формы общественных объединений предпринимателей и проблемы их взаимодействия с государством
г. и. касаткин,
кандидат экономических наук Государственная полярная академия (г. Санкт-Петербург)
В последние годы высветился ряд проблем в сфере взаимодействия общественных объединений предпринимателей с государством. Это связано с тем, что в стране наметилась стойкая тенденция к самоорганизации бизнеса.
Так, в инфраструктуре самоорганизации малого предпринимательства немаловажную роль играет общероссийское общественное объединение «Российская ассоциация развития малого предпринимательства», членами которой являются предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциаций предпринимателей, фондов и других структур поддержки малого предпринимательства. В состав ассоциации входят комитеты по законодательству и нормативной базе малого предпринимательства, по развитию инфраструктуры малого бизнеса, по координации деятельности объединений предпринимателей, по кредитно-финансовой и инвестиционной политике, по инновационной деятельности, по международным связям и агробизнесу. Основными задачами и направлениями деятельности ассоциации являются защита прав предпринимателей в органах исполнительной и законодательной власти, оказание информационной, консультационной, методической и правовой помощи организациям поддержки малого бизнеса и пр.
На федеральном уровне важный участник инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства — Торгово-промышленная палата РФ, которая является негосударственной некоммерческой организацией, созданной по инициативе территориальных торгово-промышленных палат, российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Торгово-промышленная палата РФ организует свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О торгово-промышленных
52 -
палатах в Российской Федерации». Основная ее задача заключается в поддержке и развитии малого предпринимательства.
Определенный вклад в механизм поддержки малого предпринимательства вносит Российский союз промышленников и предпринимателей, образованный в 1991 г. Союз выступает с интересными инициативами по поддержке предпринимательства вообще и малого, в частности. Его основная задача — поддержка предпринимательства.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства должно сыграть Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА) , которое учреждено в сентябре 2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель и задачи Объединения — консолидация усилий общественных организаций малого и среднего предпринимательства страны для защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях управления.
Успешно защищает интересы субъектов малого предпринимательства Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства. Ассоциация решает следующие задачи: оказывает информационную, консультативную, методическую, правовую и иную помощь малым и средним предприятиям, организует взаимодействие и взаимопомощь между объединениями предпринимателей, региональными структурами поддержки предпринимательства и др. Ассоциация издает еженедельную газету «Бизнес для всех», является учредителем многих региональных организаций поддержки предпринимательства и бизнес-образований, является членом Европейской конференции ассоциаций малых и средних предприятий.
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более значи-
тельное влияние на развитие малого предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и т. д.
Не следует умалять также роль лизинговых фирм, технопарков, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических и учебных центров, страховых компаний, кредитных организаций, которые оказывают различные услуги предпринимателям.
Первые бизнес-инкубаторы в России возникли в начале 1990-х гг. как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, предоставляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг, комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированных программ обучения персонала и др. Как правило, нахождение малых предприятий в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2—3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности.
Создание бизнес-инкубаторов в конце прошлого века осуществлялось успешно, и уже в 1997 г. по инициативе 22 действующих бизнес-инкубаторов и организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, было учреждено «Национальное содружество бизнес-инкубаторов». Его цель — координация и управление процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. В настоящее время в различных регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов. 43 % бизнес-инкубаторов осуществляют сервисное обслуживание малых предприятий; 24 % оказывают учебно-методическую помощь; 17 % — финансовую поддержку и 16 % — психологическую поддержку. Среди клиентов бизнес-инкубаторов 38 % составляют производственные малые предприятия; 23 % — предприятия сферы услуг; 15 % — научно-технические организации; 14 % — торговые предприятия; 3 % — строительные организации; 7 % — другие.
Среди наиболее известных негосударственных организаций, которые ведут активную и масштабную
работу, можно назвать Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, организацию «Мо-розовский проект» и ассоциацию «Технопарк».
Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса было создано в 1992 г. в рамках соглашения между правительствами РФ и Великобритании при непосредственном участии британского государственного фонда «Ноу—Хау» и Госкомитета по антимонопольной политике РФ. Основные функции и задачи агентства заключаются в следующем: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики и ведению собственного бизнеса; помощь в регистрации предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных документов и т. п.; правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.
