УДК / UDC 377 Н. Л. Дочкина, кандидат медицинских наук, заведующая Центром
содействия укреплению здоровья студентов, ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж», г. Кемерово, Россия, [email protected]
Nathalie Dochkina, PhD in Medicine, head of health enhancement center for students, Kemerovo Regional Medical College, Kemerovo, Russia, [email protected]
формирование здоровьесберегающей компетентности студентов
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
formation of salubrious competences of students at the academic organization
Здоровье и физическое развитие современной студенческой молодежи рассматривается как один из индикаторов качества их подготовки, уровня социальной и творческой активности, как экономический продукт, повышающий конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение всей жизни человека и в течение всей профессиональной деятельности специалиста. При изучении ФГОС обращает на себя внимание большое количество аспектов, напрямую связанных с формированием культуры здоровья, формированием здорового образа жизни. В статье рассмотрены возможности использования требований ФГОС в воспитательно-образовательном учреждении профессионального образования для формирования здоровьесберегающих компетентностей у студенческой молодежи.
Soundness and physical development of contemporary academic youth is regarded as an indicator of training quality, level of social and creative activities, as economy product enhancing competitiveness of the graduates on the labour market. Healthy lifestyle should be formed purposefully and gradually during the human’s life and during the whole professional activity of a specialist. The Federal State Educational Standard (FSES] draws your attention to the numerous aspects directly connected with healthy culture formation and healthy lifestyle formation. The paper overviews possibilities of using requirements of the FSES at the vocational organization in order to form salubrious competences among academic youth.
Ключевые слова, здоровьесбережение,
компетентность, студенты.
Keywords: salubrious activities, competence, students.
Здоровье нации является неотъемлемой частью общественного богатства и ключевым ресурсом развития государства, а показатели состояния здоровья населения - важным критерием качества жизни общества [4]. Проблема исключительной важности здоровья современного человека обусловливает необходимость включения молодежи в решение вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья, вне зависимости от ее профессионального выбора, т. к. от уровня здоровья молодежи зависят ее жизненные планы, в том числе профессиональная подготовка, стремление к социальному развитию, создание семьи и рождение детей. То есть именно те факторы, которые предопределяют развитие страны в целом.
К сожалению, многочисленные социологические исследования, которые проводятся в нашей стране, свидетельствуют о сохраняющемся неблагополучии в состоянии здоровья детей и подростков. Так, по данным Научноисследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук почти 80% учащихся 9-11-х классов в связи с отклонениями в состоянии здоровья имеют ограничения в выборе профессий, т. к. их трудовая деятельность, возможно, будет осуществляться в условиях контакта с вредными производственными факторами, что может привести к прогрессированию патологии. Десять лет назад численность таковых лиц составляла 56 %. Причем ограничения в выборе профессии у подростков
в настоящее время обусловлены в 65 % случаев наличием хронических заболеваний и в 35 % случаев - имеющимися выраженными функциональными нарушениями [6].
Состояние здоровья, как известно, является интегральным критерием, отражающим совокупное влияние комплекса факторов окружающей среды, в том числе условий воспитания, обучения, трудовой деятельности, образа жизни. В сохранении и формировании здоровья первостепенная роль все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением [5].
«Создание условий и формирование... особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности. о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения» является одной из основных задач Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [4].
В ГОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» более десяти лет проводится изучение образа жизни студентов. В 2010 году мы провели исследование динамики образа жизни студентов образовательных учреждений начального (НПО] и среднего (СПО] профессионального образования за последние семь лет
- с 2003 по 2010 гг.
В результате исследования были выявлены следующие факты:
- за исследуемый период отношение к режиму дня не изменилось - большинство студентов (НПО - 40 % и СПО - 43,5 %] его не придерживаются, хотя незначительно (на 4 %] увеличилось число лиц, старающихся его придерживаться. Основной причиной несоблюдения режима дня сегодня является нерациональное использование собственного времени (каждый третий студент], увеличилось число ленивых студентов в отношении режима дня на 6,1 %, и в то же время на 15 % уменьшилось число студентов, считающих причиной большие учебные нагрузки;
- в отношении режима питания также сохраняются прежние тенденции - большинство 72 % его не придерживаются, увеличилось число студентов, часто питающихся всухомятку. Отмечено и увеличение числа студентов (с 53,3 % до 74,2 %], считающих причиной несоблюдения режима питания собственную неор-
ганизованность;
- в нашем исследовании мы получили данные о снижении числа курящих студентов с 33,6 % до 19,4 % респондентов, вызвал интерес изменения возраста начала курения - семь лет назад каждый третий студент начинал курить в возрасте 15 и 17 лет, сегодня большинство - 60 % начинают курить с 13-14 лет;
- за данный период изменилось отношение к курящим: в 1,5 раза снизилось число безразличных студентов, в 2,3 раза увеличилось число лиц, которым неприятны курящие сверстники;
- длительность сна у большинства студентов сохраняется - 6-7 часов;
- несколько увеличилось время пребывания на свежем воздухе - с 30 минут до 1,5 часов;
- значительной положительной динамикой является изменение физической активности студентов - в 2 раза возросло число студентов регулярно занимающихся физической культурой;
- за прошедшие семь лет сохраняется низкая медицинская активность молодежи: большинство нерегулярно обращаются к медицинским работникам - около 70 %, спустя какое-то время - 38,1 % и 58,6 % соответственно. Некоторой положительной динамикой можно считать увеличение числа студентов, которые в случае заболевания сразу же обращаются к врачу - в 2 раза;
- несмотря на то, что большинство студентов ведут не совсем здоровый образ жизни, желание изменить его в сторону сохранения здоровья присутствует в 70 % случаев.
Хотелось бы напомнить, что установка на здоровый образ жизни появляется у человека не сама по себе, а формируется в результате определенного психологического и педагогического воздействия. Поэтому современные образовательные учреждения должны быть учреждениями, призванными растить физически и психически здоровых граждан, формировать у них потребность в хорошем здоровье, научить ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания [3]. Для этого основной стратегией любого образовательного учреждения должна стать такая организация воспитательно-образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их
здоровью, т. е. стратегия здоровьесбережения.
В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании [1].
Данный подход трактует компетенции, как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы] действий, системы ценностей и отношений], которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Среди десяти основных компетенций, которые в дальнейшие проявляются как компетентности, И. А. Зимняя выделяет следующую: «компетенция, относящаяся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни» [2].
Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся, по мнению И. А. Зимней, его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием] и опытом. Отсюда, компетентность здоровьесбережения можно представить в виде основы бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека [2].
Исходя из опыта работы государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кемеровский областной медицинский колледж» (ГОУ СПО «КОМК»] по реализации и внедрению в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, формирование здоровьесберегающей компетентности студентов основывается на следующих очевидных моментах:
- освоение знаний, приобретение навыков
по вопросам здоровья и способам его укрепления, принципам ЗОЖ, в рамках освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
- повседневное функционирование каждого студента в условиях, направленных на сохранение, укрепление здоровья, которые формируются или должны формироваться в каждом ОУ ПО;
- личное участие в оздоровительных и профилактических мероприятиях разной направленности и уровней в целях накопления опыта своей деятельности для использования в своей жизнедеятельности, семейной и профессиональной.
В условиях перехода системы профессионального образования на новые образовательные стандарты справедливо возникает вопрос о месте в них здоровьесберегающих технологий. Для ответа на этот вопрос необходимо внимательно изучить все структурные составляющие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС], требования к реализации основных образовательных программ, представленные в них компетенции. На основании анализа ФГОС, требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, мы выделили те, которые имеют непосредственное отношение к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
В части требований ФГОС к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП] указывается на то, что образовательное учреждение «обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся.». Данное требование перекликается с обязанностями образовательного учреждения, отмеченными в ст. 51, 32 (п.2.3] Закона РФ «Об образовании»
- «создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся». Помимо изложенных аспектов, в требованиях ФГОС к материально-техническому обеспечению образовательного процесса подчеркивается соответствие материально-технической базы действующим санитарным и противопожарным нормам.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в санитарных правилах и нормах, предъявляемых
к организации воспитательно-образовательного процесса учреждений начального профессионального образования конкретно указаны требования к световому и воздушному режиму, правила разработки расписания с позиции профилактики утомления студентов, правила к подбору цветового оформления аудиторий, требования к организации питания и другие. Остается одно - каждому ответственному лицу по конкретному направлению деятельности образовательного учреждения более тщательно подходить к изучению данных нормативных документов. Кажется, что наибольшую трудность представляет санитарно-гигиеническая оценка расписания, но она проводится достаточно быстро. Так, например, в ГОУ СПО «КОМК», с интервалом в пять лет, проводится данная работа, результаты которой доводятся до администрации и педагогического коллектива и в дальнейшем служат опорной точкой в работе учебной части при разработке расписания.
Помимо этого необходимо тесное сотрудничество образовательного учреждения с медицинским персоналом, обслуживающим его контингент, в части профилактики социальнозначимых заболеваний, организации мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия. Большие возможности для такого сотрудничества предоставляет лицензирование здравпункта самим образовательным учреждением, а при его отсутствии -четкое регламентирование сроков, кратности, объемов мероприятий. Так, например, начало каждого семестра должно сопровождаться медицинским осмотром всех студентов на педикулез и скабиез, контроль сроков прохождения флюорографии, регулярное проведения инструктажа технического персонала на использование дезинфектантов и т. д. Это способствует формированию в каждом образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. Основными механизмами в создании здоровьесберегающей среды учреждения в Кемеровском областном медицинском колледже являются:
- разработка и внедрение системы комплексного подхода к реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.
- использование принципов: межведомственной интеграции, взаимодействия структурных подразделений, комплексности, идеологического и административного единства,
непрерывности в обучении здоровью.
- функционирование Центра содействия укреплению здоровья студентов, соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 15 мая 2000 г. №1418 «Об утверждении примерного положения о Центре содействия здоровью обучающихся».
В требованиях ФГОС к условиям реализации ОПОП подчеркивается использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, здесь необходимо помнить, что введение любых инноваций в образовательный процесс должно соответствовать психофизиологическим возможностям обучающихся. Это требует обучения всего педагогического коллектива основам психофизиологии подросткового возраста, ознакомление с гигиеническими требованиями к организации урока. Большая ответственность при этом ложится на психологов и методистов образовательного учреждения. В нашем колледже созданы и используются в работе методические рекомендации «Здоровьесбеоегающие аспекты урока», «Психолого-педагогические подходы к обучению здоровому образу жизни», «Организация учебной деятельности студентов»] и другие.
В этой же части требований ФГОС можно выделить достаточно значимое количество упоминаний по использованию информационных технологий, в частности «... во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет; ... каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла .... по каждому дисциплинарному курсу; . образовательное учреждение должно предоставить обучающимся ... доступ к современным профессиональным базам данным и информационным ресурсам сети Интернет».
Использование новых технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе имеет положительные и отрицательные стороны: с одной стороны, такие средства повышают наглядность обучения, создают условия для сохранения работоспособности, усиливают наглядность подачи материала, повышают внимание и интерес к изучаемому материалу, а с другой - увеличивают объем информации, повышают плотность передачи знаний (при от-
сутствии обратной связи], увеличивают темп и напряжение работы, повышают нагрузку на зрительный и слуховой анализаторы. Гигиенические требования при работе с ПК определены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
При изучении представленных в ФГОС общих компетенций (ОК] обращает на себя внимание большое количество аспектов, напрямую связанных с формированием культуры здоровья, формирования здорового образа жизни:
- работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6];
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации (ОК 8];
- ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности (ОК 9];
- быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку (ОК 11];
- организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12];
- вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Разработка программ дисциплин и профессиональных моделей в соответствии с требованиями ФГОС при правильно организованном процессе, позволяет сформировать в образовательном учреждении непрерывное здоровьесберегающее образование, т. к. получение знаний, навыков и опыта в области сохранения и укрепления здоровья студентами будет осуществляться последовательно, систематично, по нарастающей и позволит исключить дублирование вопросов.
При разработке программ дисциплин и профессиональных модулей в нашем колледже особое внимание уделялось вопросам в области философии здоровья, формирования здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья, валеологии (в части обучения методам самодиагностики, самооценки, самокоррекции
здоровья], организации пропаганды здорового образа жизни. В колледже имеется для этого достаточная база методических материалов.
Существенным моментом является возможность реализации студентами полученных знаний, умений, представлений непосредственно в практической деятельности. Для этого в колледже организовано волонтерское движение «МОСТ» по профилактике употребления психоактивных веществ, по охране репродуктивного здоровья, работает проект «Сверстник обучает сверстника», проект «Галерея здоровья», «Школа младшей медсестры». Совершенствование навыков исследовательской деятельности происходит через участие в творческих лабораториях и проблемных группах. Работает спортивные секции, тренажерный зал, два раза в год организуется посещение бассейна.
Подводя итог, хотим сказать что внедрение стандартов нового поколения в образовательных учреждениях профессионального образования дает возможность сделать каждое образовательное учреждение здоровьесберегающим, а его выпускников - специалистами, компетентным не только в области своей специальности, но и области укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.
1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 23-47.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003. - С. 12.
3. Казин Э. М. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса] / Э. М. Казин, А. И. Федоров, С. И. Петухов // Валеология. - 2002. - № 2. - С. 10-15.
4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. demographia.ru.
5. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: Ака-демия,2002. - С. 520.
6. Научные основы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи. Решение координационного совета Президиумов РАМН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи» и научного совета РАМН и Минздрава России по гигиене и охране здоровья детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2004. - № 9. - С. 5-7.