DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-349
УДК 378
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ И АДАПТАЦИОННЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СПОСОБОВ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
М.Г. Янова (Красноярск, Россия) З.Г. Рязанова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются и формулируются проблемы преодоления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей в профессии педагогов образовательных организаций. Выделяется проблема, обусловленная несоответствием требований к результатам подготовки молодых педагогов и их способностью преодолевать профессиональные дефициты и адаптационные трудности в профессии.
Цель статьи - выявить и обосновать содержательную и технологическую компоненты в подготовке студентов - будущих педагогов для решения обозначенных проблем в условиях действующих образовательных стандартов.
Методология исследования основывается на компетентностном и деятельностном подходах к обучению, нормативных документах в сфере высшего образования, научно-исследовательских работах зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, опыте обучения студентов различных направлений подготовки; разработке диагностического инструментария для выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагогов в профессии и определении способов их преодоления.
Результаты. На основе деятельностного и компетентностного подходов сформулированы основные положения по решению проблемы преодоления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагогами в профессии.
Заключение. Предложенная в статье авторская концепция выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и поиск путей преодоления адаптационных трудностей педагогов в профессии могут быть реализованы в процессе профессиональной деятельности. Результатом реализации может стать использование специального диагностического инструментария для выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагогов, разработанного с учетом новых требований, предъявляемых к подготовке учителя, на основе следующих принципов: цифровизация образования, описание результатов освоения в формате компетенций, проектирование учебной деятельности, творческой инновационности образовательного процесса, соответствие требованиям и уровню профессиональной подготовки педагогов, -а также в определении способов преодоления данных профессиональных дефицитов и трудностей.
Ключевые слова: индивидуальные профессиональные дефициты, адаптационные трудности, выявление индивидуальных профессиональных дефицитов и преодоление трудностей педагогами, диагностика, мониторинг, методики.
Янова Марина Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания спортивных дисциплин и национальных видов спорта института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: [email protected]
Рязанова Зоя Григорьевна - старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий в образовании института математики, физики и информатики, КГПУ им. В.П. Астафьева; e-mail: [email protected]
Постановка проблемы. В статье разъясняется сущность и рассматриваются основные способы выявления индивидуальных профессиональных дефицитов и преодоления трудностей педагогами.
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности педагога зависит качество образования. Требованиями ФГОС обусловлена необходимость овладения современным учителем целым рядом компетентностей, а именно:
- в сфере условий и организации образовательного процесса;
- создании образовательной среды и использовании ее возможностей;
- организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- сфере общения участников образовательного процесса; и другое.
Высокий уровень предъявляемых требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием недостаточной сформиро-ванности базовых компетентностей. Особенно это касается молодых педагогов, начинающих свой путь в профессии.
Для осмысления сущности индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных затруднений первым шагом рассмотрим индивидуальный профессиональный дефицит и изучим данный феномен в педагогическом аспекте.
Профессиональная компетентность педагога - это качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач.
Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической
ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога.
Профессиональные затруднения - своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.
Решить задачу преодоления педагогом профессиональных затруднений можно на основе мониторинга. Самая большая проблема при создании контента мониторинга связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований. Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, недостаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому, учитывая специфику образовательно-воспитательного процесса конкретного учреждения образования, в данной статье предпринята попытка разработки мониторинговых диагностических процедур.
Цель статьи - выявить и обосновать содержательную и технологическую компоненты в подготовке студентов - будущих педагогов для решения обозначенных проблем в условиях действующих образовательных стандартов.
Методологию исследования составляют научные идеи и положения о проблемах, связанных с адаптацией в педагогической профессии молодых учителей, с поиском и разработкой приемов и методов «вхождения» молодых педагогов в профессию на принципах взаимного сотрудничества и взаимопомощи в преодолении адаптационных трудностей и профессиональных затруднений молодыми специалистами.
Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ [Кошиев, 2021; Маркова, 1988; Митина, 1994;Олексюк, Боброва, 2013; Петунин, 2016], в которых классифицируются профессиональные трудности педагога в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности и другое.
