УДК 378.16
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В АСПЕКТЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Н.П. Маслова1, Н.К. Студенникова2
поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 25 E-mail: [email protected]
2Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы развития языковой личности студентов специалитета и бакалавриата в рамках программ учебных курсов «Русский язык и культура речи» и «Синтаксис словосочетания, простого и осложненного простого предложения». Представлены разнообразные формы работы в студенческой аудитории в условиях использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: языковая личность; коммуникативно-речевое поведение; общекультурные, профессиональные компетенции; традиционные и инновационные технологии.
Язык как средство человеческого общения выступает одним из главных орудий развития личности обучающихся. В процессе речевой деятельности человек расширяет кругозор, получает общекультурное развитие, овладевает профессией. Мысль о необходимости развития языковой личности студента (специалиста, бакалавра, магистра) в процессе вузовского обучения можно считать аксиоматичной в современной педагогической практике. Данное положение вписывается в общую картину концептуальной значимости многозначного понятия личности со всем спектром психолингвистических процессов, обусловливающих специфику поведения человека в различных ситуациях коммуникации, а также других его проявлений [1].
В лингвистике языковая личность как научное понятие предстает в качестве сложного феномена, рассматриваемого в плане его способности к речевой деятельности и формирующегося в зависимости от основных видов речевой деятельности (письма, чтения, слушания, говорения), сфер и ситуаций речевого общения, выбора языковых средств. По Ю.Н. Караулову, трехуровневая модель русской языковой (речевой) личности состоит из вербально-семантического, когнитивного, прагматического планов [2]. Ее развитие традиционно связывается с выработкой «совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [там же, с. 3].
Определяющую роль в формировании полноценной личности играет гуманитаризация образования; формирование языковой личности предполагает достижение такого уровня владения языком, который позволяет достигать определенных целей в современном мире, то есть быть успешным.
1Наталъя Петровна Маслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, дисциплин эстетического воспитания и методики их преподавания.
2Надежда Кимовна Студенникова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
В области высшего профессионального образования заданный общепрограммный вектор гуманитаризации и гуманизации обусловливает повышение внимания исследователей к самому феномену языковой личности обучающихся и к их коммуникативно-речевому поведению, понимаемому нами в самых общих чертах как речевые проявления в различных условиях и сферах коммуникации (общения) - профессиональной, бытовой и пр. В свою очередь целевые образовательные установки на формирование языковой личности студента способны мотивировать последнего как на учебную, так и на поствузовскую деятельность в рамках выбранного направления или профиля подготовки в силу преимуществ личностно ориентированного обучения.
Инновационным в организации образовательной деятельности становится включение обучающихся в реальную исследовательскую деятельность наравне с преподавателями [3]. Приобретая опыт коммуникативного взаимодействия как основы коллективной деятельности в вузе, студенты получают качественную профессиональную подготовку.
Стало общепризнанным внимание к развитию коммуникативных умений, обеспечивающих построение связного текста, в частности таких, как умение собирать материал, систематизировать его, умение писать на тему, располагать материал в соответствии с требованиями логики и основной идеи. Однако вопросы развития устной формы речи на коммуникативной основе в теории методики обучения русскому языку исследованы недостаточно; именно поэтому речевые аспекты курса русского языка не реализуются в должной степени в практике обучения. При этом несомненно, что данная проблематика имеет непосредственный выход в сферу развивающего образования, многие аспекты реализации которого продолжают требовать дальнейшей разработки. Именно поэтому в последнее время наблюдается всплеск интереса к методике преподавания русского языка как иностранного, в которой эти вопросы разработаны достаточно подробно.
Программы бакалавриата разрабатываются в соответствии с новым (уже третьим) поколением российских образовательных стандартов, созданных на основе базовых принципов Болонского процесса, ориентирующих на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в кредитных (зачетных) единицах, подсчитываемых в балльно-рейтинговой системе. Перечень наиболее значимых для профессиональной сферы деятельности будущего выпускника компетенций задает цели образования.
Изменение самой образовательной парадигмы со знаниевой («школа знаний») на компетентностную («школа компетенций») представляется средством модернизации российского образования, отвечающим вызовам современного общества и позволяющим повысить качество образования в высшей школе, включая, в нашем случае, сферу высшего профессионального педагогического и технического образования [4].
