УДК 740 ББК Ю 9, 88
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Т.А. ДАНЬШОВА - МАОУ «Лицей №6» г. Миасс E-mail: danshovata@mail.ru
Аннотация
Обозначена проблема современной системы образования и пути её решения. Рассмотрены психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий младших школьников. Определена специфика формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, условия формирования универсальных учебных действий, младший школьный возраст.
Родители вселяют надежду своим детям, повторяя изо дня в день, о том, что нужно «хорошо» учиться, чтобы добиться успеха в жизни. Существует ли связь - отличник в школе и отличник по жизни?
На данный момент в России ситуация сложилась иначе. По результатам международного исследования PISA наша страна с каждым годом начала сдавать позиции. Цель исследования заключалось в выявлении способности школьников применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Было выявлено, что образование заключается в усвоение школьной программы, которая теряет свою актуальность после 2-3 лет окончания школы. Это сопутствовало ряду изменений, и в октябре 2006 года Президент Д.А. Медведев подписал приказ о ФГСОУ второго поколения. Научный руководитель А.М. Кондаков разработал стандарты. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Младший школьный возраст выпадает на возраст 6,7-9,10 лет. В первую очередь в этом возрасте, происходит изменение ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, дети примеряют новую социальную позицию, расширяется сфера общения, познания. Важным становиться социальное признание и самовыражение, формируется внутренняя позиция ребенка, складывающееся в новый образ школьной жизни. Начинает усваивать основы умения учится, способности к организации своей деятельности. Самооценка школьника изменяется, появляется способность к рефлексии.
Младший школьный возраст наиболее чувствителен для принятия социальной позиции в обществе и прохождение этого возрастного этапа несет отражение на дальнейшую жизнь человека. Умения получать и применять знания на практике является главной задачей современного образования. К сожалению, не у всех детей школьного возраста есть положительный опыт в усвоении универсальных учебных действий.
В широком значении «универсальные учебные действия» - способность к сознательному и активному присвоению нового социального опыта. «В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
Универсальные учебные действия можно разделить на метапредметные и личностные. Метапредметные включают: познавательные, регулятивные и коммуникативные, они обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Основой современной образовательной политики государства является развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики, которыми становятся все граждане России, семья, государственные и местные органы власти, общественные, коммерческие институты и повышения роли всех участников образовательного процесса -обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения.
Процесс формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников будет эффективен при реализации психолого-педагогических условий:
1) актуализация положительной внутренней мотивации младших школьников к развитию личностных универсальных учебных действий;
2) целенаправленная программируемая деятельность по развитию личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе субъект-субъектного взаимодействия;
3) реализация развивающей деятельности, направленной на формирование внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
4) создание в группе атмосферы психологической безопасности, взаимоподдержки и доверия, отсутствие оценивания, открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание достижений), соблюдение основных принципов ведения групповой работы (конфидициальность, добровольность, безоценочность, искренность).
На основе анализа психолого-педагогической литературы были определены условия формирования универсальных учебных действий (рисунок 1).
Ребёнок:
1. Готовность к обучению в школе.
2. Личностные качества обучающихся.
Учитель:
1. Готовности учителя к инновационным изменениям в педагогической деятельности
2. Способность организовывать образовательный процесс в логике системно-деятельностного подхода.
Родитель:
1. Создание благоприятной обучающей среды.
2. Способность и возможность оказать помощь ученику.
Учебная среда:
1. Психологически безопасная образовательная среда.
2. Материально-техническая база школы.
Рисунок 1 - Схема условий формирования универсальных учебных действий Формирование универсальных учебных действий обучающихся в образовательном процессе будет возможно только при реализации психолого-педагогических условий:
- своевременно определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего» развития, сформированность универсальных учебных действий на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр.;
- разработать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения;
- отобрать методы обучения, адекватные уровню способностей учеников;
- постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент;
- проектировать совместно с обучающимися, индивидуальные образовательные маршруты;
- формирование адекватных реакций учеников на неуспехи поощрение усилий в преодолении трудностей;
- стимулирование активности и познавательной инициативы, положительная обратная связь и подкрепление усилий учащихся через адекватную систему оценивания.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий способствуют положительной социализации школьников в жизни. Дают возможность сформировать мотивацию к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, которые отражаются в индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качествах; сформировать основы гражданской идентичности и т.д. Но этап формирования УУД, несёт множество проблем, с которыми сталкиваются учителя, администрация и школьные психологи. Это требует решения и поддержки со стороны всех слоёв населения.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В.Е. Клочко. — Томск,.2005.- 172 с.
3. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. http://www.rae.ru/forum2011/137/1070.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
5. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.ёое. [Электронный ресурс] https://edu.tatar.ru/upload/images/files
6. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. — 2001. — № 5.
FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF YOUNGER STUDENT
T.A. DANSHOVA - Lyceum №6, Miass E-mail: danshovata@mail.ru
Abstract
The problems of modern education system and ways to solve it. Examined the psychological and pedagogical conditions of formation of universal educational actions younger students. Specificity of formation of universal educational actions in the early school years.
Keywords: universal learning activities, conditions offormation of universal educational action, the younger school age.
References
1. How to design a universal learning activities in elementary school, from action to thought: A guide for teachers / [AG Asmolov, GV Burmenskaya, IA Volodarskaya et al.]; Ed. AG Asmolova. -MA: Education, 2008. - 151 p.
2. Klochko, V.E. Self-organization in psychological systems: problems of formation of the mental space of personality / VE Shreds. - Tomsk, .2005.- 172.
3. Netkasova, I.A. Formation of universal learning activities in the classroom in an elementary school. Student Research Forum. [Electronic resource] / IA Netkasova. http://www.rae.ru/forum2011/137/1070.
4. Approximate basic educational program of educational institutions. Elementary School / [Ed. ES Savinov]. - 4th ed., Rev. - MA: Education, 2012. - 223 p.
5. The monitoring program the level of formation of universal primary education Action shkole. doc. [Electronic resource] https://edu.tatar.ru/upload/images/files
6. Zuckerman, G.A. The transition from primary to secondary school as a psychological problem / GA Zuckerman // Questions of psychology. - 2001. - № 5.