Аргументы по формированию компетенций педагога в процессе профессиональной
С И
я
а
с
и'
к
м н
и ^
д и 8
0
1
к
м рр
н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
К
Н
и
и
деятельности рассмотрены в работах [Загривная1, 2006; Перенкова2, 2003]. Различные идеи и подходы к решению проблемы рефлексии профессиональной деятельности педагога, профессиональные затруднения современных педагогов, которые возникают в процессе педагогической деятельности, изучаются в работах [Гуреев3, 2001; Кулюткин, Бездухов, 2002; Смирнова, Киселева, 2017; Фролов, 2006]. Процессы социально-психологической адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности изучались многими учеными [Жуина, Лобанова, 2020; Козырева, 2013; Логинова, 2015; Хаустова, 2017; и др.]. В исследованиях [Амангельдиева и др., 2021; Шмигирилова, Рванова, Григоренко, 2021] анализируются выявленные профессиональные дефициты и приводятся рекомендации по их минимизации и преодолению). В работе М.Г. Яновой, В.А. Адольфа, В.В. Янова [2021] раскрываются основные факторы профессиональных затруднений и адаптационных трудностей в профессии педагога и предлагаются методики по преодолению педагогами выявленных трудностей в профессии.
Результаты исследования. Одно из основных условий достижения обозначенной цели лежит в плоскости реализации целенаправленных мероприятий по преодолению адаптационных трудностей и профессиональных затруднений.
Профессиональный дефицит в теории и практике педагогики рассматривается, с одной стороны, как переживание субъектом состояний напряжения, тяжести, неудовлетворенности в педагогической профессии, а с другой - как осознанные или неосознанные недостатки (ограничения) в профессиональной компетентности, которые препятствуют реализации профессиональных действий. Возникают такие состояния в результате действия внешних факторов деятельности и зависят от характера самих факторов,
Загривная Т.А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2006. Перенкова Е.В. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы: дис.... канд. пед. наук. М., 2003.187 с. Гуреев А.П. Рефлексия профессиональной деятельности педагога как психолого-педагогическая проблема: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01,13.00.08. Челябинск, 2001.154 с.
степени подготовленности педагога к деятельности и отношения к ней.
Далее рассмотрим адаптационные трудности. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос «Что такое профессиональная адаптация?». В представлении ученых (М.Д. Амангельдиева, К.Б. Батырбекова, В.И. Долгова, Д.В. Жуина, З.М. Кошиев, С.В. Смирнова, О.В. Петунин и др.) профессиональная адаптация означает процесс вхождения человека в профессию и гармоническое его взаимодействие с профессиональной средой. Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Молодой учитель, который начинает педагогическую деятельность, нередко теряется в новых условиях. Знаний, полученных в колледже или вузе, достаточно, а практического опыта не хватает. Педагог «погружается» в состояние, которое психологи описывают как «потрясение, вызванное реальностью». В течение периода обучения и освоения будущей специальности молодой человек имеет высокие ожидания развития профессионального пути, но начиная свой путь в профессии, молодой специалист осознает, что его ожидания нереалистичны и расходятся с его представлениями о профессии. Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога с деятельностью организации и самой организацией, включение специалиста в новый трудовой коллектив и подразделяется на четыре основных вида: социально-психологическую адаптацию; социально-организационную адаптацию; психофизиологическую адаптацию и профессиональную адаптацию молодого педагога [Амангельдиева, Батырбекова, Дюшеева, 2021; Кошиев, 2021; Смирнова, Киселева, 2017; Петунин, 2016; Янова, Адольф, Янов, 2021].