Смена целевых установок образования и компетентностное представление иерархии целей процесса образования требуют от преподавателя вуза пересмотра собственных ценностных установок и овладения новыми образовательными технологиями, основанными на личностно ориентированном и конструктивистском подходе к обучению.
Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении возможностей формирования языковой личности студентов педагогического и технического вузов средствами дисциплин «Синтаксис словосочетания, простого и осложненного простого предложения», «Русский язык и культура речи».
В Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) профессиональная подготовка будущих специалистов (область «Педагогика и методика на-
чального образования») и бакалавров (направление «Педагогическое образование», профили «Начальное образование», «Дошкольное и начальное образование») нацелена на реализацию вариативного личностно развивающего образования / воспитания в единстве с профессионально-личностным развитием самих студентов [5].
Подготовка осуществляется путем овладения студентами теорией и педагогическими умениями и навыками. Методологической основой реализации данной цели являются знаниевый подход, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, теория контекстного обучения.
Выбор образовательных технологий в процессе формирования лингвометодиче-ской компетентности студентов-бакалавров обусловлен требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и основной образовательной программы (ООП). Формирование у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций реализуется путем их обучения дисциплинам предметной подготовки (ДПП). В частности, в процессе освоения студентами учебного курса «Синтаксис словосочетания, простого и осложненного простого предложения» формируются следующие компетенции:
а) способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
б) владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в) способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2).
Ниже представлены дискриторы компетенций:
- общекультурной (ОК-6): знает: правила логически верного выстраивания устной и письменной речи; >;меет: логически верно выстраивать устную и письменную речь; владеет: навыками логически верного выстраивания устной и письменной речи;
- общекультурной (ОК-16): знает: правила произнесения публичной речи, ведения дискуссии и полемики; ^жеет: зная правила произнесения публичной речи, ведения дискуссии и полемики, произнести публичную речь, провести дискуссию и полемику; владеет: навыками произнесения публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
- общепрофессиональной (ОПК-3): знает: ключевые понятия и основные единицы речевой профессиональной культуры синтаксического уровня; ^жеет: оперировать ключевыми понятиями и использовать в учебном образовательном процессе единицы речевой профессиональной культуры синтаксического уровня; владеет: дискурсивными навыками использования в учебном образовательном процессе единиц речевой профессиональной культуры синтаксического уровня.
Овладение коммуникативно-речевыми компетенциями становится залогом успешной профессиональной деятельности обучающихся в будущем. Вместе они обеспечивают формирование лингвометодической компетентности бакалавров, понимаемой нами как категория, аккумулирующая конкретные компетенции. Это целостная, системная совокупность свойств выпускника, которая позволит ему успешно выполнять профессиональную деятельность.
Известно, что в реальной практике не существует монотехнологий в чистом виде; конкретная образовательная технология всегда комплексна и комбинируется из элементов различных технологий. Реализация компетентностного подхода в сфере высшего профессионального педагогического образования в контексте Болонского процесса предполагает решение вопроса использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.
Из традиционных нами используется лекционно-семинарско-экзаменационно-зачетная форма обучения. При этом лекционные занятия приобретают форму лекций-бесед, информационных и проблемных лекций, моделирующих академическую учебную деятельность; групповые занятия проводятся в форме практических занятий, теоретико-практических семинаров, коллоквиумов, учебно-практических конференций и деловых игр. Все формы служат цели формирования профессионально грамотного коммуникативно-речевого поведения студентов.
На лекциях, коллоквиумах, учебно-практических конференциях используются технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, позволяющие раскрывать личностный потенциал каждого обучаемого.
Технология развития критического мышления способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, отбирать информацию для решения поставленной задачи.
На практических занятиях превалируют технологии коллективной мыследея-тельности, технологии работы в малых группах, технологии личностно ориентированного обучения.
Технологии личностно ориентированного обучения помогают индивидуализировать обучение, учитывая индивидуальные особенности и потребности студентов («работают», в частности, в рамках самостоятельной работы как обязательной и на выбор студента).
Игровая технология позволяет развивать навыки рассмотрения ряда возможных способов решения проблем, активизируя мышление, обеспечивая познавательную активность, формируя позитивную учебную мотивацию студентов и раскрывая личностный потенциал каждого учащегося.
