ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.63
Ашот Грачяевич Саргсян.
аспирант, кафедра управление знаниями и прикладной информатики в менеджменте, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,
Тел.: +79296845105,
Эл. почта: [email protected]
Статья посвящена вопросу финансирования и нематериальной поддержки и стимулирования инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Рассматриваются прямые и косвенные методы воздействия, формирования в поддержку развития МСП, как то: субсидирование, бизнес-инкубаторы, венчурные организации. Выводятся положительные стороны развития инновационной деятельности МСП.
Кпючевые слова: инновационная деятельность, малый и средний бизнес, субсидия, инвестиции, бизнес-инкубатор, прямое и косвенное стимулирование.
Ashot G. Sargsyan,
Post-graduate student, the Department of Knowledge Management and Applied Informatics in Management, Tel.: +79296845105 , E-mail: [email protected]
FORMS AND SOURCE OF FINANCIAL SUPPORT FOR INNOVATION ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND MODERNIZATION
The article is devoted to the problem of financial and non-financial support and stimulation of innovative activities of small and medium-sized enterprises. Direct and indirect methods of impact, formation to support the small and medium-sized enterprises such as subsidization, business incubator, venture organizations. The author gives the positive points of development of innovative activities of small and medium-sized enterprises.
Keywords: innovative activities, small and medium-sized enterprises, subsidy, investment, business incubator, the direct and indirect stimulation.
1. Введение
В настоящее время во всем мире осуществляется активная работа по созданию инновационной системы, которая станет эффективным инструментом стимулирования интенсивного экономического развития. Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Инновации становятся ключевым фактором развития малых и средних предприятий, поскольку от них решающим образом зависит увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях. Предпосылкой для выживания данных компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом. Инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Данный процесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления, в то время как связанные с этим задачи являются объектом инновационного менеджмента. Финансирование инновационной деятельности является важной составной частью инновационного процесса на всех этапах его реализации, включая поиск продуктовой идеи, создание прототипа, освоение в производстве и непосредственное внедрение на рынок.
2. Инновации и инновационная деятельность МСП
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу.
В понятийном отношении, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуального процесса, формализованных в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, ноу-хау, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, товаров (работ, услуг) и пр. и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг).
В современных условиях инновации и инновационная деятельность рассматриваются исключительно применительно к бизнесу, а точнее к малому и среднему предпринимательству. При этом данный бизнес сегмент рассматривается как одна из важнейших человеческих ценностей, а именно, как инструмент поставки обществу высококачественных товаров и услуг по справедливым ценам, который является наиболее эффективным из известных в настоящий момент способов обеспечения огромного количества людей всем, что им необходимо для жизни. При этом современная экономика - это экономика знаний, прав и инноваций. Стоимость современных компаний определяется в основном присвоенными знаниями и человеческим потенциалом, дающими конкурентное преимущество. Соответственно инновационность и конкурентоспособность малых и средних предприятий находятся в прямой зависимости друг с другом.
С целью предотвращения разночтений следует также указать критерий отнесения предприятия к малому или среднему бизнесу. За анализируемую основу в данной статье принимается законодательство Российской Федерации. Так, с 1 января 2008 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП). Законом установлены следую-
щие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства [1]:
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год: микропредприятия с численностью занятых до 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек;
- Для юридических лиц - суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%;
- Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать: для микропредприятий - 60 млн.руб., для малых предприятий - 400 млн.руб., для средних предприятий - 1 млрд.руб.
Нередко государства, в том числе и Российская Федерация, позиционируются и развиваются как сырьевые регионы, а принадлежащие им ресурсы рассматриваются в качестве быстро окупаемого объекта инвестиций. При этом стабильное и долгосрочное развитие таких стран вполне может стать обусловленным многопрофильностью экономики, которая способна предоставить возможность развития инновационных технологий во многих отраслях. Вследствие продолжения технологического отставания России и подобных стран с сырьевой экономикой в вопросах снижения энергоёмкости и повышения экологичности производства, актуальным представляется именно сейчас осуществить переориентацию их экономики на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок. Совершенствование существующих технологий позволит экономить денежные средства, сформировать финансовые и замкнутые технологические цепочки, и, как следствие, появится больше возможностей для эффективного освоения природных ресурсов [2]. Результатом реализации механизма замкнутого цикла производства станет развитие инфраструктуры, снижение роста безработицы и числа невостребованных специалистов, повышение налоговых отчислений и инвестиционной привлекательности данных стран.
Таким образом, именно такой подход, нацеленный, с одной стороны, на использование существующих конкурентных преимуществ, с другой стороны, на стимулирование инновационной
активности в государственной экономике, позволит сохранить лидерство в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья при одновременном создании новой конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий. Необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении стремящихся к инновационному развитию стран, для решения ключевой задачи - их устойчивого экономического роста. Это будет возможным при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов и завоеванием рынка, - с другой [3].
