УДК 378.016.811 ББК 74.58 Я-78
Ярунина Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной лингвистики филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, т.: 89047802089
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(рецензирована)
Инновационные обучающие технологии, основанные на применении деловых, имитационных, ролевых и других игр, образная система иностранного языка, непосредственно воздействующая на эмоциональный мир обучаемого, создает благоприятную морально-психологическую атмосферу в аудитории среди студентов полиэтнической учебной группы и способствует формированию толерантной, мыслящей и активной личности. Воспитание толерантности студентов является одной из важных задач педагогов высшей школы, так как именно преподаватель развивает рефлексию студентов, помогает студентам осознать себя субъектами социокультурного взаимодействия и полезной обществу личностью.
Ключевые слова: толерантность, эмпатия, самокоррекция, рефлексия, самопознание, устойчивость, терпимость.
Yarunina Svetlana Alexeevna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Foreign linguistics of Philological Faculty of Nizhniy Novgorod N.I. Lobachevsky State University, tel.: 89047802089
FORMATION OF PROFESSIONAL TOLERANCE IN THE CONTEXT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN UNIVERSITY STUDENTS
(reviewed)
Innovative training technologies based on application of business, imitating, role-playing and other games, figurative system of a foreign language which is directly influencing the emotional world of the trainee creates the favorable moral and psychological atmosphere among students of multiethnic educational group and promotes formation of the tolerant, conceiving and active personality. Teaching tolerance of students is one of important tasks of university teachers who develop reflection of students, help students to realize themselves as subjects of sociocultural interaction and socially useful personality.
Keywords: tolerance, empathy, self-correction, reflection, self-knowledge, stability, tolerance.
Проблема межэтнической толерантности в современной России относится к числу самых актуальных проблем. Особенно остро эта проблема проявляется среди студентов, когда недостаточность толерантности мешает студентам правильно понять друг друга, вызвать желаемую эмоциональную реакцию, желаемое отношение к себе, вести себя так, чтобы быть принятыми и понятыми иными людьми.
Воспитание толерантности среди студентов является одной из наиболее важных задач педагогов высшей школы, так как с началом обучения в университете молодые люди начинают взаимодействовать с людьми другого вероисповедания, другой культуры и другими взглядами на жизнь.
Преподаватели (как модераторы и фасилитаторы учебного процесса) воспитывают студентов в духе взаимного уважения и национальной терпимости, поскольку студенчество относится к наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой части молодежи, и так как будущие дипломированные специалисты при наличии многообразных социокультурных и профессиональных взаимодействий будут устанавливать контакты с зарубежными партнерами.
Преподаватель участвует в процессе совершенствования мировоззрения студентов, расширения горизонтов их мировосприятия, развивает их рефлексию, способствует осознанию себя носителями общественных ценностей, субъектами социокультурного взаимодействия и полезной обществу личностью. С учётом этого, преподавателю необходимо конструировать дидактические ситуации для развития диалогичности общения, создавать на занятиях условия для личностной
самореализации и предоставлять студентам возможность отстаивать собственное мнение, свободно высказываться о своих взглядах и своей жизненной позиции.
Компоненты толерантности, а именно: способность к межличностному восприятию и оцениванию людей, способность к социально-психологической адаптации в различных ситуациях, способность входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, добиваться взаимопонимания имеют большое значение для психологического развития студентов, их социализации и приобретения ими форм общественного поведения.
Понятие «толерантность» имеет два основных измерения: устойчивость и терпимость. Устойчивость характеризуется последовательностью действий личности и проявляется как способность к самоуправлению. Толерантность как терпимость - это одна из характеристик личности, которая проявляется при несовпадении взглядов, мнений, поведения других людей с мнениями и оценками данной личности, и которая проявляется в ее устойчивости. Термин толерантность можно также понимать, как искусство жить рядом с иным [1].
В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО толерантность определяется следующим образом: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» [2].
Проблематика рассматриваемой проблемы обусловлена результатами наших исследований, показавшими, что значительная часть выпускников вузов оказываются слабо подготовленными к выполнению задач профессиональной деятельности из-за низкого порога их толерантности (35%). Многие выпускники ощущают нехватку способности управлять собой, сохранять самообладание при несовпадении их мнений с мнениями коллег, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, у них отсутствуют умения работать в команде.
Содержание учебного предмета Иностранный язык, в котором образная система напрямую воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации дает множество возможностей для обращения к проблеме толерантности.
Обучение иностранному языку, основанное на использовании профессиональноориентированного аутентичного материала, способствует ознакомлению студентов с культурой страны изучаемого языка, отражает психолингвистические особенности носителей языка, тонкости их ментального склада и культур, мотивирует студента через содержание и способы его выражения к активной учебно-практической деятельности и повышает уровень толерантности студентов, что способствует эффективности межличностного и межкультурного взаимодействия средствами иностранного языка с использованием собственного культурного опы-та студентов.
Использование современных технологий обучения, прежде всего диалоговых и интерактивных способствует созданию эмоционально сбалансированной, комфортной психологической атмосферы внутри полиэтнической студенческой группы, вовлеченности студентов в познавательную творческую деятельность, развитию критического мышления, толерантности, активности, самодисциплины. Способность самостоятельно рефлексировать новые социальноэкономические запросы и управлять с их учетом своим собственным развитием является показателем уровня развития толерантности личности.
Наибольшая результативность воспитания профессиональной толерантности у студентов в процессе обучения иностранному языку достигается, если преподаватель предоставляет обучаемым возможность проявить свою самостоятельность и ответственную свободу при решении вопросов при коммуникации на иностранном языке, если в аудитории создается благоприятная морально-психологическая атмосфера, условия для творчества и осмысленного учения, активизируются и стимулируются любознательность и познавательные мотивы обучаемых.
Подобная организация образовательного пространства способствует подготовке специалистов, востребованных современным социальным заказом, толерантных, гибких, умеющих быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации при коммуникации, способных сохранять самообладание в условиях неопределенности и абсолютной неясности. Организованная преподавателем система обучающих действий, использование инновационных и альтернативных образовательных технологий, основанных на применении деловых, имитационных, ролевых и других игр, ситуативность и эмоциональность обучения обеспечивает интенсификацию приобретения компонентов толерантности студентами.
Использование проблемных ситуаций, элементов социально-психологичес-кого тренинга, выполнение практических заданий творческого характера, ставящих перед студентами познавательные задачи и создающих проблемно-проект-ную ситуацию, лингвострановедческая информация мотивируют студентов к профессиональному общению на иностранном языке, при котором обучающиеся получают дополнительные знания о человеке иной культуры и учатся принимать его таким, каким он есть во всей его непохожести.
Проведённое исследование позволило нам разработать дидактическую модель развития у студентов профессиональной толерантности при обучении иностранному языку.
Созданная нами дидактическая модель воспитания профессиональной толерантности у студентов при обучении иностранному языку включает алгоритмизацию процесса обучения, внедрение интенсивных методов обучения, средств, обеспечивающих самодеятельность обучаемых, совокупность познавательных и производственных задач, ориентированных на дидактическую логику профессиональной подготовки.
В образовательном процессе мы уделяем основное внимание трем взаимосвязанным и взаимообусловленным аспектам учебной деятельности:
- овладению студентами навыками самоконтроля, самооценки, самоанализа;
- овладению иноязычным общением с признанием равноправия всех участников общения;
- умению справляться со стрессовыми ситуациями, вызванными действиями индивидов из непосредственного окружения студентов.
Поэтому на наш взгляд педагогам необходимо последовательно воспитывать у студентов толерантность, развивать их способность к самоуправлению, саморегуляции, самокоррекции и постоянному самосовершенствованию.
Специфику процесса обучения иностранному языку определяют принципы обучения, среди которых наиболее важное значение имеют следующие принципы:
- принцип расчлененности деятельности на отдельные значимые микроситуации, что позволяет преподавателю организовать систему упражнений, позволяющих студентам осознать стратегию своего толерантного поведения в данном контексте;
- принцип высокой коммуникативности, активной включенности студентов в ситуации межличностного взаимодействия с соблюдением этики иноязычного общения;
- принцип учета ментальных, социальных и лингвокультурных особенностей стран изучаемого языка и их соотнесенность с российским социально-куль-турным пространством.
К факторам, влияющим на результативность воспитания у студентов вуза профессиональной толерантности при обучении иноязычному общению относятся:
- психологический фактор - психические свойства, состояния обучаемых;
- социально-психологический фактор - характер взаимоотношений в учебной группе, между студентами и преподавателями, преобладающая в группе морально-психологическая атмосфера, заинтересованность студентов в учёбе или безразличие к ней;
- педагогический фактор - понимание преподавателем важности воспитания такого качества личности, как толерантность при обучении иностранному языку.
Воспитательный потенциал во время проведения занятия по иностранному языку проявляется в следующих видах деятельности:
- в развитии личностного неповторимого мнения каждого студента;
- в умении студентов, изучающих иностранный язык, соотносить различные точки зрения, проявляя при этом свою толерантность;
- в совершенствовании коммуникативных умений обучаемых, что облегчает социализацию и адаптацию молодых людей к жизни, к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Немаловажным фактором воспитания у студентов профессиональной толерантности является эффективное управление учебной группой с целью выработки общего мнения [3]. Для этого преподавателю необходима адекватная информация об интересах и потребностях студентов, о носителях отрицательного мнения в студенческой группе и причинах его возникновения. Обязательными являются также высокий профессионализм и авторитет преподавателя, научная организация образовательного процесса, разрешение конфликтных ситуаций посредством групповых обсуждений или, при необходимости, узких бесед и т.д.
Процесс обучения иностранному языку с параллельной задачей воспитания толерантности необходимо осуществлять на основе использования аутентичных учебных материалов. Оригинальные материалы сохраняют свою подлинную ценность в условиях естественных
коммуникативных ситуаций. Задача преподавателя заключается в том, чтобы придать целенаправленный характер обилию разнообразного оригинального материала и найти способы представления его студентам для решения поставленных учебных и воспитательных задач и для повышения уровня толерантности.
Таким образом, в образовательном процессе обучения иностранному языку происходит развитие личностных качеств студентов, повышение уровня их толерантности через социальностатусные отношения, через ролевые взаимоотношения, через совместную деятельность, через нравственные взаимоотношения, которые моделируются в различных формах образовательного пространства.
Литература:
1. Малахова Ю.В., Хохлова В.В., Зайцева Е.А. Путь к успеху. Коммуникации в деловом мире: монография. Н. Новгород, 2013. 275 с.
2. Зимовина О.А. Воспитание толерантности студентов: теоретико-методо-логический аспект // Гуманизация образования. 2011. №3. С. 34-39.
3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово, 2008.
264 с.
References:
1. Malakhova Yu.V., Khokhlova V. V., Zaytsev E.A. Way to success. Communications in the business world: monograph. N. Novgorod, 2013. 275p.
2. Zimovina O. A. Teaching tolerance of students: theoretical and methodological
aspect//Humanization of education. No. 3, 2011. P. 34-39.
3. Ter-Minasova S.G. Language and cross-cultural communication: manual. M.: Word, 2008. 264p.