проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого
Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от исполнения госзаказа к смыс-ло- и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным.
И наконец, проблема реализуемости педагогических инновации. Она возникает по причине того, что либо инновация не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, либо внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводили к тому, что рекомендованное (чаще сверху) нововведение по прошествии некоторого времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.
Таким образом, инновационные процессы, происходящие в современном образовании, по своей сути носят проблемный характер. Однако не стоит спешить с выводами. Всякое начинание трудно и противоречиво. Когда речь идет о ближайшем будущем нас и наших детей, уже не до иронии и ностальгии. Мир изменился, изменилось и образование, если не по своей сути и назначению, то в качестве системы и социальной сферы. Уловить эти изменения и использовать их на общую пользу - наша профессиональная задача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Новаторство и традиции - две стороны развития культуры и образования // Образование. Инновация. Будущее: (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов н/Д, 2001.
2. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.
3. Юсуфбекова Н. Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья: сб. науч. тр. - М., 1994.
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Н. С. Макарова
Статья посвящена характеристике форм осуществления инноваций в высшем образовании, рассмотрению различных аспектов инновационного процесса, выявлению связей между направлениями изменений и образовательной политикой в стране.
Ключевые слова: инновационный процесс, социокультурная ситуация, педагогическая инноватика, Приоритетный национальный проект «Образование».
Социокультурная ситуация в современной России характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Нововведения в образовании одновременно являются и результатом, и эффективным способом, и средством развития образовательных учреждений и общества в целом.
В развитии инновационных процессов в отечественном образовании принято выделять три этапа. Первый этап (1985-1992 гг.) связан с массовым общественным движением, получившим название «Педагогика сотрудничества», с возникновением противоречия между потребностью в быстром развитии школы и неподготовленностью педагогов к реализации этой потребности. Передовая часть педагогической общественности (В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков и др.), осознавая необходимость изменений, разрабатывает собственные творческие идеи и реализует их в образовательном процессе. Так возникает течение педагогов-новаторов. Второй этап приходится на 1992-2000 гг. В эти годы возрос массовый характер применения нового в связи с выходом Закона РФ «Об образовании». Появляются первые научные работы по теоретическому осмыслению инновационных процессов образовательной практики. Возникает педагогическая инноватика - наука, изучающая процессы развития образовательных систем, связанные с созданием новой педагогической реальности. Предметом изучения здесь становятся инновационные процессы в образовании. После 2000 г. начался третий этап, связанный с разработкой и реализацией стратегии модернизации российского образования. На государственном уровне произошло осознание значимости системы образования как фактора безопасности страны, были предприняты принципиально новые шаги по ее реформированию (модернизации) (3, 33).
В последние годы оформилась инновационно-ориентированная образовательная политика в нашей стране, ее перспективные направления нашли свое отражение в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО), Приоритетном национальном проекте «Образование». Так инновационные процессы в нашей стране приняли планово-директивный характер.
В 2000-2004 гг. в рамках проводимой в стране модернизации образования первостепенной задачей была инновационная перестройка содержания образования с позиций компетентностного подхода, отбор наиболее эффективных образовательных технологий и объективных способов оценивания образовательных результатов. Возникает ряд научных концепций в рамках компетент-ностного подхода, определяющих содержание и структуру компетенций как результатов общего и профессионального образования. С 2005 г. в стране реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», осуществляется государственная поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, которые вносят вклад в развитие российской экономики и повышение конкурентоспособности страны. Национальный проект «Образование» заложил основы сис-
темных и последовательных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас будущей модели российского образования.
Современная образовательная политика ориентирована на инвестиции в «точки роста»: вложение денег в образование, способное решать инновационные задачи развития России. Система действий в области высшего профессионального образования в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» призвана обеспечить непосредственный вклад в построение экономики, основанный на знаниях. Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе высшего профессионального образования должны сопровождаться конкретными изменениями в образовательном процессе, в содержании образования.
Прежде всего обеспечивается развитие уровневого высшего профессионального образования. В настоящий момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования - уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению. Закономерно, что в рамках Приоритетного национального проекта большинство вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей, а также, учитывая, что магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать программы по самым перспективным и востребованным научным направлениям (1, 12).
Стратегическая цель государственной образовательной политики - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач. На первом плане - модернизация институтов образования как инструментов социального развития. В высшем образовании это означает совершенствование системы образовательных услуг, создание образовательной среды вузов, обеспечивающей доступность качественного образования, создание системы выявления и поддержки талантливой молодежи. Кроме того, необходимо формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием работодателей, проведение международных сопоставительных исследований проблем высшей школы. Для инновационного вуза также важны создание прозрачной, открытой схемы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; разработка прозрачной, объективной системы оценки достижений студентов; развитие механизмов участия потребителей и общественных
институтов в контроле и оценке качества образования. Одним из критериев качества инновационных изменений станет создание условий для привлечения иностранных студентов в российские вузы.