3. Финансирование инновационной деятельности МСП
На настоящий момент инновационная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) является приоритетным направлением. Среди прочих факторов финансовая поддержка является важной предпосылкой развития инновационной деятельности МСП. Финансирование может осуществляться как средствами частных инвесторов (это крупные промышленные группы, в первую очередь), так и государственными ресурсами. Меры государственной поддержки включают в том числе создание инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, различных форм субсидирования. Значительная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности оказывается за счет специальных Инвестиционных фондов, финансирующих бизнес-проекты, а также инфраструктурные проекты, направленные на создание необходимых условий для эффективного развития бизнеса. Кроме того, инновационной деятельности МСП активно содействуют венчурные фонды и, в целом, эффективная система поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства, в том числе, в части поддержки предприятий, реализующих инновационные и модернизационные проекты. Подобные программы обуславливают такие меры поддержки как: субсидирование затрат на коммерциализацию инновационных разработок, затрат, связанных с капитальными вложениями при реализации инновационных проектов, а также затрат, связанных с подготовкой пакета документов, необходимого для участия инновационных проектов в федеральных и международных программах и (или) получения финан-
сирования из федеральных и международных институтов развития и финансовых организаций.
Так, различают следующие формы прямой государственной финансовой поддержки инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса:
• предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат на реализацию программ энергосбережения, а именно на возмещение части стоимости приобретения и внедрения инновационных технологий, оборудования, материалов;
• предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам;
• предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части лизинговых платежей;
• предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела;
• предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части стоимости приобретенных основных средств и/или программного обеспечения;
Кроме того, поддержка инновационного бизнеса проявляется в следующих мероприятиях:
• предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части стоимости присоединения к электрическим, газораспределительным сетям, а также сетям водопровода и канализации;
• предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях;
• предоставление субсидий СМСП в целях возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны-импортера;
• предоставление субсидий в целях возмещения части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов;
• предоставление субсидий в целях возмещения части стоимости подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, включая дистанционный формат.
В качестве популярной в настоящее время формы стимулирования иннова-
ционной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса является государственно-частное партнерство (ГЧП), положительно влияющее на развитие инновационной инфраструктуры. Примером подобного партнерства является, например, создание федеральных университетов на базе университетов регионального значения, позволяющее расширить сеть образовательных направлений. С точки зрения инновационной деятельности, подобная модель ВУЗа позволяет более успешно доводить наукоемкие технологии до коммерческого внедрения.
Анализ инвестиционных механизмов инновационной деятельности предприятий МСП показывает, что наиболее эффективным является венчурно-проектное финансирование [3], где инвестор вкладывает ресурсы, приобретает долю и непосредственно участвует в управлении проектом. Таким образом, основной задачей государственных структур на ближайшую перспективу является стимулирование частного капитала на создание венчурных фондов, корпораций, управляющих компаний, технопарков, которые будут непосредственно управлять и финансировать инновационные проекты с участием предприятий малого и среднего бизнеса.
Кроме того, активизирование инновационной деятельности и ускорение внедрения результатов научно-технических разработок в массовое производство не представляется возможным без формирования, развития и поддержки региональной инновационной инфраструктуры [4].
Информационное обеспечение предприятий МСП также является важным нематериальным способом поддержки их инновационного развития. Примером подобного информационного обеспечения является программа повышения квалификации в области подготовки инновационных агентов, в качестве которых выступают специалисты и руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках подобной программы происходит передача будущим инновационным агентам целостной системы знаний о разработке и реализации инновационных проектов для экономики. Другим примером может послужить обучающая программа по подготовке инновационных менеджеров, целью которой является подготовка инновационных менеджеров, ориентированная на ком-
плексную подготовку инновационных менеджеров в вопросах финансового и оперативного управления, развития бизнес-процессов, маркетинга и кадрового менеджмента с целью эффективного обеспечения создания и реализации инновационных проектов.
В целях широкого информирования субъектов СМСП и содействия коммерциализации инновационных проектов, повышении квалификации персонала, организации деловых встреч с зарубежными партнерами в современном государстве особое внимание следует уделять практике организации и проведения экономических форумов, являющихся практичной формой диалога между бизнесом и властью, выставоч-но-ярмарочных мероприятий, международных бизнес-форумов и венчурных ярмарок [5].
С целью реализации государственной инновационной политики, развития экономики в сфере информационных технологий, подготовки кадров для малого предпринимательства в сфере инноваций, привлечения венчурных инвестиций в инновационный бизнес необходимо обеспечение постоянного сотрудничества между властными структурами, венчурными организациями и фондами по содействию развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Основной целью государственной поддержки инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса является повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого сбалансированного экономического развития страны, базирующегося на росте инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выходе инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, импортозамещении на внутреннем рынке.
Основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности являются обеспечение рационального сочетания механизмов государственного стимулирования субъектов инновационной деятельности и рыночных механизмов, реализация институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной политики, направленной на [6]:
- интеграцию имеющихся научных и производственных ресурсов и концентрацию их на приоритетных направлениях развития реального сектора экономики;
- переход организаций реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности;
- поддержку разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции, создание условий для привлечения инвестиций на рынок инновационного капитала;
- обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства путем создания инновационной инфраструктуры;
- расширение системы кадрового обеспечения инновационной деятельности;
- вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности.
