УДК 371
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Федотова Ольга Дмитриевна
ФГБОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону1 Заведующая кафедрой психологии и педагогики высшего образования
E-Mail: [email protected]
Богданова Наталья Александровна
ФГБОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
Россия, Ростов-на-Дону Аспирант E-Mail: [email protected]
Формирующий потенциал наставительного и учебного текста в истории европейской образовательной практики
Аннотация. Статья посвящена проблеме генезиса и эволюции использования развивающего потенциала европейской учебной книги. Показано, что в античности и в Средние века в наставительных текстах не использовались элементы занимательности для развития познавательного интереса. В новом типе учебного текста типа “exempla” в целях нравственного просвещения вводится реальный пример из жизни. В статье дана характеристика оригинальным педагогическим взглядам Я.А. Коменского, основанным на идее пансофии. Представлены результаты контент-аналитического исследования учебной книги «Мир чувственных вещей в картинках» (1657 г.) На основе тематической квантификации выделены три содержательных кластера («Духовный мир», «Мир природы», «Социальный мир»). Показано, что его учебная книга отражает своеобразие его пансофической концепции. Она обеспечивает организацию учебного процесса по данным темам на основе предъявления зрительных образов в форме дидактических иллюстраций. Тематические распределения по педагогической проблематике показали, что Я.А. Коменский уделяет большое внимание дидактическому обоснованию звукоподражательному принципу при обучении азбуке. В новом типе иллюстрированной книги Я.А. Коменского познавательный интерес формируется на основе введения элементов занимательности и наглядности. В статье делается вывод о наличии в наставительном и учебном тексте исторической тенденции перехода от словесного наставления к использованию образов реального мира и элементов занимательности.
Ключевые слова: Учебная книга; познавательный интерес; контент-анализ;
занимательность; наглядность; европейская образовательная практика.
Идентификационный номер статьи в журнале 107РУЫ114
1 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42 1
Olga Fedotova
Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-Mail: [email protected]
Natalia Bogdanova
Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-Mail: [email protected]
Forming potential of edifying and educational text in the history of European educational practice
Abstract: The paper is devoted to the issue of the genesis and evolution of the problem of using the developing potential of European textbook. It is shown that in antiquity and the Middle Ages didactically entertaining elements were not used for development of cognitive interest. New type of didactical text named “exempla” introduced real examples of life. In a new type of picture book cognitive interest is based on the introduction of elements of entertainment and visualization. The paper presents the characteristics of the original pedagogical views of John Amos Comenius, based on the idea Pansophy. Results of content analytical study of the textbook Orbis Sensualium Pictus are presented. Three meaningful cluster ( "spiritual world", "world of nature", "social world") based on thematic quantification were allocated. It was shown that its textbook reflects the originality of his pansophic ideas. It provides the organization of the educational process on the basis of visual images in the form of didactic illustrations on these topics. Thematic distribution of pedagogical issues showed that Comenius pays great attention to the justification of didactic onomatopoetic principle during learning the alphabet. In the new type illustrated textbook YA Comenius seeks to shape educational interest by introducing elements of entertaining and visibility. The article concludes that in hortatory and educational texts there is the historical trend of transition from verbal instruction to using of images of the real world and entertaining elements.
Keywords: Textbook; cognitive interest; content analysis; entertainment; visualization; European educational practice.
Identification number of article 107PVN114
Переход от книжной культуры к экранной культуре по-новому поставил ряд вопросов дидактического сопровождения образовательного процесса в части использования формирующего потенциала учебных книг. Появление значительного числа электронных ресурсов образовательного назначения актуализирует проблему анализа содержания и дидактического оформления печатного учебного текста в его историко-генетическом аспекте.
Анализ исторически значимых учебных текстов назидательной направленности, созданных в эпоху античности, в том числе сочинения Порфирия «Об изречении “Познай самого себя”», дидактического эпоса Гесиода «Труды и дни» [1], риторических наставлений Квинтилиана «О воспитании будущего оратора» [2], компендиума Кассиодора «Наставления в науках божественных и светских» показал, что некоторыми авторами признавалась необходимость введения элементов занимательности, создающих радостную атмосферу в процессе обучения ребенка. Отмечая, что «учение должно быть для него забавою», Квинтиллиан, в отличие от сухих поучений Гесиода, рекомендовал вводить в образовательный процесс элементы соревновательности, словесно поощрять ребенка.