Охарактеризуем их в кратком формате. Социально-психологическая адаптация молодого педагога предполагает приобретение и закрепление интереса к работе, постепенное накопление трудового опыта, установление и последующее налаживание деловых и личных контактов с коллегами, включение в общественную деятельность, проявление заинтересованности
в достижениях организации наряду с личными успехами. Социально-организационная адаптация молодых педагогов подразумевает процесс усвоения сотрудником роли и организационного статуса рабочего места в общей организационной структуре, а также понимание и принятие особенностей организационного механизма управления организацией (административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты). Психофизиологическая адаптация молодого педагога представляет собой приспособление сотрудника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте. Данный вид адаптации напрямую зависит от состояния здоровья специалиста и воздействия внешних факторов: температуры, уровня шума, освещенности и т.д.
Понятие профессиональной адаптации ряд исследователей (И.А. Джибладзе, В.И. Долгова, А.В. Логинова, А.Г. Фролов и другие) связывают с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. Данный феномен рассматривается как процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой и деятельностью. Но более целесообразно под профессиональной адаптацией педагога понимать процесс интеграции в профессию, овладения мастерством, приложения профессиональных знаний, умений и навыков к конкретным ситуациям [Джибладзе, 2019; Долгова и др., 2015; Логинова, 2015; Фролов, 2006; Хаустова, 2017]. Адаптация к профессиональной деятельности восходит ко времени обучения в общеобразовательном учреждении и продолжается в ходе проведения профориентационных мероприятий, направленных на оптимальный выбор профессии, соответствующей способностям и склонностям будущего работника, а также в начальный период трудовой деятельности.
Изучение методических материалов и собственного опыта педагогов (наблюдение за практической деятельностью учителей и анализ ее результатов, беседы, опросы, анкетирования, контроль за ведением документации и другое), а также анализ практики внедрения ФГОС
показывают, что педагоги испытывают профессиональные дефициты и адаптационные затруднения, среди которых выделяют: трудности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации обучающихся, недостаточную компетентность учителя в области организации цифрового образования и другие.
По мнению ряда исследователей, существует несколько групп дефицитов и затруднений педагогов при реализации ФГОС:
- дефициты и затруднения педагогов в целеполагании. Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Педагоги испытывают затруднения при постановке цели занятия, задач для педагога и обучающегося; согласовании действий участников; дезориентированы в ожиданиях результатов образовательного процесса и часто подходят к решению данной проблемы формально.
Педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, четкими, осознанными, представляющими желаемый результат, реальными, побуждающими мотивацию, точными и пр.;
- дефициты и затруднения в разработке и отборе содержания учебного материала, а именно:
- трудности в поиске ценностного смысла изучаемого материала (знание не ради знания, а для жизни, решения повседневных жизненных задач);
- неумение выделять главное и сочетать принципы научности и доступности;
- неспособность систематизировать учебный материал на основе преемственности с предыдущим;
- неумение сочетать теорию с практикой и раскрывать практическую значимость знаний и другое.
Кроме выделенных дефицитов и затруднений, следует обратить внимание на трудности и барьеры общения педагога и обучающегося на современном этапе развития образования и общества в целом [Козырева, 2013; Олексюк,
< И
а
4
с
PQ
5 к
EÜ Ш
н S
и ^
д и к
0
1
к
ш PQ Н
и fc с
и
о
[-4
0
ё
и
Ин
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ
Боброва, 2013; Петунин, 2006; Фролов, 2006; Янова, Адольф, Янов, 2021].
Говоря о дефицитах и трудностях в профессии, следует отметить, что педагоги испытывают серьезный дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, не готовы к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных грамотностей и метапредметных результатов, не способны корректно использовать имеющиеся средства оценки, а именно:
- учителя недооценивают важность координации усилий педагогического коллектива, а также внеурочных ресурсов в достижении планируемых образовательных результатов;
- педагоги испытывают трудности в анализе эффективности урока (в том числе и собственного);
- педагоги неохотно используют формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п., не видя ресурса других образовательных форм и типов деятельностей (проектной, исследовательской) в получении нового образовательного результата;
- педагоги испытывают недостаток средств и технологий для включения в образовательный процесс всех учеников.
Обозначенные индивидуальные дефициты и профессиональные затруднения приводят к тому, что педагог начинает испытывать дискомфорт в профессии и утрачивает интерес к ней. Этим обусловлен поиск способов преодоления педагогом индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей в профессии.
