Научная статья на тему 'Формирование учебно-познавательной компетенции посредством информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе'

Формирование учебно-познавательной компетенции посредством информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИКТ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колонских Н. Е., Пономарева Я. С.

В данной статье рассматривается использование ИКТ при обучении английскому языку в средней школе. Авторы статьи полагают, что внедрение в образовательный процесс интернет-ресурсов, обучающих программ, различных мультимедийных пособий, поможет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучаемого, а также окажет благотворное влияние на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-познавательной компетенции посредством информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Метафорические эпитеты в поэзии представлены поэтом не только в виде согласованных определений : «....На цветах роса Изумрудная? ...» («Весна в степи), «...Приняла гостей На кровавый пир...» («Русь»), «... Золотых облаков Разноцветный" узор.» («Вечер ясен и тих...»), «...При заре румяный колос Сквозь дремоту улыбался...» («Помнишь»), но также существительными-приложениями и качественными наречиями: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам...» («Встреча зимы»0, «... Золотой" венец Солнца красного Весь в огнях горит...» («Весна в степи»), «...Мать сыра-земля Колебалася... » («Русь), «...Синиивоздух волнами плывет, Он прозрачен, и свеж...» («Утро»).

Для детей начальных классов в силу возрастных психологических особенностей характерно цветовое восприятие художественных произведений. Цвет представляет собой одно из главных средств, влияющих на внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Следовательно, метафорические эпитеты и цветовые перифразы, в их взаимосвязи, оказывают большое воздействие на юного читателя.

В литературоведении перифраз (греч. periphrasis - «пересказ») - это «стилистический прием, заключающийся в замене прямого определения или имени синонимичным развернутым высказыванием» [1, с. 356]. Таким образом, цветовые перифразы представляют собой обороты речи, заключающиеся в замене названия предмета или явления ярким описанием, основанным прежде всего на метафоре - образном описании, создающей цвет. В творчестве И.С. Никитина цветовые перифразы выражены в виде контаминации стилистических фигур: «.И, что белый пу ок, Начал падать снежок...» («Встреча зимы»), И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним...» («Поле»), «...Белыиснег сверкает Синим огоньком... » («Зимняя ночь в деревне»). Накладывая друг на друга перифраз, эпитет и сравнение, автор придаёт высказыванию многозначность, ещё большую яркость и образность, чем при употреблении только одних перифрастических оборотов.

Контаминированные метафорические цветовые перифразы-эпитеты становятся основой приёма словесного рисования, способствующего обогащению словарного запаса младших школьников красочными выражениями для образного изображения явлений русской природы. С другой стороны, эти фигуры речи составляют семантический центр поэтических средств, используемых прекрасным мастером народного русского слова, каким является И.С. Никитин в своих лирических произведениях. На основе образных перифрастических оборотов формируются эмпатийные переживания учащихся, их эмоционально-ценностное отношение к лирическому пейзажу.

Список использованной литературы: 1. Литература и язык: Энциклопедия/ А.П. Горкин. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 584 с.

© Клиппа А.А., 2017

УДК 37.026.3

Колонских Н.Е.

Ассистент кафедры романно - германской филологии и лингводидактики ФФиМК БФ БашГУ, г. Бирск, Российская Федерация

Пономарева Я.С.

Студентка 5 курса факультета филологии и межкультурных коммуникаций ФФиМК БФ БашГУ, г. Бирск, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье рассматривается использование ИКТ при обучении английскому языку в средней школе. Авторы статьи полагают, что внедрение в образовательный процесс интернет-ресурсов, обучающих программ, различных мультимедийных пособий, поможет реализовать личностно-ориентированный подход

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

в обучении, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучаемого, а также окажет благотворное влияние на формирование учебно-познавательной компетенции учащихся.

Ключевые слова

Учебно-познавательная компетенция, ИКТ, английский язык, эффективность обучения, коммуникативно-ориентированный метод.

В современном мире появляются все новые и новые виды и средства обучения, учителя осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем. Ученики, в свою очередь, пытаются понять, в чем заключается успех овладения необходимым багажом знаний.

Каждый метод обучения иностранным языкам в большей или меньшей мере способствует формированию учебно-познавательной компетенции. В наибольшей степени формирование данной компетенции происходит при коммуникативно-ориентированном методе [1].

В современном мире технологии проникли во все сферы человеческой жизни. Особое место им отводится и в образовании. Благодаря ИКТ процесс обучения стал более доступным, понятным, и, что самое главное, эффективным. С их помощью повышается качества знаний, происходит формирование и развитие коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся [2].

В качестве примера рассмотрим языковое мероприятие, проведенное с учениками 11 класса по темам: «Daily Routine», «Domestic Chores», «How to Organize Your Time Wisely». За неделю до мероприятия класс, состоящий из двадцати человек, был поделен на 2 команды. Каждой команде в качестве домашнего задания было предложено составить проект по одной из пройденных тем, и даны инструкции по созданию данных проектов. Учащимися были выбраны темы: «How to Study Effectively» и «How to Do Things All around the House». Далее учащиеся собирали информацию, данную в Интернете, обращались к уже имеющимся знаниям, работали с различными источниками информации, были вовлечены в поиск новых знаний. Таким образом, у учащихся активно развивалась учебно-познавательная компетенция: формировалось умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Теперь перейдем непосредственно к языковому мероприятию, которое называлось «Let's Help Mr. Lazy Bones». Мероприятие было проведено в виде урока-соревнования, что способствовало повышению интереса, использованию коллективных форм работы, развитию умений и навыков самостоятельной работы, активизации познавательной деятельности учащихся и т.д.

Первое задание - знакомство с командами, каждая команда предлагает свое название. Таким образом, при задумке названия команды у учащихся формировались творческие способности. На протяжении всего мероприятия учащиеся должны помогать Мистеру Ленивому (Mr. Lazy Bones) продуктивно провести его день.

Следующее задание, предложенное учащимся - помоги Мистеру Ленивому мудро организовать свое время. В этом задании группам предлагаются тексты для поискового чтения. Данный вид познавательной деятельности способствовал развитию таких способностей как анализ текста, выделение нужной информации, сравнение идей, обобщение идей, устное изложение своих идей и формулировка вывода.

Затем командам предлагался просмотр видеоролика о режиме дня. Задача учащихся - ответить на вопросы после просмотра видеофильма. Данный вид работы способствует развитию навыков аудирования, навыков выделения главной информации из услышанного и развитию памяти.

Далее одна из групп представляет свой проект «How to Study Effectively», а другая чуть позже представляет свой проект «How to Do Things All around the House» с использованием презентации, представленной на мультимедийном проекторе. Речь была поделена между десятью участниками, каждый из которых высказал свою идею, подкрепленную слайдами; в конце был сделан вывод. Таким образом, использование компьютера придало проекту больший динамизм. Ребята сами набирали тексты своих сочинений на компьютерах, учились работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствовали навыки работы на компьютере, осваивали использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появилась практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Что же касается учебно-познавательной компетенции, у учащихся

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070

формируются навыки письменно и устно излагать результаты своих исследований по предложенной теме, анализировать многочисленные источники информации и выявлять важную информацию.

Далее было предложено задание - интервью. Приглашался один участник от группы, который выбирал карточку с каким-либо известным человеком. Члены противоположной команды должны задавать ему вопросы, касающиеся режима дня и хобби. Следовательно, у учащихся развивается мышление, воображение, память и творческие способности.

И последнее задание - разгадывание кроссворда, что способствует развитию языковой догадки, расширяет кругозор, способствует развитию навыков письма и мышления.

Таким образом, виды познавательной деятельности, такие как проектная деятельность, проблемный подход, поисковое чтение, нетрадиционные формы урока и ролевые игры с использованием ИКТ на уроках английского языка студентов первого курса доказывают успешность формирования учебно-познавательной компетенции в процессе обучения иностранному языку [1].

Список использованной литературы:

1. Баскакова Г.Н. Использование метода проекта на занятиях по английскому языку. - [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/605561/

2. Титоренко Н.А. Проектная деятельность как фактор развития лексико - грамматических навыков и творческого мышления учащихся в процессе изучения английского языка во 2 - 9 классах», 2012г. -[Электронный ресурс]. - URL: http://lib2.znate.ru/docs/index-300327.html

© Колонских Н.Е., Пономарева Я.С., 2017

UDC 37.02

Mayer R.V.

Doctor of Pedagogical Sciences, docent, The Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Russian Federation

ABOUT ESTIMATION OF THE INFORMATIVENESS AND DIDACTIC COMPLEXITY OF PICTURES

Abstract

For assessment of the informativeness and didactic complexity of picture it needs to replace the picture with a full but short description and count the quantity and complexity of the used concepts. It is possible to calculate the objects and links in the picture taking into account their abstractness degree. The results can be used to assess the complexity of textbooks or technique of training.

Keywords

Complexity, concept, content analysis, didactics, educational text, expert assessment, training,

training material, qualimetry.

Development of the training theory and technique assume measurement and accounting of didactic characteristics of various learning material elements (LMEs): concepts, fragments of the theory, text blocks, pictures, tasks, educational experiments [2]. The main didactic characteristics of the LME are: 1) informativeness (or informational content), that is the quantity of information included in this LME; 2) the didactic complexity characterizing the amount of efforts and time which are necessary for a pupil to assimilate this LME. The problem of the complexity assessment of the educational text and its components has the great practical importance. Teachers and school students, comparing various subject matters, intuitively "react" to the level of abstractness of the studied questions. V.P. Bespalko notes that pupils, comparing various subjects, intuitively "react" to the degree of abstractness of the studied issues, therefore the complexity criterion of the educational text, first of all, is its theoretical nature and abstractness degree [1]. It depends on a ratio between the pupil's experience and the content

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.