Научная статья на тему 'Формы осуществления инноваций в системе высшего образования в России'

Формы осуществления инноваций в системе высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2079
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / INNOVATIVE PROCESS / SOCIO-CULTURAL SITUATION / PEDAGOGICAL INNOVATICS / NATIONAL PRIORITY PROJECT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Наталья Станиславовна

Статья посвящена характеристике форм осуществления инноваций в высшем образовании, рассмотрению различных аспектов инновационного процесса, выявлению связей между направлениями изменений и образовательной политикой в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Implementing Innovations in System of Higher Education in Russia

The article considers the pedagogical aspects of the problem of innovation management in higher education, as well as their specificity and determines the stages of innovative process accordingly. The author also analyzes the factors and reasons of successful realization of innovations at all levels of management.

Текст научной работы на тему «Формы осуществления инноваций в системе высшего образования в России»

проявляется в ином, чем прежде, подходе к учебному материалу; она меняет стиль общения педагога и воспитанника в сторону диалога и сотрудничества; она изменяет личность и учителя, и ученика, меняет мотивацию учения последнего и психолого-педагогическую культуру первого

Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от исполнения госзаказа к смыс-ло- и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным.

И наконец, проблема реализуемости педагогических инновации. Она возникает по причине того, что либо инновация не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, либо внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводили к тому, что рекомендованное (чаще сверху) нововведение по прошествии некоторого времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.

Таким образом, инновационные процессы, происходящие в современном образовании, по своей сути носят проблемный характер. Однако не стоит спешить с выводами. Всякое начинание трудно и противоречиво. Когда речь идет о ближайшем будущем нас и наших детей, уже не до иронии и ностальгии. Мир изменился, изменилось и образование, если не по своей сути и назначению, то в качестве системы и социальной сферы. Уловить эти изменения и использовать их на общую пользу - наша профессиональная задача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Новаторство и традиции - две стороны развития культуры и образования // Образование. Инновация. Будущее: (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов н/Д, 2001.

2. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.

3. Юсуфбекова Н. Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего зарубежья: сб. науч. тр. - М., 1994.

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Н. С. Макарова

Статья посвящена характеристике форм осуществления инноваций в высшем образовании, рассмотрению различных аспектов инновационного процесса, выявлению связей между направлениями изменений и образовательной политикой в стране.

Ключевые слова: инновационный процесс, социокультурная ситуация, педагогическая инноватика, Приоритетный национальный проект «Образование».

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Нововведения в образовании одновременно являются и результатом, и эффективным способом, и средством развития образовательных учреждений и общества в целом.

В развитии инновационных процессов в отечественном образовании принято выделять три этапа. Первый этап (1985-1992 гг.) связан с массовым общественным движением, получившим название «Педагогика сотрудничества», с возникновением противоречия между потребностью в быстром развитии школы и неподготовленностью педагогов к реализации этой потребности. Передовая часть педагогической общественности (В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков и др.), осознавая необходимость изменений, разрабатывает собственные творческие идеи и реализует их в образовательном процессе. Так возникает течение педагогов-новаторов. Второй этап приходится на 1992-2000 гг. В эти годы возрос массовый характер применения нового в связи с выходом Закона РФ «Об образовании». Появляются первые научные работы по теоретическому осмыслению инновационных процессов образовательной практики. Возникает педагогическая инноватика - наука, изучающая процессы развития образовательных систем, связанные с созданием новой педагогической реальности. Предметом изучения здесь становятся инновационные процессы в образовании. После 2000 г. начался третий этап, связанный с разработкой и реализацией стратегии модернизации российского образования. На государственном уровне произошло осознание значимости системы образования как фактора безопасности страны, были предприняты принципиально новые шаги по ее реформированию (модернизации) (3, 33).

В последние годы оформилась инновационно-ориентированная образовательная политика в нашей стране, ее перспективные направления нашли свое отражение в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО), Приоритетном национальном проекте «Образование». Так инновационные процессы в нашей стране приняли планово-директивный характер.

