Научная статья на тему 'Формы работы c выпускниками в Санкт-Петербургском РЦ ФИО'

Формы работы c выпускниками в Санкт-Петербургском РЦ ФИО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Марина Александровна

Основная цель работы с выпускниками, о которой рассказывается в статье расширить возможности применения полученных знаний на практике и сделать так, чтобы учитель не остался один на один с полученными знаниями. Перечислены несколько направлений такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы работы c выпускниками в Санкт-Петербургском РЦ ФИО»

конференции Семинары

Малышева Марина Александровна

ФОРМЫ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ РЦ ФИО

Каждый год в разных уголках России открываются новые центры Федерации Интернет Образования. Это значит, что все больше и больше учителей сможет овладеть нужными и актуальными Интернет-технологиями. Не секрет, что центры очень эффективно организуют процесс обучения учителей, и большинство из них после окончания базовых курсов увлечены идеей применения полученных знаний на практике. Как сделать так, чтобы этот энтузиазм не пропал? Как сделать так, чтобы учитель не остался один на один с полученными знаниями, чтобы его окружали единомышленники, чтобы у него не пропало желание идти вперед в деле освоения и применения Интернет-технологий?

В этой статье я хочу поделиться опытом организации работы с выпускниками в Санкт-Петербургском РЦ ФИО. Я бы выделила несколько направлений работы.

Прежде всего, это организация одно-двухдневных семинаров, которые дают возможность каждому учителю углубить свои знания в различных областях, связанных с Интернет - технологиями. Предлагаются семинары двух типов: с заявленной темой или семинар-консультация. Для семинаров с заявленной темой фиксирована дата проведения и программа семинара, с которой слушатели могут ознакомиться на сайте СПб РЦ ФИО http://spb.fio.ru . Примеры семинаров с заявленной темой: «Динамические сайты», «Мультимедиа технологии», «Каскадные таблицы стилей как элемент дизайна web-страниц». Особо хочется отметить цикл

семинаров по Flash-технологиям: «Основы Flash», «Flash MX», «Объектно-ориентированное программирование во Flash MX». Особенность этого цикла заключается в том, что каждый последующий семинар предполагает знания предыдущего, и учитель, посещая последовательно каждый из этих семинаров, поднимается на более высокую ступеньку владения Flash-технологиями.

Тема семинара-консультации формируется таким образом: учителя через Интернет присылают вопросы, ответы на которые они хотели бы получить на семинаре. Все вопросы анализируются, и выбирается тема семинара (за три недели до объявленного начала занятий). Затем разрабатывается, публикуется в Интернете программа семинара и принимаются заявки на семинар (за две недели до начала). Не позднее чем за три дня публикуется список участников семинара. Так, например, в феврале был проведен семинар-консультация «Проблемы сайтост-роительства (для административных сайтов)».

Надо отметить, что мы принимаем заявки от выпускников и на разработку программы семинара по теме, которая, по мнению учителей, является актуальной.

Особо хочется остановиться на способе приема заявок. С начала 2003 года этот процесс осуществляется через Интернет. Разработана форма заявки, которую нужно заполнить на сайте РЦ ФИО. В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество, место работы, должность, e-mail для связи (обратите внимание на то, что мы ориен-

Малышева М.А.

тируем слушателей на работу с электронной почтой - мы считаем это очень важным в деле освоения информационных технологий). Также обязательным для заполнения в заявке является поле «Обоснование цели обучения». Именно информация, представленная в этом разделе, является основанием для приглашения учителя на семинар. По ней мы можем судить, насколько учитель заинтересован в обучении по данной программе.

Семинары-консультации имеют несколько другую форму заявки: в ней предполагается поле для формулировки вопросов по заданной теме, чтобы преподаватели в своих лекциях и на практических занятиях могли отразить ту информацию, в которой на сегодняшний момент более всего заинтересованы слушатели.

После формирования групп все списки выкладываются в Интернет http:// spb.fio.ru. и каждый учитель может увидеть информацию о включении его в работу семинара.

Семинары являются очень важной формой работы с выпускниками не только потому, что учителя получают востребованные знания, но и потому, что семинары становятся одним из мест, где учителя могут пообщаться, поделиться своими знаниями, познакомиться. И мне кажется, что одна из задач заместителя по клубной работе - создать для учителей творческую, доброжелательную обстановку на семинаре: ведь со всеми организационными проблемами они обращаются именно ко мне. Во время семинаров я очень часто общаюсь со слушателями и всегда пытаюсь в дальнейшем учесть их пожелания. Кроме того, в конце семинара традиционно проводится круглый стол, на котором обсуждается работа на семинаре. Все это дает мне возможность лучше узнать выпускников, понять их проблемы и учитывать в дальнейшем их пожелания.

Выпускники ФИО принимают активное участие в работе Учительского клуба, открытого осенью 2002 г. на базе гимназии № 56.