В Средние века появляются учебные книги, отражающие мировоззренческие устои эпохи. К их числу относятся такие известные в Европе дидактические труды, как «Учительная книга клирика» П. Альфонси [3], в педагогические труды Гуго Сен-Викторского «Семь книг назидательного обучения или Дидаскалион» [4], «Наставления в семейных делах» Джованни Доминичи [5]. В них, как и в работе «О наставлении детей знатных граждан» Висента из Бове [6], «Разъясненном сказании о буквах» Константина Костенечского [7] и «Беседе с Пипином» Алкуина, утверждается мысль о том, что педагог прежде всего должен стимулировать прилежание ребенка, познающего божественную мудрость. Усердие обязательно приведет к озарению разумной души, ее обращению к себе самой и припоминанию врожденного человеку слова божьего («готовословию»).
Благодаря прочному освоению заповедей и размышлениям о божественном слове, как утверждает Гуго Сен-Викторский, «появится святое стремление к непорочности действий». Наряду с наставлениями и дидактическими трактатами получает распространение новый вид нравственно-назидательной литературы - ехетр1а (ехетр1а - лат. «пример», «образец»). Данные дидактические тексты использовались в практике проповедников и, будучи приспособленными к нуждам морально-религиозного просвещения и наставления юношества, на конкретных примерах, происшествиях, казусах, вызывающих интерес и изумление, решали конкретную воспитательную задачу. Она заключалась во внушении нравственных установок, связанных с отвращением к греху и его осуждением как неправедного деяния, имеющего негативные последствия для человека, совершающего скверный поступок [8]. В ехетр1а четко наметилась тенденция к оценке чужого (как положительного, так и отрицательного) опыта. Как правило, примеры приводились из реальной практики, а материальный мир рассматривался как универсальный источник, позволяющий анализировать конкретные ситуации и давать оценку не только чужим поступкам, но и собственным намерениям и помыслам в воображаемой ситуации нравственного выбора.
Наставительный характер имеют философские произведения Франческо Петрарки (1304
- 1374). В его работе «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру» он уделяет особое внимание человеку как природному и духовному существу, способному к познанию и критическому восприятию действительности. Уважая стремление человека к познанию, Ф. Петрарка отмечает, что «всякое учение имеет то свойство, что оно гораздо легче внедряется в душу слушателя любимым наставником» [9].
В эссе Мишеля Монтеня провозглашается идея познания человеком своего духовного потенциала. Мартин Лютер (1483 - 1546) вводит в педагогический оборот понятие предопределения, которое человек обретает и реализует в процессе своей земной жизни.
Личная интерпретация Слова Божьего, которая определяла процесс самовоспитания, стала ведущей идеей протестантской педагогики.
Особую роль в становлении дидактических пособий играет наследие чешского педагога-гуманиста, епископа Чешскобратской церкви Яна Амоса Коменского (1592 - 1670). Педагогические взгляды Я.А. Коменского открыли новую эпоху в развитии теории и практики образования и оказали существенное влияние на развитие теоретико-методологических основ современной европейской педагогики [10]. Пансофическая концепция Я.А. Коменского -обучать всех всему - наряду с сенсуалистическими и теологическими воззрениями составила философскую основу его педагогической системы. В настоящее время не потеряли актуальности высказанные и реализованные им педагогические идеи, к числу которых относятся:
• создание целостной теории дидактики, основу которой составили идеи познаваемости мира, управляемости познавательной активностью обучающегося со стороны учителя на основе использования педагогического потенциала таких источников познания, как вера, чувство и разум;
• разработка преемственных ступеней системы образования (материнская школа, школа родного языка, латинская школа, академия), содержание образования в которых максимально приближено к реальным потребностям жизни;
• разработка классно-урочной системы как формы организации учебного процесса, используемой в современной образовательной практике, на основе использования опыта братских школ;
• введение предметного преподавания на всех ступенях обучения, подготовка учебников по каждому предмету для школьников и методических пособий для учителя.
Учебная книга в педагогической системе Я.А. Коменского занимает особое место, являясь важнейшим средством формирования духовных основ нации. Им разработано большое количество учебников, не все из которых дошли до наших современников.
Анализ учебных книг, разработанных в Новое время Я.А. Коменским («Мир чувственных вещей в картинках», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Школа
- игра») показал, что для стимулирования познавательного интереса им впервые вводится дидактическая иллюстрация. В отличие от средневековых иллюстративных материалов в виде фрагментов религиозной живописи, она предназначена не только для подтверждения положений вероучения, но для развития интереса ребенка к окружающему миру [11]. Об этом свидетельствует совет Я.А. Коменского, который в предисловии учебной книги «Мир чувственных вещей в картинках» он обращает к учителям и родителям: «Дайте им [детям] ее в руки, чтобы они забавлялись, как они сами захотят, рассматриванием картинок, чтобы эти картинки стали им хорошо знакомы, еще до посылки в школу» [12]. Педагог определяет дидактические иллюстрации в виде рисунков как «изображения всех видимых вещей (к которым присоединяются и невидимые в том виде, насколько это возможно) всего мира» [12]. Наименование рисунка также несет значительную дидактическую нагрузку, являясь заголовком, обозначающим весь предмет общим термином. Описания, следующие за рисунком, «есть объяснение частей рисунка, выраженные специальными для каждого предмета названиями. При каждом предмете на рисунке и при каждом названии поставлена цифра, которое указывает, какое название какому предмету принадлежит» [12].
В настоящее время значительная часть дидактических иллюстраций, составляющих учебный текст «Мира чувственных вещей в картинках» («ОгЫб БепБиаНит Рю1;ш»),
опубликованной в 1657 году, представлена в оцифрованном виде, что делает возможным их систематический анализ. Следует отметить, что в отечественной педагогике уже предпринимались попытки рассмотрения иллюстративного ряда, представленного в данной учебной книге Я.А. Коменского. В частности, С.В. Смоляницким отмечено, что все картинки Я.А. Коменский «рисовал сам с такой любовью, добиваясь простоты, точности, выразительности» [13, с. 161]. В работе Н.И. Куприянова «Два жанра говорящей графики и художественная педагогика» [14] представлен анализ подхода Я.А. Коменского к созданию «энциклопедии видимого мира», как называл свой учебник великий педагог. Н.И. Куприянов справедливо отметил большое значение «говорящей графики» Я.А. Коменского для разработки современной дидактики комиксов. Поэтому представляется целесообразным уделить особое внимание иллюстративному ряду, представленному в данной учебной книге.
Авторами статьи в 2014 г. проведено контент-аналитическое исследование иллюстративного ряда, представленного в учебной книге Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». При разработке концепции исследования мы исходили из представления о том, что изобразительные публикации, составляющие дидактический аппарат учебного текста, имеют значительную смысловую нагрузку и в идеальном плане отражают паттерны, которые предполагал сформировать автор учебного текста. При этом учебный текст, вслед за Я. А. Коменским, мы понимаем как совокупность рисунков, наименований и заголовков.
Цель исследования: выявление качественного своеобразия взглядов Я.А. Коменского на формирующий потенциал учебной книги, имеющей оригинальный дидактический аппарат.
Гипотеза исследования заключается в следующем утверждении: по частотности представленности определенных позиций, объективированных в иллюстративном ряде учебной книги, можно составить представление о намерениях автора учебного текста, касающихся формирования мировоззренческих установок обучающегося определенного возраста [15].
Эмпирическим объектом исследования являются тексты изобразительных дидактических публикаций, представленные в систематизированном виде электронном ресурсе Orbis Sensualium Pictus - Gallery
(http://iconics.cehd.umn.edu/OrbisSensualiumPictus/Gallery/default.html), созданном в 2010 в университете Миннесоты (США). К ним отнесены иллюстрации, содержащиеся в факсимильных английских изданиях учебника «Мир чувственных вещей в картинках» 1659 и 1672 гг., а также в Нюрнбергском издании 1781 г. Учитывая то обстоятельство, что иллюстрации повторяются в различных изданиях, мы провели отбор тематических иллюстраций с целью исключения их повторов. При этом отбирались те иллюстрации, которые сохранили наибольшую ясность изображения и поэтому пригодны для идентификации отраженного в них дидактически значимого содержания. Учебная книга «Мир чувственных вещей в картинках» создана Я.А. Коменским для второй ступени разработанной структуры системы образования - «школы родного языка», в которой обучаются независимо от вероисповедания, национальности и сословной принадлежности дети в возрасте 6 - 12 лет. Это во многом определило ее направленность на развитие их познавательного отношения к окружающей действительности и введение в дидактический текст элементов занимательности на уровне иллюстративного ряда.
Контент-аналитическое исследование включало несколько серий, ориентированных на решение определенной задачи.
Первая серия исследования посвящена решению задачи установления позиций, отражающих представления Я.А. Коменского о необходимости ознакомления ребенка с
природным и социальным миром. Единицей контент-анализа выступила философская категория «мир», единицей счета - тематическая статья.
Тематическая квантификация изображений позволила с определенностью выделить три кластера, которые после занесения в таблицы EXEL и построения диаграммы представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Полигон тематических распределений иллюстраций по позиции «Мир» в учебной книге Я.А. Коменского «Мир чувственных идей в картинках»
Проведенный контент-анализ изобразительных публикаций учебника «Мир чувственных вещей в картинках» показал, что, организуя процесс учебного познания на основе предъявления зрительных образов, Я.А. Коменский уделяет больше всего внимания проблеме природы и природного начала человека, что в полной мере соответствует требованиям сформулированного им принципа природосообразности. При этом тематика, связанная с религией, занимает достаточно скромное место, отступая на второй план.
Концепты «мир» и «человек», безусловно, являются ведущими в дидактической системе Я.А. Коменского. Педагог выдвинул в качестве важнейшей задачи «школы родного языка», предназначенной для обучения детей в возрасте 6 - 12 лет, подготовку ребенка к жизни в мире труда. Необходимо отметить, мир, по мнению Я.А. Коменского, открыт для возможных межстрановых (внутриевропейских) перемещений. Рассмотрим, как представлен данный концепт в дидактических иллюстрациях.
12 и
10------------------------------------------------------------
8-------------------------------------------------------------
6-------------------------------------------------------------
4------------ ------------------------------------------------
2 ------------------------------------------------Г
0 -I---------------------------------.------------------------
География и астрономия Животный мир
Социальное устройство
Рис. 2. Полигон распределений тематических статей по позиции «Мир» в учебнике Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»
10 -|
9-------------------------------- --------------------------------------------------------------
8-----------------------------------------------------------------------------------------------
7-------------------------------- -----------------------------------------------------
6-------------------------------------------------------- --------------------------------------
5-------------------------------- -----------------------------
4-------------------------------- -------------- -------------- ------
3--------- -------------- -------------- ------
2-------------------------------- ----------------------- ----------------------- --------------
1-------------------------------- ----------------------- ----------------------- --------------
0 -I----------------------1-----------------------1-----------------------1---------------------
Анатомия и Профессии, виды Нравственные Учебные предметы
жизненный путь труда категории
Рис. 3. Полигон распределений тематических статей по позиции « Человек» в учебнике Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»
Конкретизация распределений частотности представленности категорий по позиции «Мир» (Рис. 4) и «Человек» (Рис. 5) позволяет утверждать, что Я.А. Коменским уделяется большое внимание проблеме подготовки ребенка к жизни в социуме путем расширения его представлений о мире труда в процессе изучения школьных предметов. Значительный удельный вес имеют сведения, относящиеся к проблеме освоения содержания универсальных нравственных категорий как религиозного, так и светского (гражданского, правового, этического) характера.
Во второй серии исследования определялось качественное своеобразие позиции Я.А. Коменского в отношении педагогической проблематики. На основе подсчета частотности обращения педагога к вопросам воспитательной и дидактической направленности, было установлено, что они с определенной долей условности могут быть отнесены к двум тематическим линиям: проблеме «педагог - ребенок» и вопросам обучения грамотности. Результаты контент-аналитического исследования (единица анализа - концепт «педагогическая проблематика», единица счета - тематическая статья) представлены на Рисунке 2.
Педагог и ребенок
Звукосложение при обучении алфавиту
Рис. 4. Тематическое распределение изобразительных публикаций в учебнике Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» по педагогической проблематике. (Источники: факсимильные английские издания 1659, 1672; Нюрнбергское издание 1781 г.)
Как показано на гистограмме, Я.А. Коменский уделяет равное внимание как проблеме взаимоотношения педагога и ребенка, так и обучения грамоте в соответствии со звукоподражательным принципом. Педагог по отношению ребенку занимает ярко выраженную позицию «водительства», о чем свидетельствует не только текст, комментирующий иллюстрации («Я покажу тебе мир...»), но и выразительные и однозначно трактуемые как наставительные жесты педагога.
Значительное внимание уделено иллюстрациям, раскрывающим суть звукоподражательного способа изучения азбуки. Комплекс иллюстраций, посвященный определенной букве латинского алфавита, содержит элементы занимательности, характерной для дидактической игры: ребенок, самостоятельно рассматривая азбуку, должен прежде всего узнать животное, изображенное на рисунке, затем вспомнить, как звучит его речь, т.е. какой звук он издает. Далее ребенок сравнивает с графическим изображением буквы запись звуков речи животного, устанавливая, таким образом, связь между реальным миром, населенным животными и людьми, и символическим изображением образов реального мира. На Рисунке 5 приведен фрагмент из текста «говорящей азбуки» Я.А. Коменского2.
РиНиз р!рМ. ргрг РР
С.иси1ш с на Л у 1. кик ки
ЗрС Са гш НиаИш. егг Кг
Рис. 5. Фрагмент иллюстрированной азбуки Я.А. Коменского
Иллюстрации, используемые Я.А. Коменским в его «энциклопедии видимого мира», представляют различные грани этого мира. В дидактическом аппарате учебной книги, которая является средством развития познавательной активности ребенка, значительную роль играют структурные компоненты, позволяющие использовать элементы занимательности при реализации требований дидактического принципа наглядности.
Таким образом, в истории европейской педагогики процесс создания дидактических текстов назидательного и просветительского характера претерпел определенную эволюцию. С определенной долей условности можно выделить такие тенденции развития дидактических текстов, как
• переход от вербального наставления, обращенного к нравственным категориям, к развитию познавательного интереса ребенка через использование образов и событий реального мира как среды жизнедеятельности человека;
• от поддержки усердного освоения ребенком истин вероучения к его подготовке к жизни и труду в многогранном мире, основанном на сложном балансе социальных интересов;
• от использования в дидактической образовательной практике алгоритма «поощрение - наказание» к развитию его аналитических способностей через введение элементов игры и занимательности в дидактический аппарат учебной книги.
2 Использован иллюстративный материал, приведенный в работе Н.И. Куприянова [14]. 8
ЛИТЕРАТУРА
1. Гесиод. Труды и дни [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://lib.ru/POEEAST/GESIOD/trudy.txt (дата обращения 04.02.2014)
2. Квинтиллиан. О воспитании оратора [Текст] // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1981.
- С. 39 - 45.
3. Альфонси Петр. Учительная книга клирика [Текст] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В двух томах. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. Том 2. - С. 19-21.
4. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидаскалион [Текст] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В двух томах. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. Том 2. - С. 52-92.
5. Доминичи Джованни. Наставления в семейных делах [Текст] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В двух томах. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. Том 2. - С. 262-285.
6. Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан [Текст] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В двух томах. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. Том 2. - С. 111-137.
7. Констенечский Константин. Разъясненное сказание о буквах [Текст] // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В двух томах. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. Том 2. - С. 253-260.
8. Чудеса Девы Марии. Средневековые ЕХЕМРЬА. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://pryahi.indeep.ru/mythology/christian/exempla.html (дата обращения 04.02.2014)
9. Петрарка Франческо. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://renaissance.rchgi.spb.ru/Petrarca/opus6.htm (дата обращения
04.02.2014).
10 Федотова О.Д. Теоретико-методологическое развитие педагогики Германии и ФРГ
(конец XIX - 90-е гг. ХХ века) [Текст] / О.Д. Федотова // Сибирский психологический журнал, № 4, 2006. - С. 152-184.
11. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Концепт «интерес» в зарубежном педагогическом знании [Текст] /О.Д. Федотова, Н.А. Богданова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 10, 2011. - С. 86-98.
12. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. Предисловие. [Электронный ресурс]. иИЬ: http://gogr.narod.ru/coll/kom/preface.htm (дата обращения 04.02.2014).
13. Смоляницкий С.В. Три века Яна Амоса Коменского [Текст] / С.В. Смоляницкий. -М.: Детская литература, 1987. - 208 с.