В 2000-2004 гг. в рамках проводимой в стране модернизации образования первостепенной задачей была инновационная перестройка содержания образования с позиций компетентностного подхода, отбор наиболее эффективных образовательных технологий и объективных способов оценивания образовательных результатов. Возникает ряд научных концепций в рамках компетент-ностного подхода, определяющих содержание и структуру компетенций как результатов общего и профессионального образования. С 2005 г. в стране реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», осуществляется государственная поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, которые вносят вклад в развитие российской экономики и повышение конкурентоспособности страны. Национальный проект «Образование» заложил основы сис-

темных и последовательных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас будущей модели российского образования.

Современная образовательная политика ориентирована на инвестиции в «точки роста»: вложение денег в образование, способное решать инновационные задачи развития России. Система действий в области высшего профессионального образования в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» призвана обеспечить непосредственный вклад в построение экономики, основанный на знаниях. Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе высшего профессионального образования должны сопровождаться конкретными изменениями в образовательном процессе, в содержании образования.

Прежде всего обеспечивается развитие уровневого высшего профессионального образования. В настоящий момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования - уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению. Закономерно, что в рамках Приоритетного национального проекта большинство вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей, а также, учитывая, что магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать программы по самым перспективным и востребованным научным направлениям (1, 12).

Стратегическая цель государственной образовательной политики - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач. На первом плане - модернизация институтов образования как инструментов социального развития. В высшем образовании это означает совершенствование системы образовательных услуг, создание образовательной среды вузов, обеспечивающей доступность качественного образования, создание системы выявления и поддержки талантливой молодежи. Кроме того, необходимо формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием работодателей, проведение международных сопоставительных исследований проблем высшей школы. Для инновационного вуза также важны создание прозрачной, открытой схемы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; разработка прозрачной, объективной системы оценки достижений студентов; развитие механизмов участия потребителей и общественных

институтов в контроле и оценке качества образования. Одним из критериев качества инновационных изменений станет создание условий для привлечения иностранных студентов в российские вузы.

В этих условиях на первый план выходят инновации, предполагающие институциональные изменения в образовательных учреждениях, во всей системе образования, направленные на расширение вклада системы образования в становление институтов гражданского общества. К таким институциональным изменениям относятся: организация эффективной работы попечительских советов образовательных учреждений, благотворительных фондов, выстраивание системы социального партнерства и государственно-общественного управления образованием, общественной оценки качества образования, внедрение проектного менеджмента и т. п. Все большее распространение сегодня получает инновационная инфраструктура вузов (студенческие бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные предприятия, центры трансфера технологий и т. д.).

Ориентиром инновационного процесса в высшей школе могут служить критерии поддержки вузов, применяемые в Приоритетном национальном проекте «Образование»:

- вовлеченность в программы регионального развития;

- эффективная инновационная инфраструктура, интегрированная в экономическое пространство региона;

- участие в масштабных проектах;

- применение современных образовательных и управленческих технологий;

- активная международная деятельность.

Важным в этой связи является изменение принципов управления в системе высшего профессионального образования через участие общественности в управлении и контроле качества образования как на уровне вуза, так и на региональном и федеральном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы и т. д.). Некоммерческие организации (в том числе представляющие объединения работодателей) будут формировать общественно-государственную систему профессиональных стандартов (служащих базой разработки образовательных стандартов) и независимых профессиональных экзаменов. Вузы должны регулярно обеспечивать общественность, в частности работодателей, информацией о своей деятельности, включая размещение информации на собственном сайте (образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых и т. д.). Особую роль в управлении будет играть профессиональное (академическое) самоуправление; сообщество преподавателей и научных сотрудников станет одним из главных участников принятия решений и контроля качества в системе высшего образования как на уровне педагогических коллективов и ученых советов, так и в виде воссозданных предметных профессиональных ассоциаций.