4. Заключение
Задачей на перспективу является увеличение объема поддержки именно инновационных проектов, расширение спектра мероприятий, обеспечение при этом мультипликативного эффекта за счет привлечения федерального финансирования и масштабирования проектов. Государственная поддержка инновационных проектов может оказываться как напрямую субъектам инновационной деятельности (инноваторам и инновационным организациям), так и через систему инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубатор, технопарк, нанотехнологический центр). Механизмы реализации подобных задач включают в себя: анализ инновационных потребностей и инновационных возможностей государства; создание необходимых для функционирования инновационной системы элементов инфраструктуры на всех стадиях производства (бизнес-инкубаторы, технопарки); формирование общего банка данных инновационных проектов, технологических площадок, перспективных для реализации инновационных проектов, институтов развития, оказывающих поддержку на всех стадиях создания высокотехнологичной, наукоемкой продукции, и потенциальных инвесторов; информационная поддержка в СМИ развития инновационной экономики государства; разработка документов законодательного, нормативно-правового и методического обеспечения инновационной деятельности.
Разрабатываемые в сфере поддер-
жки инновационной деятельности предприятий МСП программы должны предусматривать комплексное использование ряда стратегий, таких как стратегия «наращивания» и стратегия «переноса». Стратегия «наращивания» представляет собой использование технико-технологической базы (лабораторий, научно-исследовательских структур) при вузах, НИИ, технопарках, предприятиях. Стратегия «переноса» базируется на использовании зарубежных инновационных продуктов и технологий.
Таким образом, по характеру воздействия методами финансовой политики в рамках стимулирования инновационной деятельности предприятий МСП являются прямые и косвенные методы [7]. Кроме того, важны методы стимулирования предложения инноваций, методы стимулирования спроса на инновации, методы создания благоприятного климата для инноваций. Реализация принципов, стратегий и методов в рамках финансирования инновационной деятельности МСП предполагает учет отраслевой специфики путем создания отраслевых технико-технологических центров при крупных промышленных предприятиях, организованных в форме технопарков, технополисов, промышленных округов, бизнес-инкубаторов, привлечения к разработке и продвижению инновационной продукции международных транснациональных корпораций.
Активная поддержка и модернизация финансирования инновационной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса является мероприятием с глубокими положительными и продолжительными последствиями в будущем, как то [8]:
- рост инвестиционной привлекательности государства и объемов финансирования инновационной деятельности из различных источников;
- повышение доли высокотехнологичной продукции во внутреннем валовом продукте, который представляет
собой индикатор перехода от ресурсной к инновационной экономике;
- рост занятости населения, увеличение количества рабочих мест;
- рост числа малых инновационных компаний;
- рост налоговых отчислений в бюджет государства;
- рост качества жизни населения страны.
Литература
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).
2. Янгиров А. В. Особенности венчурного финансирования инноваций в России / А. В. Янгиров, И. Р. Аюпова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011
3. Каширин А.И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М., 2009
4. Козлов К., Соколов Д., Юдаев К. Инновационная активность российских предприятий. - М.: Московский центр Карнеги, Раб. Материалы, № 5, 2010.
5. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика (уч. для вузов), 2008.
6. Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и За рубежом / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. - 2007. - Т.41, №1.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития, 1982.
8. http://www.innovbusiness.ru./ - Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства
9. http://opora.ru/ - Объединение работодателей малого и среднего бизнеса "ОПОРА"
10. http://rcsme.ru/ - Ресурсный центр малого предпринимательства, статья «Инновационные процессы в малом
предпринимательстве»
11. http://www.tacisinfo.ru/ru/ - Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий (Проект реализуется в рамках Программы сотрудничества ЕС и России)
References
1. Federal Law of July 24, 2007 № 209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation" (as amended on October 18, 2007, 22, July 23, 2008).
2. Yangirov A.V Features of venture financing of innovations in Russia / A.V Yangirov, I. R. Ayupova / / Actual problems of economics and management: Proceedings of Intern. conference. (Moscow, April 2011). T. I. - M.: RIOR, 2011
3. Kashirin A.I., Semenov A.S. Venture investing in Russia. Moscow, 2009
4. Kozlov K., Sokolov J., K. Yudaev. Innovation Activity of Russian enterprises. - Moscow: Moscow Carnegie Center, Rab. Materials, № 5, 2010.
5. Blinov A., Shapkin I.N. Small Business: Theory and Practice (for high schools), 2008.
6. Volkonsky VA The role of small and medium-sized businesses in Russia and abroad / V.A.Volkonsky, J.K. Hooks / / Economics and Mathematical Methods. -2007. - V41, № 1.
7. J. Schumpeter, The Theory of Economic Development, 1982.
8. http://www.innovbusiness.ru./ -Russian business portal of information to support business
9. http://opora.ru/ - An association of employers of small and medium-sized businesses, "SUPPORT"
10. http://rcsme.ru/ - Resource Center for Small Business, the article "Innovation processes in small business"
11. http://www.tacisinfo.ru/ru/ - Support to Export-Oriented Innovative SMEs (The project is implemented within the framework of cooperation between the EU and Russia)