В рамках самостоятелъной работы предусмотрено освоение следующих дидактических единиц:
- подготовка реферативного сообщения, индивидуалъного и в группе; темыг «Лингвистические требования к отбору дидактического материала для синтаксического анализа в началъной школе», «Ошибки, выиванныге нарушением норм управления в словосочетании», «Порядок слов в предложении как средство выгразителъ-ности речи», «Синонимические отношения между отделъныгми типами простого предложения» и др. (критерии оценки: 1 балл - сообщение подготовлено; ошибок не допущено; иллюстративной части нет; 2 балла - сообщение подготовлено; ошибок не допущено; иллюстративная частъ присутствует);
- подготовка электронной презентации по заданной теме (критерии оценки: 2 балла - представлен эскиз на тему; 3 балла - тема дана с проработкой деталей, без мулътимедийной составляющей; 4 балла - тема вытисана тщателъно, в мулътиме-дийной обработке).
В Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», относящейся к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин подготовки студентов, направлен на формирование общекультурных, профессиональных и инструментальных компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11 и др.
В процессе подготовки бакалавров по направлениям «Технология транспортных процессов», «Биотехнология», «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» предусмотрено формирование общекультурных компетенций:
- свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактиро-
вать тексты профессионального значения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-14); владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2) (направление подготовки «Машиностроение»);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ИК-2) (направление подготовки «Технология художественной обработки материалов»).
Для формирования и совершенствования заявленных компетенций в рамках курса на аудиторных занятиях используются как традиционные технологии, так и интерактивные образовательные технологии (метод работы в малых группах, деловая игра, дискуссия). Студентам предлагаются следующие виды работ: в разделе «Язык. Речь. Общение» - обсуждение вопроса о значении языка, общения в жизни человека; в разделе «Устная форма речи» - выступление с реферативным сообщением, с докладом на выбранную тему, с публичной речью, участие в деловой игре «Деловая беседа», «Телефонный разговор», «Деловое совещание», учебной дискуссии; в разделе «Письменная форма речи» - написание текста, представляющего вторичные жанры научного стиля речи (конспект, тезисы, аннотация, реферат), составление документов различного характера. Задания, предлагаемые студентам, призваны способствовать развитию их интеллектуальных способностей, расширению кругозора, формированию коммуникативно-речевого поведения.
Выполняя задания, связанные с написанием текстов и аналитико-синтетической обработкой информации, студенты учатся отбирать, перерабатывать, обобщать наиболее ценную информацию и фиксировать ее в различном виде: текст, план, схема, таблица. В ходе выполнения таких заданий студенты знакомятся с композицией, языковыми клише, которые необходимы при написании текстов вторичных жанров научного стиля. При аннотировании вырабатывается навык выявления основных вопросов и проблем, рассматриваемых в первичном тексте, формулировки главной мысли, содержащейся в первоисточнике, на основе интегрального алгоритма чтения. Реферирование помогает вырабатывать навык адекватного изложения содержания первоисточника. Студент должен уметь найти новую, существенную информацию в научном тексте и кратко изложить ее, не искажая смысла. Написание реферата представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Создание тезисов требует от студента умения извлекать основную информацию из первичного текста с последующей ее перекодировкой в определенную языковую форму, кратко и логично излагать основные положения темы, каждое из которых освещает особую микротему.
Навыки и умения составления и написания деловых документов - заявление, автобиография, объяснительная записка, расписка, доверенность, протокол собрания -помогут студенту успешно общаться с различными подразделениями в рамках университета, а также за его пределами.
Выполнение заданий, связанных с устной формой речи, помогает студенту овладеть навыками произнесения речи перед аудиторией. При разработке устного вы-
ступления студент должен овладеть навыками составления плана текста, его трансформации, привлечения дополнительного материала по теме, кроме того, он должен учитывать особенности устной формы речи, а также установить контакт с аудиторией, использовать невербальные средства передачи информации. С такой формой работы студенты ежедневно сталкиваются на практических занятиях по разным дисциплинам. В основе развернутых ответов студента лежит умение воспроизводить научную информацию, оперировать ею, делать выводы. Выполнение предложенных заданий направлено на формирование у студентов устной связной речи книжного типа, что имеет для них большое значение в учебной деятельности и будущей практической работе, способствует развитию умения выступать перед аудиторией.
В данном разделе предлагаются задания по вербализации графической информации. Развитие таких умений и навыков является важной частью обучения студентов, которым постоянно приходится отвечать на практических занятиях, защищать курсовой и дипломный проекты, опираясь на графическую информацию.
