Научная статья на тему 'Формирование устойчивых конкурентных преимуществ предприятий регионального хозяйственного комплекса'

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ предприятий регионального хозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITION / REGIONAL ECONOMIC COMPLEX / BUSINESS ENTITIES / COMPETITIVE ADVANTAGES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунашева З. А., Мусаев М. М., Хочуева З. М.

Проблемы роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов любой отрасли непосредственно сопряжены с необходимостью поиска высокоэффективных механизмов формирования конкурентных преимуществ. И это естественно, ибо результаты проводимых оценок конкурентоспособности предприятия позволяют получить действенные выводы об упущениях и внутренних источниках и определить наиболее приоритетные пути наращивания конкурентоспособности. Конкурентоспособность промпредприятия являет собой системное экономическое понятие, которое формируется на принципах взаимодействия некоторой совокупности детерминант конкурентных преимуществ и конкурентного позиционирования, особо характерных для каждого хозяйствующего субъекта. Такое понимание позволяет сформировать комплекс мероприятий, направленный на его рост, что, в конечном итоге, дает возможность оказывать «точечное» воздействие на конкурентные позиции предприятия и обеспечить повышение конкурентоспособности предприятия. В специальной литературе (особенно в последние годы) уделяется особое внимание разным аспектам повышения конкурентоспособности, совершенствованию механизмов и изысканиям дополнительных источников формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятий. [ 3,8,10] Такой значимый интерес к этому феномену обусловлен тем, что конкурентные преимущества выступают базисом наращивания конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Действительно, наименьший уровень производственных затрат говорит о больших возможностях предприятия разрабатывать, производить и реализовывать конечную продукцию по более низкой (конкурентной) цене в сравнении с товарами непосредственных конкурентов. Приходится констатировать, что в депрессивных республиках СКФО продолжается снижение темпов экономического роста, уменьшается платежеспособный спрос населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of sustainable competitive advantages of enterprises of the regional economic complex

The problems of increasing the competitiveness of economic entities of any industry are directly related to the need to search for highly efficient mechanisms for the formation of competitive advantages. And this is natural, because the results of the conducted assessments of the competitiveness of an enterprise make it possible to obtain effective conclusions about omissions and internal sources and to determine the most priority ways to increase competitiveness. The competitiveness of an industrial enterprise is a systemic economic concept, which is formed on the principles of interaction of some combination of determinants of competitive advantages and competitive positioning, especially characteristic of each business entity. Such an understanding allows us to form a set of measures aimed at its growth, which, ultimately, makes it possible to exert a “point” effect on the competitive position of the enterprise and to ensure an increase in the competitiveness of the enterprise. The special literature (especially in recent years) pays special attention to various aspects of improving competitiveness, improving mechanisms and finding additional sources for building sustainable competitive advantages for enterprises. [3,8,10] Such a significant interest in this phenomenon is due to the fact that competitive advantages are the basis for increasing the competitiveness of an economic entity. Indeed, the lowest level of production costs indicates a large capacity of an enterprise to develop, produce and sell final products at a lower (competitive) price in comparison with the products of direct competitors. We have to admit that in the depressed republics of the North Caucasus Federal District, the economic growth rate continues to decline, the payment demand of the population decreases .

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивых конкурентных преимуществ предприятий регионального хозяйственного комплекса»

З.А. Кунашева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],

Z.A. Kunasheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management, FSBEI of HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova ";

М.М. Мусаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],

M.M. Musayev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Enterprise Economics at the Chechen State University;

З.М. Хочуева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],

Z.M. Khochueva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, FSBEI of HE "Kabardino-Balkarian State Agrarian University. V.M. Kokova".

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА FORMATION OF SUSTAINABLE COMPETITIVE BENEFITS OF ENTERPRISES OF THE REGIONAL ECONOMIC COMPLEX

Аннотация. Проблемы роста конкурентоспособности хозяйствующих субъектов любой отрасли непосредственно сопряжены с необходимостью поиска высокоэффективных механизмов формирования конкурентных преимуществ. И это естественно, ибо результаты проводимых оценок конкурентоспособности предприятия позволяют получить действенные выводы об упущениях и внутренних источниках и определить наиболее приоритетные пути наращивания конкурентоспособности.

