УДК 316.7 (571.56) С.Н. Лопарева
формирование вааеоаогической культуры в республике САХА (ЯКУТИЯ): ТРАДИЦИОННО-ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В Республике Саха (Якутия) народные традиции физического развития и оздоровления определяются специалистами как уникальный культурный пласт духовной жизни народов Севера, система воспитания, не имеющая аналогов в мире. Автор уточняет определение валеологической культуры, анализирует этапы ее формирования, концептуальные положения отдельных исследователей РС (Я). Доказано, что частью традиционной культуры народа саха выступает валеологическая культура как целостный комплекс форм, методик, способов воспитания сильного телом и духом северянина.
Ключевые слова: валеологическая культура, формирование культуры здорового образа жизни, историческая традиция, этно-философское учение народа саха, богатырские игры, региональный аспект, культурологический подход.
В рамках произошедших в российском обществе кардинальных перемен в социально-экономическом развитии акцентируется внимание на «качество специалиста». Для жизни в условиях конкуренции востребованы социально, физически и психически здоровые, высокоинтеллектуальные люди, живущие в абсолютно здоровой среде жизни по социальным и экономическим ее показателям: «С культуры тела, с культуры здоровья граждан начинается запись в «визитной карточке» социальноэкономической зрелости, культуры и преуспевания государства» [1, с. 63].
В классических трудах представителей отечественной и зарубежной философской мысли культура здоровья трактуется как один из высших человеческих инстинктов, компенсирующий снижающееся с возрастом удовлетворение реальной потребности индивида во владении своим телом и сознанием, формировании и сохранении позитивной окружающей и социальной среды с помощью создания символического пространства - мира культуры. А.Г. Новиков отводит культуре здоровья нации место идеального связующего между вечными устремлениями человеческого духа и реалиями земного существования [2]. К.А. Абульханова-Славская указывает, что труд и деятельность по формированию собственного гармонично развитого тела и духовного мира выступают самыми эффективными условиями формирования и развития личности (особенно на уровне подростка), способствуют ее свободной ориентации в различных видах жизнедеятельности, оптимальной адаптации к новым жизненным ситуациям [3]. М.Я. Виленский классифицирует культуру здоровья как «область содружества поколений, определяемую сознательным стремлением человечества преодолеть ограниченность своего временного и физического существования» [4, с. 11]. Исследовавшие деятельностный подход в социально-гуманистических
ЛОПАРЕВА Светлана Никифоровна - директор Специального училища N° 317 УФСИН при МЮ РФ, соискатель кафедры философии ЯГУ
E-mail: [email protected]
науках Г.С. Батищев [5] и Л.П. Буева [6] утверждают, что созидательно-активный характер человека, возможность быть сознательным творцом своего бытия основываются среди прочих значимых компонентов на достижении состояния духовного и физического здоровья
Российский ученый И.И. Брехман [1] в 1980 году ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo - «здоровье», «быть здоровым») для междисциплинарного комплекса знаний о здоровье человека, путях его формирования и обеспечения в конкретных условиях жизнедеятельности. Результатом валеологиче-ского образования выступает валеологическая культура, позволяющая человеку органично вписываться в систему «человек - природа - общество». Хотя в повседневной жизни понятия «культура здорового образа жизни» (культура ЗОЖ) и «валеологическая культура» частично совпадают, научное исследование требует уточнить содержание данных дефиниций.
В сфере философии образования валеологическая культура трактуется как «процесс овладения богатствами человеческой культуры с помощью здоровьесберегающих средств и валеологических идеалов» [7, с. 228]. Определение Э. Фромма сформулировано в рамках культурологического подхода и характеризует валеологиче-скую культуру как «смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов по сохранению и преумножению индивидуального здоровья, специфическое измерение окружающей среды, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они более или менее понимают, и совершать определенные действия, направленные на развитие духовного и физического потенциала себя и общества» [8, с. 114].
И.И. Новоселовой валеологическая культура характеризуется как культура духовного и физического здоровья, как исторически обусловленный образ жизни и деятельности людей, уровень развития их творческих сил и способностей, репродуктивного здоровья, продолжительности активной жизни [9]. В.Т. Лободин определяет валео-логическую культуру личности как «особое мышление,
чувства и действия, направленные на сохранение всех составляющих здоровья человека, его близких, а также окружающей среды» [10, с. 15].
Дефиниция «культура здорового образа жизни» определяется Н.С. Шкурко как «система формирования физического, психического и социального здоровья личности посредством педагогически целесообразного образовательного процесса, разработанного в соответствие с физиологическими, психолого-педагогическими, этнокультурными характеристиками» [11, с. 71]. В узком смысле культура здорового образа жизни обозначает усвоение культурных норм, ценностей и моделей здоровьесберегающего поведения развивающейся личностью; в широком - культура здорового образа жизни понимается как процесс, не ограничивающийся периодом ученичества и включающий в себя этапы усвоения культурного наследия в сфере здоровьесбережения и физического совершенствования индивида в любом возрасте.
