На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия курсантов направлены на формирование целостной системы, отвечающей конкретно поставленной задаче.
Третий этап является поисковой деятельностью. Для реализации этого этапа к каждой лекции размещены презентации.
При разработке курсов мы руководствовались принципами, предложенными В. Я. Сквирским:
• принцип минимизации: была исключена вся информация, кроме конкретной по каждой из тем;
• принцип объективно существующих связей: то есть при преподавании темы по судебной медицине одновременно давалась характеристика процесса с позиций патофизиологии и патологической анатомии;
• принцип историзма: то есть соответствие структуры истории развития понятий о биомеханизме травмы каждого органа или системы;
• принцип логического следования: то есть отражение в структуре отображения повреждений и их последствий причинно-следственных связей;
• принцип подчиненности, отражающий первопричину фактора, причинившего вред здоровью человека;
• принцип соответствия структуры учебной информации характеру деятельности судебно-медицинского эксперта;
• принцип соответствия структуры учебной информации общим закономерностям познавательной деятельности.
Вышеописанное структурирование содержания учебной информации и принципы организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволили кафедре судебной медицины успешно обучать врачей судебно-медицинской экспертизе с 2005 года.
■ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
д.м.н., проф. Е. Х. Баринов, д.м.н., проф. П. О. Ромодановский, к.м.н. Н. А. Михеева • Кафедра судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А. И. Евдокимова (зав. - проф. П. О. Ромодановский)
• Аннотация: В статье говориться о новом подходе к обучению как будУщих специалистов в области судебной медицины, так и практикующих врачей - судебно-медицинских экспертов.
• Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, судебная медицина
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перемен, как в медицинской практике, так и в процессе обучения и совершенствования, высшее медицинское образование перестает быть только профессиональным. Выпускники вуза - врачи должны быть подготовлены не только к выполнению профессиональных обязанностей в стабильных условиях, но и к творческой самореализации в изменяющихся условиях труда, к социальной мобильности - стратегическому проектированию вектора своей профессиональной карьеры с учетом возможной смены образа жизни.
Основной целью педагогики на любом уровне образования (от студенческой скамьи до последипломного обучения) является передача накопленного опыта от стар-
шего поколения младшему. В настоящее время в традиционном высшем медицинском образовании и новой системе непрерывного медицинского образования таким опытом являются компетенции.
Компетенция (лат. сompetentia) обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция - способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Понятие «профессиональная компетентность» включает в себя комплекс типов компетентности. Компетентность - это обладание определенной компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.
Профессиональные компетентности состоят из: понимания теоретических основ выбранной профессии (научная компетентность); владения базовыми профессиональными навыками (инструментальная компетентность); способности сочетать теорию и практику (интегративная компетентность); понимания социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность (контекстуальная компетентность); умения предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовыми к ним (адаптивная компетентность); умения эффективно пользоваться средствами коммуникации (коммуникативная компетентность).
Под принципом компетентностного подхода предполагается учитывание компетенций при отборе знаний, которые будут соответствовать установленным целям, а также при формировании структуры и содержания обучающей программы в целом, ее части (модуля, практики), которые должны строиться с учетом современных достижений техники и технологий, новых знаний, дидактики и методики обучения.
Также компетенции должны выражать ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения обучающихся, которые определяют, что будет способен делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы.
В медицинской деятельности, в частности в области судебной медицины, выделены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции.
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛАБОРАНТОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ
д.м.н., проф. С. Л. Парилов, Л. Н. Коновец • ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (ректор - д.м.н., проф. И. П. Артюхов) • Аннотация: Дистанционные образовательные технологии - технологии, реализуемые с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) при профессиональной переподготовке. Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим объемом 576 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
54
ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• Ключевые слова: дистанционное обучение, модульный принцип, фельдшер-лаборант, профессиональная переподготовка
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения. Как следствие, одной из задач отечественного медицинского образования является создание гибкой адаптивной системы повышения квалификации медицинских работников, в том числе среднего медицинского персонала.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Система повышения квалификации среднего медицинского персонала должна отвечать требованиям работодателя к уровню подготовки профильного специалиста. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Однако работодатель сталкивается с проблемой нехватки квалифицированных специалистов среднего медицинского звена, в то же время затраты на обучение одного специалиста достаточно высоки.