Конкурентоспособность промпредприятия являет собой системное экономическое понятие, которое формируется на принципах взаимодействия некоторой совокупности детерминант конкурентных преимуществ и конкурентного позиционирования, особо характерных для каждого хозяйствующего субъекта. Такое понимание позволяет сформировать комплекс мероприятий, направленный на его рост, что, в конечном итоге, дает возможность оказывать «точечное» воздействие на конкурентные позиции предприятия и обеспечить повышение конкурентоспособности предприятия.

В специальной литературе (особенно в последние годы) уделяется особое внимание разным аспектам повышения конкурентоспособности, совершенствованию механизмов и изысканиям дополнительных источников формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятий. [ 3,8,10]

Такой значимый интерес к этому феномену обусловлен тем, что конкурентные преимущества выступают базисом наращивания конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Действительно, наименьший уровень производственных затрат говорит о больших возможностях предприятия разрабатывать, производить и реализовывать конечную продукцию по более низкой (конкурентной) цене в сравнении с товарами непосредственных конкурентов.

Приходится констатировать, что в депрессивных республиках СКФО продолжается снижение темпов экономического роста, уменьшается платежеспособный спрос населения...

Annotation. The problems of increasing the competitiveness of economic entities of any industry are directly related to the need to search for highly efficient mechanisms for the formation of competitive advantages. And this is natural, because the results of the conducted assessments of the competitiveness of an enterprise make it possible to obtain effective conclusions about omissions and internal sources and to determine the most priority ways to increase competitiveness.

The competitiveness of an industrial enterprise is a systemic economic concept, which is formed on the principles of interaction of some combination of determinants of competitive advantages and competitive positioning, especially characteristic of each business entity. Such an understanding allows us to form a set of measures aimed at its growth, which, ultimately, makes it possible to exert a "point" effect on the competitive position of the enterprise and to ensure an increase in the competitiveness of the enterprise.

The special literature (especially in recent years) pays special attention to various aspects of improving competitiveness, improving mechanisms and finding additional sources for building sustainable competitive advantages for enterprises. [3,8,10]

Such a significant interest in this phenomenon is due to the fact that competitive advantages are the basis for increasing the competitiveness of an economic entity.

Indeed, the lowest level of production costs indicates a large capacity of an enterprise to develop, produce and sell final products at a lower (competitive) price in comparison with the products of direct competitors.

We have to admit that in the depressed republics of the North Caucasus Federal District, the economic growth rate continues to decline, the payment demand of the population decreases ...

Ключевые слова: конкуренция, региональный хозяйственный комплекс, хозяйствующие субъекты, конкурентные преимущества, устойчивое развитие.

Key words: competition, regional economic complex, business entities, competitive advantages, sustainable development.

В соответствии с концепцией Хекшера-Олина, в качестве основного источника роста конкурентоспособности выступают объемы имеющихся факторов производства. [2]

Много лет назад П. Самуэльсон, В. Леонтьев и др. исследователи, используя методы математического моделирования, безуспешно пытались математически обосновать вышеприведенное теоретическое понятие.

Более того, В. Леонтьев в дальнейшем, используя значительные массивы статистической информации, сумел опровергнуть концепцию Хекшера-Олина (так называемый, «порадокс Леонтьева»). Им было установлено, что наиболее продвинутые страны (США и др.) обладают наибольшей конкурентоспособностью касательно конкретных видов промышленной продукции, для изготовления которых требуется гораздо больший объем затрат трудовых ресурсов. [2]

Сегодня очевидно, что глобальная конкуренция за последние четверть века существенно воздействует на возможности экономических агентов и отдельных государств по росту обеспеченности основными факторами производства. [1,11]

Из российских экономистов по проблемам формирования конкурентных преимуществ предприятия можно выделить В.С. Мисакова [8] и А.Ю. Юданова [13]. Эти авторы, независимо друг от друга, дополнили классификацию источников конкурентных преимуществ еще двумя видами:

- конкурентное преимущество, обусловленное его инновационным положением;

- конкурентное преимущество в виде способности «чуять» рыночную конъюнктуру.

Действительно, в условиях возрастающей конкуренции эти указанные виды преимуществ могут стать

основой формирования конкурентных преимуществ предприятия. Тем более, что в последние годы, при установлении наиболее эффективных источников конкурентных преимуществ на первый план стали выходить нематериальные активы. В этих условиях необходимо менеджерам активно задействовать результаты интеллектуальной деятельности.

Необходимо также стимулировать и развивать на промпредприятиях НИОКР - что должно стать одним из ключевых рычагов формирования конкурентных преимуществ предприятия и в целом усилить отраслевой конкурентный потенциал. [4,7]

Вместе с тем, рассматриваемые факторы, которые помогают укреплять конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, все еще не вписываются в рассматриваемые нами положения. Отсюда можно утверждать, что процессы формирования конкурентных преимуществ предприятия целесообразно исследовать с позиций конкурентных детерминант.

Процесс формирования конкурентных преимуществ можно рассматривать с разных позиций, в том

числе:

- на принципах ресурсной теории;

- на основе концепции ценностно- ориентированного управления;

- в рамках концепции развития институциональной среды;

- с позиций кластеризации и др.

Ресурсная теория исходит из положения, что каждое предприятие само по себе является уникальным. И источником образования конкурентных преимуществ выступает уровень дифференциации хозяйствующего субъекта касательно непосредственных конкурентов, производящих и реализующих на рынке идентичные виды промышленной продукции.

При этом каждое предприятие способно формировать уникальные (не повторимые) ключевые компетенции. Справедливости ради, надо признать, что потребителя, в целом, не интересуют «уникальные компетенции». Его гораздо больше волнует цена, качество и т.п. продукта.

Ценностно-ориентированное управление предполагает стратегический подход к наращиванию конкурентных преимуществ предприятия с целью, чтобы максимизировать его стоимость. Для этого необходимо, в первую очередь, разработать стратегию предприятия, совершенствовать бизнес-процессы, использовать сбалансированную систему показателей, внедрять систему мотивации на основе KPI и т.п. Все это, однозначно, способствует росту ценности предприятия, занимающегося производством дифференцированного продукта и функционирующего на различных рынках.

Однозначно, что поэтапная реализация всех этих задач будет способствовать наращиванию ценности фирмы, но, тем не менее, невозможно проследить непосредственную связь между решением всех указанных проблем и увеличением ценности выпускаемой продукции для потребителей на соответствующих рынках. Бесспорно, что все это сопряжено с необходимостью задействования существенных объемов финансов, времени, интеллектуального труда и т.п. Сторонники институционального подхода утверждают, что конкурентоспособность фирмы напрямую зависит от степени развития функционирующих экономических институтов, ибо они способствуют, в свою очередь, развитию институциональной среды, в которой находится хозяйствующий субъ-

ект. Действительно, подобные институты уменьшают непредсказуемость окружающей бизнес-среды посредством формирования конкретной структуры связей между ними, формируют цивильное поведение в ежедневной конкурентной борьбе. [5,9,12]

Обобщение наиболее известных теоретико-методических положений и практических рекомендаций, посвященных проблемам формирования институциональной среды, позволяет отметить ее наиболее важные характеристики и свойства, оказывающие прямое влияние на конкурентные позиции хозяйствующего субъекта:

- степень зрелости целевых рынков (он определяет уровень конкурентоспособности предприятий);

- уровень компетентности госинститутов, задействующих всевозможные инструменты государственного регулирования правил деятельности рыночных агентств на соответствующих рынках торговой деятельности предприятий (например, предоставляются разнообразные преференции);

- уровень сформированное™ инновационной среды (от этого зависят возможности разработки новых перспективных технологий, наукоемких производств);

- уровень зрелости сложившейся системы социокультурных факторов (от этого зависит зрелость поведения экономических агентов-функционеров рыночной конкуренции на рынках).

Активизация деятельности окружающей бизнес-среды (политические, рыночные и иные факторы) вносит соответствующие изменения в сформировавшуюся систему институтов.

Исходя из того, что конкурентоспособность одного экономического агента обладает свойством диффузии и довольно активно распространяется на другие и, в конечном итоге, становится источником формирования устойчивых конкурентных преимуществ, Н. Портер пришел к объективному выводу, что это способно выступить в виде своеобразного «основоположника» промышленного кластера. [12]

Примечательно, что это положение было доказано в многочисленных исследованиях в ряде стран и позволило ученым утверждать, что конкурентоспособность одних предприятий всегда распространяется на другие хозяйствующие субъекты, подстегивает их и выступает источником конкурентных преимуществ. Предприятие-лидер, как инициатор промышленного кластера «делится» с имеющимися у него конкурентными преимуществами со всеми своими контрагентами (потребителями, поставщиками и другими партнерами по бизнесу). Все это, в конечном итоге, приводит к повышению требований к качеству изготовляемого сырья, комплектующих и т.п., что, в свою очередь, однозначно улучшает параметры промышленной продукции, качество услуг, тем самым развивает конкурентные преимущества.