Кроме того, Приоритетный национальный проект «Образование» предполагает системные изменения в

образовательном процессе: в целях, содержании образования, формах его осуществления, образовательных технологиях и результатах. Системные изменения - это изменения всех компонентов образовательного процесса, происходящие на нескольких уровнях: уровне осуществления процесса обучения, образовательной среды учреждения, социокультурной ситуации развития субъектов процесса обучения. Лишь в случае реализации системных изменений в образовательном процессе может быть достигнуто новое качество образования, которое заключается в развитии компетентности субъектами образования.

Говоря о сущности инновационных изменений, происходящих в организации процесса обучения в высшей школе, необходимо отметить прежде всего установку на максимальный учет индивидуальных интересов, способностей и склонностей студента, обеспечивающий развитие его профессиональной компетентности. В данном случае профессиональная компетентность может рассматриваться как цель и результат образования, уникальное личностное свойство, проявляющееся на практике в способности решать типичные и творческие задачи, включающей наличие соответствующих установок, знаний, умений и опыта деятельности, мотивации и ценностных ориентаций. Обеспечить развитие профессиональной компетентности в процессе подготовки специалистов призвана ориентация на контекстно-компетентност-ный подход в преподавании. Контекст понимается как учет различных социокультурных и профессиональных аспектов будущей профессиональной деятельности, через призму которых осуществляется весь процесс обучения в вузе.

Какие изменения влечет за собой переход к контек-стно-компетентностному подходу?

Во-первых, происходит смена форм организации образовательного процесса с линейной на нелинейную, переход на модульные учебные планы, обеспечивающие возможность выбора студентами образовательной траектории, проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Во-вторых, компетентностный подход в определении результатов подготовки инновационных кадров приводит к изменению характера взаимодействия преподавателя и студентов, ориентированного прежде всего на организацию самостоятельной работы. Происходит смена ролей преподавателя, он перестает выступать основным источником информации, становится академическим консультантом, проектировщиком учебных материалов и т. д.

В-третьих, изменяются требования к целям и ожидаемым результатам высшего образования. Ориентация на развитие профессиональной компетентности, достаточной для успешной профессиональной деятельности и для продолжения обучения, предполагает подготовку выпускника к решению профессиональных задач, в том числе междисциплинарных. Изменение направленности педагогических целей на самореализацию личности студента приводит к изменению содержания образования путем включения в учебный материал практикоориентированных задач, предполагающих использова-

ние информации, представленной в различных источниках, а также путем внедрения метапредметных образовательных программ.

В-четвертых, в процессе самостоятельной работы студентам будет обеспечен доступ к образовательным ресурсам, прежде всего в форме электронных образовательных ресурсов на основе разработок преподавателей вуза и локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира. Содержание и методы обучения будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Все это позволит резко увеличить возможности выбора образовательных ресурсов, обеспечить невиданную ранее вариативность образовательных траекторий на всех уровнях образования (2, 46).

В условиях инновационных изменений появляются новые требования к выбору образовательных технологий. Происходит увеличение доли технологий обучения, предполагающих организацию самостоятельной работы студентов, широко используются информационные технологии, технологии проектного обучения, рефлексивные технологии в сочетании с технологиями развития критического мышления, исследовательскими технологиями и т. д.

Как уже отмечалось выше, системные изменения предполагают достижение принципиально нового качества профессиональной подготовки, что, в свою очередь, требует внедрения инновационных форм оценивания и контроля. Изменение оценки достижений студентов происходит на основе взаимодополнения количественной (успеваемость) и качественной характеристики образовательных результатов: портфолио, профиль умений, дневник достижений и т. д. Более всего соответствуют логике инновационного развития образовательного процесса в вузе балльно-рейтинговая система оценивания, экспертная оценка решения студентами профессиональных задач с привлечением независимых экспертов, работодателей и т. д.

Инновационный характер высшего профессионального образования в дальнейшем будет обеспечиваться за счет постоянно растущей исследовательской компоненты высшего образования, интеграции ряда образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей. Создание системы независимых от институтов образования профессиональных стандартов и экзаменов, обеспечивающих постоянную отбраковку устаревших образовательных программ, включая механизмы независимого присвоения квалификации выпускникам учреждений профессионального образования, будет обеспечивать контроль за результативностью внедрения инноваций в образовательную практику.

