ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»
Н. А. Михеева, Е. Х. Баринов
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России, Москва Аннотация: Статья посвящена вопросам организации обучающего процесса и формирования компетенций врача - судебно-медицинского эксперта.
Ключевые слова: компетенции, судебно-медицинская экспертиза, судебная практика
FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE «FORENSIC MEDICAL EXAMINATION»
N. A. Mikheeva, E. H. Barinov
Abstract: The article is devoted to the organization of the training process and the formation of the competence of a forensic doctor.
Keywords: competence, forensic medical examination; arbitrage practice
http://dx.doi.org/10.19048/2411-8729-2018-4-3-41-42
В отечественном образовании в настоящее время осуществляется реформирование процесса обучения. Но как во все времена, так и сейчас обучение в медицинском вузе направлено на достижение единой важной цели - подготовки квалифицированных специалистов в каждой из медицинских специальностей, куда относится и судебно-медицинская экспертиза.
Для воплощения указанной цели необходимо применять модель компетентностного обучения, которое направлено на достижение запланированных конечных целей образования - компетенций (что, собственно, отражено в федеральных государственных образовательных стандартах).
Компетенции, которые необходимы для полноценной профессиональной деятельности врача - судебно-медицинского эксперта и которые формируются в процессе обучения у студентов и ординаторов:
- общепрофессиональные:
• готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
• готовность к ведению медицинской документации;
• способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач;
- профессиональные:
• готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия того илии-ного заболевания;
• способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра;
• готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины.
В основе компетентностного подхода находятся готовность и способность к саморазвитию и профессиональной самореализации.
Для более эффективного формирования компетенций будущих врачей - судебно-медицинских экспертов вместе с традиционной моделью образования следует использовать интерактивные образовательные технологии, которые составляют основную часть учебного процесса.
Педагогическая деятельность преподавателя кафедры судебной медицины состоит из проверки исходного состояния знаний врачей-ординаторов, проверки их умений и навыков, целеполагания, выделения стратегии обучения, постановки задач, контроля выполнения задач. Также достаточно важным элементом деятельности преподавателя следует указать управление самоконтролем обучающихся. Затем следует обратная связь и собственно анализ результатов учебного процесса.
Умение формирования компетенций в учебном процессе, в том числе и по специальности «судебно-медицинская экспертиза», является важной задачей преподавателя, независимо от того, где он проводит занятия - в учебной аудитории, у секционного стола или при осмотре трупа на месте его обнаружения.
Как уже было отмечено выше, организация учебного процесса состоит из традиционной формы (аудиторные занятия) и интерактивной формы. В интерактивную форму входят: проведение с ординаторами обучающих имитационных игр, разыгрывание ролевых ситуаций, анализ конкретных ситуаций, с которыми судебно-медицинские эксперты сталкиваются в своей профессиональной деятельности.
Формы учебной деятельности ординаторов формируют организацию учебного процесса таким образом, что все обучающиеся вовлекаются в обучающий процесс. Можно выделить три формы учебной деятельности.
Первая форма представлена взаимодействием обучающегося и, собственно, предмета обучения. Для этого ординаторам предоставляются различные литературные
источники (учебники, учебно-методические пособия, выборочные тексты, статьи и т.п.), учебные аудио-, видеоматериалы, компьютерные программы.
Регулировать степень самостоятельности учащегося и, следовательно, вероятность допущения ошибок можно так же, изменяя содержание предложенного задания и инструкции преподавателя, ставя перед учащимся задачу строго следовать линейному алгоритму или предлагать смешанные алгоритмы решения задачи.
Вторая форма связана со взаимодействием ординатора и преподавателя. В данном случае ординатор оказывается под влиянием профессионального преподавателя и у него появляется возможность изучать дисциплину, ориентируясь на опыт другого человека, наиболее удобным ему способом. Основа данной формы - индивидуальный подход. Педагог ведет беседу с каждым ординатором. Принимает во внимание мотивацию обучающегося или же старается узнать причину непонимания изучаемой темы. Опыт преподавания показывает, что если замотивировать себя и в последующем изучать предмет обучения ординаторы могут самостоятельно, то на стадии применения полученной информации они нуждаются в руководстве. Взаимодействие преподавателя и ординатора важно на этапах рассуждения и практического применения знаний.
Следует отметить, что индивидуальный стиль учебной деятельности тесно связан с эффективностью интеллектуальной деятельности, академической успеваемостью, внеучебной активностью, распорядком жизни, физическим самочувствием, эмоциональным состоянием, уровнем стресса, который могут испытывать ординаторы во время учебного процесса.
Третья форма - это взаимодействие обучаемых между собой. Взаимодействие ординаторов, которое происходит в учебной аудитории или какой-либо другой образовательной группе и является ценным элементом обучения. В связи с тем, что в современном обществе чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в проектах, где участвуют группы специалистов, на формирование этих навыков также делается акцент.
При групповой работе над заданием, когда его выполняют сразу несколько ординаторов, у обучающихся формируются навыки совместной деятельности - например, при описании трупа на месте его обнаружения, проведении антропометрических исследований и т.д. Сложности возникают тогда, когда в совместной работе принимают участие ординаторы с различными
стилями деятельности. Добиться от них эффективной совместной работы можно при ее координации со стороны преподавателя.
В компетентностном образовательном процессе, целью которого является формирование самостоятельности, применяемой в будущей профессиональной деятельности, можно выделить переход на качественно новый уровень взаимоотношений преподаватель - ординатор. Это отражается в образования партнерских взаимоотношений в обучающей деятельности, формировании психологического комфорта в данной группе.
При внедрении инновационных процессов в образовании следует учитывать методы и содержание образования, психологические аспекты обучения, педагогические возможности, результаты эффективности образовательного процесса.
◊ ЛИТЕРАТУРА
1. Михеева Н.А., Баринов Е.Х., Ромодановский П.О., Филатова Г. А. Компетентностный подход в подготовке будущего врача - судебно-медицинского эксперта. Судебная медицина: вопросы, проблемы, экспертная практика. М. - Барнаул, 2016. С. 25-36.
2. Попов В. Л. Судебно-медицинская экспертиза: справочник. СПб.: Специальная литература, 1997.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 лечебное дело (уровень специалитета)».
◊ REFERENCES
1. Mikheeva NA, Barinov EH, Romodanovsky PO, Filatova GA. Competentnostny approach in the preparation of the future physician-forensic medical expert. Forensic medicine: issues, problems, expert practice. M. - Barnaul, 2016. P. 25-36.
2. Popov VL. Forensic medical examination: reference book. Saint-Petersburg: Special literature, 1997.
3. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 9, 2016 N 95 «On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training on May 31, 01 medical practice (specialty level).»
Для корреспонденции: ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ БАРИНОВ Евгений Христофорович - д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова • 111396, Москва, Федеративный пр-т, д. 17, корп. 6 • [email protected] • ^РШ-код: 2112-4568, 0К.СШ:0000-0003-4236-4219}
МИХЕЕВА Наталья Александровна - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова • 111396, Москва, Федеративный пр-т, д. 17, корп. 6 • [email protected] • ^РШ-код: 9126-7753, 0К.СШ:0000-0001-7979-1631, }