Именно поэтому особенно актуальной становится проблема соотношения традиционной (очной) части и дистанционного обучения специалистов. Закон «Об образовании», принятый в 2012 году, разрешает использовать электронные и, в частности, дистанционные образовательные технологии. Это новый вид обучения, который позволяет синтезировать две формы - очную и заочную, что позволяет вести самостоятельную работу - дома, через Интернет. При этом дидактические принципы остаются неизменными.
Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим обьемом 576 час. Курсы состоят из 2 циклов, каждый по 288 часов: «Профессиональная переподготовка специалистов со средним медицинским образованием по специальности «лабораторная диагностика» с получением специальности фельдшера-лаборанта. Следующий цикл «Судебно-медицинская экспертиза и основы пато-гистологической техники» позволяет получить специальность «судебно-медицинская экспертиза». Этот цикл адресован специалистам со средним образованием, имеющим квалификацию: медицинский лабораторный технолог, медицинский лабораторный техник, фельдшер-лаборант. Для проведения циклов разработана рабочая программа по модульному принципу построения. Модуль представляет собой законченный раздел рабочей программы, который включает универсальную или специальную составляющую цикла. Универсальный модуль называется «Общепрофессиональный цикл» и включает в себя разделы: система и государственная политика РФ в области здравоохранения; основы медицинского страхования; организация лабораторной службы; гигиена с основами экологии; основы общей и клинической патологии. Специальный модуль (цикл) включает в себя разделы, связанные с формированием профессиональных компетенций: техника лабораторных работ с основами химического
анализа; основы биохимии с методами клинического исследования; методы клинических лабораторных исследований; микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования; гистология с основами гистологической техники; основы цитологии; паразитология; общая патология человека. Каждый цикл разделен на очную и дистанционную части объемом по 144 часа. По согласованию с рабочей организацией курсантов, часть очного обучения преподается вебинарами. Дистанционный курс состоит из разделов, заканчивающихся тестированием. В конце цикла слушатели проходят очный итоговый тест и экзамен. При проведении 576-часового обучения сдается общий очный экзамен.
ВЫВОДЫ
Современная система повышения квалификации должна учитывать запрос общества к подготовке специалистов среднего звена и проводиться с минимальным отрывом от производства, что становится возможным при использовании дистанционных технологий. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет наиболее адекватно и гибко реагировать на изменяющиеся реалии в подготовке специалистов среднего медицинского персонала.
АВТОРЫ_
Алексашкин Сергей Викторович - кафедра судебной медицины и права ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 48б. +7(4812) 61-13-35 Андрейкин Александр Борисович - доцент кафедры судебной медицины и права ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 48б. +7(4812) 61-13-35 Баринов Евгений Христофорович- д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А.И. Евдокимова, доцент кафедры судебной медицины РУДН. 111396, г. Москва, Федеративный пр-т, д. 17 (ГКБ № 70), кор. 6, кафедра судебной медицины и медицинского права. +7(495) 303-37-20 • [email protected]
Буромский Иван Владимирович - д.м.н., доцент, профессор кафедры судебной медицины Государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. +7(809) 711-19-33 • [email protected] Клевно Владимир Александрович - д.м.н., профессор, начальник Государственного бюджетного учреждения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», заведующий кафедрой судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • [email protected] Коновец Лиля Наильевна - преподаватель фармацевтического колледжа, факультет «Фармация», Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1. Кучук Сергей Анатольевич - к.м.н., заместитель начальника по организационно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • [email protected]
Лысенко Олег Викторович - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • 1у8епко@ sudmedmo.ru
Михеева Наталья Александровна - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А.И. Евдокимова. 111396 г. Москва, Федеративный пр-т, д. 17 (ГКБ № 70), кор. 6, кафедра судебной медицины и медицинского права Моргун Алексей Николаевич - к.психол.наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. +7(968) 873-30-26 • [email protected] Парилов Сергей Леонидович - профессор кафедры патологической анатомии им. проф. П.И. Под-золкова, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. 660022,
Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1 • [email protected] Романько Наталья Александровна - к.м.н., заместитель начальника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по экспертной работе, доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • [email protected] Ромодановский Павел Олегович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой судебной медицины и медицинского права ГМСУ им. А.И. Евдокимова. 111396 г. Москва, Федеративный пр-т, д. 17 (ГКБ № 70), кор. 6, кафедра судебной медицины и медицинского права. +7(495) 302-63-26
Хохлов Владимир Васильевич - д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и права ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 48б. +7(4812) 61-13-35 • [email protected]