INFORMATION-ANALYTICAL MAINTENANCE OF HEALTH AND QUALITY OF LIFE MANAGEMENT OF THE REGION POPULATION
L.A. Terent'ev, R.R. Saakyan
The brunch of the Russian state social university in Anapa Turgeneva str., 261, Anapa, Russia, 353440
Information-analytical maintenance is a necessary condition of efficient control processes of improvement of quality of the life of population at regional and municipal levels. In article the modern condition of monitoring of health and quality of the life of population at a regional and municipal level is analyzed, ways of the decision of the given problem are defined. The special role is allocated to an intellectual control system of quality of life and health.
Keywords: quality of life, health, monitoring, information-analytical system, information-analytical support.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СОЦИАЛЬНОМ ВУЗЕ
Л.А. Терентьев
Филиал Российского государственного социального университета в городе Анапа ул. Тургенева, 261, Анапа, Россия, 353440
Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у детей и молодежи в условиях образовательного пространства. В статье представлены материалы мониторинга здоровья студенческой молодежи и концепция охраны здоровья здорового человека в условиях высшей школы на примере филиала РГСУ в г. Анапа (Краснодарский край).
Среди целевых групп населения, нуждающихся в пристальном внимании с точки зрения охраны их здоровья, особое место занимают подростки-школьники и студенческая молодежь [1]. От семьи они уже отошли, а социальную и экономическую зрелость еще не приобрели. Являясь носителями репродуктивного, творческого, экономического потенциала страны, они в то же время оказываются наиболее реактивной частью населения, одним из наименее социально защищенных его слоев.
Здоровье подростков жизненно важно для любой нации, ее благополучия в будущем. Между тем в России в настоящее время оно неуклонно ухудшается.
Среди факторов ухудшения здоровья подростков и молодежи одно из первых мест занимает высокая распространенность саморазрушающих видов поведения, в числе которых потребление психоактивных веществ, алкоголя, курения. Не снята проблема преступности среди несовершеннолетних, распространения наркомании. В обозначенных проблемах общества повышается роль образовательных учреждений в воспитании физически, психически и нравственно здоровой личности.
Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остается в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью. Поэтому необходимо уже со школьной скамьи ориентировать молодых людей на серьезное отношение к вопросам охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности [2]. Сегодня здоровье и качество жизни учащейся молодежи признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. Нельзя забывать: от того, какое здоровье будет у молодежи, зависит благополучие будущей молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны.
Молодежь должна быть здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению. Формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста, резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для которого наиболее значимо грамотное планирование семьи (включая предотвращение нежелательной беременности), обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.
Начиная с 1990 года, на курорте Анапа проводится мониторинг состояния здоровья детей, а с 2000 года — мониторинг здоровья и качества жизни подростков-школьников и студенческой молодежи. Ежегодный мониторинг состояния здоровья студенческой молодежи проводится в рамках работы проблемной лаборатории «Качество жизни населения» филиала РГСУ в г. Анапе доказывает актуальность проблемы сохранения здоровья здорового человека как фактора национальной безопасности. Потребность в разработке концепции охраны здоровья здорового человека в условиях высшей школы, в формировании здорового образа жизни вызвана низким уровнем культуры здоровья у студентов и сохраняющимся потребительским отношением к собственному здоровью.
Традиционными демографическими показателями состояния здоровья населения являются смертность, заболеваемость, инвалидность и физическое развитие. Данные, полученные за десять лет по Краснодарскому краю, позволили сделать следующие выводы. Смертность — один из наиболее объективных и важных по-
казателей здоровья населения. Показатели смертности подростков-юношей — выше по сравнению с женским контингентом этого же возрастного периода в 2— 3 раза на протяжении всех анализируемых лет. Максимальная неустойчивость показателей смертности и наиболее выраженная реакция на неблагоприятные социально-экономические условия общества характерна для мужчин — взрослых и подростков.
У подростков среди причин смерти преобладают так называемые внешние причины травмы, отравления и несчастные случаи. Болезни в качестве причины смерти встречаются у подростков в несколько раз реже по сравнению с внешними, неестественными причинами, имеющими ярко выраженный поведенческий характер.
Анатомо-физиологические и психологические особенности подросткового возраста обусловливают особую незащищенность, ранимость подростка, зависимость от влияния окружающей среды как на биологическом, так и на социально-психологическом уровне.
Сравнительный анализ заболеваемости различных возрастных групп населения показал, что наиболее негативные изменения характерны для подростков 15—17 лет.
В структуре общей заболеваемости подростков первое место занимают болезни органов дыхания, доля которых составляет до 50%, на втором месте находятся болезни нервной системы и органов чувств. Обращает на себя внимание значительный рост эндокринных нарушений и болезней мочеполовой системы, значимость которых для подросткового возраста особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции.