Условия жизни в постиндустриальном обществе характеризуются исследователями как ситуация неопределенности. Это требует от человека готовности к самоопределению, умения решать жизненно важные задачи, мотивации к обучению в течение всей жизни. Образование сегодня на государственном уровне рассматривается как движущая сила стабильного развития обще-

ства и даже как фактор его безопасности. В этой связи перед образованием ставятся новые цели, изменяются подходы к образовательной политике и практике образования. Происходит переход от унифицированной формы высшего профессионального образования к многообразию образовательных форм, систем, концепций. Высшее учебное заведение, отвечая вызовам времени, должно реагировать на новые процессы, происходящие в системе образования региона. Лишь в этом случае российское образование, сохранив свои фундаментальные черты, станет эффективным и конкурентоспособным в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: Реализация в Болонском процессе. - СПб., 2007.

2. Компетентностный подход как новое качество образования - М., 2002.

3. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования / под ред. А. В. Баранникова. -М., 2002.

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

С. В. Никитина

В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы управления инновациями в высшем образовании, выделена их специфика, определены этапы осуществления инновационного процесса, проанализированы факторы и причины успешной реализации новшеств на всех уровнях управления.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс в высшей школе, управление инновациями, этапы инновационного процесса.

Современные условия жизни в постиндустриальном или информационном обществе характеризуются исследователями как ситуация неопределенности. Это требует от человека готовности к самоопределению, умения решать жизненно важные задачи, мотивации к обучению в течение всей жизни. Образование сегодня рассматривается как движущая сила стабильного развития общества и даже как фактор его безопасности. В этой связи перед образованием ставятся новые цели, изменяются подходы к образовательной политике. Происходит переход от унифицированной формы образования к многообразию образовательных форм, систем, концепций. Высшая школа сегодня является стратегическим ресурсом страны: высшее учебное заведение в ответ на вызовы времени быстрее, гибче и эффективнее должно реагировать на изменения, происходящие в системе образования региона, в образовательной политике страны.

Инновационная политика в сфере высшего образования отличается от инновационной политики в других звеньях образования. Переход высшей школы в режим развития требует значительного увеличения объема научно-методической работы в связи с необходимостью разработки новых целей и внедрения нового содержания образования и новых технологий, пересмотра (мо-

дернизации) структуры управления и организации механизма взаимодействия всех подсистем управления в соответствии с изменениями целей образования, организации педагогического процесса в новых условиях развития высшего образовательного учреждения, актуализации координации и контроля нововведений.

Современное образовательное пространство вуза не может существовать без педагогической инновации - теоретически обоснованного, целенаправленного и прак-тико-ориентированного новшества, осуществляемого на трех уровнях.

1. На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы.

2. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях.

3. На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов (например, гуманитарных); на отработку новых способов организации образовательного процесса; на разработку новых технологий, форм и методов обучения.

Любой из этих уровней может быть представлен пятью этапами инновационного процесса.

Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением профессорско-преподавательского состава вуза (кафедры, подразделения), но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самого образовательного учреждения. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана. Тем не менее в образовательной практике инициатива нововведения часто исходит снизу - от преподавателей, педагогов, генерирующих, разрабатывающих новые идеи и положения.

Второй этап - теоретический, т. е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогическо-го анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс в конкретном образовательном учреждении и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и т. д.), а также информационное обеспечение планируемого нововведения. Этот этап является сложным, он предполагает, в первую очередь, наличие умения «помыслить иную педагогическую реальность» (Г. П. Щедровицкий), обосновать необходимость и/или неизбежность инновации в образовательном процессе конкретного вуза, во вторую - выстроить в единую концепцию свои идеи в логике определенной психолого-педагогической теории, выделить факторы, способствующие внедрению новшества. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.

Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.