На сегодняшний день можно говорить о двух сторонах работы Учительского клуба. Прежде всего, клуб - это место общения

учнтелей, использующих информационные технологии в образовательном процессе, в целях обмена опытом, обмена информацией. Учительский клуб создает условия для наиболее полной реализации творческого потенциала учителя. Мы пытаемся удовлетворить потребности учителей различных областей знаний с целью пропаганды и распространения позитивного опыта применения информационных технологий в учебном процессе. Вот некоторые темы, которые обсуждались на заседаниях Учительского клуба: «Создание и использование информационного образовательного пространства в преподавании истории», «Учитель литературы в современном информационном обществе», «Методика использования мультимедиа курсов и виртуальных лабораторий компании ФИЗИКОН», «Использование информационных технологий на уроках», «Компьютерные и интернет-технологии в преподавании школьных предметов естественнонаучного цикла». Обычно заседания проводятся в виде круглых столов или мастер-классов. Учительский клуб дает возможность всем заинтересованным учителям «себя показать и других посмотреть». После официальной части - чай, кофе. Учителя с удовольствием приходят на заседания: ведь они погружаются в атмосферу общения единомышленников, а это придает силы для дальнейшей работы. Заседания Учительского клуба проводятся 1-2 раза в месяц, и, несмотря на то, что учителя очень загружены, много времени надо тратить на дорогу, да и погода в нашем городе не всегда благоприятная, не было ни одного случая срыва заседания, а интересные дискуссии и располагающая обстановка способствуют тому, что расходиться учителя совсем не торопятся. Часто наши заседания заканчиваются позже 21 часа (начало в 16.30).

В прошедшем учебном году мы ставили цель: учителя должны знать об Учительском клубе - о сообществе людей, которые хотят поднять учебный процесс на новый качественный уровень, применяя ИТ, что, прежде всего, приводит к росту профессионального мастерства. Я считаю, что поставленная цель выполнена.

84

© КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБРАЗОВАНИИ. № 4, 2003 г.

Формы работы с выпускниками в Санкт-Петербургском РЦ ФИО

Мне хочется еще раз обозначить те шаги, которые были сделаны в организации Учительского клуба: разработка концепции клуба, создание сайта клуба (http://club.spb.fio.ru). Вся информация о заседаниях публикуется в Интернете, рассылается в школы.

Вторая, не менее важная сторона работы клуба, осуществление совместных проектов. В этом году таким проектом стал конкурс школьных web-сайтов «Мой Петербург». Подробно технология проведения конкурса описана в электронном журнале «Вопросы Интернет-Образования», 2003 г., № 13 (http://center.fio.ru/vio/vio 13/cd site/Articles/ art 1 16.htm). Я хочу отметить, что эта форма работы оказалась очень востребованной. На конкурс было подано 58 заявок (http:// club.spb.fio.ru/konk apl.html), но особенно порадовало то, что участниками стали школьники различных регионов России: Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Новгородской области, Красноярска, Красноярского края, Самары, Новосибирска, Чебоксар, Ростова-на-Дону. Участникам конкурса от 11 до 18 лет.

Конечно, в будущем мы планируем найти новые формы работы Учительского клуба и очень надеемся, что это привлечет новых учителей в его ряды.

Поскольку выпускники ФИО - работники системы образования, а чаще всего это учителя, мы считаем важной формой клубной работы работу со школьниками.

С 2003 года на базе СПб РЦ ФИО во время школьных каникул мы проводим для них семинары на тему «Flash для школьников». На семинаре рассказывается о возмож-

ностях пакета, демонстрируются примеры, созданные с использованием Flash. На практических занятиях ребята пробуют свои силы в создании анимаций, интерактивных сценариев. Эти семинары дают возможность расширить и углубить знания учеников. Вместе с ребятами на семинаре присутствуют учителя, что дает им возможность ознакомиться с программой и участвовать в процессе обучения школьников. Заявки на эти семинары принимаются только от учителей - выпускников ФИО через Учительский клуб. Таким образом, наш центр ФИО поддерживает активных участников Учительского клуба.

Еще одна форма работы со школьниками - Интернет-фестиваль. 26 мая 2003 г. в Санкт-Петербургском РЦ ФИО проводился Интернет-фестиваль, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга. Организаторами мероприятия выступили РОНО и НМЦ Петроградского района.

В фестивале приняли участие ученики и учителя гимназии № 56, школ № 47, 70, 75, 80, 84, курсанты кадетского корпуса. Конкурсы, предложенные ребятам, были связаны с web-оформлением праздничных мероприятий, посвященных юбилею Санкт-Петербурга. По окончании фестиваля всем участникам были вручены дипломы и подарки.

В новом учебном году мы планируем расширить и разнообразить формы клубной работы с целью еще большего вовлечения выпускников ФИО в процесс использования информационных технологий, что способствует повышению эффективности учебного процесса и воспитательной работы.

© Наши авторы, 2003. Our authors, 2003

Малышева Марина Александровна,

руководитель Учительского клуба

г. Санкт-Петербурга,

зам. директора гимназии № 56

г. Санкт-Петербурга,

зам. директора по клубной работе

СПб РЦ ФИО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.