В этих условиях на первый план выходят инновации, предполагающие институциональные изменения в образовательных учреждениях, во всей системе образования, направленные на расширение вклада системы образования в становление институтов гражданского общества. К таким институциональным изменениям относятся: организация эффективной работы попечительских советов образовательных учреждений, благотворительных фондов, выстраивание системы социального партнерства и государственно-общественного управления образованием, общественной оценки качества образования, внедрение проектного менеджмента и т. п. Все большее распространение сегодня получает инновационная инфраструктура вузов (студенческие бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия, центры трансфера технологий и т. д.).
Ориентиром инновационного процесса в высшей школе могут служить критерии поддержки вузов, применяемые в Приоритетном национальном проекте «Образование»:
- вовлеченность в программы регионального развития;
- эффективная инновационная инфраструктура, интегрированная в экономическое пространство региона;
- участие в масштабных проектах;
- применение современных образовательных и управленческих технологий;
- активная международная деятельность.
Важным в этой связи является изменение принципов управления в системе высшего профессионального образования через участие общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне вуза, так и на региональном и федеральном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы и т. д.). Некоммерческие организации (в том числе представляющие объединения работодателей) будут формировать общественно-государственную систему профессиональных стандартов (служащих базой разработки образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов. Вузы должны регулярно обеспечивать общественность, в частности работодателей, информацией о своей деятельности, включая размещение информации на собственном сайте (образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых и т. д.). Особую роль в управлении будет играть профессиональное (академическое) самоуправление; сообщество преподавателей и научных сотрудников станет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе высшего образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.
Кроме того, Приоритетный национальный проект «Образование» предполагает системные изменения в
образовательном процессе: в целях, содержании образования, формах его осуществления, образовательных технологиях и результатах. Системные изменения - это изменения всех компонентов образовательного процесса, происходящие на нескольких уровнях: уровне осуществления процесса обучения, образовательной среды учреждения, социокультурной ситуации развития субъектов процесса обучения. Лишь в случае реализации системных изменений в образовательном процессе может быть достигнуто новое качество образования, которое заключается в развитии компетентности субъектами образования.
Говоря о сущности инновационных изменений, происходящих в организации процесса обучения в высшей школе, необходимо отметить прежде всего установку на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей студента, обеспечивающий развитие его профессиональной компетентности. В данном случае профессиональная компетентность может рассматриваться как цель и результат образования, уникальное личностное свойство, проявляющееся на практике в способности решать типичные и творческие задачи, включающей наличие соответствующих установок, знаний, умений и опыта деятельности, мотивации и ценностных ориентаций. Обеспечить развитие профессиональной компетентности в процессе подготовки специалистов призвана ориентация на контекстно-компетентност-ный подход в преподавании. Контекст понимается как учет различных социокультурных и профессиональных аспектов будущей профессиональной деятельности, через призму которых осуществляется весь процесс обучения в вузе.
Какие изменения влечет за собой переход к контек-стно-компетентностному подходу?
Во-первых, происходит смена форм организации образовательного процесса с линейной на нелинейную, переход на модульные учебные планы, обеспечивающие возможность выбора студентами образовательной траектории, проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Во-вторых, компетентностный подход в определении результатов подготовки инновационных кадров приводит к изменению характера взаимодействия преподавателя и студентов, ориентированного прежде всего на организацию самостоятельной работы. Происходит смена ролей преподавателя, он перестает выступать основным источником информации, становится академическим консультантом, проектировщиком учебных материалов и т. д.
В-третьих, изменяются требования к целям и ожидаемым результатам высшего образования. Ориентация на развитие профессиональной компетентности, достаточной для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения, предполагает подготовку выпускника к решению профессиональных задач, в том числе междисциплинарных. Изменение направленности педагогических целей на самореализацию личности студента приводит к изменению содержания образования путем включения в учебный материал практикоориентированных задач, предполагающих использова-
ние информации, представленной в различных источниках, а также путем внедрения метапредметных образовательных программ.
В-четвертых, в процессе самостоятельной работы студентам будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме электронных образовательных ресурсов на основе разработок преподавателей вуза и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Все это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования (2, 46).
В условиях инновационных изменений появляются новые требования к выбору образовательных технологий. Происходит увеличение доли технологий обучения, предполагающих организацию самостоятельной работы студентов, широко используются информационные технологии, технологии проектного обучения, рефлексивные технологии в сочетании с технологиями развития критического мышления, исследовательскими технологиями и т. д.