Растет инвалидность среди детей и подростков (с 2000 г. по 2005 г. показатель инвалидности у детей от 0 до 17 лет включительно имел тенденцию к постепенному росту — на 23% в общем за эти годы). В структуре детской инвалидности по возрастным группам наиболее велик удельный вес в возрастной группе 15 лет — 24%; наименьший — от 0 до 4 лет — 10%. Среди заболеваний, приведших в 2006 году к первичной инвалидности детей в возрасте до 18 лет наибольший удельный вес занимают психические расстройства — 33,44%, болезни нервной системы — 22,24%, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения — 13,46%.
Сегодня по-прежнему актуальны факты безответственного отношения людей, в том числе молодежи, к своему здоровью. Основной акцент в представлениях о здоровье делается на соматических и психологических аспектах, в то время как социальной и духовной составляющим здоровья практически не уделяется внимания. Наблюдается тенденция отказа от личной ответственности за свое здоровье (ответственность делегируется либо родителям, либо государству, либо медицине). Недостаточно осознаются внутренние ресурсы организма и психики, отмечаются крайне пессимистические прогнозы на будущее как относительно своего здоровья, так и относительно здоровья населения в целом. В большинстве случаев фикси-
руется незнание основных способов самооздоровления. Здоровый образ жизни оценивается как система искусственно принятых мер, призванных искоренить устоявшиеся вредные привычки и избавить человека от уже приобретенных недугов, а не как естественный способ существования. Все это можно обобщенно определить как низкий уровень культуры здоровья молодежи. Поэтому важнейшими общественными и педагогическими задачами становятся: развитие у молодежи потребности в ответственном отношении к своему здоровью; развитие сен-зитивности к его уровню; развитие умений и навыков его коррекции.
Основная цель концепции филиала РГСУ в г. Анапе по охране здоровья здорового человека в условиях высшей школы заключаются в следующем:
— в создании системы активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья студенческой молодежи;
— в реализации потенциала здоровья студенческой молодежи для успешного обучения, ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленного на снижение заболеваемости, инвалидизации;
— в улучшении качества жизни, повышения адаптационных механизмов.
Основными задачами концепции являются:
— разработка перспективных программ и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по охране здоровья здорового человека, укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
— создание комфортного микроклимата для развития свободной личности, способной адаптироваться и самоутверждаться в условиях реконструризации российского общества;
— поддержка студенческих инициатив и духовной активности в целях реализации государственной молодежной политики;
— совершенствование профилактической работы по предупреждению правонарушений среди студентов, по употреблению наркотических средств и алкоголя;
— создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах студенческой жизнедеятельности, коллективной студенческой самоорганизации;
— утверждение отношений сотрудничества студентов и преподавателей в самоуправлении филиала;
— расширение информационного и воспитательного пространства через интеграцию образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, что обеспечивает приобщение студентов к нравственным, духовным ценностям, формирование физически, психически и социально здоровой личности.
Высшее учебное заведение продолжает оставаться основным социальным институтом в решении данной задачи еще и потому, что в результате введения конституционного запрета на цензуру расширилось и преобразилось информационное поле: на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию и наркоманию.
В этих условиях задачи охраны здоровья здорового человека и создания здо-ровьесберегающего образовательного пространства для педагогического коллектива филиала РГСУ в г. Анапе стала приоритетной [3].
Понятие здоровья нами рассматривается как способность человека к преодолению неблагополучия, самосохранения и саморазвития. Под здоровьесберега-ющим образовательным пространством понимается инфраструктура с особым микроклиматом, создаваемая творческим сотрудничеством педагогов, педагогов и администрации, педагогов и студентов, студентов и абитуриентов. Одним из основных индикаторов системности является создание в учебном заведении высоконравственной воспитывающей атмосферы, благоприятной воспитательной среды.
Здоровьесберегающее образовательное пространство для студентов существует лишь в условиях, когда учитываются их интересы, имеются возможности для самовыражения, самореализации личности и ее приобщения к общечеловеческим и духовным ценностям, постижения коммуникативной культуры. Когда учебное заведение усиливает защитную ориентированность деятельности в целях формирования социальной и профессиональной мобильности студентов, сохранения их здоровья, творческих и интеллектуальных способностей, воспитания таких качеств, как патриотизм, гуманизм, благородство, милосердие, моральная чистота, профессиональная гордость, ответственность за свои поступки, за свой выбор.
Изучение личности студента сегодня осуществляется через тестирование, наблюдение, анкетирование, интервьюирование. Результаты мониторинга здоровья студенческой молодежи постоянно доводятся до педагогического коллектива, родителей и общественности.
Опыт работы убеждает, что сохранить здоровье студентов, оградить их от вредных привычек возможно не столько проведением профилактических бесед, сколько вовлечением большинства студентов в научно-поисковую, исследовательскую, творческую, художественную, спортивную и другие виды работ.
Результативность работы по охране здоровья здорового человека и созданию здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от успешного сотрудничества коллектива студентов и преподавателей с такими социальными партнерами как Комитет по физической культуре и спорту, Управление по делам молодежи, Управление образования, Централизованная библиотечная система, Краеведческий и археологический музеи, наркологическое отделение городской поликлиники, РОВД. Эффективность сотрудничества зависит от совершенствования форм взаимодействия (круглый стол, творческие встречи, научно-творческие исследования, уроки на базе музеев, литературно-музыкальные вечера, концерты, классные часы с приглашением руководителей, главных специалистов, представителей творческой интеллигенции, правоохранительных органов, ветеранов, родительские собрания и т.д.) с вышеперечисленными организациями и учреждениями.
Педагогический коллектив филиала РГСУ в г. Анапе постоянно развивает и поддерживает молодежные инициативы, студенческую самоорганизацию. В фи-
лиале открыты клубы по интересам, работает театр «Аквариум», кружок социально-правовой защиты «Гарант» и политический клуб «Мы и политика», творческий ансамбль «Реальный стиль», КВН. Студенческое самоуправление организуется через вовлечение молодежи в работу студенческого совета, студенческий волонтерский отряд «Ничего не жалей для людей», школу студенческого актива.
На основании концепции «Охраны здоровья здорового человека» разработаны: учебный курс по формированию здорового образа жизни «Здоровье здорового человека»; программа по поддержке и развитию студенческого творчества «Мы ищем таланты»; социальный проект развития волонтерского движения «За здоровый образ жизни».
Основными ориентирами для оценки результативности созданной воспитательной системы по формированию здоровья здорового человека и создания здо-ровьесберегающего образовательного пространства является информация по обратной связи (ВУЗ — судьбы выпускников), отзывы родителей студентов, руководителей баз производственной практики и работодателей о профессиональной компетентности и человеческих качествах студентов и выпускников филиала, руководителей учреждений и общественных организаций, свидетельствующие о достаточно высоком уровне и качестве системы воспитательной работы, позитивная информация правоохранительных органов; результаты смотров, конкурсов, фестивалей различных уровней и направлений, анализы анкетирования студентов по проблеме «Я и ВУЗ».
Статус подростков и студенческой молодежи, которым принадлежит ведущая роль в демографических процессах XXI века, характеризуется неблагоприятными тенденциями смертности, заболеваемости и инвалидности. Забота о здоровье детей и молодежи должна включать, в первую очередь, внимание к его психологическому благополучию, социальной идентификации и адаптации к требованиям общества. Принятие законодательных документов, препятствующих распространению потребления сигарет, алкоголя и наркотиков — это первый важный шаг, который должно сделать государство навстречу здоровью детей и молодежи, а также к числу первоочередных задач в этой области можно отнести следующее:
— формирование системы социальных норм в области здоровья, создание моды на здоровье;
— повышение уровня информированности населения о методах заботы о здоровье, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний путем введения в образовательные учреждения новой дисциплины «Здоровье здорового человека».
Создание в образовательных учреждениях эффективных условий обучения и воспитания на принципе здоровьесбережения предполагает:
— формирование ценностного отношения к здоровью у всех участников образовательного процесса;
— внедрение интегрированных курсов для преподавательского состава и обучающихся по основам содержания, укрепления и комплексного контроля здоровья личности с целью оздоровления и коррекции образа жизни;
— создание здоровьесберегающей инфраструктуры, в которой должны быть представлены: спортивно-оздоровительная база, службы психологической и социальной поддержки, медико-диагностическая и мониторинговая службы;
— разработка адаптационных программ для учащихся школ, абитуриентов и первокурсников профессиональных учебных заведений;
— разработка программ психологической поддержки участников образовательного процесса, оказание психологической поддержки родителям учащихся.
Не решение этих проблем сегодня приведет в ближайшем будущем к экономическим и социальным потерям населения и трудовых ресурсов, в том числе увеличением затрат на программы социальной защиты населения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Елькова Л.С. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства высшей школы: Автореф. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — 24 с.
[2] Захаров В.Б. Современное биологическое образование: основные тенденции, проблемы, перспективы развития. Дис. ... докт. пед. наук. — М., 2003. — 230 с.
[3] Терентьев Л.А., Елькова Л.С., Радзивилова М.А., Зиновьева Э.Х. Здоровье здорового человека: Учеб.-метод. пособие — М.: Анапа, 2006. — 131 с.
FORMATION OF HEALTHSAVINY ENVIRONMENT IN THE SOCIAL UNIVERSITY
L.A. Terent'ev
The brunch of the Russian state social university in Anapa Turgeneva str., 261, Anapa, Russia, 353440
The article is about formation of healthy way of children and young people's life while being in conditions of educational sphere. The article represents the materials of monitoring of students health and the conception of saving a healthy person in a higher school conditions due to the example of the branch of the R.G.S.U. in Anapa (Krasnodarsky kray).
The key words: monitoring, healthsaving, educational sphere, healthsaving area.