Если взглянуть на валеологическую культуру предельно широко как передачу социального опыта и моделей поведения, идеалов и знаний новым поколениям, то данное понятие охватывает:
• сферу жизни и деятельности людей (например, культура раздельного питания, культура ЗОЖ);
• предметные результаты здоровьесберегательной и здравотворческой деятельности (например, доктрина ЗОЖ, комплекс базовых упражнений, система очищения организма, пилатес);
• силы и способности людей, реализуемые посредством валеологической деятельности (например, умение релаксации, навыки здоровьесбережения, соблюдение людьми принципа абсолютной трезвости - собриоло-гия);
• уровень достижений обществ, народов, цивилизаций (например, традиционная система подготовки самураев, воинов кыргыс-уолан во времена Тыгына, воспитание воина-монаха в Шаолине и др.).
Разделяя концептуальные построения Г.А. Праздникова, мы предлагаем в качестве рабочей для данной статьи дефиницию «валеологическая культура - система формирования, накопления и преумножения психического и социального здоровья у представителей конкретной группы населения через систему теоретических и практических знаний, умений, ценностей, идеалов и технологий самооздоровления» [12, с. 41].
Составными компонентами валеологической культуры выступают:
• валеологическая деятельность;
• валеологическое сознание;
• валеологические ценности;
• валеологическое поведение;
• валеологическая грамотность (валеологические знания, взгляды, практикоориентированные навыки по сохранению и преумножению личного здоровья, технологии валеологического обучения);
• уровень валеологического информирования (валео-логическая коммуникация);
• социокультурные институты и валеологические традиции и обычаи.
В Республике Саха (Якутия) валеологическая культура стала объектом профессионального исследования с 1993 года. Народные традиции физического развития и оздоровления народа саха определяются специалистами как «уникальный культурный пласт духовной жизни народов Севера» [13, с. 43], как «система воспитания, функционирующего в соответствии с природными, социальными, климатическими, этническими законами Севера, не имеющая аналогов в мире» [14, с. 59].
Для борьбы с суровой природой Якутии предкам современных саха помимо трудолюбия, настойчивости и упорства были необходимы физическая мощь, отвага и смелость, сформированные и преумноженные в ходе многолетних занятий, закаливающие процедуры и соответствующий волевой настрой. Так, подвижные игры (постоянное пребывание подрастающего поколения на открытой местности, высокая двигательная активность), закалка (купание в водоемах до середины осени, обливание холодной водой, умение переносить низкие температуры) и регулируемый физический труд были основой семейных методик физического воспитания.
В этнопедагогике народа саха возраст с 13-21 года совпадает со временем активного обучения трудовым и профессиональным навыкам и считается наиболее благоприятным для накопления физического, духовного и социального здоровья [14, с. 64]. Слабый телом и духом человек не мог быть лидером, не мог пользоваться авторитетом у своих земляков, поэтому в этнопедагогическом наследии народа саха четко дифференцируется целостный комплекс форм, методик, способов воспитания сильного телом и духом северянина через слово, труд, традиции, искусство и систему физического совершенствования. Мальчикам саха с раннего детства разъясняли их предназначение - стать идеальными мужчинами, что подразумевало хорошее физическое развитие, высокие навыки труда и общения.
Б.Н. Попов, первым исследовавший традиции семейного воспитания у народов Северо-Востока, утверждает, что для систематических занятий физической культурой в суровых климатических условиях Севера требовались высокая организованность, самодисциплина, сила воли, целеустремленность, достаточная грамотность, знания и готовность (мотивация) [15]. Систематическая работа над развитием тела - один из немногих доступных молодежи саха в консервативном обществе способов самореализации и саморазвития - на практике обретала нравственное содержание, дисциплинировала и организовывала уклад жизни молодежи и подростков.
Система физического совершенствования стимулировала нравственное, интеллектуальное становление личности занимающегося. Так, по мнению В.Д. Михайлова, осваивающий национальные игры и национальные виды спорта юноша приобщался к основам воинского искусства и тайнам мироздания [16]. В формировании и становлении богатыря, могучего защитника рода, значимое место занимали богатырские игры, оттачивающие и силу, и интеллект. Именно национальные игры, в которых в мирное время формировались и совершенствовались военные навыки, сила и быстрота реакции, постоянно поднимали планку требований к уровню физической подготовленности и валеологической культуры молодежи саха; «традиционные самобытные состязания народов Севера служили необходимым элементом детально проработанной, сбалансированной системы физического воспитания человека, укрепляя его здоровье и дух - от рождения до преклонного возраста» [17, с. 106].
Наряду со стрельбой из лука, самыми престижными видами соревнований были тустуу (борьба в широком понимании) и хапсагай - национальный вид борьбы без партера. В эпосе-олонхо к этим видам единоборств прибегали богатыри в последнюю очередь, когда уже были использованы другие виды оружия, или противники не добились преимущества. Считалось, что именно в борьбе решается вопрос о превосходстве. Обязательное условие победы - необходимость богатырю выйти за пределы своего повседневного состояния, чтобы потом найти свое место в Среднем Мире [17, 18].