Прежде всего необходимо обратить внимание на разработку индивидуального маршрута профессионального развития педагога, который будет способствовать его становлению и закреплению в профессии.
С этой целью необходимо понимать, кто такой молодой педагог; как быстрее ему адаптироваться в профессии; какими компетенциями он должен обладать; какие трудовые операции составляют трудовое действие и другое. Представим диагностические мониторинговые методики по выявлению индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей педагога в профессии и поиску решения по преодолению данных негативных факторов.
ПРОФИЛЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА/ПЕДАГОГА
(ФИО, должность, место работы)
Наставник:
(ФИО, должность, место работы)
Дата заполнения:
Трудовое действие Трудовые операции, составляющие трудовое действие Сформированность трудовых действий
не проявляет проявляет частично проявляет в полной мере
Организация, осуществление контроля и оценки педагогом учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Использует контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные умения обучающихся
Использует контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать метапредметные умения обучающихся
Разрабатывает контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные, метапредметные умения и диагностировать личностные достижения обучающихся
Оценивает работу обучающихся, совместно с обучающимся, определяет критерии для оценки их работы
Для проектирования индивидуального маршрута развития педагога необходимо выявить степень профессиональных затруднений путем собеседований и анкетирования.
Ниже приведен примерный список вопросов анкеты для разработки индивидуального маршрута педагога (указать необходимые к освоению компетенции и умения).
АНКЕТА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Какие компетенции мне необходимо освоить (развить)?
Каких профессиональных результатов я планирую достичь?
Например. Мне необходимо (сформулируйте компетенции в соответствии с видами деятельности по требованиям стандарта):
1. Изучить успешный практический опыт педагогов для реализации образовательного процесса:
- уметь сформулировать...;
- быть способным организовать.;
- быть готовым осуществлять.
2. Осваивать (развивать) следующие компетенции:
- уметь.;
- быть способным.;
- быть готовым.
3. Выбирать. для организации педагогической деятельности.
4. Использовать. для достижения положительной результативности в обучении воспитанников.
Далее необходимо заполнить таблицу индивидуального маршрута профессионального развития, в которой педагог предлагает способы преодоления индивидуальных профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей.
Приведем ряд рекомендаций для педагогов в контексте преодоления ими профессиональных дефицитов и адаптационных трудностей в профессии.
«КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ ПЕДАГОГОМ?»
(Рекомендации для молодых педагогов)
1. Стань творческим наставником для своих учеников. Будь диагностом и помощником в развитии личности ученика.
2. Умей радоваться даже незначительным успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
3. Не будь авторитарным: сотворчество, сотрудничество и позитивная энергия дадут свои плоды.
4. Будь готов учиться и работать над собой на протяжении жизни.
ПЛАН УСТРАНЕНИЯ ДЕФИЦИТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовые функции Компетенции Планируемый Плани- Формы работы Формы
(трудовые дей- результат руемые по преодолению представления
ствия), необходи- формирования сроки дефицитов результатов
мые для меня в про- компетенции овладения
фессии компетенциями
Обучение (образова-
тельный процесс)
Воспитательная
деятельность
Развивающая
деятельность
Педагогическая
деятельность по реали-
зации программ
Организационная
деятельность
Методическая
деятельность
Проектная деятельность
С и
я
а
с
и'
г к
м н
и ^
д и
0
1
к
м рр
н и
РМ
с
и о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
и
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ
И АДАПТАЦИОННЫХ ТРУДНОСТЕЙ
Дефицит означает Профессиональный дефицит педагога Индивидуальные трудности педагога
Недостаток чего-либо Слабая сформированность компетенций Испытывают трудности в анализе эффективности урока
Обеднение Неэффективное осуществление образовательной деятельности Затрудняются в разработке сценария урока
Обнищание Неспособность успешно реализовывать те или иные направления профессиональной деятельности Неумение ориентироваться на возраст и индивидуальные особенности обучающихся
Недостаточность Дефицит в основах знаний, как вести диалог с обучающимися Незнание основ педагогики сотрудничества
«Пробел» в чем-либо недооценивают важность координации усилий педагогического коллектива и внеурочных ресурсов в достижении планируемых образовательных результатов обучающихся Слабое знание подходов, которые приносят пользу ученикам в обучении
Убыток Недооценивают важность координации усилий педагогического коллектива и внеурочных ресурсов в достижении планируемых собственных образовательных результатов Незнание интерактивных и визуальных методик
Нехватка Недостаточность знаний в ориентировании на личностный рост обучающегося Неумение применять методы качественной обратной связи учителя
Мало Недостаточность знаний характеристик в самоопределении личности Неумение соотносить образовательные технологии с мотивами обучающихся
Уменьшение Недостаточность знаний алгоритмов подготовки и проведения онлайн-уроков Неумение применять методы проблемного обучения
Отсутствие Дефициты образованности педагогов в вопросах воспитания Незнание методов эмоционального контакта с учениками
Ограничение Незнание подходов личностно ориентированного обучения
5. Постарайся, чтобы уроки не стали шаблонными и стандартными (скучными): ребенку должно быть интересно на уроке.
6. Каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед. Мотивируй своих учеников на новые свершения.
7. Верь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. Дай почувствовать себя активным участником учебного процесса.
8. Учи трудиться и добывать необходимые знания, анализировать и принимать грамотные решения. Будь терпелив к ошибкам детей, учи их быть упорными и правдивыми. Создай условия для продуктивного и эффективного обучения.
9. Не стесняйся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с детьми в поиске.
10. Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность.
11. Не бойся извиниться, если оказался неправ.
12. Входи в класс с улыбкой и начинай урок
энергично
13. Держи в поле зрения весь класс.
14. Прекращай урок со звонком.
15. Каждая встреча с учителем для учеников и их родителей должна стать полезной и результативной.
Заключение. Результаты педагогической деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.
Диагностика профессиональных дефицитов и индивидуальных затруднений педагогов может включать два аспекта: самоанализ и самооценка и внешняя оценка. Результаты диагностики должны стать основой для индивидуального плана профессионального развития педагога.
Библиографический список
1. Амангельдиева М.Д., Батырбекова К.Б., Дюшеева С.Б. The main difficulties of young teachers // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 368-371. URL: https://moluch.ru/archive/366/82214/ (дата обращения: 25.05.2022).
2. Джибладзе И.А. Особенности процесса профессиональной адаптации молодых педагогов // Форум молодых ученых. 2019. № 11 (39). С. 132-136.
3. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. Т. 31. С. 76-80.
4. Жуина Д.В., Лобанова Н.А. Особенности адаптации молодых педагогов к профессии (на примере Республики Мордовия) // Psychological Sciences / Мордовский гос. пед. ун-т. им. М.Е. Евсевье-ва. Саранск, 2020. № 06 (96).
5. Козырева О.А. Профессиональные деформации педагогов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья // Современная наука. 2013. № 11-12. С. 41-42. URL: http://www. vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-11/index.php/ru/---ep13-09/1046-a (дата обращения: 20.04.2015).
6. Кошиев З.М. Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии // Молодой ученый. 2021. № 47 (389). С. 55-61. URL: https://moluch.ru/archive/389/85550/ (дата обращения: 12.04.2022).
7. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
8. Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Мо- ^ лодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1750-1752. URL: https://moluch.ru/archive/91/19881/ (дата об- « ращения: 25.05.2022).
9. Маркова А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности н учителя // Школа и производство. М.: Наука, 1988. № 12. С. 6-9.
10. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с. Ч
11. Олексюк З.Я., Боброва В.В. Профессиональные деструкции у педагогов-дефектологов. 2013. §
О g
ности // Молодой ученый. 2017. № 40 (174). С. 81-83. URL: https://moluch.ru/archive/174/45875/ (дата обращения: 31.03.2022).
17. Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Григоренко О.В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. № 23 (6). С. 43-83. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83
18. Янова М.Г., Адольф В.А., Янов В.В. Реализации целевой модели наставничества в образовательных организациях: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. 84 с.
19. Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist's personality // Modern Research of Social Problems. 2012. No. 1 (09).
URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/141.pdf. (дата обращения: 04.05.2015). ^
12. Петренко Е.И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреж- И Й дении // Молодой ученый. 2017. № 50. С. 256-260. g S
13. Петунин О.В. Профессиональные затруднения педагога при внедрении ФГОС общего образова- ^ ^ ния // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: https://science-education. < Э
ru/ru/article/view?id=24061 (дата обращения: 05.04.2022). >> F
О ^
14. Смирнова С.В., Киселева А.К. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе о О дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повыше- п 9
Г | нч
ния квалификации кадров. 2017. № 3 (32). С. 29-34. g ^
15. Фролов А.Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей О ^ школе [Электронный ресурс] // Образовательные технологии и общество. 2006. № 9 (2). С. 265-276. § ^ URL: http://elibrary.lt/resursai/Uzsieni0%20leidiniai/IEEE/Russian/2006/Nr%202/0T0 2006 2 03.pdf Щ, <
16. Хаустова А.И. Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятель- pq w
W С
«
S К
H
и
w
PQ
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-61-3-349
ANALYSIS OF INDIVIDUAL PROFESSIONAL DEFICITS AND ADAPTATION DIFFICULTIES AMONG TEACHERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND METHODS TO OVERCOME THEM
M.G. Yanova (Krasnoyarsk, Russia) Z.G. Ryazanova (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article analyzes and formulates the problems of overcoming individual professional deficits and adaptation difficulties in the profession of teachers of educational organizations. The problem is highlighted due to discrepancy between the requirements for results of training young teachers and their ability to overcome professional deficits and adaptation difficulties in the profession.
The purpose of the article is to identify and substantiate the content and technological components in the process of preparing students to solve the identified problems in the conditions of existing educational standards.
The methodology of the research consists of the analysis and generalization of organizational documents in the field of higher education, research works of international and Russian scientists recognized by the scientific community, the experience of teaching students in various fields of training; the development of diagnostic tools to identify individual professional deficits and adaptive difficulties of teachers in the profession and the definition of ways to overcome them.
Research results. On the basis of activity-based and competence-based approaches, the main provisions for solving the problem of overcoming individual professional deficits and adaptation difficulties by teachers in the profession are formulated.
Conclusion. The author's concept of identifying individual professional deficits and finding ways to overcome the adaptive difficulties of teachers in the profession, proposed in the article, can be implemented in the process of professional activity. The result of its implementation may be the use of special diagnostic tools to identify individual professional deficits and adaptive difficulties of teachers, developed taking into account the new requirements for teacher training; and based on the principles of: digitalization of education, description of the results of mastering in the format of competencies, design of educational activities, creative innovation of the educational process, compliance with the requirements and level of professional training of teachers, as well as in determining ways to overcome these professional deficits and difficulties.
Keywords: individual professional deficits, adaptation difficulties, identification of individual professional deficits and overcoming difficulties by teachers, diagnostics, monitoring, methods.
Yanova Marina G. - DSc (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Methods of Teaching Sports Disciplines and National Sports, Institute of Physical Culture, Sports and Health named after I.S. Yarygin, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: [email protected]
Ryazanova Zoya G. - Senior Lecturer, Department of Informatics and Information Technologies in Education, Institute of Mathematics, Physics and Informatics, KSPU named after V.P. Astafyev (Krasnoyarsk, Russia); e-mail: [email protected]
References
1. Amangeldyeva M.D. The main difficulties of young teachers // Molodoy uchenyy (Young Researcher). 2021. No. 24 (366). P. 368-371. URL: https://moluch.ru/archive/366/82214/ (access date: 25.05.2022).
2. Dzhibladze I.A. Features of professional adaptation of young teachers // Forum molodykh uchenykh (Forum of Young Scientists). 2019. No. 11 (39). P. 132-136.
