ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Зауторова Э.В.
Зауторова Эльвира Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,
Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт ФСИНРоссии,
г. Москва
Аннотация: в статье показана роль художественно-эстетической деятельности в исправлении лиц несовершеннолетнего возраста, находящихся в местах лишения свободы.
Ключевые слова: воспитательная колония, несовершеннолетний возраст, осужденный, художественно-творческая деятельность, формирование и коррекция личности, развитие способностей.
Художественно-эстетическая деятельность воздействует на личность, изменяя и развивая ее: она одновременно влияет на развитие воспитанника (расширение кругозора, интересов, обретение новых знаний, умение чувствовать и сопереживать и т.д.) и способствует коррекции его личности (осознание себя и понимание своего места в обществе, формирование истинных человеческих ценностей, эстетического вкуса и т.д.). Поэтому данное направление воспитательной работы является важным и необходимым в формировании личности, способствует развитию творчески активной личности, способной воспринимать, переживать прекрасное в искусстве и жизни, творить по законам красоты.
Вместе с тем многие воспитанники воспитательной колонии имеют нарушения умственного развития, а также ряд психопатологических особенностей: примитивность эмоций, сниженный интерес к предметам и явлениям, недостаточная инициативность, отставание в развитии личности. Подростки имеют узкий круг эстетических интересов и низкий уровень эстетической потребности, отмечается деформация нравственных, эмоциональных и волевых качеств. Реализация эстетических потребностей осуществляется осужденными в тюремной субкультуре, в их среде распространены стихи и песни тюремной тематики, где в первую очередь воспевается культ личной независимости, свободы воли и стремления к ней, взаимовыручки и мести [3].
Это определяет острую необходимость разработки новых, нестандартных подходов к исправлению и воспитанию лиц данной категории. В связи с этим организация художественно-эстетической деятельности в воспитательных учреждениях может помочь воспитуемым более полно реализовать свои возможности и интересы, раскрыть свои способности, понять духовность и глубину искусства, развить эстетические чувства, идеалы, осознать нравственную сторону человеческой жизни.
В эстетическом развитии воспитанников можно условно выделить три периода:
1) пропедевтический - подростки накапливают опыт восприятия произведений искусства, первоначальные эстетические впечатления. Творческие работы в этот период носят подражательный характер;
2) идет накопление знаний, овладение умениями, формируются художественные навыки. Проявляется интерес к области искусства, эмоциональность в восприятии произведений;
3) практические действия подкрепляются элементарными знаниями, воспитанники овладевают художественными навыками. Творческие работы отличаются разнообразием, проявлением фантазии и воображения [1].
В настоящее время нравственно -эстетическое воспитание становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. На сегодняшний день в пенитенциарной практике используются разнообразные виды художественно-эстетической деятельности с целью компенсации, улучшения пострадавших и формирования утраченных ребенком функций, а также творческого, эстетического его развития. В числе наиболее распространенных направлений художественной деятельности находятся: просмотр и анализ кинофильмов, теле- и радиопередач; встречи с различными творческими коллективами; инсценирование песен, сюжетов сказок, пьес программного характера; художественное творчество; создание музыкальных коллективов, организация художественной самодеятельности в различных формах: смотры, конкурсы на лучшего певца, чтеца, танцора и т.д.
В процессе участия воспитанников в различных видах художественной деятельности образуются эстетические представления, получает дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти; развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические вкусы; улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции художественной деятельности.
Исследования показали, что художественно-эстетическая деятельность вызывает у подростков положительные чувства и эмоции. Поэтому в процессе активного приобщения к искусству необходимо заинтересовать осужденных, увлечь новым занятием, больше включать живое, эмоционально-образное восприятие подростками произведений различного вида искусства. Для того чтобы достичь желаемых результатов необходимо, чтобы осужденные подростки пережили и прочувствовали описанные события, оценили художественное значение произведения, захотели выразить свои чувства, высказать мысли, т.е. - стали непосредственными субъектами культурно-творческой деятельности [2].
Правильная организация художественно-эстетической деятельности в воспитательной колонии способствует духовному обогащению несовершеннолетних осужденных, помогает им постичь всю глубину и красоту внутреннего мира, воспитать волю и сочувствие, нацелить воспитуемых на саморазвитие и самосовершенствование.
При этом необходимо учитывать, что перед нами несформировавшаяся личность, которая многого не знает и подчас не может точно выразить или показать свои возможности и наклонности. Для выявления задатков и природных способностей возможно в игровой форме привлечь несовершеннолетнего к решению задач на воображение, фантазию, нахождение альтернатив и других творческих заданий.
Процесс художественно-эстетического развития несовершеннолетнего осужденного длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения.
Таким образом, организация художественно-эстетической деятельности в колониях для несовершеннолетних осужденных имеет огромное воспитательное значение. Интенсивная творческая деятельность способствует уравновешиванию нервно -психических процессов, активное приобщение подростков к данному виду деятельности приводит к адекватному повышению самооценки, включению его в коммуникативную, коллективную деятельность и тем самым способствует эффективности исправления юного правонарушителя в условиях воспитательной колонии.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998. 480 с.
2. Зауторова Э.В. Использование методов арт-педагогики в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными: Методические рекомендации для сотрудников воспитательных колоний. Вологда, 2004. 58 с.
3. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. Учебное пособие. М., 2004. 464 с.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ Зауторова Э.В.
Зауторова Эльвира Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт ФСИНРоссии,
г. Москва
Аннотация: в статье показаны возможности различных направлений арт-терапии в работе с несовершеннолетними осужденными.
Ключевые слова: осужденный, несовершеннолетний возраст, особенности личности, арт-терапия и ее потенциал, методы арт-терапии.
Подростковый возраст характеризуется рядом физических и психологических изменений, происходит интенсивное развитие личности, появляется чувство взрослости, отсюда проявляется невероятно сильная жажда самоутверждения. Вместе с тем, подростки крайне не уверены в себе, стремятся доказывать всем и себе самим свою самостоятельность, что часто приводит к противоправным поступкам [1]. Для несовершеннолетних осужденных характерно проявление эгоцентризма, отсутствие сочувствия, неподатливость на сопереживание другому человеку.
Особенности личности осужденных требуют применения разнообразных методов и приемов в процессе их исправления. В последнее время в пенитенциарной практике широко стали применяться методы арт-терапии с целью гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации: искусство в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [2]. Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
Арт-терапия предоставляет несовершеннолетнему возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию, ведь сам подросток, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит [2].
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием различных видов искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства:
1) музыкотерапия является психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии; именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе, особенно с детьми) [3];