Научная статья на тему 'Формы и методы преодоления профессиональных дефицитов в деятельности начинающих учителей физической культуры'

Формы и методы преодоления профессиональных дефицитов в деятельности начинающих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
профессиональные дефициты / адаптация к профессиональной деятельности / внутренние и внешние барьеры / профессиональная деятельность / профессиональная успешность / дуальный подход / будущие учителя / физическая культура / professional deficiencies / adaptation to professional activity / internal and external barriers / professional activity / professional success / dual approach / future teachers / physical education

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бурганов Р. Т., Зизикова С. И.

Цель исследования – определить наиболее эффективные формы и методы преодоления профессиональных дефицитов будущих учителей физической культуры. В статье рассмотрено понятия «профессиональные дефициты», «внутренние и внешние барьеры», «педагогический потенциал», «кризис адаптации». Авторами рассмотрены успешные практики работы с начинающими учителями физической культуры, формы и методы преодоления профессиональных дефицитов, а также диагностические средства выявления дефицитов. Выявлены профессиональные потребности и дефициты начинающих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Бурганов Р. Т., Зизикова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and methods of overcoming professional deficiencies in the activities of beginning physical education teachers

The purpose of the study is to determine the most effective forms and methods of overcoming professional deficiencies of future physical education teachers. The article examines the concepts of “professional deficiencies”, “internal and external barriers”, “pedagogical potential”, “adaptation crisis”. The authors reviewed successful practices of working with beginning physical education teachers, forms and methods of overcoming professional deficiencies, as well as diagnostic tools for identifying deficiencies. The professional needs and deficiencies of beginning physical education teachers were identified.

Текст научной работы на тему «Формы и методы преодоления профессиональных дефицитов в деятельности начинающих учителей физической культуры»

Бурганов Р.Т.

Доктор экономических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

Зизикова С.И.

Кандидат педагогических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

Формы и методы преодоления профессиональных дефицитов в деятельности начинающих учителей физической культуры

Изменения происходящие в современном обществе предъявляют повышенные требования к специалистам любой области, особенно это касается образовательной сферы. От готовности к профессиональной деятельности, быстрой адаптации и гибкости в приобретении новых профессиональных компетенций, связанных не только с профессиональной деятельности, так называемые hard skills, но и в плане личностных качеств, связанные с развитием надпрофессиональных навыков, а также в последнее время особо востребованы meta skills, которые сейчас специалистами выделяются как базовыми, на основании которых формируют остальные навыки.

Метанавыки для учителей имеют особо важное значение, так как проявляются в осознанности, уровне эмпатии и безоценочности суждений. Кроме названных навыков отмечается также гибкость мышления и поведения, креативность, способность к интегральному восприятию и мышлению, терпимость к различиям, аутентичность и проявленность.

Актуальность исследования на сегодняшний день становится одной из первой, в рамках как актуализации программ наставничества, так и в рамках подготовки студентов педагогических специальностей. Предпосылкой для нашего исследования стало наличия противоречия, которое заключается в остром дефиците учителей физической культуре, в связи с высоким процентом ухода начинающих учителей, столкнувшимися с трудностями, и отсутствием адаптационных механизмов вхождения в профессию на рабочих местах [1].

В рамках нашего исследования приняли участие выпускники двух институтов спорта и физической культуры, входящих в состав Поволжского университета физической культуры и спорта (далее Университет).

■ Исследование проводилось с 2022 по 2024 год и включало в себя мо-

ниторинг профессиональных дефицитов, проводимый Министерством образования и науки РТ, внутренним мониторингом удовлетворенности качеством и мониторингом выявления профессиональных дефицитов выпускников - начинающих учителей [1].

Анализ имеющихся определений понятия «профессиональные дефициты» позволил нам выделить структурные компоненты и виды, а также определить причины возникновение профессиональных дефицитов. Наиболее часто встречающиеся определения, связанные с профессиональным становлением учителя это «профессиональный кризис», «Профессиональные дефициты», «Педагогический дефицит педагога», основываются на наличии неосознанного ли осознанного недостатка в профессиональной компетентности, выражающийся в затруднении реализации навыков и действий [5].

Основными характерными признаками наличия профессионального дефицита у начинающего учителя является наличие различных конфликтных ситуаций, как с учениками, так и с коллегами, слабая информированность об организации учебного процесса и возможностей использования различных технологий и методических приемов, нечеткое представлений о профессиональных целях и о результатах деятельности, а также слабая мотивация к «рутинной» работе.

Так же отмечается, что проработав чуть больше года, многие начинающие учителя подвержены эмоциональному выгоранию, что приводят к преждевременном уходу из профессии и проблем, как со здоровьем, так и в налаживании межличностных взаимоотношений внутри коллектив. Неумение выслушивать критику в свой адрес, подкрепленная отсутствием педагогического такта и отсутствием опыта поведения в стрессовых и конфликтных ситуаций снижают шансы на педагогическое долголетие и сохранения себя в профессии.

Анализ результатов мониторингов, направленных на изучение профессиональных дефицитов позволил выделить часто встречающиеся дефициты, как у женщин, так и мужчин, начинающих учителей физической культуры, которые были объединены нами в следующие блоки, которые отражают основные трудовые функции учителей [1].

На первом месте выделяются профессиональные дефициты, связанные с пробелами в теоретической подготовке и наличием опыта производственной педагогической практики. Это связано, прежде всего, с объемом часов по педагогической практике, на реализуемых программах подготовки уровня бакалавриата Университета, так анализ основных профессиональных образовательных программ позволил выделить следующие различия как по направлениям подготовки, так и по ФГОС

<|'з5ч>

_

ВО третьего поколения. Так отмечается минимальное количество часов, отводимое на производственную педагогическую практику, реализуемую на направлениях подготовки института спорта, так как основной вид профессиональной деятельности на данных направлениях тренерская деятельность, то и большая часть часов практики отведена на данную специфику практик. Как результат выпускники данных направлений сталкиваются с недостатком теоретических знаний, отсутствием навыков и опыта организации и проведения урока физической культуры, попадая в так называемую «ловушку узкой специализации».

Также отмечается, минимальное количество часов, заложенное в программах бакалавриата и по педагогическому образованию, реализуемых по ФГОС ВО 3+, данные мониторинга показывают, что 53 % выпускников данной программы имели сложности с адаптацией в реальных условиях и испытывали дискомфорт от пребывания в первый год работы в образовательной организации, как в психологическом плане, так и физическом. Кроме этого, отмечается низкая мотивация решения сложных педагогических ситуаций и слабое владение приемами самооценки и саморегулирования своей деятельности и эмоционального состояния, что приводило к конфликтным ситуациям в образовательной среде.

Второй блок профессиональных дефицитов определен нами как дефициты методического плана, которые выражались в недостаточном владении методик обучения предмету, а также отмечается низкий уровень культуры оформления документации, умение составлять конспекты и технологические карты урока, разрабатывать и адаптировать учебные планы, владение правильной терминологией и техникой выполнения различных упражнений, недостаточно уверен в своих организационных способностях; слабо владеет методами обучения и воспитания, испытывает затруднения в общении с обучающимися, коллегами, родителями; не стремится к самосовершенствованию, что также отражается на благополучии учителя, кроме этого отмечается и большая нагрузка на учителя, не связанная на прямую с непосредственной профессиональной деятельностью, но также влияет на результативность работы начинающего учителя физической культуры. Отсутствие либо слабые знания и низкий уровень сформированности компетенций, связанных и информационно-коммуникативными технологиями и цифровыми инструментами выражаются в отсутствии опыта использования необходимых инструментов и снижения качества проводимых уроков по предмету [3].

Так же отмечается непонимание и применение в образовательном процессе нормативных правовых документов федерального и регионального уровня.

Также отмечается низкий уровень сформированности умений и на-

■ выков проектирования учебных программ и отдельных уроков, выра-

жающейся как в отсутствии учета индивидуальных особенностей, так и в непонимании преемственности степеней образования. Так же отмечается отсутствие навыков моделирования педагогических ситуаций и создания ситуаций успеха у отстающих учеников.

Использование методов и педагогических технологий на уроках так же отмечается как средний и низкий уровень.

Кроме этого, отмечается и низкий уровень (у мужчин 69%, у женщин 35 % из числа респондентов) сформированности коммуникативных компетенций, что создает сложности в установлении доброжелательных взаимоотношений в коллективе. Наибольшее количество конфликтных ситуаций связано с мужчинами, и показывают низкий уровень проявления эмпатии по отношению к обучающимся, культурой речи, выражающейся в неумение формулировать вопросы и давать конкретные ответы, наличие слов-паразитов, отсутствием доброжелательного диалога между учителем и обучающимся, игнорирования высказываний учеников и их мнений, а также в неумении вести диалог с родителями обучающихся.

Данные профессиональные дефициты относятся к слабо сформированным мягким навыкам (soft skills), у респондентов, показавший низкий уровень сформированности коммуникативных навыков отмечается слабые навыки критического мышления, отсутствие или слабая мотивация в успешном решении задач, и кроме этого отсутствуют навыки и опыт работы в команде, так как в большинстве начинающие учителя являются представителями различных видов спорта, то ярко выраженные лидерские качества усложняют работу на второстепенных ролях.

Третий блок профессиональных дефицитов был определен нами как психологические дефициты, отражающий психическое состояние, определяющее успешность выполнения профессиональных задач, а также личностные качества, мотивацию, способность управлять своими действиями и контролировать учебный процесс. Результаты мониторинговых исследований, показывают, что в большей степени психологические трудности испытывают женщины 56,3%, чем мужчины 22,4%.