Как уже отмечалось выше, системные изменения предполагают достижение принципиально нового качества профессиональной подготовки, что, в свою очередь, требует внедрения инновационных форм оценивания и контроля. Изменение оценки достижений студентов происходит на основе взаимодополнения количественной (успеваемость) и качественной характеристики образовательных результатов: портфолио, профиль умений, дневник достижений и т. д. Более всего соответствуют логике инновационного развития образовательного процесса в вузе балльно-рейтинговая система оценивания, экспертная оценка решения студентами профессиональных задач с привлечением независимых экспертов, работодателей и т. д.
Инновационный характер высшего профессионального образования в дальнейшем будет обеспечиваться за счет постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования, интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей. Создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификации выпускникам учреждений профессионального образования, будет обеспечивать контроль за результативностью внедрения инноваций в образовательную практику.
Условия жизни в постиндустриальном обществе характеризуются исследователями как ситуация неопределенности. Это требует от человека готовности к самоопределению, умения решать жизненно важные задачи, мотивации к обучению в течение всей жизни. Образование сегодня на государственном уровне рассматривается как движущая сила стабильного развития обще-
ства и даже как фактор его безопасности. В этой связи перед образованием ставятся новые цели, изменяются подходы к образовательной политике и практике образования. Происходит переход от унифицированной формы высшего профессионального образования к многообразию образовательных форм, систем, концепций. Высшее учебное заведение, отвечая вызовам времени, должно реагировать на новые процессы, происходящие в системе образования региона. Лишь в этом случае российское образование, сохранив свои фундаментальные черты, станет эффективным и конкурентоспособным в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: Реализация в Болонском процессе. - СПб., 2007.
2. Компетентностный подход как новое качество образования - М., 2002.
3. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / под ред. А. В. Баранникова. -М., 2002.
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
С. В. Никитина
В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы управления инновациями в высшем образовании, выделена их специфика, определены этапы осуществления инновационного процесса, проанализированы факторы и причины успешной реализации новшеств на всех уровнях управления.
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс в высшей школе, управление инновациями, этапы инновационного процесса.
Современные условия жизни в постиндустриальном или информационном обществе характеризуются исследователями как ситуация неопределенности. Это требует от человека готовности к самоопределению, умения решать жизненно важные задачи, мотивации к обучению в течение всей жизни. Образование сегодня рассматривается как движущая сила стабильного развития общества и даже как фактор его безопасности. В этой связи перед образованием ставятся новые цели, изменяются подходы к образовательной политике. Происходит переход от унифицированной формы образования к многообразию образовательных форм, систем, концепций. Высшая школа сегодня является стратегическим ресурсом страны: высшее учебное заведение в ответ на вызовы времени быстрее, гибче и эффективнее должно реагировать на изменения, происходящие в системе образования региона, в образовательной политике страны.
Инновационная политика в сфере высшего образования отличается от инновационной политики в других звеньях образования. Переход высшей школы в режим развития требует значительного увеличения объема научно-методической работы в связи с необходимостью разработки новых целей и внедрения нового содержания образования и новых технологий, пересмотра (мо-
дернизации) структуры управления и организации механизма взаимодействия всех подсистем управления в соответствии с изменениями целей образования, организации педагогического процесса в новых условиях развития высшего образовательного учреждения, актуализации координации и контроля нововведений.
Современное образовательное пространство вуза не может существовать без педагогической инновации - теоретически обоснованного, целенаправленного и прак-тико-ориентированного новшества, осуществляемого на трех уровнях.
1. На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы.
2. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях.
3. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, гуманитарных); на отработку новых способов организации образовательного процесса; на разработку новых технологий, форм и методов обучения.
Любой из этих уровней может быть представлен пятью этапами инновационного процесса.
Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением профессорско-преподавательского состава вуза (кафедры, подразделения), но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самого образовательного учреждения. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана. Тем не менее в образовательной практике инициатива нововведения часто исходит снизу - от преподавателей, педагогов, генерирующих, разрабатывающих новые идеи и положения.
Второй этап - теоретический, т. е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогическо-го анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс в конкретном образовательном учреждении и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и т. д.), а также информационное обеспечение планируемого нововведения. Этот этап является сложным, он предполагает, в первую очередь, наличие умения «помыслить иную педагогическую реальность» (Г. П. Щедровицкий), обосновать необходимость и/или неизбежность инновации в образовательном процессе конкретного вуза, во вторую - выстроить в единую концепцию свои идеи в логике определенной психолого-педагогической теории, выделить факторы, способствующие внедрению новшества. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.
Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению