Научная статья на тему 'Какая мезоэкономика нужна России? Региональный разрез в свете системной экономической теории'

Какая мезоэкономика нужна России? Региональный разрез в свете системной экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
795
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕЗОЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ПОДХОД / MESOECONOMY / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL-AND-ECONOMIC SYSTEM / SYSTEMIC ECONOMIC THEORY / SPATIOTEMPORAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клейнер Георгий Борисович

Теория системной экономики применяется в статье для вывода и обоснования требований, предъявляемых к мезоэкономике сфере экономики, занимающей промежуточное место между народнохозяйственным и микроэкономическим уровнями. Строится двухуровневая структурная модель функционирования мезоэкономики как подсистемы народного хозяйства, исследуются взаимосвязи региональной экономики с другими региональными и народнохозяйственными системами, указываются условия гармоничного функционирования и устойчивого развития общества на макрои мезоэкономическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT MESOECONOMY DOES RUSSIA NEED? REGIONAL ECONOMY IN THE LIGHT OF THE SYSTEMIC ECONOMIC THEORY

The systemic economic theory is used in the paper to formulate and substantiate requirements for the mesoeconomy, a sphere of the economy that holds an intermediate position between the national economy and the microeconomic level. A structural performance model of the mesoeconomy as the economy subsystem is built; interrelations between the regional economy and other regional and economic systems are investigated; conditions for harmonious functioning and sustainable development of society at the macroand mesoeconomic levels are specified.

Текст научной работы на тему «Какая мезоэкономика нужна России? Региональный разрез в свете системной экономической теории»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

УДК 330.101:332.1 (045)

КАКАЯ МЕЗОЭКОНОМИКА НУЖНА РОССИИ? РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ В СВЕТЕ СИСТЕМНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ*

клейнер георгий Борисович

доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора ЦЭМИ РАН, заведующий кафедрой «Системный анализ в экономике», Финансовый университет, Москва, Россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Теория системной экономики применяется в статье для вывода и обоснования требований, предъявляемых к мезоэкономике - сфере экономики, занимающей промежуточное место между народнохозяйственным и микроэкономическим уровнями. Строится двухуровневая структурная модель функционирования мезоэко-номики как подсистемы народного хозяйства, исследуются взаимосвязи региональной экономики с другими региональными и народнохозяйственными системами, указываются условия гармоничного функционирования и устойчивого развития общества на макро- и мезоэкономическом уровнях.

Ключевые слова: мезоэкономика; региональная экономика; социально-экономическая система; системная экономическая теория; пространственно-временной подход.

WHAT MESOECONOMY DOES RUSSIA NEED? REGIONAL ECONOMY IN THE LIGHT OF THE SYSTEMIC ECONOMIC THEORY

GEORGY B. KLEINER

ScD (Economics), full professor, corresponding member of the Russian Academy of Sciences, deputy director of CEMI RAS, head of the chair "System Analysis in Economics", the Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The systemic economic theory is used in the paper to formulate and substantiate requirements for the mesoeconomy, a sphere of the economy that holds an intermediate position between the national economy and the microeconomic level. A structural performance model of the mesoeconomy as the economy subsystem is built; interrelations between the regional economy and other regional and economic systems are investigated; conditions for harmonious functioning and sustainable development of society at the macro- and mesoeconomic levels are specified.

Keywords: mesoeconomy; regional economy; social-and-economic system; systemic economic theory; spatiotemporal approach.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 14-18-02294.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «мезоэкономика», как и все производные от слова «экономика», двузначно и используется для обозначения предмета изучения — экономических образований и явлений, занимающих промежуточное место между макроэкономическими (национальной экономики) и микроэкономическими (хозяйствующих субъектов) уровнями, и для наименования соответствующей дисциплины. В состав мезоэконо-мики как экономической сферы входят территориальные образования (поселения, регионы и др.), отрасли и подотрасли, крупные межотраслевые комплексы. У этих систем, несмотря на различия, есть немало общих черт, отличающих их от предприятий, с одной стороны, и народного хозяйства в целом, с другой [1, 2]. Если деятельность микрообъектов, согласно общим представлениям, направлена главным образом на извлечение прибыли, то деятельность мезо-объектов имеет иную направленность и должна сочетать коммерческие интересы с целями социально-экономического и научно-технического развития страны. Это в значительной мере выводит мезообъекты из сферы неоклассической экономической теории и делает актуальной задачу построения теоретической базы для мезоэкономических исследований. По нашему мнению, такой базой может стать системная экономика — научное направление, в основе которого лежит понятие «экономическая система» [3, 4]. Данная статья находится в этом русле. Понятие «мезоэкономика» в ней используется главным образом в смысле хозяйственной сферы, причем внимание концентрируется на региональном компоненте мезоэкономики.

«Господствовавший до конца 1990-х гг. термин «региональная экономика» постепенно уступает место термину «пространственная экономика», и это должно бы означать, что от регулирования функционирования и развития отдельных территориальных единиц (регионов) осуществляется переход к регулированию, соответственно исследованию системы взаимосвязанных и взаимообусловленных в своем развитии регионов, образующих некую национальную пространственную структуру. Однако в действительности существенных изменений ни в практике, ни в теории не происходит», — отмечает П. А. Минакир [5, с. 49-50]. По нашему

мнению, это свидетельствует о необходимости системной «перезагрузки» данного направления, переводе его на рельсы новой методологии, базирующейся на концепциях и системного анализа, и комплексного пространственно-временного подхода в экономике. Именно на этом пути может быть достигнуто единство или, по крайней мере, непротиворечивость макроэкономического, мезоэкономического и микроэкономического анализа, согласование теории, политики и практики регионального развития.

Применение одного из вариантов такого подхода — концепции системной экономики — позволило обосновать системные требования к российской экономике в целом как подсистеме общества [6]. Вместе с тем следует отметить, что последовательно «аксиоматическое» формирование системы непротиворечивых, реалистичных и открывающих новые перспективы развития требований к экономике любой страны представляет собой сложную задачу нормативной экономической теории. Ее решение должно опираться, с одной стороны, на анализ состояния и тенденций экономической динамики, на выявление и исследование имманентных особенностей российской экономики и социума («инварианты»), а также на имеющееся «окно возможностей» для выбора экономических или управленческих решений; с другой стороны — на «рамки необходимости», диктующие социальные и экономические императивы. Следует также учитывать многоуровневый, многорегиональный и многопериодный характер экономики, сложность связей между указанными компонентами экономики.

В настоящее время потребность в создании такой системы требований особенно велика. Попытка создать «Стратегию-2020», а равно и «Стратегию-2020» для Москвы в виде своеобразного «крестового похода» путем соединения результатов работы множества разрозненных и разнокачественных научных групп, в большей своей части не имеющих стратегического опыта, выявила не только непреодолимые сложности в агрегировании результатов, но и отсутствие необходимой теоретико-методологической базы подобного планирования, и недостаток операциональных знаний относительно социально-экономических инвариантов объекта планирования, тех самых «окон возможностей» и «рамок

необходимости», определения которых должны быть неотъемлемыми условиями стратегического процесса. Без этих знаний разработка стратегии не может быть успешной.

Экономика полиструктурна. Соответственно совокупность нормативных требований к национальной экономике имеет многоуровневую иерархическую структуру. Такие требования могут быть сформулированы по отношению как к каждому уровню экономики (макро-, мезо-, микро-, наноуровню) [7], так и к вертикальным межуровневым подразделениям и секторам экономики. Аналогично речь должна идти о периодах развития (неопределенный, долгосрочный, средне- и краткосрочный) и о межпериодной преемственности. При этом базироваться следует на единой теоретической основе, чтобы обеспечить согласованность результатов. В настоящее время, по нашему мнению, такой основой может быть только системная экономическая теория, сочетающая элементы неоклассической и институционально-эволюционной парадигм, включающая некоторые концепции общей теории систем и положения пространственно-временного подхода [8].

В [8] была представлена общая методологическая схема анализа экономики как арены взаимодействия социально-экономических систем, экономических и управленческих процессов, обеспечивающих производство и обращение экономических благ. Оказалось, что все эти компоненты экономики могут быть увязаны в единую структурную модель ее функционирования, если принять их типологию, использующую в качестве основания для классификации пространственно-временные характеристики систем, процессов и благ. Разработанная методология позволила предложить концепцию системного социально-экономического равновесия, определяющего принципы взаимодействия всех основных компонент экономики и общества [9].

Эта концепция была применена в работе «Какая экономика нужна России и для чего? (опыт системного исследования)» [6] для синтеза порядка требований, которым должна удовлетворять экономика как подсистема в составе системной структуры общества. Экономика рассматривалась как единая система и потому требования, по сути, относились к макроэкономической ипостаси экономики. Однако ввиду

многоуровневого характера экономики сформулированные требования являются скорее необходимыми, чем достаточными. В перспективе они должны быть дополнены «пирамидой» требований к остальным иерархическим уровням: мезо-, микро- и наноуровням, а также к меж-уровневым и межпериодным системам.

В предлагаемой статье решается первая из перечисленных задач. Исходя из концепций системной экономической теории, мы предлагаем двухуровневую «матричную» схему взаимодействия основных социально-экономических подсистем макро- и мезоуровней (в региональном разрезе), на базе которой формулируются две группы требований к мезоэкономическим региональным системам, ориентированные на обеспечение социально-экономической и организационно-политической сбалансированности функционирования и развития общества. Первая группа относится непосредственно к региональному уровню, вторая — к взаимодействию макро- и мезоуровней.

1. ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА: МАКРО- И МЕЗОУРОВНИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ)

Задача построения системной двухуровневой модели функционирования общества1 типа «федерация — регион» складывается из трех составляющих. Сначала необходимо определить системную структуру общества на федеральном уровне, затем — на уровне региона и, наконец, установить связи между всеми компонентами структуры.

Системный состав общества: федеральный уровень. Обычно в качестве основных действующих на макроуровне рассматриваются три подсистемы: государство, общество (социум), экономика. Такая трехзвенная конструкция подробно рассматривалась, в частности, в работах [10-12]. Однако в [6] было показано, что тенденции, проявившиеся особенно ярко в России в последние десятилетия, привели к необходимости перехода от трехзвенной схемы к более адекватной четырехзвенной. В экономической подсистеме стали отчетливо видны черты двух

1 Термины «общество» и «социум» часто используют как синонимы, хотя спектры их возможных толкований не совпадают. В дальнейшем термин «общество» будет использоваться в максимально широком смысле, близком к понятию «страна».

различных подсистем: чисто экономической, обеспечивающей жизнедеятельность социума необходимыми материальными благами (экономика в узком смысле), и организационно-финансовой, нацеленной главным образом на самообеспечение (бизнес). В России в 1990-2000-х гг. между собственно бизнесом и собственно хозяйством пролегла граница. Аналогичный процесс имел место и в других странах, однако в последнее время заметным становится обратный процесс сближения, а по многим аспектам — и интеграция экономики и бизнеса. Именно на это направлены такие активно распространяемые в западных странах концептуальные установки, как социальная ответственность бизнеса, маркетинг взаимоотношений, гуманитарная экономика и т.п. В России же процесс размежевания экономики и бизнеса находится на восходящей фазе.

Таким образом, в качестве подсистем макроуровня в национальной общественной системе России следует рассматривать не три, а четыре относительно самостоятельные подсистемы:

1) государство как политическую организацию, обладающую властными полномочиями по регулированию общества на территории страны в долгосрочной перспективе. Типичный социальный представитель — чиновник. Организационный представитель — государственный орган (организация);

2) социум как структурированное с помощью различного рода общественных организаций население. Социальный представитель — гражданин, физическое лицо, проживающее на территории данного государства. Организационный представитель — политическая партия, некоммерческая политическая организация;

3) экономика (в узком смысле) как народное хозяйство, сферу реализации процессов производства, потребления, распределения и обмена. Социальный представитель — «специалист народного хозяйства». Организационный представитель — предприятие;

4) бизнес как сферу коммерческих инициатив, инвестиционных вложений и проектов, обеспеченных финансовым капиталом и направленных на создание, реорганизацию, ликвидацию, приобретение, владение и передачу прав собственности на хозяйствующие субъекты и иные блага в целях извлечения прибыли. Типичный

социальный представитель — бизнесмен; организационный представитель — фирма (коммерческое юридическое лицо в соответствующей организационно-правовой форме).

Из приведенного описания видно, что четыре макроподсистемы структурно и функционально различаются, их типичные представители относятся к разным социальным слоям и социально-психологическим типам. В территориальном плане все эти подсистемы географически не отделены друг от друга, каждая из них охватывает практически все территориальное и социально-экономическое пространство страны; однако их роли в обеспечении жизнедеятельности и развития страны принципиально различны. Общая характеристика функций каждой из подсистем может быть сформулирована следующим образом. Государство в социально-экономической жизни представляет организующее начало; социум — воспроизводящее начало; экономика — хозяйственное начало; бизнес — активизирующее начало.

В стабильной социально-экономической ситуации для указанных сфер характерны определенные общестратегические установки, или принципы поведения (девизы):

• государство — устойчивое неограниченное развитие на ограниченной государственными границами территории;

• социум — благополучие для нас, наших семей и потомков независимо от места проживания;

• экономика — удовлетворение складывающихся экономических потребностей независимо от места возникновения;

• бизнес — финансовый результат (прибыль) здесь и сейчас.

Мы видим, что сферы интересов данных подсистем различны и имеют разные конфигурации в пространственно-временном аспекте. Пространственная сфера жизненных интересов государства ограничена главным образом его границами, а временной промежуток, на который распространяются интересы государства, не имеет определенных границ. Сфера интересов социума как популяции не ограничена ни в пространстве, ни во времени. Интересы экономики как хозяйства, ориентированного на удовлетворение сложившихся потребностей, не имеют имманентных границ в пространстве

и ограничены во времени ввиду ограниченности платежеспособных потребностей. Сфера интересов бизнеса распространяется лишь на его юрисдикцию и, как правило, ограничена требованиями скорейшего и максимального извлечения прибыли.

Можно сделать вывод, что системная природа этих четырех сфер общественной жизни принципиально различна, а их выбор в качестве составляющих национальной страновой системы обоснован. Поскольку четыре перечисленные сферы мы рассматриваем как подсистемы общественной системы страны, для подтверждения данного тезиса их нужно интерпретировать и охарактеризовать с точки зрения современного системного анализа. Необходимо определить также наиболее существенные типы и структуру взаимосвязей государства, социума, экономики и бизнеса как подсистем общества. Для этих целей воспользуемся инструментарием и результатами новой теории социально-экономических систем [13-15].

Системный состав общества: региональный уровень. По сути, состав подсистем общества на региональном уровне подобен составу подсистем федерального уровня и включает в себя четыре подсистемы:

1) регион (более точно — региональная власть) — система органов законодательной, исполнительной и судебной региональной власти, осуществляющих регулирование жизнедеятельности населения региона;

2) региональный социум — структурированное с помощью различного рода общественных организаций население региона;

3) региональная экономика — народное хозяйство, сфера реализации на территории региона процессов производства, потребления, распределения и обмена;

4) региональный бизнес — сфера коммерческих инициатив, инвестиционных вложений и проектов, обеспеченных финансовым капиталом и направленных на создание, реорганизацию, ликвидацию, приобретение, владение и передачу прав собственности на хозяйствующие субъекты и иные блага в целях извлечения прибыли.

Таким образом, состав региональных подсистем мезоуровня представляет собой в определенном смысле проекцию состава подсистем

макроуровня. Для определения структуры взаимосвязей подсистем обратимся к положениям системной экономической теории.

2. СИСТЕМНАЯ ЭКОНОМИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Системная экономика представляет собой реализацию и развитие системной парадигмы Я. Корнаи [16, 17], согласно которой социально-экономическое пространство данной страны рассматривается как совокупность (точнее, популяция) взаимодействующих и трансформирующихся систем. Такой ракурс позволяет выявить как системные факторы экономических процессов и поведения экономических субъектов, так и системные результаты таких процессов и актов [8]. Для применения концепций и выводов системной экономики при решении задачи разработки требований к мезоэкономике будут использованы: базовая морфологическая типология социально-экономических систем в пространственно-временном ракурсе; распределение общесистемных функций между базовыми типами систем; основные закономерности самоорганизации социально-экономических систем и формирования устойчивых полнофункциональных комплексов («тетрад»). С подробным изложением можно познакомиться в [8, 14], здесь мы приведем лишь необходимые определения и выводы.

2.1. Базовая типология и морфология социально-экономических систем

Под социально-экономической системой (в дальнейшем для краткости — системой) мы будем понимать относительно обособленную и устойчивую часть социально-экономического пространства, обладающую внешней целостностью и внутренним многообразием.

В соответствии с пространственно-временным подходом каждая система рассматривается одновременно в пространстве и во времени, имеет ту или иную протяженность в пространстве и продолжительность жизненного цикла во времени. При этом один и тот же объем (ареал) и один и тот же жизненный цикл могут иметь разные системы.

К числу социально-экономических систем естественным образом относится каждая из компонент макроструктуры: государство, социум,

Таблица 1

Базовая классификация экономических систем

Имманентные границы в пространстве Имманентная длительность жизненного цикла

ограничена(определенная длительность) не ограничена (неопределенная длительность)

Ограничено (пространственная определенность) Проект (пример: строительство) Объект (пример: предприятие)

Не ограничено (пространственная неопределенность) Процесс (пример: диффузия инноваций) Среда (пример: законодательство)

экономика и бизнес. Социально-экономическими системами являются также такие разноуровневые образования, как предприятия, организации, рынки, регионы, страны и др. В качестве социально-экономических систем целесообразно рассматривать и экономические явления, такие как институты и институциональные совокупности, социально-экономические процессы, программы, планы, проекты и т.п. (с включением в эти системы индивидов, участвующих в их деятельности). Экономическая активность индивидов может осуществляться как путем участия в деятельности (или в создании) какого-либо предприятия, так и путем участия в реализации экономических проектов, функционировании сред или включении в экономические процессы. Мир социально-экономических систем достаточно разнообразен и включает в себя системы, по крайней мере, четырех типов: объекты, проекты, процессы и среды.

В зависимости от особенностей локализации в пространственно-временном универсуме системы делятся на четыре группы (класса, типа), которые представлены в табл. 1.

Социально-экономические системы каждого типа распределены по всем уровням и секторам социально-экономического пространства страны — от уровня предприятия и домохозяйства до макроуровня. Каждый класс систем имеет свою системную миссию в обществе, обусловленную их природой:

• объектные системы обеспечивают устойчивость и стабильность в пределах своего ареала;

• проектные привносят локальные изменения и инновации;

• процессные реализуют задачи распространения и распределения потоков благ;

• средовые системы способствуют гомогенности социально-экономического пространства, являются естественной средой для протекания социально-экономических процессов.

В реальности конкретная социально-экономическая система сочетает в тех или иных пропорциях черты всех четырех типов, хотя, как правило, один доминирует. Аналогично страна в целом как социально-экономическая система проявляет себя в четырех ипостасях: как объектная, средовая, процессная и проектная.

Символическое изображение четырех базовых типов систем в условных координатах «пространство-время» представлено на рис. 1. Утолщенные горизонтальные или вертикальные части границ прямоугольников, соответствующих процессным, проектным и объектным системам, символизируют ограниченность соответствующих систем по периоду функционирования или размещению в пространстве.

На рис. 1 системы разных типов имеют различную окантовку и штриховку. Открытый сверху и снизу прямоугольник, обозначающий нелокализованную во времени объектную систему, имеет вертикальную штриховку, делящую его на аналогичные закрытые сверху и снизу, т.е. не имеющие временных ограничений, прямоугольники. Это означает, что объектная система может рассматриваться как объединение других систем того же типа. Аналогично процессная система представляет собой сочленение процессов (горизонтальная штриховка прямоугольника, соответствующего процессной системе). Замкнутый со всех сторон

прямоугольник, символизирующим проектную систему, разделен на замкнутые прямоугольники подобного рода — символы проектов, входящих в проектную систему. Прямоугольник, символизирующий неограниченную средовую систему, имеет «пуантилистическое» наполнение, соответствующее содержанию среды как системы, стремящейся к однородности внутреннего пространства.

Четыре типа систем обозначены первыми четырьмя буквами греческого алфавита, что соответствует «системообразующей» роли этих систем среди всех экономических образований и явлений.

Для систем объектного и проектного типов пространственные границы являются важными и остро ощущаемыми факторами функционирования. Для систем процессного и проектного типа такими ощущаемыми факторами являются временные границы. Системы средового типа не имеют четко определенных временных и пространственных границ, потому факторы их функционирования распределены по всему пространственно-временному ареалу системы.

Функции объектных, средовых, процессных и проектных систем в социально-экономическом пространстве-времени различны. Объектные системы, как показано в [14], в силу своей производственной деятельности обеспечивают рост пространственного разнообразия и одновременно ввиду воспроизводственных функций — преемственность и непрерывность межпериодных связей. Функционирование средовых систем способствует повышению меж-периодной однородности и пространственного единообразия. Процессные системы также реализуют функцию гомогенизации пространства за счет выравнивания ситуации в различных точках пространства и одновременно увеличивают разнообразие межпериодных условий. Наконец, проектные системы вносят разнообразие и в пространственную, и во временную ипостаси социально-экономического континуума (см. табл. 2).

2.2. Атрибуты систем: ресурсы и способности

Из изложенного видно, что системы четырех типов в совокупности взаимно дополняют друг друга. Если объектные системы обладают как бы неограниченным запасом времени,

Рис. 1. Символические изображения систем четырех типов в координатах «пространство-время»

процессные — неограниченным запасом пространства (территории), то в совокупности четыре вида систем позволяют решать все проблемы, связанные с использованием пространственно-временного ресурса. В табл. 2 приведены результаты анализа обеспеченности базовыми экономическими ресурсами различных типов систем.

Согласно концепциям системной экономики, социально-экономические системы используют привлекаемые ресурсы в соответствии с имманентными способностями, присущими системам. Пространство и время следует рассматривать как первичные (базовые) ресурсы экономики, их отдача зависит от уровня производительных сил, позволяющих использовать эти ресурсы. Эффективность использования пространственного ресурса называется интенсивностью (I), ресурса времени — активностью (А). Эти атрибуты в определенной степени также могут быть предметами межсистемного обмена. Таким образом, при анализе взаимодействия экономических систем следует учитывать баланс межсистемного обмена этими ресурсами. Устойчивое развитие в экономике возможно, если экономическая система, обладающая одним из видов ресурсов в избытке, передает его системам, для которых он дефицитен.

Для нормального функционирования социально-экономической системы необходим доступ и к ресурсам пространства, и к ресурсам времени. Данные табл. 2 дают предпосылки для формирования относительно устойчивых

Таблица 2

Обеспеченность систем разных типов базовыми экономическими ресурсами

Тип экономической системы Доступ к пространственному ресурсу (Б) Доступ к временному ресурсу (Т)

Объект (б) Ограничен Неограничен

Среда (а) Неограничен Неограничен

Процесс (в) Неограничен Ограничен

Проект (у) Ограничен Ограничен

Таблица 3 Способности систем к эффективному использованию имеющихся ресурсов

Тип экономической системы Способности к интенсивному использованию пространственного ресурса (I) Способности к активному использованию временного ресурса (А)

Объект (б) Присутствует Отсутствует

Среда (а) Отсутствует Отсутствует

Процесс (в) Отсутствует Присутствует

Проект (у) Присутствует Присутствует

взаимоотношений систем разных типов. Системы с ограниченным доступом к ресурсам пространства вступают в постоянные взаимосвязи с теми, где доступ к этому виду ресурса не ограничен.

Распределение этих способностей по видам систем представлено в табл. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что пространственно-временной ресурс, а также «пространственно-временные способности», т.е. способности эффективно использовать данный ресурс, относятся в данной концепции, по выражению В.Л. Макарова, к числу особых суперблаг, или метаблаг [18].

2.3. Общесистемные функции социально-экономических систем разных типов

Результаты деятельности социально-экономических систем весьма многообразны. Чтобы сформулировать в единообразном виде общесистемные результаты функционирования экономических систем, в качестве выходов и входов экономических систем предлагается рассмотреть такие виды влияния на окружающую

среду, как увеличение/уменьшение разнообразия и изменчивости экономического пространства. Эти аспекты могут быть охарактеризованы с помощью так называемых вариативных характеристик экономики, т.е. признаков, отражающих степень изменения экономических условий при перемещении из одной точки пространства в другую или при движении от одного момента (периода) времени к другому. Вариативные характеристики делятся на характеристики пространства и времени. Первые отражают соотношение между разнообразием и унификацией в пространстве, вторые — соотношение между изменчивостью и стабильностью экономики. Вариативные характеристики пространства влияют на интенсивность социально-экономических потоков в пространстве (миграция капиталов, людей, перемещение товара). Вариативные характеристики времени влияют на инвестиционные процессы, перспективное развитие.

В табл. 4 отражено влияние функционирования экономических систем на вариативные характеристики экономики.

Таблица 4

Влияние деятельности экономических систем на вариативные характеристики экономики

Тип экономической системы Изменение вариативных характеристик экономики

однородность пространства однородность времени

Объект Уменьшает Увеличивает

Среда Увеличивает Увеличивает

Процесс Увеличивает Уменьшает

Проект Уменьшает Уменьшает

Мы видим, что каждая экономическая система реализует ровно две вариативных функции, и каждая такая функция реализуется ровно двумя системами разных типов. Как видно из табл. 4, пара «объектная система — проектная система» отвечает за диверсификацию пространства, пара «процессная систем — проектная система» — за диверсификацию (волатильность) времени. Пара «объектная система — средовая система» обеспечивает стабильность, а пара «средовая система — проектная система» — однородность пространства. Дополнительно представлено, что каждая система реализует одну из вариативных функций как основную, другую — как дополнительную [14].

Таким образом, для гармоничного развития общества, соблюдения допустимых пропорций между унификацией и диверсификацией, стабильностью и волатильностью на каждом уровне (макро-, мезо-, микро-, наноуровне) необходимо регулировать количество систем разных типов, обеспечивать паритет их мощностей.

2.4. Самоорганизация и группировка социально-экономических систем: формирование системных кластеров (тетрад)

Данные табл. 2, 3 позволяют сделать вывод о наличии предпосылок для формирования относительно устойчивых взаимоотношений систем разных типов. Системы с ограниченным доступом к ресурсам пространства вступают в постоянные кооперационные взаимосвязи с теми, для которых доступ к этому виду ресурса не ограничен. Соответственно системы, обладающие способностями к эффективному использованию ресурсов, передают эти способности тем системам, которые такими способностями

не обладают. Это приводит к формированию устойчивых комплексов из четырех видов систем разных типов, именуемых тетрадами (рис. 2).

Обратим внимание, что наиболее значимые взаимоотношения систем в рамках тетрады происходят не по принципу «каждая система с каждой», а лишь вдоль контура «объектная система — средовая система — процессная система — проектная система».

Поскольку проекты и процессы имеют ограниченную длительность, проекты по мере истечения срока жизненного цикла должны заменяться другими, а процессы — возобновляться. Это обеспечивает, с одной стороны, инновационное, с другой — устойчивое развитие экономики. Тетрада является основной устойчивой конфигурацией в экономике. Можно полагать, что любой относительно устойчивый кластер, состоящий из четырех систем разных типов, представляет собой тетраду и обладает ее основными структурными особенностями. Ниже мы покажем, что кластеры «государство — социум — экономика — бизнес» на макроуровне и «регион — население региона — региональная

Рис. 2. Тетрада: устойчивый комплекс четырех взаимодействующих систем разных типов

экономика — региональный бизнес» также могут рассматриваться как тетрады.

3. ГОСУДАРСТВО, СОЦИУМ, ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Как было установлено, государство, социум, экономика, бизнес представляют собой устойчивую конфигурацию подсистем странового общества. Исходя из результатов, изложенных в разделе 2 статьи, можно предположить, что эти четыре подсистемы образуют тетраду — че-тырехзвенный комплекс систем разных типов. Объяснение состоит в следующем.

Государство однозначно связано с понятием «государственные границы страны», поскольку регулирует функционирование страны как единого целого, обеспечивает ее единство, безопасность, территориальную целостность в пределах государственных территориальных и пространственных границ. Длительность жизненного цикла государства не ограничена априорно, поэтому у нас есть все основания считать его объектной системой. Более точно говоря, оно представляет объектную ипостась страновой системы в целом.

Социум образует социальную среду для граждан страны. Пространственные границы социума не имеют однозначной демаркации, подобной той, что имеет место для границы государства. Речь идет не только о диаспоре, но и индивидах, не определяющих свое гражданство, мигрантах и т.п. В целом социум поддерживает средовую ипостась страновой системы.

Экономика реализует процессы производства и потребления, обеспечивает экономическое единство территории страны и социальной среды. Экономика относится к средовым системам и поддерживает процессные качества страны как социально-экономической системы, представляет процессную ипостась макросистемы.

Бизнес, являясь владельцем частного капитала, инициирует и стимулирует различные предпринимательские проекты, реализует креативную предпринимательскую функцию. Поддерживает проектный компонент социально-экономической системы страны2.

2 Приведенное понимание бизнеса близко к трактовке предпринимательства Й. Шумпетером [19].

Принадлежность государства как общественной подсистемы к числу объектных систем выглядит бесспорной ввиду наличия имманентных и определенных («государственных») границ и очевидно неопределенного срока его существования. Дополнительным аргументом служит то, что основой формирования и реализации государственной политики, ключевыми компонентами государства выступают государственные органы — объектные системы. Как было показано нами ранее, объединение однотипных систем принадлежит к тому же типу (Клей-нер Г. Б., 2012). По тем же причинам социум, представляющий собой сочетание различных общественных микросред (семья, трудовой коллектив, общественные организации и т.п.), сам представляет собой средовую систему. Основу экономики образуют экономические процессы, а саму экономику можно представлять как их переплетение (объединение). Подобным образом бизнес трактуется как объединение бизнес-проектов и в силу этого может рассматриваться как единый (объединенный) проект.

Отметим, что все четыре рассматриваемые макросистемы построены как своеобразное иерархическое замыкание входящих в них социально-экономических подсистем того же типа. Операция такого замыкания напоминает подведение под крышу строящегося здания. Это не означает, что строительство государства, социума, экономики или бизнеса обязательно ведется снизу вверх, но предполагает возможность их аналитического представления в виде структуры, основными элементами которой выступают подсистемы того же типа.

В итоге мы видим, что четыре макроподсистемы — государство, социум, экономика, бизнес — равно необходимы для сбалансированного устойчивого функционирования и социально-экономического, политического и технологического развития страны.

В итоге мы убеждаемся, что совокупность четырех общественных подсистем представляет собой тетраду. Ключевые взаимоотношения членов тетрады носят достаточно определенный характер, обеспечивающий их взаимную поддержку и ее устойчивость как кластера.

Как было указано в разделе 2, предпосылки к сотрудничеству возникают между следующими парами систем, входящих в тетраду:

«объектная система — средовая система»; «сре-довая система — процессная система»; «процессная система — проектная система»; «проектная система — объектная система». Отсюда вытекают важные следствия для анализа требований к экономике и другим подсистемам общества.

На рис. 2 была представлена базовая структура взаимоотношений систем, входящих в тетраду. В реальности эти взаимосвязи обретают конкретные формы, соответствующие процессам «импорта» и «экспорта» ресурсов и способностей (возможностей) от одной системы к другой. На рис. 3 представлены основные виды межсистемных потоков для случая макротетрады «государство — социум — экономика — бизнес».

Конкретные виды взаимодействия макросистем, представленные на рис. 3, согласуются с общей схемой на рис. 2, поскольку допускают интерпретацию в виде межсистемного трансферта пространственно-временных ресурсов и индуцирования (стимулирования способностей их использования). Так, обеспечение безопасности жизнедеятельности социума на территории государства можно трактовать как стимулирование со стороны государства возможностей (способностей) социума эффективно использовать соответствующую территорию. То же самое в отношениях «государство — бизнес» можно интерпретировать как «экспорт» территории в сферу бизнеса для осуществления предпринимательских проектов. Делегирование социумом властных полномочий государства интерпретируется как «экспорт» и сосредоточение во властных структурах государства тех элементов власти, которые распределены по представителям данного социума, находятся как на территории государства, так и за ее пределами. Осуществляя трудовую деятельность, жители страны экспортируют в сферу экономики рабочий и соответственно пространственный ресурс, связанный с местом жительства данного работника. В свою очередь, «импорт» потребительских благ и рабочих мест из сферы экономики в сферу социума трактуется как развитие у населения способностей к активной производственной деятельности и возможностей осуществления такой деятельности.

Создание в сфере экономики возможностей для инвестирования со стороны бизнеса можно

Рис. 3. Системная макромодель взаимодействия государства, социума, экономики и бизнеса:

1 - создание условий безопасной жизнедеятельности и развития социума; 2 - делегирование государству властных полномочий со стороны социума; 3 - предоставление экономике трудовых ресурсов со стороны социума; 4 - передача социуму материальных благ, необходимых для его жизнедеятельности; 5 -предоставление бизнесу возможностей (экономических ниш) для реализации бизнес-проектов; 6 - передача капитальных ресурсов для развития экономики; 7 - создание условий безопасной жизнедеятельности и развития бизнеса; 8 - уплата налогов по результатам деятельности бизнеса

рассматривать как предоставление площадки («экспорт пространства») для сферы бизнеса, а «импорт» предпринимательских проектов — как стимулирование способностей экономики к эффективному использованию локальных элементов пространства. Наконец, взаимоотношения государства и бизнеса определены в тетраде как «экспорт» активности из сферы бизнеса в сферу государственного ведения и «импорт» из последней в первую ресурсов времени (неограниченный жизненный цикл функционирования государства позволяет завершать бизнес-проекты таким образом, чтобы обеспечивать «постпроектное развитие» и преемственность проектов). Основные виды взаимодействий государства, социума, экономики и бизнеса представлены в табл. 5.

Структурная модель функционирования макротетрады, представленная на рис. 3, позволяет сформулировать требования к экономической

Таблица 5

Основное содержание взаимодействий государства, социума, экономики и бизнеса

как социально-экономических систем

Макросистема Тип макросистемы Базовые ресурсы макросистемы «Экспорт» ресурсов Способности макросистемы «Экспорт» способностей

Государство/ регион Объектная Ограниченная территория, неограниченная длительность Предоставление территории и условий для функционирования социума и бизнеса Возможности эффективного использования территориального ресурса для обеспечения безопасной жизнедеятельности социума и бизнеса Безопасность жизнедеятельности социума и бизнеса

Социум/ население региона Средовая Неограниченная территория, неограниченная длительность Поддержание неограниченного функционирования системы во времени и в пространстве за счет естественного воспроизводства населения и его распространения. Делегирование распорядительных функций. Экспорт трудовых ресурсов - -

Экономика/ экономика региона Процессная Неограниченная территория, ограниченная длительность каждого конкретного подпроцесса Предоставление бизнесу «инвестиционных мест» как возможности территориального распространения Способности эффективно использовать рабочее время Стимулирование роста производительности труда

Бизнес/ региональный бизнес Проектная Ограниченная территория, ограниченная длительность - Комплекс предпринимательских способностей Бизнес-проекты, уплата налогов на предпринимательскую деятельность

подсистеме общества, обусловленные местом этой подсистемы в тетраде «государство — социум — экономика — бизнес». Эти требования были сформулированы и обоснованы в [6] и сводятся, если говорить кратко, к следующему.

Экономика должна:

• демонстрировать восприимчивость к запросам социума, изменению потребности в материальных благах;

• обладать запасом рабочих мест, необходимых для трудоустройства трудоспособной части населения сейчас и в будущем;

• обладать запасом «инвестиционных мест» для удовлетворения инвестиционных запросов бизнеса в настоящее время и в будущем;

• быть толерантной по отношению к интересам сферы бизнеса;

• обеспечивать потенциал собственного развития за счет собственных ресурсов и способностей с учетом «импорта» ресурсов из сферы социума и трансферта способностей из сферы бизнеса.

Таким образом, в качестве одного из основных требований следует требование диверсификации

экономики в вопросе наличия в экономике рабочих мест, отвечающих запросам трудоспособного населения страны (с учетом трудовых мигрантов) и инвестиционного спроса в соответствии с разнообразием инвестиционного предложения со стороны национального бизнеса (с учетом иностранных инвестиций).

Отметим, что экономика здесь рассматривалась как единое целое, т.е. по существу как макроэкономика. Изложенные требования можно охарактеризовать как требования к макроэкономике со стороны общества как тетрадной системы.

Обратимся теперь к мезоэкономике и рассмотрим требования, которым она должна удовлетворять.

4. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ МЕЗОУРОВНЯ

Чтобы сформулировать требования к экономике в региональном разрезе, необходимо представить макросистемную модель региона. Поскольку с экономико-географической точки зрения страна также может рассматриваться как региональная единица, можно ожидать, что по составу и структуре макросистемная модель региона будет аналогична макросистемной модели общества в целом (см. рис. 3). Действительно, основными составными частями региона с системной точки зрения являются:

• регион (в более широком смысле — органы регионального регулирования):

• региональный социум (региональная администрация, структурированное население региона);

• региональная экономика;

• региональный бизнес.

Мезосистемная структурно-функциональная

модель функционирования региона подобна ма-кросистемной модели страны в целом (рис. 4).

Для гармоничного развития региона необходимо, чтобы все связи, указанные на рис. 4, работали бесперебойно и эффективно.

Подобно тому, как это подходит для требований к макроэкономике, следует говорить о требованиях диверсификации рабочих мест и инвестиционных ниш в экономике для регионального социума и регионального бизнеса.

Представленная в этом разделе первая группа требований к мезоэкономике обусловлена ее

Рис. 4. Системная макромодель страны: взаимодействие государства, социума, экономики и бизнеса как макроподсистем общества:

1 - создание условий безопасной жизнедеятельности и развития регионального социума; 2 - делегирование органам управления региона властных полномочий со стороны регионального социума; 3 - предоставление региональной экономике трудовых ресурсов со стороны населения региона; 4 - передача населению региона материальных благ, необходимых для его жизнедеятельности; 5 - предоставление региональному бизнесу возможностей (экономических ниш) для реализации бизнес-проектов в регионе; 6 - передача капитальных ресурсов для развития региональной экономики; 7 - создание условий безопасной жизнедеятельности и развития регионального бизнеса; 8 - уплата в региональный бюджет налогов по результатам деятельности регионального бизнеса

местом в одноуровневой структурной модели региона. Теперь необходимо рассмотреть двухуровневую макромезомодель и определить соответствующие требования.

5. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ МАКРОУРОВНЯ

В данном разделе мы рассмотрим региональную экономику как часть двухуровневой стра-новой макро- и мезосистемы, представим соответствующую структурную схему функционирования этой системы и сформулируем вторую группу требований к региональной ме-зоэкономике.

Рис. 5. Двухуровневая макро- и мезомодель страны

Макро- и мезомодель функционирования страновой экономики в контексте системного окружения получена путем объединения рис. 3, 4 с учетом репликации региональных мезоси-стемных структурных моделей, отражающих множественность регионов России (рис. 5).

На рис. 5 регион как социально-экономическая система представлен в двух видах. Во-первых, в виде тетрады «регион — население региона — региональная экономика — региональный бизнес» с соответствующими связями между соседними членами этой цепочки. Во-вторых, в виде вертикальных полос на прямоугольнике, соответствующем государству как социально-экономической и административно-политической системе. Это означает, что государство рассматривается как объединение регионов в качестве административно-территориальных образований с четкими пространственными границами. В пределах этих границ функционирует региональная экономика, проживает население региона, осуществляются региональные бизнес-проекты. Стрелки А, В, С, Б отражают связи между макро- и мезоу-ровнями, специфицированные по типам систем, представляющих макро- и мезоуровни. Так, стрелка А символизирует связи между федеральным центром и администрацией региона; стрелка В — взаимосвязи странового социума с населением региона; стрелка С — связи между

макроэкономическими процессами, представленными в виде горизонтальных полос на прямоугольнике «Экономика», и региональными экономическими процессами; стрелка Б — взаимовлияние бизнес-проектов на федеральном уровне и в регионе. Поскольку с точки зрения системной экономики каждый регион как территориальная единица представляет собой тетраду, образованную административно-политической системой управления, населением региона, региональной экономикой и региональным бизнесом, в совокупности регионы представлены многослойной «картотекой» региональных системных тетрад (см. рис. 5).

Содержание всех видов связей на рис. 5 весьма многообразно, и в рамках данной статьи нет возможности сформулировать все требования, которые накладываются этими связями на региональную мезоэкономику. Ниже отметим основные из них.

Данная группа требований направлена на обеспечение функций региональных систем по поддержанию гармоничного функционирования и развития каждой из четырех макросистем общества, т.е. государства, социума, экономики, бизнеса. Эти требования заключаются в установлении и поддержании оптимальных соотношений между двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, увеличения разнообразия и динамичности развития регионов,

с другой — ростом однородности регионов и равномерности их развития в структуре государства, социума, экономики и бизнеса. Конкретизируем эти требования по отношению к рассматриваемым компонентам макрокластера.

Государство. В региональном разрезе государство как территорию в пределах государственной границы можно представить в виде совокупности «юрисдикций» — регионов с заданными административно-территориальными границами, внутри которых действуют специфические нормы, законодательные акты, регламенты и традиции. Состав и качественные характеристики регионов должны быть достаточно разнообразными и вместе с тем не давать слишком широкого разброса [20]. Вопрос о количественной мере этого разнообразия требует специального исследования и в данной работе не рассматривается.

Социум. В региональном разрезе население страны в целом складывается из жителей отдельных регионов. Здесь также требуется оптимальное сочетание разнообразия социально-культурных особенностей наряду с необходимым уровнем социально-экономической однородности (в частности, относительно доходов граждан и бюджетной обеспеченности населения территорий).

Экономика. Одним из основных аспектов анализа в плане рабочих мест и инвестиционных ниш здесь является структура межрегионального размещения производительных сил, экономической специализации регионов.

Бизнес. Внутрирегиональная однородность условий реализации бизнес-проектов в регионах способствует консолидации экономики региона, повышению его инвестиционной активности. Межрегиональная дифференциация позволяет оптимизировать структуру вложений, повысить их эффективность и снизить сроки окупаемости.

Общая формулировка изложенных требований определяет необходимость усиления государственного регулирования отношений «центр — регионы», ориентированного на гармонизацию региональной структуры каждой из четырех макросистем. Такое регулирование должно не только затрагивать межбюджетные отношения, но системно охватывать такие сферы, как распределение инвестиционных

проектов, расселение социума, интенсивность экономических процессов производства, потребления, распределения и обмена.

В истории России последних трех десятилетий периоды централизации и регионализации экономической политики сменяли друг друга. Сейчас пришло время «собирать камни», т.е. направлять социально-экономическую политику регионального регулирования на процессы выравнивания регионов во всех перечисленных аспектах. Вместе с тем экономическая самостоятельность регионов не должна приноситься в жертву политическим или иным ситуационным факторам.

заключение

Требования к мезоэкономической структуре экономики, сформулированные в настоящей статье, отнюдь не являются исчерпывающими. Основные причины этого связаны с рядом ограничительных предпосылок, принятых в данном исследовании. Поэтому дальнейшее развитие нормативной экономической теории предполагает ослабление этих ограничений, учет дополнительных особенностей отечественной экономики, расширение и углубление предметной области исследования за счет рассмотрения всей «линейки» уровней и разрезов экономики. Наиболее близкими задачами здесь могли бы быть следующие.

1. Дополнение регионального разреза предметно-структурным. Здесь необходимо рассмотрение мезоэкономики во всей полноте ее предмета, который включает не только региональный, но и отраслевой, а также размер-ностный аспекты экономики в виде включения в предметную сферу мезоэкономики крупных межотраслевых комплексов.

2. Исследование влияния взаимодействия мезо- и микроэкономического уровней экономики и определение требований к мезоэконо-мике, вытекающих из межуровневого микроме-зовзаимодействия. Для этой цели необходимо перейти от двухуровневой структурной модели макромезовзаимодействия к трехуровневой модели макромезомикровзаимодействия.

3. Представляет интерес и детализация межсистемных связей в тетрадах макро- и ме-зоэкономического уровня. Высокий уровень агрегирования, принятый в базовом варианте

системной экономики, создает благоприятные условия для стратегического анализа желательных свойств мезоэкономики, но не позволяет ответить на многие конкретные вопросы о приоритетах отраслей, регионов, комплексов в задачах операционального распределения государственных ресурсов.

4. Наконец, требует ответа и вопрос о конкретных количественных ориентирах пропорций развития подсистем в составе региональных системных кластеров-тетрад.

Для решения этих и подобных им вопросов целесообразны разработка и реализация самостоятельной исследовательской программы «Развитие и приложения системной экономической теории».

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Клейнер Г.Б. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия // Российский экономический журнал. 2002. № 11-12. С. 63-68.

2. Мезоэкономика развития / под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2011. 805 с.

3. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 4-28.

4. Клейнер Г.Б. Системные исследования в ЦЭМИ РАН: системная экономика как платформа развития экономической теории. Экономико-математические и инструментальные методы на службе модернизации народного хозяйства. Т. 1. М.: ЦЭМИ РАН, 2013. С. 82-104.

5. Минакир П.А. Экономический рост и развитие: региональное приложение // Федерализм. 2013. № 2. С. 49-50.

6. Клейнер Г.Б. Какая экономика наужна России и для чего? (опыт системного исследования // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 4-27.

7. Клейнер Г.Б. Наноэкономика // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 70-93.

8. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития экономической теории // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 71-93.

9. Клейнер Г.Б. Системная экономика и системно-ориентированное моделирование //

Экономика и математические методы. 2013. № 3. С. 71-93.

10. Аузан А.А., Тамбовцев В.Л. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 28-49.

11. Тамбовцев В.Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. 2007. № 2. C. 69-77.

12. Клейнер Г. Б., Петросян Д. С., Бече-нов А.Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 25-41.

13. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 141149; № 3. С. 99-114.

14. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. 2011. № 9. С. 794-809.

15. Клейнер Г.Б. Системный ресурс экономики // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 89-100.

16. Kornai J. «The System Paradigm,» William Davidson Institute Working Papers Series 278, William Davidson Institute at the University of Michigan, 1998.

17. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4-22.

18. Львов Д.С., Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Экономика России на перепутье веков. М.: Вече, 1999. С. 37-54.

19. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. М.: Экономика, 1995. 540 с.

20. Клейнер Г.Б. Стратегия системной гармонии экономики России // Экономические стратегии. 2008. № 5-6. С. 72-79.

REFERENCES

1. Kleiner G. B. Mezoekonomika perekhod-nogo perioda: rynki, otrasli, predpriiatiia [The Mesoeconomy of the Transition Period: Markets, Industries, Enterprises]. Rossiiskii Ekonomicheskii Zhurnal — The Russian Economic Journal, 2002, nos. 11-12, pp. 63-68. (In Russ.)

2. Mezoekonomika razvitiia pod red. G.B. Klein-era [Mesoeconomics of Development ed.

G.B. Kleiner], Moscow: Nauka, 2011, 805 p. (In Russ.)

3. Kleiner G.B. Sistemnaia ekonomika kak plat-forma razvitiia sovremennoi ekonomicheskoi teorii [Systemic Economics as a Platform for the Modern Economic Theory]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2013, no. 6, pp. 4-28. (In Russ.)

4. Kleiner G.B. Sistemnye issledovaniia v TsEMI RAN: sistemnaia ekonomika kak platforma razvitiia ekonomicheskoi teorii. Ekonomiko-matematicheskie i instrumental'nye metody na sluzhbe modernizatsii narodnogo kho-ziaistva [System Research in CEMI: systemic economics as a development platform of economic theory. Economic and mathematical methods and instrumental tools for the modernization of the national economy]. Sbornik dokladov i soobshchenii Vserossiiskoi nauch-noi konferentsii — Conference Proceedings, 2013, vol. 1, Moscow: CEMI RAS. (In Russ.)

5. Minakir P.A. Ekonomicheskii rost i razvitie: regional'noe prilozhenie [Regional Economic Growth and Development]. Zhurnal «Feder-alizm» — Journal of Federalism), 2013, no. 2, pp. 49-50. (In Russ.)

6. Kleiner G.B. Kakaia ekonomika nauzhna Rossii i dlia chego? (opyt sistemnogo issledovaniia) [What economy does Russia need and for what? (experience of system analysis)]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2013, no. 10, pp. 4-27. (In Russ.)

7. Kleiner G.B. Nanoekonomika [Nanoeconom-ics]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2004, no. 12, pp. 70-93. (In Russ.)

8. Kleiner G.B. Sistemnaia ekonomika kak plat-forma razvitiia sovremennoi ekonomicheskoi teorii [Systemic Economics as a Platform for the Modern Economic Theory]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2013, no. 6, pp. 71-93. (In Russ.)

9. Kleiner G.B. Sistemnaia ekonomika i sistem-no-orientirovannoe modelirovanie [Systemic economics and system-oriented modeling]. Ekonomika i matematicheskie metody — Journal of Economics and Mathematical Methods, 2013, no. 3, pp. 71-93. (In Russ.)

10. Auzan A.A., Tambovtsev V.L. Ekonomich-eskoe znachenie grazhdanskogo obshchestva [The economic importance of civil society].

Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2005, no. 5, pp. 28-49. (In Russ.)

11. Tambovtsev V.L. Gosudarstvo kak initsiator razvitiia grazhdanskogo obshchestva [The state as an initiator the development of civil society]. Obshchestvennye nauki i sovremen-nost — Social Sciences and Modern Times, 2007, no. 2, pp. 69-77. (in Russ.)

12. Kleiner G.B., Petrosian D.S., Bechenov A.G. Es-hche raz o roli gosudarstva i gosudarstven-nogo sektora v ekonomike [The role of government and public sector in the economy]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2004, no 4. pp. 5-41. (In Russ.)

13. Kleiner G.B. Sistemnaia paradigma i ekonom-icheskaia politika [The system paradigm and economic policy]. Obshchestvennye nauki i sovremennost — Social Sciences and Modern Times, 2007, no. 2, pp. 141-149; no. 3, pp. 99-114. (In Russ.)

14. Kleiner G.B. Novaia teoriia ekonomicheskikh sistem i ee prilozheniia [A new theory of economic systems and its applications]. Vestnik RAN — Herald of RAS, 2011, no. 9, pp. 794809. (In Russ.)

15. Kleiner G.B. Sistemnyi resurs ekonomiki The system resource of the economy]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2011, no. 1, pp. 89-100. (In Russ.)

16. Kornai J. The System Paradigm // William Davidson Institute Working Papers Series 278, William Davidson Institute at the University of Michigan, 1998.

17. Kornai J. Sistemnaia paradigma [The System Paradigm]. Voprosy Ekonomiki — Economic Issues, 2002, no. 4, pp. 4-22. (In Russ.)

18. Lvov D.S., Makarov V.L., Kleiner G.B. Ekonomika Rossii na pereput'e vekov [Russia's economy is at the crossroads of centuries]. Moscow: Veche, 1999, pp. 37-54. (In Russ.)

19. Schumpeter J. Kapitalizm, sotsializm i demokratiia: per. s angl. / predisl. i obshch. red. V.S. Avtonomova [Capitalism, Socialism and Democracy: Translated from English. Foreword and Ed. by V.S. Avtonomov]. Moscow: Ekonomika, 1995, 540 p. (In Russ.)

20. Kleiner G.B. The strategy of systemic harmony of the Russian economy // Ekonomicheskie strategii — Economic strategies, 2008, nos. 5-6, pp. 72-79. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.