Как представитель с российской стороны агентство участвует в реализации проекта ЕС по формированию в России сети региональных агентств по поддержке малого предпринимательства, идея создания которых получила благожелательный отклик со стороны местных властей. Деятельность агентства поддерживают федеральные власти (Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. № 1434 создание сети региональных агентств было включено в Федеральную программу государственной поддержки малых предприятий).
Организация «Морозовский проект» воплощает в жизненную программу поддержку малого бизнеса путем оказания образовательных, консультационных, информационных и организационно-политических услуг предпринимателям и менеджерам через сеть региональных учебно-деловых и опорных центров. Автором и координатором проекта является Академия менеджмента и рынка, учредителями которой стали авторитетные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, выполняющие роль учебно-методических и образовательных центров проекта. Проект поддерживают отечественные и зарубежные финансовые и деловые структуры, такие как Ассоциация российских банков, Европейский банк реконструкции и развития, Торгово-промышленная палата и др. В 1995 г. сеть учебно-деловых и опорных центров «Морозовского проекта» охватывала более 60 регионов России. Ими было разработано 40 образовательных программ, включающих практически весь спектр дисциплин, которые необходимо изучить предпринимателю.
Стратегическим направлением и задачами деятельности «Морозовского проекта» являются
- 53
поощрение частной инициативы в регионах посредством методической и информационной поддержки центров, участия в разработке и реализации федеральных и региональных государственных программ, содействие созданию бизнес-инкубаторов, развитию лизинга и франчайзинга. В 1995 г., например, были открыты первые шесть бизнес—инкубаторов, призванных оказывать содействие малым предприятиям в начальный период их деятельности, в Туле, Боровичах, Орехово-Зуеве, Воронеже, Самаре и Перми. В целях финансовой подпитки малого бизнеса «Морозовский проект» ежегодно проводит всероссийский смотр инвестиционных проектов.
Немаловажную роль в поддержке и развитии малых, особенно инновационных предприятий, играют технопарки. Технопарки создавались в стране при поддержке Миннауки РФ при крупных институтах РАН и высшей школы. В 2001 г. в субъектах РФ действовало свыше 50 технопарков, в которых было размещено около тысячи малых инновационных предприятий, действовало более 150 малых предприятий сервисного назначения, было организовано более 10 тыс. новых рабочих мест.
Ассоциация «Технопарк», созданная в 1990 г., ставит перед собой следующие задачи: содействие выделению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности; реализация инновационных проектов и программ в различных областях науки и техники; решение социально-экономических проблем регионов путем создания малых наукоемких и высокотехнологичных производств. Своих целей ассоциация рассчитывает достичь через создание общероссийской сети технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.
Технопарки представляют собой особую организационную форму интеграции науки, образования и производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот. Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторией, опытных заводов или инновационных малых предприятий. По роду деятельности и конечному ее результату различают научные (фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий). Научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Конечно, это деление условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация
54 -
перечисленных выше признаков. Помимо всего прочего, технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной деятельности, соединения потенциалов науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной). Регистрируются технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме. Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать: экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий; оценку риска, сопряженного с реализацией проекта; помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства; предоставление малым инновационным фирмам производственных мощностей; оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.
Формирование системы негосударственных структур поддержки малого бизнеса наиболее активно идет в Воронежской, Новгородской, Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве. Здесь активно задействуют внутренние финансовые ресурсы. Всего же в России создано 220 школ бизнеса, около 40 бизнес-инкубаторов, 50 учебно-деловых центров, около 20 лизинговых компаний, свыше 20 региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса, более 40 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.
Однако, несмотря на положительную тенденцию в самоорганизации бизнеса, существует ряд проблем в сфере взаимодействия общественных объединений предпринимателей с государством.
Взаимодействие властных и предпринимательских структур определяет форма отношений и связей, сложившаяся и развивающаяся для достижения целей по удовлетворению как государственных нужд и потребностей, так и нужд бизнеса.
