другими образовательными учреждениями;
- удовлетворенность работодателей компетентностью выпускников образовательных учреждений;
- удовлетворенность учащихся коммуникацией и сервисными услугами образовательных учреждений;
- количество коммерциализированных интеллектуальных продуктов, разработанных образовательными учреждениями;
- количество заключенных договоров о сотрудничестве с учетом их качественных характеристик и результативности сотрудничества.
Таким образом, сочетание нескольких подходов позволяет создать более системный перечень показателей управления знаниями и максимально повы-
сить как эффективность процесса управления знаниями в образовательных учреждениях, так и эффективность функционирования системы образования в целом.
Группировка показателей предполагает разделение их на показатели процесса в системе менеджмента качества образования и показатели результата, а также
- на количественные и качественные. Качественные показатели могут быть определены применением метода экспертных оценок, метода фокус-групп, анкетирования по методике Роберта Б.Шо. Кроме того, показатели управления знаниями в образовательных учреждениях должны быть разделены на показатели учебной, научной, методической, а также хозяйственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мильнер Б.З. Управление знаниями: принципы, методы, эффективность [Эл.ресурс] // сайт РАГС. URL: http://wwwkoism.rags.ru/publ/articles/26.php (01/02/2011).
2. Пастухов А.Л. Показатели эффективности управления знаниями в университетских комплексах // Проблемы развития экономики с сферы сервиса в регионе: материалы V Междунар. научно-практ. конф. (21 апреля 2011 г., Сыктывкар): В 2 т. Т. 2. Сыктывкар: СФ СПбГУСЭ, 2011.
3. Пастухов А.Л. Эффективность управления знаниями в университетских комплексах // Научно -образовательный центр «Технологии таможенного сервиса», Санкт-Петербургский научноисследовательский центр «Кристалл»: Сб. науч. тр. № 2. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
4. Milam John H., Jr. Knowledge Management for Higher Education. ERIC Digest [эл.ресурс]. URL: http://www.ericdigests.org/2003-1/higher.htm (03/03/2011)/
5. Bouthillier F. Understanding knowledge management and information management: the need for an empirical perspective // France Bouthillier and Kathleen Shearer // URL: http://informationr.net/ir/8-1/paper141.html (02/02/2011).
6. Sveiby K.E. The New Organisational Wealth - Managing and measuring Knowledge-Based Assets. San-Fransisco, 1997.
7. Пастухов А.Л. Управление знаниями. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.
УДК 796 ББК 75
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ СПбГУСЭ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Н.И.Хотина, Ю.А. Архипова, Л.А. Онучин
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Физическое совершенствование, сохранение и укрепление здоровья студентов во время обучения в вузе - важная составляющая высшего образования, по-
скольку именно тогда закладывается фундамент успешности и долголетия будущей профессиональной деятельности молодых специалистов. Между тем, по
данным различных научных исследований, имеется тенденция к снижению здоровья и работоспособности студентов в процессе обучения. В качестве основной причины многие специалисты называют недостаток двигательной активности. [1,2,3]. Очевидно, что повышение двигательной активности студентов возможно лишь при осознанном желании заниматься физическими упражнениями.
Формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека занимает значительное место среди проблем, рассматриваемых спортивной наукой [4]. Это связано с тем, что образ жизни существенно влияет на здоровье студентов. Практика показывает, что многие студенты нечетко представляют важность здорового образа жизни (ЗОЖ), часто не имеют достаточных знаний и опыта по организации ЗОЖ, не имеют достаточной мотивации к здоровому образу жизни и привычки его ведения.
В связи с вышесказанным, актуальность данной работы мы определяем необходимостью формирования у студентов ценностных ориентаций на ведение ЗОЖ. Предполагается, что получение студентами соответствующих знаний, умений и навыков ЗОЖ в процессе занятий физическим воспитанием, овладение современными здоровьесберегающими технологиями, с одной стороны, и создание необходимых здоровьесберегающих условий для занятий физическим воспитанием и обучения в целом, с другой стороны, позволят укрепить здоровье студентов.
Факторы, определяющие образ жизни
студентов, и мотивация к ЗОЖ
Одним из основных факторов, определяющих здоровье человека, является его образ жизни. Он характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, этало-
ны поведения, что обусловлено определенной зависимостью от социальноэкономических условий.
Образ жизни человека включает три категории.
Уровень жизни - степень удовлетворенности материальных, культурных и духовных потребностей.
Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей.
Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается индивид.