Созданный подобным образом комплекс взаимодействий заставляет мобилизовать все ресурсы смежных отраслей на повышение конкурентоспособности. Результатом этого является очевидное улучшение параметров всех экономических показателей по всей линии взаимодействия разнопрофильных предпринимательских структур (поставки, производители, продавцы).

Нам представляется, что именно кластеризация заставила предпринимательские структуры прийти к общей бизнес-идее: «качество + экологическая чистота».

В условиях глобализации и возрастающей конкуренции целесообразно однопрофильным национальным предприятиям выступить «единым фронтом» на зарубежных рынках для расширения своей рыночной ниши.

Как видно из вышеизложенного, формирование промышленного кластера вызывает цепную реакцию -в пределах кластерного формирования образуется определенная совокупность разнопрофильных конкурентоспособных партнеров, исключительно ориентированная на задействование новейших промышленных технологий.

Надо отметить, что все предприятия-участники кластерных объединений обладают дополнительными возможностями для улучшения конечных результатов, в т.ч. за счет задействования специализированных производственных факторов, повышения производительности труда, снижения объемов издержек, современных технологий.

Бесспорно, что промышленные кластеры мобилизуют участников на внедрение всевозможных инноваций, ибо все партнеры по кластеру довольно быстро реагируют на новые потребности потребителей целевых рыночных сегментов вследствие тесных продуктивных взаимоотношений.

Промышленные кластеры обладают особыми механизмами, позволяющими производить эффективный взаимообмен информацией и координировать интересы предприятий-участников. Это касается и экономических отношений, формирующихся в пределах профессиональных сообществ, и НПО, кооперационных и производственных связей, различных отраслевых структур, моделей экономического поведения, бизнес-структур и др.

Образование и развитие кластерных объединений позволяет не только повысить эффективность функционирования отдельных промышленных предприятий, но и увеличить способность всех участников объединения к инновациям, стимулировать развитие новых высокоэффективных бизнес-направлений.

На наш взгляд, кластеризация являет собой значимый интерес для наращивания конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса, ибо объединяет в себе наиболее приоритетные положения иных концепций мобилизации внутренних источников формирования конкурентных преимуществ.

Вхождение в кластерное объединение не решает автоматически проблемы промышленного комплекса. В силу этого необходимо проводить постоянную модернизацию всех бизнес-процессов и совершенствовать рабочие процедуры по всей продуктовой цепочке. Для этого требуется исследовать существующие и выявить

наиболее перспективные источники формирования конкурентных преимуществ, использовать системный подход к поиску и развитию конкурентных преимуществ на всех этапах производственно-финансовой деятельности предприятия.

Приоритетность задействования кластерного подхода для наращивания конкурентоспособности хозяйствующих субъектов промышленного комплекса обусловлена тем, что решение этой архитяжелой задачи лежит в плоскости построения исключительной системы взаимодействия бизнес-структур, научно-исследовательских учреждений и органов госуправления.

Наращивание конкурентоспособности промышленных предприятий требует разработки специальной стратегии, направленной на формирование и развитие устойчивых конкурентных преимуществ предприятий в наиболее значимых секторах экономики национального хозяйства. Подобную стратегию можно рассматривать в виде обособленного комплекса мероприятий по развитию кластера (формулировка целей, построение системы кооперационных связей внутри кластера, оптимизация производственной инфраструктуры кластерного образования, разработка и реализация кластерных проектов с целью создания высокоэффективных промышленных производств, реализация общекластерной политики, такой как сбытовая, маркетинговая, рекламная и др.)

Источники:

1. Алоева З.А., Мисаков В.С. Разработка адаптационно-антикризисных мер в условиях возрастающей конку-ренции//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 30-35.

2. Алферова Н.Н. Концепция конкурентных преимуществ в контексте конкурентоспособности предприятия // Бюллетень Оренбургского научного центра Ур РАН. - 2015. - №2. - С.18-26

3. Афашагова С.Р., Мисаков В.С., Иванов А.А. Некоторые инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-среды в республиках СКФО//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 5 (61). - С. 75-81.

4. Бабкина Н.Н. Систематизация факторов конкурентоспособности предприятия //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского университета. - 2010. - №2. - С.38-46

5. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности//Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Т. 6. - № 4-2. - С. 8588.

6. Коллагов Б.Р., Каирова Р.А. Конкуренция и конкурентоспособность в деятельности предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №9. - С .25-31

7. Кравцевич С.В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции: Монография. - Чита: ЧитГУ, 2011.- С. 5-29

8. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия/Лета Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.

9. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66). -С. 606-610.

10. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгал-терский учет. - 1986. - № 12. - С. 0.

11. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

12. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.

13. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками//Тегга Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 2-2. - С. 28-32.

14. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию // В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 193-197.

15. Портер М. Конкурентная стратегия. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011

16. Шерстнева Н.Л., Тарасов Е.М. Сущность и значение понятий конкуренции и конкурентоспособности предприятия // Вестник Самарского НИУ. - 2010. - №11. - С. 67-71

17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Монография. - М.: Научное обозрение,2012. - С. 218

Sources:

1. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Ka-bardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - pp. 30-35.

2. Alferova N.N. The concept of competitive advantages in the context of enterprise competitiveness // Bulletin of the Orenburg Scientific Center Ur RAN. - 2015. - №2. - p.18-26

3. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools for stimulating innovation in the development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - № 5 (61). - p. 75-81.

4. Babkina N.N. Systematization of factors of enterprise competitiveness // Scientific and technical statements of the St. Petersburg University. - 2010. - №2. - P.38-46

5. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation activity // Economic Journal of Rostov State University. - 2008. - V. 6. - № 4-2. - p. 85-88.

6. Kollagov B.R., Kairova R.A. Competition and competitiveness in the activities of the enterprise // Economy and Entrepre-neurship. - 2014. - №9. - p. 25-31

7. Kravtsevich S.V. Historical and economic views on the formation of ideas about competition: Monograph. - Chita: ChitU, 2011.- p. 5-29

8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to managing the innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. - 2009. - V. 7. - № 4-3. - p. 123-125.

9. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - № 1-2 (66). - p. 606-610.

10. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. - 1986. - № 12. - p. 0.

11. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

12. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.

13. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. - 2013. - V. 11. - № 2-2. - pp. 28-32.

14. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The systemic crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion materials from the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov, 2011. - p. 193-197.

15. Porter M. Competitive strategy. - M .: Alpina Business Books, 2011

16. Sherstneva N.L., Tarasov E.M. The essence and meaning of the concepts of competition and enterprise competitiveness // Bulletin of Samara National Research University. - 2010. - №11. - p. 67-71

17. Yudanov A.Yu. Competition: Theory and Practice: Monograph. - M .: Scientific Review, 2012. - p. 218

Д.В. Ланская - кандидат экономических наук, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанского государственного университета, toscha_ [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D. V. Lanskaya - candidate of economic Sciences, associate Professor of General, strategic, information management and business processes, Kuban state University;

А.Н. Панченко - аспирант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанского государственного университета, [email protected],

A. N. Panchenko - post-graduate student of the Department of General, strategic, information management and business processes, Kuban state University;

Н.А. Ложечникова - магистрант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанского государственного университета, [email protected],

N. A. Lozhevnikova - мaster's student of the Department of General, strategic, information management and business processes Kuban state University.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ANALYSIS OF EFFICIENCY OF SOCIAL POLICY KRASNODAR TERRITORY ON THE EXAMPLE OF DEVELOPMENT OF THE HEALTH-PROTECTION BRANCH

Аннотация. Настоящая статья посвящена актуальной проблеме реализации государственной политики в социальной сфере.

Рассматривается реализация стратегии развития Краснодарского края до 2030 года в части развития человеческого капитала, формирования здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий труда на предприятиях всех форм собственности и сфер деятельности. Дается анализ эффективности развития отрасли здравоохранения Краснодарского края в части профилактики заболеваний, создание условий для ведения здорового образа жизни обеспечение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Предлагается модель внедрения здоровьесберегающих технологий труда на предприятиях всех форм собственности и сфер деятельности.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of implementation of the state policy in the social

sphere.

The implementation of the strategy of development of the Krasnodar region until 2030 in terms of human capital development, the formation of a healthy lifestyle and the introduction of health-saving labor technologies in enterprises of all forms of ownership and fields of activity.

The analysis of the effectiveness of the health care industry of the Krasnodar region in terms of disease prevention, the creation of conditions for a healthy lifestyle ensuring the availability of high-tech medical care.

The model of introduction of health-saving technologies of work at the enterprises of all forms of ownership and spheres of activity is offered.

Health care, medical organization, state guarantee program, prevention, social policy, development strategy, knowledge management, human capital, knowledge economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.