Интерактивные образовательные технологии, которые применяются на занятиях по русскому языку и культуре речи, приближают студентов к реальной жизни, создают условия для анализа фактов действительности на основе полученных теоретических знаний, способствуют комплексному применению речевых жанров, которыми студент овладел ранее, позволяют погрузить будущего специалиста в активное контролируемое общение, помогают проявить максимальную активность обучаемых, их фантазию и эвристические способности. Выбор активных форм обучения зависит от общих коммуникативных целей, от особенностей выбранной темы, предмета обсуждения, времени проведения практического занятия, уровня познавательных возможностей студентов, подготовленности студентов, материальной оснащенности учебной аудитории. Особую роль в развитии языковой личности студента играют такие дисциплины, как «Риторика», «Деловые коммуникации», способствующие внедрению коммуникативного направления в учебные образовательные программы вузов.
В результате студент должен уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет). Владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, в частности, уметь вести деловую беседу; обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; выступать на собраниях с отчетами, докладами, критическими замечаниями и предложениями, соблюдать правила речевого этикета. Адекватно реализовать свои коммуникативные намерения. Владеть профессионально значимыми письменными жанрами, уметь составлять деловые письма, служебные записки, постановления, решения собраний, рекламные объявления, инструкции, писать информационные и критические заметки в газету, править (редактировать) написанные тексты, грамотно в орфографическом, пунктуационном и стилистическом отношении оформлять письменные тексты, используя в необходимых случаях словари и справочники. Диагностика сформированности коммуникативно-речевых компетенций производится по авторским многоуровневым тестам [5].
Таким образом, предложенные авторами технологии формирования коммуникативно-речевых компетенций позволяют развить у студентов речемыслительные, творческие способности, совершенствовать культуру их общения, что является важным компонентом подготовки профессионально мобильного и конкурентоспособного на рынке труда специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жеглова О.А. Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования // Молодой ученый. - 2011. - № 6. - Т. 2. - С. 148-150.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 264 с.
3. Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды: учебно-методический комплекс / Под ред. проф. Т.Н. Носковой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 255 с.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.referent.ru/1/40758.
5. Маслова Н.П. Лингвометодическая компетентность студентов бакалавриата как цель и результат образовательных технологий (на базе направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование») // Науковий вкник Волинського нацюнального ушверситету 1меш Леи Украшки. Сер1я «Педагопчш науки». - 2012. - № 14 (239). - Украина, Луцк: Волынский национальный университет имени Леси Украинки. - С. 89-94.
Поступила в редакцию 08.04.2013. В окончательном варианте 08.04.2013.
UDC 378.16
DEVELOPMENT OF STUDENT'S LANGUAGE IDENTITY IN THE ASPECT OF COMMUNICATION BEHAVIOUR
N.P. Maslova1, N.K. Studennikova2
1Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
25 Bluykhera str., Samara, 443090
E-mail: [email protected]
2Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
rAe дмеяйоия о/ togMage ¿а^ий^у rfeve/opme^ ги ¿Ae process о/ е^исай'ои о/speda/ïsto аиа' bacAe/ors ш^Аги ¿Ae^rameworA: о/programmes о/е^мсайош/ coMrses "7Ae ^Mssz'aw togMage аи^ ¿Ae cM/iMre о/ speecA" аи^ "Sy^to о/ a wora comèmafto^ s^mp/e аи^ a comp/ex sew-iewce" are afecMssea' ги ¿Ae arftc/e. Dï//fere^ ¿ma's о/siMafe^'s worA: ги ¿Ae aMa^on^m ги ¿Ae coиa'г'ft'oиs о/ Msage о/ Ьой íraa'г'ft'oиa/ arc^ ^ovart^ e^cart^a/ tecAиo/ogг'es are .д^и ги ¿Ae arftc/e.
^ey words: togMage ¿а^ий^у, commM^^^^ èeAawor, отттои to a// cMtores, pro/ess^a/, competewes, ft"aa'г'ftoиa/ aиa' ^ovart^ tecAиo/ogг'es.
Original article submitted 08.04.2013. Revision submitted 08.04.2013.
Matoftya i Mas/ova, candidate of philology, associate professor, Department of Russian Language, Literature, Disciplines of Esthetical Education and Methods of Their Teaching. Marfegrfa iSfwrfenrnAova, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogics.