ЭКОНОМИКА
УДК 334.722.1
ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Даниил Сергеевич Батулкин, магистрант факультета управления,
E-mail: [email protected],
Александр Андреевич Козырев, магистрант факультета управления,
E-mail: [email protected],
Московский университет им. С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru
Статья посвящена формам поддержки малого и среднего бизнеса в условиях инновационной экономики. Авторы прослеживают историческую эволюцию системы поддержки субъектов малого предпринимательства, анализируют эмпирический и статистический материал, выделяют наиболее востребованные формы поддержки малого и среднего бизнеса в современных условиях.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, инфраструктура.
Официальное появление категории «малый бизнес» в Российской Федерации может быть датировано концом 80-х-началом 90-х гг. прошлого века. Впервые термин «малое предпринимательство» появился в протоколе Совета министерств СССР в 1989 г., в котором к малым предприятиям относились юридические лица с числом работающих не более 100 человек. А началом формирования системы практической поддержки малого бизнеса со стороны государства можно считать появление Указа Президента РФ от 30.11.1992 г. № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации», в котором оговаривалась активизация работы по поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, в том числе путем совершенствования правовой базы и разработки соответствующих программ [5].
На современном этапе организационную основу малого и среднего предпринимательства составляет Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринима- А.А. Козырев тельства, а также инфраструктурную поддержку, виды и формы такой поддержки [11].
Государственная поддержка регламентируется и другими Федеральными законами, а также законными и нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Помимо них существуют государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Данные программы предлагают предпринимателям федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Любая из этих программ имеет определенный период действия (1-4 года), утвержденный бюджет, а также четкие направления действий поддержки малого и среднего бизнеса.
Законодательством России к ведению Федерации отнесено определение общих принципов, приоритетных методов и направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; регламентация порядка создания и осуществление деятельности федеральных органов власти и распределение между ними полномочий;
14 Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление *2015 ’1 (12)
ЭКОНОМИКА
разработка и реализация федеральных программ и проектов, полностью или частично финансируемых из средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам, а также иным платежам в государственный бюджет и иные внебюджетные фонды [11].
Субъекты РФ имеют право самостоятельно решать вопросы, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса с учетом местных особенностей и условий, а также принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов. В системе исполнительной власти субъектов РФ вопросами развития и поддержки малого и среднего предпринимательства занимаются множество органов с различными полномочиями и функциями (министерства, департаменты, управления, отделы и др.). Также создаются разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию малого предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.
Анализ показывает, что органы местного самоуправления также имеют определенный набор административных и экономических рычагов и средств регулирования деятельности малого и среднего бизнеса. В частности, практически при всех органах МСУ работают подразделения по экономическому развитию, основная цель которых -способствование развитию предпринимательства, увеличению объемов производства перспективных товаров и оказания услуг, пользующихся спросом.
По официальным данным на 2013 г. Федеральной службы государственной статистики в России численность малых и средних предприятий составила более 1 млн 858 тыс., из них количество средних предприятий более 15 тыс., малых - 242 тыс., микропредприятий - 1,6 млн, а также 2 млн 487 тыс. - индивидуальных предпринимателей. Число занятых рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве составило более 19 млн, что составляет 13,3 % от численности населения страны.
Таблица 1
Региональная структура малого и среднего бизнеса (в %) [6]
Федеральные округа Доля в общем числе 1 малых и средних предприятий
Центральный федеральный округ 29,6 %
в том числе Москва 12,3 %
Северо-западный федеральный округ 13,4 %
в том числе Санкт-Петербург 7,2 %
Южный федеральный округ 8,3 %
Приволжский федеральный округ 18,3 %
Уральский федеральный округ 9%
Сибирский федеральный округ 14%
Дальневосточный федеральный округ 4,9 %
Источник: Индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах России в 2011 году. URL: http://opora51.ru/ (дата обращения: 07.12.2014)
Структурный анализ распределения малых предприятий по федеральным округам РФ свидетельствует о доминирующем положении городов федерального назначения (таблица 1). Лидирующие положения занимают Центральный Федеральный округ (29,6 % всех малых и средних предприятий), основную долю которого составляют предприятия Москвы (около 12,3 % от общего числа малых и средних предприятий), Приволжский федеральный округ, с долей в 18,3 % предприятий, а также СевероЗападный округ (13,4 %) с Санкт-Петербургом, в котором находятся порядка 7,2 % малых и средних предприятий. В числе аутсайдеров находится Дальневосточный федеральный округ, что, как отмечает А.Н. Алексеев, может быть вызвано воздействием целого ряда факторов, среди которых не только суровые климатические условия, малая численность населения, неразвитость инфраструктуры, но и отсутствие единой и научно обоснованной федеральной политики в отношении северных регионов [2].
Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление ^2015 ’1 (12) 15
ЭКОНОМИКА
По отраслевой структуре предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38,3 %), в сфере услуг и операций по недвижимости (21,1 %), строительства (11,1 %). Достаточно велика их доля в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (10,7 %). Е.И. Лунева отмечает существенное возрастание численности субъектов МСП в сфере индустрии красоты [10]. Однако, и относительные, и абсолютные показатели развития малого бизнеса достоверно свидетельствуют о том, что развитие данного сектора все еще находится на недостаточном уровне.