И.С. Портнягин в своих работах творчески синтезировал современные положения физического развития подрастающего поколения с этнопедагогическими положениями традиционной валеологической культуры народа саха и этнофилософским учением Айыы: школа кут-сюр. Развитие валеологической культуры,
- в традициях учения Айыы, - проходило через пять этапов, начиная от понимания возможностей тела (работа с этнокультурной и валеологическои информацией) ^ через построение гармоничных отношений с миром и нравственное развитие (кэрээн) ^ к овладению энергией творчества (сах уота) и совершенствования в учебе и социозначимой деятельности ^ и, в результате, - к профессиональной реализация (табл.) [19].
Частью традиционной культуры народа саха выступает валеологическая культура, трактуемая региональными учеными как целостный комплекс форм, методик, способов воспитания сильного телом и духом северянина. Таким образом, умение выживать, физическое и духовное здоровье, регулярное участие в национальных играх и соревнованиях помогали молодому саха оставаться жизнелюбивым хозяином своей жизни (тойон-хаан rah^.
Таблица
Стадии развития личности в традициях учения Айыы: школа кут-сюр
Этап Содержание Личность
1 этап Понимание тела, его склонностей и возможностей, работа с информацией (этнокультурной и валеоло-гической) Материалист Хара кики
2 этап Построение гармоничных, социально одобряемых взаимоотношений с окружающими, культура общения Сослуживец, собеседник, сосед
З этап Любовь (все оттенки этого чувства - от любви-дружбы до деятельной благородной любви к окружающему миру Альтруист, общественник
4 этап Понимание прекрасного, эстетический компонент (красота телесная, духовная, красота природы родного алааса - «малой родины») Мыслитель, носитель дарования
5 этап Oсмысление зажигательной силы профессионального и социального творчества через рост социальных связей, активную гражданскую позицию Пассионарий, творец, айыы-кики
Л и т е р а т у р а
1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.
2. Новиков А.Г. О менталитете саха: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Якутск: Изд-во АЦ при Президенте PC (Я), 1996.
- 146 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.
4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М.: Знание, 1987. - 92 с.
5. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: РХГИ, 1997. -463 с.
6. Буева Л. П. Духовная культура личности в современном образовании // Современные проблемы культурологического образования. - М.: РГГУ, 1995. - С. 58-65.
7. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: Деан, 2000. - 256 с.
8. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. Н. Войскунской, И. Каменкович, М. Хорькова. - Киев: Ника-Центр, 1998. - 400 с.
9. Новоселова И.И. Образование и здоровый образ жизни. -СПб.: Центр карьеры, 2004. - 143 с.
10. Лободин В.Т. Технологии валеологического развития учащегося в общеобразовательном учреждении. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 108 с.
11. Шкурко Н.С., Сергеев А.В. Эффективные методики формирования валеологической культуры учащихся: зарубежный и российский опыт // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - С. 70-73.
12. Праздников Г.А. Искусство и спорт. - СПб.: Знание, 1992.- 64 с.
13. Абрамова М.А., Неустроев Н.Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Академия, 2003.
- 216 с.
14. Кочнев В.П. Этнопедагогика физического воспитания коренных народов Республики Саха (Якутия) // Проблемы физической культуры на Дальнем Востоке: материалы научнопрактической конференции, посвященной 140-летию Хабаровска и 60-летию Хабаровского края. - Хабаровск: СВГАФК, 1998. - С. 57-59.
15. Попов Б.Н. Основы философского знания. - Якутск: ЯФ СО РАН, 2001. - 112 с.
16. Михайлов В.Д. Воспитание богатыря айыы в олонхо //
Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание: материалы II Международной научно-практической конференции (г Якутск, 5-6 июля 2008 года). - Якутск: Бичик, 2008. - С. 288-290.
17. Прокопенко В.И. Развитие этноспорта народов Севера в Российской Федерации // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы международной научно-практической конференции 26-27 июля 2004 года. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. -С. 105-108.
18. Шкурко Н.С., Платонова Р.И. Этнофилософские основы педагогического наследия И.С. Портнягина в области физического воспитания // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание: материалы II Международной научно-практической конференции (г Якутск, 5-6 июля 2008 года). - Якутск: Бичик, 2008. -С. 310-312.
19. Портнягин И.С. Этнопедагика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. - М: Academia, 1999.- 106 с.
S.N. Lopareva
Formation of valeological culture in the Republic of Sakha (Yakutia): traditional
and ethnic aspect
In the Republic of Sakha (Yakutia) national traditions of physical training and health improvement are defined by the specialists as unique cultural stratum of spiritual life of the Northern peoples with the system of education having no any analogs in the world. The author specifies the definition of the valeological culture, analyzes its formation stages and conceptual position of some researchers of the republic. It is proved that the valeological culture as one of the parts of traditional culture of the people of Sakha is holistic complex of the forms, methods of upbringing of Northerner with a strong mind.
Key words: valeological culture, formation of the culture of healthy life-style, historical tradition, ethnic and philosophic studies of the people of Sakha, heroic games, regional aspect, culturological approach.
--------—