14. Куприянов Н.И. Два жанра говорящей графики и художественная педагогика [Электронный ресурс]. иИЬ: http://gogr.narod.ru/theory/janr/janr.html (дата обращения 04.02.2014).
15. Федотова О.Д., Катичева М.Г. Контент как методологический индикатор реформы образования [Текст] / О.Д. Федотова, М.Г. Катичева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, № 2, 2011. - С. 19 - 29.
Рецензент: Белоусова Алла Константиновна, зав. кафедрой психологии образования Южного федерального университета, доктор психологических наук, профессор
REFERENCES
1. Gesiod. Trudy i dni [Jelektronnyj resurs]. URL: http://lib.ru/POEEAST/GESIOD/trudy.txt (data obrashhenija 04.02.2014)
2. Kvintillian. O vospitanii oratora [Tekst] // Hrestomatija po istorii zarubezhnoj pedagogiki: Ucheb. Posobie dlja studentov ped. institutov. M.: Prosveshhenie, 1981. -S. 39 - 45.
3. Al'fonsi Petr. Uchitel'naja kniga klirika [Tekst] // Antologija pedagogicheskoj mysli hristianskogo Srednevekov'ja: V dvuh tomah. M.: AO «Aspekt Press», 1994. Tom 2. -S. 19-21.
4. Gugo Sen-Viktorskij. Sem' knig nazidatel'nogo obuchenija, ili Didaskalion [Tekst] // Antologija pedagogicheskoj mysli hristianskogo Srednevekov'ja: V dvuh tomah. M.: AO «Aspekt Press», 1994. Tom 2. - S. 52-92.
5. Dominichi Dzhovanni. Nastavlenija v semejnyh delah [Tekst] // Antologija pedagogicheskoj mysli hristianskogo Srednevekov'ja: V dvuh tomah. M.: AO «Aspekt Press», 1994. Tom 2. - S. 262-285.
6. Vinsent iz Bove. O nastavlenii detej znatnyh grazhdan [Tekst] // Antologija pedagogicheskoj mysli hristianskogo Srednevekov'ja: V dvuh to-mah. M.: AO «Aspekt Press», 1994. Tom 2. - S. 111-137.
7. Konstenechskij Konstantin. Raz#jasnennoe skazanie o bukvah [Tekst] // Antologija pedagogicheskoj mysli hristianskogo Srednevekov'ja: V dvuh tomah. M.: AO «Aspekt Press», 1994. Tom 2. - S. 253-260.
8. Chudesa Devy Marii. Srednevekovye EXEMPLA. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://pryahi.indeep.ru/mythology/christian/exempla.html (data ob-rashhenija
04.02.2014)
9. Petrarka Franchesko. Moja tajna, ili Kniga besed o prezrenii k miru. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://renaissance.rchgi.spb.ru/Petrarca/opus6.htm (data obrashhenija
04.02.2014).
10 Fedotova O.D. Teoretiko-metodologicheskoe razvitie pedagogiki Germanii i FRG
(konec XIX - 90-e gg. HH veka) [Tekst] / O.D. Fedotova // Sibirskij psihologicheskij zhurnal, № 4, 2006. - S. 152-184.
11. Fedotova O.D., Bogdanova N.A. Koncept «interes» v zarubezhnom pedagogicheskom znanii [Tekst] /O.D. Fedotova, N.A. Bogdanova // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 10, 2011. - S. 86-98.
12. Komenskij Ja.A. Mir chuvstvennyh veshhej v kartinkah. Predislovie. [Jelektronnyj
resurs]. URL: http://gogr.narod.ru/coll/kom/preface.htm (data obrashhenija
04.02.2014).
13. Smoljanickij S.V. Tri veka Jana Amosa Komenskogo [Tekst] / S.V. Smoljanickij. - M.: Detskaja literatura, 1987. - 208 s.
14. Kuprijanov N.I. Dva zhanra govorjashhej grafiki i hudozhestvennaja pedagogika
[Jelektronnyj resurs]. URL: http://gogr.narod.ru/theory/janr/janr.html (data
obrashhenija 04.02.2014).
15. Fedotova O.D., Katicheva M.G. Kontent kak metodologicheskij in-dikator reformy obrazovanija [Tekst] / O.D. Fedotova, M.G. Katicheva // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, № 2, 2011. - S. 19 - 29.