Важнейшую роль в развитии малого и среднего предпринимательства играет созданная с участием государства инфраструктура поддержки малого бизнеса. Вопросы инфраструктурного развития получили широкое освещение, в частности, в работах А.И. Кузнецовой [8, 9]. К основным задачам такой инфраструктуры можно отнести оказание самой разнообразной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в организации хозяйствования, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании для сохранения и упрочнения свободной конкуренции, а также создание благоприятных условий для эффективного функционирования малого и среднего предпринимательства.
Составными элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются государственные, коммерческие и некоммерческие организации, по средствам которых осуществляется организация и доведение поддержки в различных видах и формах до субъектов малого и среднего бизнеса.
Целесообразно подробнее рассмотреть основные элементы инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. К ним, в частности, можно отнести агентства поддержки малого бизнеса. Они представляют собой консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в области регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и т. д. АО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» появилось в 1992 г. с целью реализации межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда «Ноу-Хау». Благодаря участию Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса в настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства [12].
Также следует выделить бизнес-инкубаторы и технопарки - структуры, созданные, как правило, на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала вузов и коммерциализации инновационных технологий путем создания и развития размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. В России численность технопарков в настоящее время составляет около двухсот. Бизнес-инкубаторы - структуры, которые размещают на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывают им консалтинговые услуги. В настоящее время их количество не превышает двухсот, но в ближайшие три-четыре года планируется довести численность подобных структур до пятисот. Бизнесинкубаторы имеют заранее оговоренный срок поддержки, за один-три года инновационная идея должна перейти на уровень опытного образца [7].
Важное место в структуре общественной поддержки малого и среднего предпринимательства занимает Торгово-промышленная палата и ее подразделения на территории России. ТПП Российской Федерации представляет интересы малого, среднего и крупного предпринимательства, охватывая все сферы их деятельности - внутреннюю и внешнюю торговлю, промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги и т. д.
В 2002 г. предпринимателями была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», которая предоставляет малым предпринимателям правовую защиту, поддержку в налаживании контактов с зарубежными коллегами, а также возможность стать экспертом и принимать участие в выработке и обсуждении законодательных инициатив.
Поддержка инновационного малого и среднего бизнеса также осуществляется через Российскую венчурную компанию (РВК), созданную в 2006 г., с целью стимулиро-
16 Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление *2015 ’1 (12)
ЭКОНОМИКА
вания создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики, а также продвижения на международный рынок отечественных наукоемких технологических продуктов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что за два последних десятилетия в Российской Федерации сформировались основные элементы системы государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако сравнительный анализ уровня развития малого и среднего бизнеса России и других развитых государств свидетельствует о недостаточной динамике развития предпринимательства в нашей стране и требует принятия ряда дополнительных мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса.
Литература
1. Аверин А. В. Ценностные основания корпоративной культуры современных социально-экономических систем // Социальная политика и социология. 2012. № 6. С. 155-170.
2. Алексеев А.Н. Модернизация социально-экономической системы северных регионов России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2013. № 4 (6). С. 11-16.
3. Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. 2013. № 6-2. С. 225-227.
4. Барт Т.В., Алексашина Т.В., Дохолян С.Б. Принцип равновесия сил в экономической теории регулирования // Транспортное дело России. 2013. № 2. С. 45-47.
5. Демидова Д.В. История становления правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России // Юриспруденция. 2009. № 15.
6. Индекс развития малого и среднего предпринимательства в регионах России в 2011 году. URL: http://opora51.ru/ (дата обращения: 07.12.2014)
7. Исследование бизнес-инкубаторов в России. / Discovery research group. URL: http://www.finanalis.ru/market/858/97723.html (дата обращения: 06.12.2014)
8. Кузнецова А.И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2012. № 1 (1). С. 45-50.
9. Кузнецова А.И. Инфраструктурный подход - инновационный метод обеспечения равновесия и устойчивости экономического развития города // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2013. № 3 (5). С. 22-26.
10. Лунева Е.И. Стратегия кадрового планирования на предприятиях индустрии красоты // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5-1. С. 17-23.
11. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
12. Руденко Л.Г. Приоритетные формы финансовой поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. 2014. № 3 (9). С. 17-23.
Forms of the support of small and medium business in the innovative economy
Daniel Sergeevich Baturkin, graduate student, faculty of management, S.Yu. Witte Moscow University
Alexander Andreevich Kozyrev, master student of the faculty of management, S.Yu. Witte Moscow University
The article is devoted to the forms of support of small and medium business in the conditions of innovative economy. Authors trace historical evolution of system of support of subjects of small business, analyze empirical and statistical material, allocate the most demanded forms of support of small and medium business in modern conditions.
Key words: small business, medium business, state support, infrastructure.
Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление ^2015 '1(12) 17