3. Dolgova V.I., Melnick E.V., Motorina U.V. Adaptation of young specialists in educational organization // Kontsept (Concept). 2015. Vol. 31. P. 76-80.
4. Zhuina D.V., Lobanova N.A. Features of adaptation of young teachers to profession (on the example of Republic of Mordovia) // Mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal (International Scientific and Practical Journal). 2020. No. 6-2 (96).
5. Kozyreva O.A. Professional deformation of teachers, working with children with health restraints // Sovremennaya nauka: Aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki (Modern Science: Topical Issues of Theory and Practice. Series: Humanitarian Sciences). 2013. No. 11-12. P. 41-42. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-11/index.php/ru/—ep13-09/1046-a (date of application: 20.04.2015).
6. Koshiev Z.M. Psychological provision of adaptation for young workers at an enterprise // Molodoy uchenyy (Young Researcher). 2021. No. 47 (389). P. 55-61. URL: https://moluch.ru/archive/389/85550/ (access date: 12.04.2022).
7. Kulyutkin V.N., Bezdukhov V.P. Value orienteers and cognitive structures in teacher's activity. Samara: SamGPU, 2002. 400 p.
8. Loginova A.V. Professional deformation of teacher's personality and ways to overcome it // Molodoy uchenyy (Young Researcher). 2015. No. 11 (91). P. 1750-1752. URL: https://moluch.ru/ar-chive/91/19881/ (access date: 25.05.2022).
9. Markova A.K. Psychological features of professional activity, communication and personality of a teacher // Shkola i proizvodstvo (School and Manufacture). 1988. No. 12. P. 6-9.
10. Mitina L.M. Teacher as a person and professional. Moscow: Delo, 1994. 216 p.
11. Oleksyuk Z.Ya., Bobrova V.V. Professional destructions in teachers-speech pathologists // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Issues of Science and Education). 2013. No. 4. P. 180.
URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/141.pdf (access date: 04.05.2015). <;
pq
12. Petrenko E.I. Adaptation of a young teacher in educational organization // Molodoy uchenyy (Young g Researcher). 2017. No. 50. P. 256-260.
13. Petunin O.V. Professional difficulties of a teacher in the implementation of the Federal State Educa- o tional Standard of General Education // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern Issues ^ of Science and Education). 2016. No. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24061 W (access date: 05.04.2022).
Q <i
14. Smirnova S.V., Kiseleva A.K. Overcoming professional deficits of teachers in the system of additional W h
HH W
professional education // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov (Scientific pq g Support of the Personnel Development System). 2017. No. 3 (32). P. 29-34. H ^
pq
15. Frolov A.G. Teacher adaptation to professional and pedagogical activity in higher school // Educa- 53 § tional Technology & Society. 2006. No. 9 (2). P. 265-276. URL: http://elibrary.lt/resursai/Uzsienio%20 E leidiniai/IEEE/Russian/2006/Nr%202/OTO_2006_2_03.pdf o O
l-H tn
16. Khaustova A.I. Kinds and periods of adaptation of pedagogical workers to professional activity // o § Molodoy uchenyy (Young Researcher). 2017. No. 40 (174). P. 81-83. URL: https://moluch.ru/ar- g pq
chive/174/45875/ (access date: 31.03.2022). '9. K
17. Shmigirilova I.B., Rvanova A.S., Grigorenko O.V. Assessment in education: current trends, problems O P and contradictions (review of scientific publications) // Obrazovanie i nauka (Education and Science). ^ ^ 2021. No. 23 (6). P. 43-83. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83 g C
18. Yanova M.G., Adolf V.A., Yanov V.V. Implementation of the target model of mentoring in educational organizations: Textbook. Krasnoyarsk: RIO KGPU im. V.P. Astafyeva, 2021. 84 p.
19. Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist's personality // Modern Research of Social Problems. 2012. No. 1 (09).
[ 49 ]
s к
H
и
Ш
PQ