Научная статья на тему 'Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки'

Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ / THE FUTURE TEACHER OF COMPUTER SCIENCE / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SELF-IMPROVEMENT / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE / СПЕЦИАЛИСТ / ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIALIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирка Ирина Валентиновна

В данной статье рассматривается суть профессиональной компетентности будущего учителя информатики, проанализировано понятие «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность будущих учителей информатики». Анализируются определения отечественных и европейских исследователей относительно профессиональной компетентности будущих учителей; раскрыто содержание профессиональных компетенций учителя информатики. Проведенный обзор и анализ научных исследований позволяет говорить, что, несмотря на наличие значительного количества разработок в этой области, проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки остается недостаточно исследованной. Основным требованием к образованию состоит в формировании компетентной личности, способной адаптироваться к социально-экономическим изменениям в условиях информатизации общества. При этом возросли требования и к профессиональной компетентности будущих учителей в целом и учителей информатики в частности. Компетентный преподаватель способен применять знания и умения эффективно и творчески в межличностных отношениях ситуациях, предполагающих взаимодействие с другими людьми в социальных и профессиональных средах. Уровень профессиональной компетентности преподавателя также характеризуется адаптационными способностями и уровнем сформированности саморегуляции преподавателя, интеллектуальной готовностью и практическими умениями налаживать эмоциональную чувствительность и активность в ситуациях межличностного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гирка Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS INFORMATICS PROFESSIONAL PREPARATION IN THE PROCESS

This article discusses the essence of the professional competence of the future teacher, analyzed the concept of «professional competence», «professional competence of future teachers of computer science». Analyzes the definition of domestic and European explorers regarding the professional competence of future teachers; disclosed the contents of the professional competencies of teacher. The review and analysis of research suggests that, despite the presence of a significant amount of development in this area, the problem of formation of professional competence of future teachers of computer science in the process of training remains under-investigated. The main requirement for the formation is the formation of a competent person, able to adapt to the socio-economic changes in the information society. This increased demand and to the professional competence of future teachers in general and science teachers in particular. A competent teacher is able to apply knowledge and skills to effectively and creatively in interpersonal relationships situations that involve interaction with other people in social and professional environments. The level of professional competence of the teacher is also characterized by adaptation abilities and level of development of self-teacher, intellectual preparedness and ability to establish emotional sensitivity and activity in situations of interpersonal interaction.

Текст научной работы на тему «Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки»

И.В. Гирка

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...

УДК 378:005.336.2

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

© 2015

И. В. Гирка, лаборант

Харьковская гуманитарно-педагогическая академия Харьковского областного совета, Харьков

(Украина)

Аннотация. В данной статье рассматривается суть профессиональной компетентности будущего учителя информатики, проанализировано понятие «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность будущих учителей информатики». Анализируются определения отечественных и европейских исследователей относительно профессиональной компетентности будущих учителей; раскрыто содержание профессиональных компетенций учителя информатики. Проведенный обзор и анализ научных исследований позволяет говорить, что, несмотря на наличие значительного количества разработок в этой области, проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки остается недостаточно исследованной. Основным требованием к образованию состоит в формировании компетентной личности, способной адаптироваться к социально-экономическим изменениям в условиях информатизации общества. При этом возросли требования и к профессиональной компетентности будущих учителей в целом и учителей информатики в частности. Компетентный преподаватель способен применять знания и умения эффективно и творчески в межличностных отношениях - ситуациях, предполагающих взаимодействие с другими людьми в социальных и профессиональных средах. Уровень профессиональной компетентности преподавателя также характеризуется адаптационными способностями и уровнем сформированности саморегуляции преподавателя, интеллектуальной готовностью и практическими умениями налаживать эмоциональную чувствительность и активность в ситуациях межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: управление, компетентность, профессиональная компетентность, будущий учитель информатики, самосовершенствование, мобильность, уровень профессиональной компетентности, специалист, образование.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Модернизация украинского образования одной из целей ставит подготовку квалифицированного специалиста ин-форматического образования соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и готового к постоянному профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, то есть профессионально компетентногор [1; 2; 3]. Информатическое образование в общей системе высшего педагогического образования является важной составляющей процесса преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, пронизывает другие направления общественного развития [4].

Недостаточная теоретическая исследованность проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики неблагоприятно сказывается на результатах профессиональной подготовки и приводит к противоречию между объективной необходимостью обеспечения качественной профессиональной подготовки и невозможностью ее осуществления без модернизации подходов к формированию профессиональной компетентности будущего учителя информатики.

Таким образом, опираясь на все вышеприведенное, можем утверждать, что профессиональный аспект формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики в процессе профессиональной подготовки требует более подробного изучения. Актуальность проблемы усиливается также наличием еще ряда противоречий, сложившихся в обществе между:

1) требованиями к качественной подготовки будущих учителей информатики и контролем за уровнем формирования у них профессиональной компетентности;

2) социальным заказом на состояние формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки и недостаточной теоретико-методологической разработанности этой проблемы;

3) наличие научных разработок по проблеме формирования профессиональной компетентности студентов в целом и отсутствием системы формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки в со-

временных высших педагогических учебных заведениях;

4) современным состоянием формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики и необходимостью определения благоприятных организационно-педагогических условий [5].

Проведенный обзор научных исследований позволяет говорить, что, несмотря на наличие значительного количества разработок в этой области, проблема формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки остается недостаточно разработанной.

Итак, актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования «Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки».

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В современных психолого-педагогических исследованиях значительное внимание уделяется определенным аспектам профессиональной подготовки будущего учителя, в частности содержанию педагогического образования (В. Алфимов, Г. Ельникова, М. Евтух, И. Зязюн, В. Луговой, Н. Ничкало, И. Пидласий, Г. Пономарева, А. Харьковская, Е. Хрыков), совершенствованию технологий обучения будущего учителя (В. Бондарь,

A. Мороз, Л. Петриченко, С. Савченко, Т. Яценко и др.), профессиональной готовности к педагогическому труду (Л. Кондрашова, Т. Сорочан), педагогической компетентности как совокупности качеств, определяющих эффективность профессионально-педагогической подготовки (В. Бездухов, Ю. Варданян, Г. Ельникова, В. Моторина Г. Пономарева, А. Харьковская, Л. Хоружая) [6, 7]; проблеме формирования личности учителя в процессе профессиональной подготовки (А. Абдуллина,

B. Белозерцев, А. Мороз, Г. Пономарева, Р. Скульский и др.).

Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих учителей исследовали Ю. Бабанский, В. Бондарь, А. Дубасенюк, В. Сластенин и др. Проблемы оптимизации содержания и средств,

И.В. Гирка

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...

способствующих повышению мастерства учителя, стали предметом исследования таких ученых, как В. Гусев, М. Евтух, И. Зязюн, М. Левковский, В. Семченко, Т. Сущенко, Н. Якса и др.

Однако в научных разработках вышеперечисленных авторов проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки рассматривается лишь частично. Следует отметить, что названные ученые не ставили целью всестороннего и тщательного исследования формирования профессиональной компетентности будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки в рамках целостного управленческого процесса.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализировать формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Современный этап развития образования характеризуется необходимостью повышения компетентности будущего специалиста в соответствии с запросами современного общества. Основным требованием к образованию становится формирование мобильной, разносторонне развитой, то есть компетентной личности, способной адаптироваться к социально-экономическим изменениям в условиях информатизации общества. При этом возросли требования и к профессиональной компетентности специалистов.

Профессиональная компетентность в психолого-педагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, которая отражает не только степень овладения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение человека жить и эффективно действовать в обществе [7].

В связи с новыми целевыми установками в образовании в качестве приоритета выходит подготовка профессионально компетентных специалистов, которая, в свою очередь, требует разработки и внедрения в практику эффективных форм управления этим процессом. В Законе Украины «О Высшем образовании» от 01.07.2014 № 1556^11 отмечается, что, повышение эффективности состояния формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовке в системе образования является ее стратегической задачей, в законе также декларируется необходимость учета различных аспектов в образовательном процессе вуза.

Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики в интеграции с наукой и производством [8;

9].

Модернизация образования - важный процесс для современного этапа развития системы образования. Повышение профессионального уровня преподавателя и формирования педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, требует обновления и привнесение гуманитарно-личностной направленности профессиональной компетентности современного педагога [10].

Компетентный преподаватель способен применять знания и умения эффективно и творчески в межличностных отношениях - ситуациях, предполагающих взаимодействие с другими людьми в социальных и профессиональных средах. Профессиональная компетентность преподавателя определяется стремлением к преодолению препятствий и достижением высоких результатов в учебном процессе, желанием самосовершенствоваться, реализовывать свой интеллектуальный, профессиональный, личностный потенциал и способностью адаптиро-

ваться к гибким изменениям в эмоционально-социальном опыте в процессе решения нетипичных, нестандартных управленческих задач. Уровень профессиональной компетентности преподавателя также характеризуется адаптационными способностями и уровнем сформиро-ванности саморегуляции преподавателя, интеллектуальной готовностью и практическими умениями налаживать эмоциональную чувствительность и активность в ситуациях межличностного взаимодействия. Компетентность как важнейшая составляющая профессиональной культуры воспроизводит определенный уровень интеллектуальной, психологической и функциональной готовности и способности, которые отражают знания, убеждения, навыки и умения в профессиональной деятельности, и обусловливают в своем единстве качественную определенность профессионала.

Требования к уровню подготовки выпускника факультета педагогического образования (учитель информатики) отражены в Государственном образовательном стандарте высшего педагогического образования. Стандартом предусмотрена дифференциация требований по двум основным направлениям подготовки специалистов в образовательной и профессиональный. Требования к уровню профессиональной подготовки включают обобщенные знания и умения по дисциплинам психолого-педагогического и предметного блоков. Данные требования, по нашему мнению, не соответствуют потребностям практики подготовки учителя информатики, так как согласно этим стандартам при обосновании содержания педагогического образования структурированию подвергается только совокупность знаний и педагогических умений [11]. В этом мы усматриваем невозможность адекватного отражения (как на содержательном, так и на уровне методов) профессиональной деятельности учителя информатики в системе профессионального педагогической подготовки.

Стандарт может быть только ориентиром при определении содержания компонентов профессиональной подготовки как объекта оценки [6]. На сегодняшний день профессиональная компетентность будущего учителя информатики представляет собой обобщенное личностное образование, включающее в себя высокий уровень его теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки[12].

Н. Кузьмина, профессиональную компетентность будущего учителя информатики определяет как способность превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности ученика с учетом ограничений и предписаний, наложенных на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которых он осуществляется [13].

Однако, автор подает профессиональную компетентность будущего учителя информатики как способность, что не соответствует нашему пониманию профессиональной компетентности как совокупности.

Более приемлемым для нас является определение М. Лебедевой и А. Шиловой, которые профессиональную компетентность учителя информатики определяют как интегративное качество личности учителя, выражающаяся в наличии совокупностей ключевых компетенций специалиста, формируется в процессе его профессиональной подготовки. Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики в условиях вуза происходит посредством развития имеющихся ключевых компетенций как наиболее универсальных надпредметных компетенций, соответствующих широкому спектру деятельности специалиста [14].

Проанализировав научно-педагогическую литературу [4; 5; 6; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 18] и современные специальные периодические издания [7; 14; 19; 20], отметим, что профессиональная компетентность учителя информатики обеспечивается совокупностью ключевых, базовых (педагогических), инструментальных, систем-

И.В. Гирка педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ... науки

ных и специальных компетенций, причем специальные отражают специфику его предметной сферы деятельности [21; 22; 23; 24; 25].

Следующим этапом нашего исследования является рассмотрение сущности и особенностей формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики.

В педагогической литературе «формирование» определяется как процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений [15, 169].

В. Сластенин под формированием понимает процесс овладения совокупностью устойчивых свойств и качеств личности [16].

Как отмечает Н. Болюбаш, педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов, в результате которой осуществляется формирование профессиональной компетентности будущих специалистов, происходит при совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: цели, содержания, средств, форм и методов обучения. Формирование профессиональной компетентности является процессом, который направлен на усиленную совместную деятельность преподавателя и студентов в процессе профессионального обучения, использование усовершенствованных содержания, методов, средств и форм обучения, направленных на формирование комплекса ключевых компетенций для данного вида деятельности и профессиональной компетентности как интегральной черты личности [17].

Таким образом, формирование профессиональной компетентности представляет собой процесс становления профессионализма, заключающийся в образовании, самообразовании и саморазвитии будущего специалиста.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Профессиональная компетентность будущих учителей информатики определяется как совокупность компетенций (базовая, профессиональная, информационная, аналитическая, коммуникативная, проективная, инструментальная (техническая, технологическая) и научно-исследовательская, межличностная), и качеств, а также соответствия знаний, умений и навыков их применения, приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, современным достижениям науки и практики в этой области, владение основами менеджмента. В соответствии с этим формирование профессиональной компетентности будущих учителей информатики мы определяем как процесс овладения совокупностью компетенций (базовая, профессиональная, информационная, аналитическая, коммуникативная, проективная, инструментальная (техническая, технологическая) и научно-исследовательская, межличностная), и качеств, а также соответствие знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, их применению, современным достижениям науки и практики в этой области. Как показывают исследования диапазон профессиональной компетентности очень широкий, позволяющий сформировать высокий уровень подготовки будущих учителей информатики.

Рассматривая профессиональную компетентность будущих учителей информатики можно ее определить как совокупность компетентностей (базовая, специальная, информационная, аналитическая, коммуникативная, инструментальная и научно-исследовательская, межличностная), которые формируют готовность и способность личности преподавателя воспринимать и адекватно отвечать на профессионально-педагогические потребности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Харьковская А. А. Проблемы и тенденции развития высшего образования / А. А. Харьковская // Materialy X mezinarodni vedecko-prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy - 2014», Praha, 27 ledna-05 mora 2014 roku. - Praha: Pabl. House «Education and Science» s.r.o., 2014. - Dil. 18: Pedagogika. - S. 34-37.

2. Kharkivs'ka A. A. Criteria for the evaluation of the innovation development program quality in an institute of higher education / A. A. Kharkivs'ka // Fundamental science and technology - promising developments III: proceedings of the Conference. North Charleston, USA, 24-25.04.2014. - North Charleston, 2014. - Vol. 2. -Р. 79-85.

3. Харшвська А. А. Аналiз шляхiв удосконалення змь сту професшно! подготовки майбутнього вчителя шформатики / А. А. Харшвська // Актуальш про-блеми державного управлшня, педагопки та психологи: зб. наук. пр. Херсон. нац. техн. ун-ту. - Херсон: Гршь Д. С., 2014. - С. 172-174.

4. Губа Н. В. Теоретико-методолопчш засади форму-вання управлшсько! культури вчителя - майбутнього менеджера освети: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.04 / Н. В. Губа. - З., 2010. - 450 с.

5. Сльникова Г. В. Науковi основи розвитку управлшня загальною середньою осветою в регюш: монографiя / Галина Василiвна Сльникова. - К.: ДАККО, 1999.

- 303 с.

6. Харшвська А. А. Теоретичш i методичш засади управлшня шновацшним розвитком вищого на-вчального педагопчного закладу: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.06 / Алла Анатоллвна Харшвська - Л., 2012. - 399 с.

7. Харшвська А. А. Управлшня яшстю тдготовки майбутшх учителiв iнформатики в умовах модерш-зацii освiти / А. А. Харшвська // Вюник Черкаського ушверситету. Сер.: Педагогiчнi науки / Черкас. нац. ун-т iменi Богдана Хмельницького. - Черкаси, 2013.

- Вип. 36 (289). - С. 135-139.

8. Харшвська А. А. Професшна компетентшсть сту-денпв - показник якосп вищо! педагогiчноi освгги / А. А. Харкiвська // Dynamika naukowych badan -2013: materialy IX miedzynarodowej naukowi-prak-tycznej konferencji. (07-15 lipca 2013). Pedagogiczne nauki. - Przemysl: Nauka i studia, 2013. - № 7 - S. 2126.

9. Школаенко С. М. Теоретико-методолопчш основи управлшня шновацшним розвитком системи освь ти Украши: монография / Сташслав Миколайович Нiколаенко. - К.: Нац. торг.-екон. ун-т, 2008. - 419 с.

10. По^бна Н. С. Педагопчш засади шновацшно! управлiнськоi' дiяльностi: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Неля Сергивна Погрiбна. - К., 2006. - 201 с.

11. Рожнова Т. £. Управлiння професшно-техшчним навчальним закладом на засадах шновацшних технологiй: дис. . канд. пед. наук: 13.00.06 / Тетяна Свгешвна Рожнова. - К., 2012. - 285 с.

12. Постанова каб. Мшс^в «Про розроблення дер-жавних стандарпв вищо! освiти» в^д 7 серпня 1998 р. № 1247, - Кив.

13. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 89 с.

14. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? [Текст] // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-100.

15. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с., С. 169.

16. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1977. - 362 с.

17. Болюбаш Н. М. Формування професшно!

И.В. Гирка

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...

компетентносп майбутшх економюпв засобами мережевих технологш: дис. кандидата пед. наук: 13.00.04. «Теорiя i методика професшно! освети» / Надiя Микола!вна Болюбаш. - Ялта, 2011. - 290 с.

18. Професшна освета: словник: навч. пос. / [уклад. С. У. Гончаренко та iн.; ред. Н. Г. Ничкало]. - К.: Вища шк., 2000. - 149 с.

19. Гирка И. В. Формирование информатической компетентности будущих учителей информатики / И. В. Гирка / Современный научный вестник Сер.: Педагогические науки. Физическая культура и спорт: науч.-теорет. и практ. журн. - 2014. -№ 28 (224). - С. 12-16.

20. Гирка I. В. Професшна компетентшсть майбутньо-го вчителя шформатики / I. В. Гирка /Актуальш проблеми наукового й осветнього простору в умо-вах поглиблення eвроiнтеграцiйних процесiв: збiр-ник тез доповщей Мiжнародноl науково-практично! конференцп, 14-15 травня 2015 р., Мукачево. Том 1 / Ред.кол.: Щербан Т. Д. (гол.ред.) та iн. - Мукачево: Вид-во «Карпатська вежа», 2015. - 390 с.

21. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информа-

тики в условиях университетского образования // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 43-46.

22. Мухидинов М.Г. Развитие технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 87-89.

23. Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49-53.

24. Абдуразаков М.М., Магомедова А.А. О некоторых аспектах формирования профессионализма у современного педагога в условиях информатизации образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 132-134.

25. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.

FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS INFORMATICS PROFESSIONAL PREPARATION IN THE PROCESS

© 2015

I. V. Gyrka, laboratory

Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy Kharkiv Regional Council, Kharkiv (Ukraine)

Abstract. This article discusses the essence of the professional competence of the future teacher, analyzed the concept of «professional competence», «professional competence of future teachers of computer science». Analyzes the definition of domestic and European explorers regarding the professional competence of future teachers; disclosed the contents of the professional competencies of teacher. The review and analysis of research suggests that, despite the presence of a significant amount of development in this area, the problem of formation of professional competence of future teachers of computer science in the process of training remains under-investigated. The main requirement for the formation is the formation of a competent person, able to adapt to the socio-economic changes in the information society. This increased demand and to the professional competence of future teachers in general and science teachers in particular. A competent teacher is able to apply knowledge and skills to effectively and creatively in interpersonal relationships - situations that involve interaction with other people in social and professional environments. The level of professional competence of the teacher is also characterized by adaptation abilities and level of development of self-teacher, intellectual preparedness and ability to establish emotional sensitivity and activity in situations of interpersonal interaction.

Keywords: management, competence, professional competence, the future teacher of computer science, self-improvement, mobility, the level of professional competence, specialist education.

УДК 316.752:316.4.051.62

ВЗГЛЯД МОЛОДЕЖИ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА

© 2015

Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Познавая мир и развиваясь, каждый человек понимает и оценивает его. На что направить свои усилия, что является главным в жизни, каким путем пойти, чтобы не ошибиться - решению этих вопросов способствует именно система ценностей, которая является одной из основополагающих составляющих культуры человека. Осознание человеком значимости вещей определяет его личностные качества. Для одних важны материальные вещи, для других - духовные ценности. Благодаря ценностям человек планирует жизнь, регулирует ее процессы, что свидетельствует об упорядоченности социального мира. Молодежь в условиях инноваций и технологий быстрее адаптируется, чем взрослое население. В исследовании была поставлена задача, выяснить мнение молодого поколения о качественных характеристиках современного человека. Данные показали, что в пятерку значимых качеств современного человека тольяттинская молодежь включает: физическую форму и здоровье, чувство юмора и общительность, энергичность и предприимчивость, эрудицию и начитанность, умение пользоваться компьютером. Примерно половина юношей и девушек выражает уверенность в том, что они соответствуют требованиям современности. Почти половина респондентов выражают меньшую степень уверенности в этом.

Представления о самооценке личностных качеств с позиций современности зависит, с одной стороны, от проявлений самостоятельности, с другой, от взаимоотношений с родителями и субъективной оценки материального положения семьи. Представления о современности родителей характеризуют субъективную дистанцию, которая отделяет молодое поколение от взрослых. Результаты исследования показали: менее половины всех опрошенных указало на современность обоих родителей. Респонденты указывают, хорошие отношения между всеми членами семьи там, где обоих родителей называют современными. Представления подростков о современности родителей связаны с самооценкой современности личностных качеств. Оценка респондентами своего отношения к современности зависит от таких факторов как заинтересованность в политических новостях, в техническом прогрессе, стремление следовать моде, притязания, межличностные взаимоотношения в семье, материальное положение семьи, статус и

образованность родителей._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.