Образ жизни студенческой молодежи имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возраста, организацией учебной деятельности, условиями быта, отдыха. Имеется ряд факторов, негативно влияющих на здоровье студентов (напряженность труда, особенно в период экзаменационной сессии, необходимость совмещать учебу и работу, нарушения режима, питания, вредные привычки, недостаток двигательной активности, несоблюдение гигиенических норм и т.д.). Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие «здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни - мировоззренческая позиция, в которой значение профилактической культуры совместно с другими мировоззренческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и др.) детерминируют влияние стиля жизни на здоровье и достижение желаемых благ [5, с.171]. К основным составляющим здорового образа жизни относят ряд компонентов:
Режим труда и отдыха: при правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.
Рациональное питание: режим питания, разнообразие, сбалансированность, полноценность, калорийность и т.д. обеспечивают правильный рост и формирова-
ние организма, способствуют сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Оптимальная двигательная активность: при систематических занятиях
физическими упражнениями и спортом значительно возрастает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, утомлению, повышается работоспособность человека, развиваются физические качества и совершенствуются двигательные навыки, отступают многие болезни, неблагоприятные возрастные изменения.
Выполнение требований санитарии, гигиены: рациональный суточный режим, уход за телом, гигиена одежды и обуви, а также гигиена мест занятий, спортивного костюма позволяют сохранить и укрепить здоровье.
Закаливание: мощное оздоровительное средство, позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь, сохранить высокую работоспособность, оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Все эти факторы при условии их грамотного использования, во-первых, сами по себе укрепляют здоровье занимающихся и увеличивают их общую работоспособность, во-вторых, способствуют повышению эффекта занятий физическими упражнениями. Поэтому только комплексное использование физических упражнений, труда, оздоровительных сил природы и соблюдение гигиенических условий обеспечивает полноценный, стабильно положительный результат. Недооценка любого средства или отдельной его составляющей может свести на нет все усилия либо привести в конечном итоге к негативным последствиям.
Другими компонентами ЗОЖ являются профилактика вредных привычек; культура межличностного общения; психофизическая регуляция организма; культура сексуального поведения. Понимая их важность, не будем останавливаться на них подробно, поскольку эти
вопросы не являются предметом нашего исследования.
«В структуре ЗОЖ будущего специалиста отношение к своему здоровью, сформированные ценностные ориентации и установки на физическое совершенствование, мотивы и интересы являются мерилом сложившегося мировоззрения, а разумное использование свободного времени - показателем общей культуры человека, важнейшей чертой его образа жизни» [2, с.39].
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Исследователи выделяют по уровню мотивации к ЗОЖ четыре условных группы [4]:
- оптимальный - у студента сформирована устойчивая мотивация к ЗОЖ; положительное, активное, действенное отношение к нему; теоретические знания системные, глубокие и осознанные; цели - социально значимые; личностно окрашенные эмоции, уверенность в своих возможностях;
- допустимый - положительное познавательное, осознанное отношение к ведению ЗОЖ; теоретические знания глубокие, но не полные, не всегда осознанные; постановка цели ведения ЗОЖ с учетом субъективной вероятности успеха; присутствуют положительные эмоции от поиска разных способов решения задачи;
- критический - нейтральное (пассивное) отношение к ЗОЖ; поверхностные, бессистемные, личностно неосознанные знания; затруднение в постановке цели;
- недопустимый - студентом не осознается значимость ЗОЖ для личностного самосовершенствования и профессионального становления; отрицательное и нейтральное (пассивное) отношение к ЗОЖ; знания минимальные, фрагментарные; проявляются отрицательные эмоции.
В современном понимании формирование ценностного отношения студентов к здоровью - непрерывный процесс ценностно-смыслового самоопределения, приобретение системы знаний и развитие
такой мотивации, которые обеспечивают состояние здоровья в течение жизни [5]. Критериями, характеризующими ценностное отношение студентов к здоровью, являются (по О.Ю.Масаловой, 2012):
- направленность личности на ценности здоровья и физической культуры;
- образованность в сфере физической культуры;
- сознательная эмоционально-волевая активность;
- физкультурно-спортивная активность.
Оценить ценностное отношение студентов к здоровью можно с помощью современных методик (тест здоровья Д. Озавы, опросник общего здоровья Д. Голдберга, оценка образа жизни В.П. Петренко, Д.Н. Озеренко и др.), а также с помощью вербальной и невербальной информации.
По нашим наблюдениям за студентами СПбГУСЭ, далеко не все из них сознательно и активно относятся к предмету «физическая культура», многие имеют вредные привычки, лишний вес. Ситуация оставляет желать лучшего, в связи с чем на занятиях ставятся задачи образовательной, воспитательной и просветительской направленности, которые реализуются посредством:
1) организации занятий по физической культуре в соответствии с современными методиками преподавания;
2) медицинского обеспечения образовательного процесса в вузе, использования методов функциональной диагностики и мониторинга;
3) использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
Данный подход позволяет через предмет «физическая культура» вооружить студентов знаниями о здоровье как основной жизненной ценности человека, а так же определенными умениями и навыками, развивать познавательную активность студентов в области физической культуры и спорта, создать положительную мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой, организовать систематическую самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность.
Организация физического
воспитания в вузе
Физическое воспитание в вузе реализуется в различных формах:
Обязательные формы занятий (учебные занятия, дополнительные, факультативные занятия) проводятся в соответствии с учебными программами.
Организованные занятия студентов во внеучебное время (под руководством спортивного клуба и кафедры физического воспитания):
- спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, дни здоровья, массовые кроссы, физкультурные праздники, вечера и конкурсы, показательные выступления спортсменов, соревнования по массовым видам спорта, матчевые встречи с командами других вузов;
- тренировочные занятия в спортивных секциях и участие в спортивных соревнованиях;
- активный отдых в каникулярное время (возможность комплексного использования физических упражнений, гигиенических и естественных факторов внешней среды обеспечивают высокий оздоровительный и закаливающий эффект).
В соответствии со своими спортивными предпочтениями студенты принимают участие в тех или иных мероприятиях.
Самостоятельные (неурочные, необязательные) формы занятий осуществляются на основе полной добровольности. Самостоятельная организация занятий требует физкультурной грамотности (соблюдения соответствующей методики, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля). Специальные знания и умения студенты приобретают в процессе обязательных занятий (на лекциях, методических занятиях, выполняя задания по написанию рефератов, комплексов упражнений, изучая правила соревнований, и т.д.), расширять их можно неограниченно, используя учебнометодические разработки в виде учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, справочно-информационных материалов нового поколения, аудиовизуальных компьютерных средств
обучения. Планирование студентами самостоятельных занятий первоначально осуществляется под руководством преподавателей, по мере приобретения опыта - самостоятельно, с опорой на методические материалы, учебники и пособия.
Как показывает практика, самостоятельные занятия не всегда бывают систематическими. Эпизодические занятия, такие как лыжные прогулки, пробеги, походы, решают преимущественно гигиенические задачи, не дают развивающего эффекта.
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями определяются их целью и задачами. Существует следующие формы самостоятельных занятий:
- утренняя гигиеническая гимнастика -при выполнении специально подобранных физических упражнений активизируются и настраиваются все жизненные процессы и механизмы организма, что способствует быстрому переходу от состояния сна к бодрствованию, увеличиваются защитные силы и возможности организма человека;
- упражнения в течение учебного дня -выполняются в перерывах между учебными занятиями, после занятий, обеспечивают предупреждение наступающего утомления, поддержание высокой работоспособности на длительное время без перенапряжений;
- самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группах из 3 -5 человек. Заниматься рекомендуется 2-3 раза в неделю и более по 1,5-2 часа. Занятия менее двух раз в неделю не способствуют повышению уровня тренированности организма.
К сожалению, учебно-спортивная база высших учебных заведений требует обновления и усовершенствования. Поэтому удовлетворить желание ряда студентов заняться конкретными видами спорта не предоставляется возможным. Однако выход может быть найден в расширении количества спортивных секций по таким доступным видам спорта, как
волейбол, баскетбол, фитнес, плавание, лыжи, некоторым видам легкой атлетики. Необходимо создание материальнотехнических условий и в общежитиях: оборудование спортивных комнат, строительство плоскостных спортивных сооружений. Важно также стимулирование работы студенческого самоуправления, подготовка волонтеров и физкультурного актива.
Медицинское обеспечение образовательного процесса в вузе, функциональная диагностика и мониторинг
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями - важное условие здоровьесбереже-ния. Применение средств физической культуры должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся [7, 8]. Контроль за здоровьем студентов осуществляется поликлиниками и врачебно-физкультурными диспансерами. На первичном осмотре врач решает вопрос о допуске к занятиям физкультурой или каким-либо видом спорта. По результатам осмотра студенты распределяются в медицинские группы:
- основная медицинская группа (практически здоровые студенты, могут посещать учебные занятия, тренироваться в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях);
- подготовительная медицинская группа (студенты имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень физического развития или физической подготовленности; им рекомендуется овладение основной программой по физическому воспитанию, доступны занятия отдельными видами спорта);
- специальная медицинская группа (студенты имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья, слабое физическое развитие). Подчеркнем, что программа физического воспитания для специальной медицинской группы (количество таких студентов составляет около 20%) должна иметь существенные отличия от подоб-
ных программ для студентов основной медицинской группы. Физические упражнения должны обеспечивать прежде всего повышение двигательной активности студентов с целью ликвидации остаточных явлений после перенесенных заболеваний, устранения функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии. Требуется строгий подбор средств, методов и доступность нагрузок, учет противопоказаний, обеспечение индивидуального подхода к студентам в зависимости от состояния здоровья. Было бы идеально проводить занятия по подгруппам в зависимости от имеющихся заболеваний.
Повторный врачебный осмотр проводится по плану 1 раз в год для студентов, занимающихся физкультурой, для спортсменов - 2 раза в год. Это, по существу, и есть диспансерное наблюдение, цель его - определить влияние занятий физическими упражнениями (положительное или отрицательное) на организм. В случае неблагоприятного влияния физических упражнений необходимо принять меры, предупреждающие возникновение заболеваний, либо назначить лечение. Дополнительный врачебный осмотр проводится внепланово при жалобах спортсмена, после перерывов в занятиях, вызванных болезнью, а также перед участием в соревнованиях.
Текущий самоконтроль предусматривает самостоятельные наблюдения за состоянием своего здоровья в процессе занятий физическими упражнениями с анализом ряда субъективных и объективных показателей, свидетельствующих об адекватности тренировочных нагрузок и их оздоровительной эффективности.
На практике, однако, существуют проблемы. Часто медицинский осмотр студентов проводится не в начале первого учебного семестра, а значительно позже. Преподаватель, проводящий занятия по физическому воспитанию, не имея объективной информации о здоровье студентов, вынужден опираться лишь на свой педагогический опыт при дозировании физических нагрузок.
К сожалению, абитуриенты (за редким исключением) имеют низкий уровень физической подготовленности. Многие из них не занимались физической культурой в школе. Все студенты 1 курса имеют проблемы адаптации к организации учебных занятий, к организации быта (режиму дня, питанию), приехавшие из других городов - к климатической зоне. На практике не всегда удается обеспечить раздельные занятия студентов, отнесенных к разным медицинским группам. В связи с этим возрастает значение функциональной диагностики состояния здоровья во время проведения занятий (проведение функциональных проб и тестов по определению физической подготовленности) и обучения соответствующим методикам студентов, а также проведения мониторинга занятий физической культурой в целом. Критериями успешности занятий могут быть улучшение самочувствия, повышение работоспособности, прирост результатов в тестах, снижение пропусков занятий по болезни, желание студентов участвовать во вне-учебных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Следует подчеркнуть, что диспансеризация студентов важна для успешного обучения в вузе в целом, так как хорошее здоровье студентов определяет их работоспособность, активность, целеустремленность, способность овладевать большим объемом информации, совмещать учебу с работой, иметь активный досуг.
Использование здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения Содержание физического воспитания в вузе осуществляется по рабочим программам, которые разрабатываются на основе Примерной программы для вузов по дисциплине «физическая культура» с учетом наличия материальной базы и педагогического состава.
Обязательным условием в настоящее время является применение здоровьесберегающих технологий. Понятие здоровьесберегающие технологии объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья уча-
щихся. Это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
При использовании любой оздоровительной технологии необходимо соблюдение методики (последовательности, преемственности) обучения и тренировки. Следует учитывать:
- закономерности формирования двигательных умений и навыков;
- особенности развития физических качеств и их перенос;
- возрастные особенности физического развития и функциональной подготовленности;
- индивидуальные особенности состояния здоровья студентов, наличие или отсутствие заболеваний;
- психологические особенности современных студентов.
В рабочих программах это реализуется распределением учебного материала по годам обучения, постепенным усложнением требований к овладению знаниями, умениями и навыками, выполнению зачетных нормативов.
Физическое воспитание студентов осуществляется по следующим основным направлениям (каждое из них имеет научно обоснованную методику):
- общеподготовительное: всесторонняя физическая подготовка с использованием гимнастики, спортивных игр, общеразвивающих упражнений, легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, туризма и др.;
- спортивное: специализация по видам спорта в секциях с целью повышения уровня спортивного мастерства и участия в соревнованиях;
- профессионально-прикладное: ис-
пользование средств физического воспитания для восстановления работоспособности, укрепления здоровья и развития физических качеств, важных для выбранной профессии;
- оздоровительно-рекреативное: ис-
пользование средств физического воспитания при организации отдыха в выходные дни и каникулы для укреп-
ления здоровья (турпоходы, экскурсии, подвижные и спортивные игры);
- лечебное: использование физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний и травм. Здоровьесбережение студентов обеспечивается при обязательном соблюдении принципов оздоровительной тренировки. Систематичность занятий, доступность физических упражнений и постепенность увеличения нагрузки - основные принципы тренировки. Эпизодическое выполнение упражнений не дает развивающего эффекта. Все изменения в работе органов и систем, улучшение их функций происходят под влиянием регулярной физической нагрузки [7, 8].
Принцип сознательности и активности предполагает осознанное отношение к тренировочному процессу, знание теории и методики физического воспитания, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий.
Принцип систематичности предусматривает регулярность и рациональное чередование нагрузки и отдыха. Это основной принцип физического воспитания: эпизодическое проведение занятий без определенной последовательности в решении задач может не только не привести к положительным сдвигам в развитии, а даже нанести вред организму занимающегося.
Принцип доступности. Практическое использование этого принципа выражается в соблюдении ряда правил: от неизвестного к известному, от легкого к трудному, от простого к сложному, от главного к второстепенному. Особое значение для определения доступности имеет учет индивидуальных возможностей занимающихся. В этом заключается взаимозависимость реализации двух принципов: принципа доступности и
принципа индивидуализации. Доступность, как правило, всегда индивидуальна: то, что доступно одному, может быть трудным для другого. Оценивая
доступность физического упражнения, следует учитывать его структурную сложность и величину психофизиологических усилий, затрачиваемых на его выполнение. Уровень доступности повышается с ростом физических возможностей.
Принцип динамичности (постепенности) подразумевает постепенность изменения уровня физической нагрузки, что особенно важно на начальных этапах занятий.
Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи. Это различные стороны единого процесса повышения функциональных возможностей занимающихся, их комплексной реализацией обеспечивается успешный результат занятий физическими упражнениями.
Педагогические технологии, применяемые на практике, способствуют здо-ровьесбережению лишь в случае, если они создают благоприятный психологический климат на занятиях (доброжелательная обстановка, внимание к каждому, эмоциональная приподнятость), отсутствует эмоциональное напряжение, используются личностноориентированные технологии, учитывающие особенности каждого занимающегося [1,3].
На занятиях по физическому воспитанию это реализуется:
- подбором разнообразных средств;
- дозированием физической нагрузки в зависимости от пола, состояния здоровья, физической подготовленности
и индивидуальных особенностей студентов;
применением игр и игровых заданий.
Одним из факторов здоровьесбере-жения является обеспечение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий и профилактике травматизма.
Многочисленными исследованиями установлено, что у студентов, активно участвующих в систематических занятиях физической культурой и спортом, вырабатывается здоровый стереотип поведения. Эти студенты успешны в учебе, коммуникабельны, эмоционально устойчивы, им свойственны оптимизм и энергия, лидерские качества. Период обучения в вузе - важный этап формирования общего потенциала здоровья будущего специалиста. В студенческом возрасте, в период высокой социальной активности формируется индивидуальный стиль жизни, закладываются компетенции специалиста, устанавливаются ценностные отношения к своему здоровью. Активное участие в различных формах физического воспитания (обязательных и самодеятельных) поможет сформировать потребность в систематических занятиях, будет способствовать формированию привычки к здоровому стилю жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.
2. Скобликова Т.В. Стратегические подходы к здоровьесбережению в образовательно-воспитательном процессе вуза // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. Второго междунар. науч. конгресса. Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, 2011.С. 36-40.
3. Соловьев Г.М., Соловьева Н.И. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы): учеб. пособие. М., 2008.
4. Пономарев Г.Н.. Подготовка специалистов физической культуры: интеграция образования и спортивной науки // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. Второго междунар. науч. конгресса. Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, 2011.С. 33-36.
5. Масалова О.Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью: учебное пособие/Под ред. М.Я. Виленского. М.: КНОРУС, 2012.
6. Ирхин В.Н., Польщикова О.В. Сущностные характеристики технологии формирования мотивации студентов к здоровому образу жизни кинезиологическими средствами // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. Второго междунар. науч. конгресса. Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, 2011.С.151-155.