12. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Наследственное преемство и авторские права: соотношение и особенности правового регулирования // Судья. 2014. № 3. С. 25 - 29.
13. Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 59, 14.03.2014.
© Кураева М.С., 2015
УДК 340.125
Лысенко Дарья Владимировна, Латыпов Азат Радикович
Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, РФ.
Е-mail: darya,[email protected]
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В обществе крайне различные взгляды на образ жизни и мировоззрения современной вузовской молодёжи. В статье проводится анализ форм и способов формирования правосознания студенческой молодежи. Определяются основные проблемы и возможности нового поколения российских студентов.
Ключевые слова Студенты, правовое воспитание, обучение, правосознание.
Формы правового воспитания определяются как различные виды организационной деятельности государственных и общественных организаций, сознательно создаваемые и используемые в целях правового воспитания граждан. Под средствами правового воспитания понимается совокупность приспособлений и технических средств, используемых для осуществления правовоспитательного процесса. Большое значение для правового воспитания имеют методы его осуществления, под которыми понимаются способы правовоспитательной деятельности, направленные на формирование правосознания индивида.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса, виды организационной деятельности. В современных условиях применяются разнообразные формы правовой работы с молодежью: правовой всеобуч, пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдум, выборы и т.д.).
Воспитание студенческой молодежи в вузах России осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
С другой стороны, воспитание студенчества проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного
питания, материально-технической базой вузов. Наиболее существенной проблемой, ухудшающей настроение и психологическую атмосферу в студенческой среде, сегодня являются социально-экономические условия и обстоятельства бытия, где одной из самых острых является проблема социального неравенства.
Одним из основных источников формирования правосознания являются СМИ (телевидение, радиовещание, печатные издания и интернет). Негативное воздействие современных российских СМИ на формирование правосознания молодёжи обусловлено следующими причинами: освещение работы правоохранительных органов, борьбы с преступностью производится в большинстве случаев только журналистами, без участия субъектов правовой политики; в СМИ всех уровней преобладает либо без оценочная, либо избыточно негативная информация о мерах по борьбе с преступностью, что неизбежно приводит к формированию неадекватных стереотипов в сознании молодых людей; многие СМИ слабо способствуют преодолению социального иждивенчества и незаконопослушания; количество программ и публикаций правового характера недостаточно, в большинстве из них преобладает эмоционально окрашенная, остающаяся без профессионального комментария подача сенсационной криминальной информации.
Влияние на формирование правосознания индивидуумом, исповедующая той или иную религию, является фактом, признаваемым многими учёными. Любая из известных систем вероисповедания ставит перед собой задачу воспитания законопослушной личности, варьируя лишь границы дозволенного законом.
Чрезвычайно важной целью правового воспитания студентов является формирование у них умений и навыков, которые бы позволяли в будущем на практике реализовать полученные правовые знания. Это весьма важно для будущих специалистов и руководителей, от уровня правовой подготовки которых в значительной степени будут зависеть результаты экономической, политической и правовой реформ, гарантии реализации прав и законных интересов граждан.
Список использованной литературы:
1. Кагерманьян В. С. Примерная программа воспитания социально активной личности студента. М., 2012.
2. Комлев Ю.Ю., Демидов В.П., Толчинский Л.Г. Средства массовой информации и формирование общественного мнения о правоохранительной деятельности. М., 2013.
© Лысенко Д.В., Латыпов А.Р., 2015
УДК 342.718
Мамонтова Эльвира Александровна
к.и.н., доцент ТГТУ, г. Тамбов, РФ Е-mail: [email protected] Дмитриевцева Александра Александровна
к.и.н. ст. преподаватель ТГТУ, г. Тамбов, РФ Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы переселения соотечественников в Российскую Федерацию. Анализируются особенности возвратной миграции соотечественников в 1992 -2007 годах, ошибки при регулировании процессов репатриации соотечественников, допущенные в тот период. Анализируется также результативность Госпрограммы по переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Сделаны