности];
- формирование национальных ценностей через представление разнообразия населяющих ее народов и единства их бытия;
- установление общего социокульту-ного пространства надэтничного по своей природе.
Анализ работ О. И. Давыдовой, Л. А. Ермаковой, С. А. Козловой и др. дает основание предложить еще один вариант формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства детского
сада и семьи [4; 5; 6; 8]. Это путь формирования готовности семьи и детского сада к совместному движению по линии становления у детей общечеловеческих качеств: терпимого, принимающего, уважительного, понимающего отношения к культуре иных национальностей.
Проблема готовности семьи и детского сада в направлении формирования у детей дошкольного возраста межнациональной толерантности диалектична. С одной стороны, необходима решимость детского сада, а с другой - стремление семьи, которые интегрировано будут обеспечивать решение задачи формирования межнациональной толерантности у дошкольников. Анализ исследований Т. А. Костюковой, Т. П. Грибоедовой и др. позволил дифференцировать и сформулировать необходимые показатели готовности к партнерским отношениям детского сада и семьи в деле формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели готовности семьи и детского сада к социальному партнерству при формировании межнациональной толерантности детей дошкольного возраста
со стороны семьи со стороны детского сада
- положительное отношение к педагогическому коллективу и своему участию в образовательном процессе - положительное отношение педагогического коллектива к участию родителей в образовательном процессе детского сада
- принятие и участие в процессе специально организованного знакомства ребенка с культурами других народов, проживающих на территории страны, региона, города - владение педагогическим коллективом методов изучения особенностей национальных культур воспитанников группы (детского сада)
- желание транслировать особенности своей национальной культуры в образовательном процессе детского сада - создание условий для ознакомления детей с культурами других народов, проживающих на территории страны, региона, города
- стремление посещать мероприятия для родителей (общие и групповые) - создание условий для трансляции особенностей национальной культуры семьями воспитанников группы (детского сада)
- заинтересованность в делах детей, группы, детского сада; - применение разнообразных, современных групповых и индивидуальных форм работы с семьей;
- способность осуществлять конструктивное общение и взаимодействие с педагогами и администрацией образовательной организации - отражение в воспитательном и образовательном процессе опыт и традиции воспитания в семье;
- понимание ценности своей роли во взаимодействии с педагогом группы, педагогическим коллективом - понимание ценности роли детского сада в вопросах формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста
Понимание характеристик готовности семьи и детского сада к социальному партнерству при формировании межнациональной толерантности позволяет обозначить зоны роста субъектов образовательного процесса.
Во-первых, необходимо сформировать у педагогов умения разумного распределения полномочий и ответственности между дет-
ским садом и семьей. Важно также достигнуть мотивации и компетентности педагогического коллектива в части построения диалога с родителями на принципах взаимоуважения и равноправия. Необходимо заметить, что перейти от традиционной руководящей позиции детского сада к партнерству с семьей довольно сложно. Для этого требуется предварительная работа, на-
правленная на осознание каждой из сторон собственной роли в процессе формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста. Учитывая традиционный опыт взаимодействия, на переходном этапе некоторые «руководящие» функции образовательной организации являются обязательными, но они должны быть не статичными и закрепляющими позицию «над семьей», а стимулирующими активную позицию семьи.
Во-вторых, необходимым условием налаживания социального партнерства при формировании межнациональной толерантности у детей является наличие специального органа, координирующего совместную деятельность педагогов и родителей. Наличие управления в социальном партнерстве крайне важно, поскольку оно предполагает включенность в один и тот же процесс всех заинтересованных сторон и их участие, согласованное на всех этапах взаимодействия (от планирования до получения и оценки результата). В итоге стабильное функционирование координационного органа позволит образовательной организации стать связующим звеном между всеми заинтересованными сторонами в деле формирования межнациональной толерантности у детей, но при этом уйти от директивной и доминирующей позиции.
В-третьих, важно проведение анализа с целью оценки и своевременной коррекции ситуации социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей дошкольного возраста межнациональной толерантности.
Для приобщения воспитанников к национальной культуре педагогическим коллективом необходимо иметь этнокультурный фонд, в который включены: тематические разработки, библиотека фольклора (сказки, песенки, потешки, аудиоматериалы и т.д.), коллекция традиционных национальных кукол, бытовая утварь и макеты жилищ, предметы декоративно-прикладного искусства. Наличие постоянно пополняемого этнокультурного фонда позволяет вести систематическую и комплексную работу по воспитанию межнациональной культуры дошкольника.
С целью достижения позитивной динамики социального партнерства семьи и детского сада по формированию у детей дошкольного возраста межнациональной толерантности можно применять целенаправленно отобранные и педагогические формы работы с семьей: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Среди коллективных форм работы хорошо себя зарекомендовали проектные и деловые игры, позволяющие моделировать ситуа-
ции сотрудничества («Утро в вашем доме», «Обязанности в вашем доме» и др.), конференция для пап, родительский клуб для мам позволили сплотить родителей независимо от их национальной принадлежности.
Применение индивидуальных форм позволяет, прежде всего, прояснить степень готовности родителей к сотрудничеству по вопросам формирования межнациональной толерантности у детей. Здесь предпочтительно применять анкетирование (специально сформированные вопросы для изучения статуса и особенностей семьи), беседу (форма установления контакта и метод изучения личности), консультации (совет, даваемый специалистом).
В социальном партнерстве семьи и детского сада по вопросам формирования межнациональной толерантности особое место занимают печатные формы взаимодействия семьи и детского сада. Издание журнала для родителей (печатный, периодический орган группы, который готовят родители, дети и воспитатели) и создание, межнационального календаря группы (отражает национальные праздниками и особенности национальной культуры, включает тесты для взрослых и иллюстрации для детей) дает возможность сформировать единое информационное поле для всех субъектов образовательного процесса.
Таким образом, на современном этапе развития общества вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей могут быть решены на основе социального партнерства семьи и детского сада, которое является актуальной сферой общественных взаимодействий. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Поскольку в этом возрасте у ребенка активно оформляется Образ мира, складываются социальные эмоции и личностные механизмы поведения. При этом следует учитывать, что становление личности детей дошкольного возраста существенно определяется вкладом родителей. Поэтому формирование межнациональной толерантности детей закономерно строить на основе социального партнерства семьи и детского сада, которое базируется на равноправии, диалогичности, добровольности взаимодействий, самостоятельности и осознанность в выборе и принятии решений каждой из сторон.
Одним из путей, обеспечивающих формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста, следует рассматривать обеспечение готовности семьи и детского сада к продуктивным взаимодействиям в поле межнациональных от-
ношений. Активизация педагогов и родителей закономерно приведет к позитивной социализации детей, творцов общества бу-
дущего. И это очень важно, поскольку прогрессивная эволюция общества начинается с позитивной эволюции поведения детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Tолерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. M. : Смысл, 2000. 255 с.
2. Бывшева M. В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. 2015. N° 4. С. 57-62.
3. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности, сущность и средства / / Внешкольник. 2002. да 6. С. 12-16.
4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Mайер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагоги-ческий подход. M. : TЦ «Сфера», 2005. 144 с.
5. Емельянова M. От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. 2009. Ж 7.
6. Ермакова Л. А., Кулакова Е. А., Зубова Г. Г., Арнаутова Е. П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. M. : TЦ «Сфера», 2006. 126 с.
7. Клименко Е. В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности / / Вестник СПбГУКИ. 2012. Ж 3 (12). С. 46-50.
S. Козлова С. А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. M. : Школьная Пресса, 2005.
9. Коломийчеко Л. В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. Ж 3. С. 23.
10. Коломийченко Л. B. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2006. Ж 6. С. 4-12.