Анализ профессиональных дефицитов психологического блока позволил выявить наличие внутренних и внешних барьеров, мешающих быстрой адаптации начинающих учителей. Внутренними барьерами у начинающих учителей выявлены основы профессионального дефицита, которые самостоятельно начинающий учитель преодолеть не может, ему необходима помощь наставника или опытного педагога, имеющего опыт преодоления таких же трудностей.

Внешние барьеры, выражаются в отсутствии различных механизмов

ИЗ4!

JEkjL_

реализации собственных идей и инициатив, так часто начинающие учителя сталкиваются с невозможностью реализации своих идей в рамках образовательного пространства школы, что приводит к снижению мотивации и потери интереса к выбранной профессии.

На основе выявленных профессиональных дефицитов, нами были предложены образовательные маршруты для начинающих учителей физической культуры, которые включали в себя как интерактивные формы и методы работы, способствующие преодолению выявленных профессиональных дефицитов. Данные маршруты имели как общую, так индивидуальную формы работы, которая способствовали повышению профессиональной компетентности и преодолению профессиональных дефицитов.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов способствует преодолению данных видов трудностей. В такой маршрут, исходя из запросов начинающих учителей физической культуры нами были включены следующие формы:

Курсы повышения квалификации, реализующиеся на базе Университета Институтом дополнительного образования, мероприятия в рамках методической недели, на которых проводились мастер-классы ведущими педагогами в сфере физической культуры, «Методическая копилка» и «золотая лекция». В данных разделах прослушивались и обсуждались лекции и методические семинары с ведущими педагогами РФ и РТ, а также с представителями издательств по вопросам методического сопровождения образовательного процесса, кроме этого организовывались онлайн уроки по работе в электронном системе документооборота и использования цифровых платформ и инструментов в рамках профессиональной деятельности.

Подготовка и участие в профессиональный конкурсах мастерства, таких как «Молодой педагог», «Учитель будущего» и т.д. позволили конкурсантам оценить свои возможности и получить обмен опытом практической и методической работы. Также постоянное участие в стажировках в лучших школах и образовательных организациях республики позволили снизить количество начинающих учителей, испытывающих сложности и профессиональные дефициты [4].

Для предупреждения профессиональных дефицитов будущих выпускников университета была создана уникальная модель на основе дуального подхода, с максимальным погружением студентов в реальные условия профессиональной деятельности, начиная с первых курсов обучения.

Кроме этого, в Университете действует на каждой выпускающей кафедре практика работы с начинающими учителями и распространены роли кураторов, выполняющие функции эдвайзера, человека, обучающе-

го по определенной специальности в рамках академического процесса.

Выводы. Таким образом, в условиях постоянного развития образовательных стандартов и требований, адаптация начинающих учителей физической культуры к педагогической деятельности становится важным инструментом в постоянно изменяющейся образовательной сфере. Развитие новых технологий и методов обучения требует от учителей физической культуры гибкости и готовности к инновациям. Предупреждение развития профессиональных дефицитов должно начинаться с обучения и подготовки студентов к реальным условиям профессиональной деятельности и напрямую влияет на успешность и эффективность образовательной среды.

Библиографический список

1. Бурганов Р.Т. Возможности реализации дуального образования в спортивном вузе на примере ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» / Р.Т. Бурганов, С.И. Зизикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 12 (226). С. 60-66.

2. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 153-184. - DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184.

3. Проект «Учитель будущего»: новая система аттестации, ЕФОМы, профстандарт // URL: https://informatio.ru/news/education/middledu/proekt_uchitel_budushchego_novaya_sistema/

4. Серебренников С.В. Сформированность прогностических компетенций у будущих офицеров // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 2. С. 82-94. - DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-82-94.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1993. 54 с.

6. Намсинк Е.В. Оценка профессиональных дефицитов молодых педагогов в контексте постдипломного сопровождения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 283-286.

References

1. Burganov R.T. Possibilities of implementing dual education in a sports university using the example of the Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism / R.T. Burganov, S.I. Zizikova // Scientific Notes of the University. P.F. Lesgafta. 2023. № 12 (226). P. 60-66.

2. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Tserkovnikova N.G. Digital generation in the context of forecasting the professional future // Education and Science. 2021. Vol. 23. № 6. P. 153-184. - DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184.

3. Project "Teacher of the Future": new certification system, EFOM, professional standard // URL: https://informatio.ru/news/education/middledu/proekt_uchitel_budushchego_novaya_sistema/

4. Serebrennikov S.V. Development of predictive competencies among future officers // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Vol. 14. № 2. P. 82-94. - DOI: 10.12731/2658-40342023-14-2-82-94.

5. Kuzmina N.V. Professionalism of pedagogical activity / N.V. Kuzmina, A.A. Rean. - St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 1993. 54 p.

6. Namsink E.V. Assessment of professional deficits of young teachers in the context of postgraduate support // Problems of modern pedagogical education. 2023. № 79-2. P. 283-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.