На методологическом уровне можно выявить наиболее общие, типичные способы взаимодействия властных и предпринимательских структур. Эти виды, охватывая все конкретные ситуации взаимодействий органов власти с предпринимательскими структурами, позволяют выделить основные группы, существенно отличающиеся друг от друга, но имеющие определенную внутреннюю однородность. Можно установить три таких вида взаимодействия.
1. Целевыераспорядительные или перераспределительные отношения органов власти и субъектов бизнеса.
Поведение и взаимодействие в рамках этого вида отношений направлены на властное распоряжение государственными структурами деятельностью субъектов рыночной экономики для обеспечения экономического развития субъектов РФ и государства в целом. Этот вид взаимодействий присущ в наибольшей мере особому периоду (чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, война и т. д.).
2. Распределительные отношения рыночного типа. Типичный пример таких отношений — закупка властными структурами продукции у предпринимателей для удовлетворения государственных нужд. Конкретные пропорции обмена в этой ситуации определяются главным образом под влиянием спроса и предложения.
3. Добровольная взаимопомощь нерыночного типа. В рамках этого вида отношений властная структура получает от субъекта рыночной экономики товары в форме безвозмездной помощи, но чаще всего в расчете на аналогичную помощь в будущем в случае такой необходимости. Примером могут служить обмен информацией, документами и т. п. В свою очередь властные структуры оказывают поддержку предпринимательству, осуществляя финансовую поддержку, предоставляя определенные льготы согласно действующему законодательству.
Это свидетельствует о том, что между государственными структурами и субъектами бизнеса возникают различные отношения.
Одним из главных приоритетов государства является признание и развитие роли предпринимателей как «социальных партнеров». Это включает гарантии защиты их законных интересов и прав на частную жизнь и создание условий для постепенного перераспределения экономических функций управления деловой активностью от государства к профессиональным самоуправляющимся организациям.
Следует особо подчеркнуть, что наиболее остро стоят следующие проблемы взаимодействия общественных объединений предпринимателей с государством.
1. Многие вопросы, с которыми обращаются общественные объединения предпринимателей к правительству, попросту «провисают», поскольку решать эти вопросы некому.
В процессе очередной реорганизации Правительства РФ Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства в сентябре 1998 г. был ликвидирован, а выполняемые им функции были переданы Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства. В 2004 г. в ходе осуществления административной реформы в стране указом Президента РФ Министерс-
тво РФ по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства было ликвидировано, вместо него была создана Федеральная антимонопольная служба, занимающаяся проблемами конкуренции, что имеет значение и для развития предпринимательства. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106 Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован в связи с тем, что утратила силу ст. 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Ликвидация данного фонда оказала отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства.
2. Уровень развития малого предпринимательства в России отстает от западных стран и не позволяет в полной мере реализовать предпринимательский потенциал населения. Одна из основных причин торможения — недостаточно эффективная государственная политика в отношении малого предпринимательства.
Например, предпринимательское сообщество на своих съездах и конференциях постоянно заявляло о необходимости неотложных мер на государственном уровне по созданию условий для развития малого предпринимательства, однако государственные деятели к этому не прислушиваются.
3. Значительная часть проблем взаимодействия общественных объединений и государства связана с несовершенством законодательства на федеральном и региональных уровнях, а в ряде случаев — с отсутствием механизмов его реализации на практике.
Для оптимизации работы по реализации мер поддержки и развития бизнеса необходимо усовершенствовать механизм взаимодействия власти и предпринимательской общественности, для чего принять следующие меры:
1) создать в Общественном совете предпринимателей при Правительстве РФ секцию малого предпринимательства с возложением на указанную секцию функций организации проведения предварительной общественной экспертизы всех проектов правовых и нормативных документов по вопросам развития и регулирования малого предпринимательства;
2) ввести в состав межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в отношении малого предпринимательства представителей объединений предпринимателей, отстаивающих интересы малого бизнеса.
Бесспорно, аналогичные действия необходимо реализовать и на региональном уровне. Хотелось бы верить, что проблемы в сфере взаимодействия общественных объединений предпринимателей с государством будут решены уже в ближайшем будущем.
55