11. Костюкова T. А, Грибоедова T. П. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству // Вестник "ГГПУ. 2008. Вып. 3.
12. Кублицкая Е. А. Конфликтный потенциал межнациональных и этноконфессиональных отношений // Вестник Mоск. Ун-та. Серия 18 : Социология и политология. 2013. Ж 1. С. 91-99.
13. Липман M. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии. 1995. да 2. С. 110-121.
14. Mацковский M. Tолерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. 2001. Ж 3-4.
15. ^шков В. А. Очерки истории и политики этничности в России. M., 1997. С. 259.
16. Фадеев С. Б. Структура толерантности как личностного образования в педагогическом аспекте // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. да 28. С. 1087-1090.
LITERATURA
1. Asmolov A. G. Tolerantnost' ot utopii k real'nosti. // Na puti k tolerantnomu soznaniyu. M. : Smysl, 2000. 255 s.
2. Byvsheva M. V. Formirovanie u detey tsennostnogo otnosheniya k maloy rodine v kontekste preemstvennosti doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. да 4. S. 57-62.
3. Vul'fov B. Z. Vospitanie tolerantnosti, sushchnost' i sredstva // Vneshkol'nik. 2002. да 6. S. 12-16.
4. Davydova O. I., Bogoslavets L. G., Mayer A. A. Rabota s roditelyami v detskom sadu: Et-nopedagogicheskiy podkhod. M. : TTs «Sfera», 2005. 144 s.
5. Emel'yanova M. Ot sosushchestvovaniya - k sotrudnichestvu i partnerstvu // Doshkol'noe vospitanie : ezhemesyachnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal. 2009. Ж 7.
6. Ermakova L. A., Kulakova E. A., Zubova G. G., Arnautova E. P. Preemstvennye svyazi DOU, shkoly i roditeley. M. : TTs «Sfera», 2006. 126 s.
7. Klimenko E. V. Etnicheskie razlichiya i tolerantnost': k probleme razrabotki sotsial'no-kul'turnykh programm formirovaniya mezhetnicheskoy tolerantnosti // Vestnik SPbGUKI. 2012. да 3 (12). S. 46-50.
S. Kozlova S. A. Ya - chelovek. Programma sotsial'nogo razvitiya rebenka. M. : Shkol'naya Pressa, 2005.
9. Kolomiycheko L. V. Sushchnost' i genezis pedagogicheskikh innovatsiy po probleme sotsi-al'nogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta // Detskiy sad ot A do Ya. 2006. да 3. S. 23.
10. Kolomiychenko L. B. Kontseptual'nye aspekty formirovaniya osnov natsional'noy i etnicheskoy tolerantnosti u detey doshkol'nogo vozrasta // Detskiy sad ot A do Ya. 2006. да 6. S. 4-12.
11. Kostyukova T. A, Griboedova T. P. Sem'ya i shkola: gotovnost' k sotsial'no-obrazovatel'nomu partnerstvu // Vestnik TGPU. 2008. Vyp. 3.
12. Kublitskaya E. A. Konfliktnyy potentsial mezhnatsional'nykh i etnokonfessional'nykh otnosheniy // Vestnik Mosk. Un-ta. Seriya 18 : Sotsiologiya i politologiya. 2013. да 1. S. 91-99.
13. Lipman M. Obuchenie s tsel'yu umen'sheniya nasiliya i razvitiya mirolyubiya // Voprosy filosofii. 1995. да 2. S. 110-121.
14. Matskovskiy M. Tolerantnost' kak ob"ekt sotsiologicheskogo issledovaniya // Vek tolerantnosti. 2001. да 3-4.
15. Tishkov V. A. Ocherki istorii i politiki etnichnosti v Rossii. M., 1997. S. 259.
16. Fadeev S. B. Struktura tolerantnosti kak lichnostnogo obrazovaniya v pedagogicheskom aspekte // Izvestiya PGPU im. V. G. Belinskogo. 2012. да 28. S. 1087-1090.