ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В. В. Кофанов Мариинский педагогический колледж (г. Мариинск)
В статье описан опыт работы творческой лаборатории «Феникс», которая в настоящее время осуществляет исследования по нескольким направлениям: система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов (спортивная диагностика), адаптация студентов в педагогическом колледже, уровень соматического здоровья студентов колледжа. Результаты исследований имеют прикладной характер, используются в образовательно-воспитательном процессе педагогического колледжа. Ключевые слова: формирование валеологической культуры учителя,
здоровьесберегающие образовательные технологии, автоматизированная система контроля функционального состояния организма, психофизиологическая диагностика Кофанов Василий Васильевич, преподаватель Мариинского педагогического колледжа, e-mail: [email protected]
Здоровье детей и молодежи - показатель здоровья всей нации и одна из важнейших характеристик социально-экономического, морального и культурного развития общества в целом. В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья молодого поколения.
Подчеркнем, что особенно актуально создание здоровьесберегающего пространства, так как именно в образовательном учреждении можно довести до сознания детей и молодежи ценности здорового образа жизни.
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья нации одной медицине не под силу. К тому уже установка на здоровье (а, соответственно, и на здоровый образ жизни), как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Мы понимаем здоровый образ жизни не как просто сумму усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Одной из целей в обучении студентов педагогического колледжа стало формирование валеологической культуры учителей начальных классов и физической культуры. Ключевыми понятиями на наших занятиях стали «здоровье» и «ответственное отношение к своему здоровью». Они включают:
• отношение к здоровью как к ценности;
• формирование представления о себе как о здоровом человеке;
• переживание возможности утраты здоровья;
• способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья;
• конкретные привычки здорового образа жизни.
Здоровье - это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты:
• высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент);
• уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психический компонент);
• стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).
Одна из задач современной науки о здоровье - валеологии - помочь молодежи осознать связь между этими тремя компонентами, научить управлять своим здоровьем, чтобы жить долго и счастливо.
Наблюдения за поведением студентов в нашем колледже, за динамикой их заболеваемости в последние 5 лет дают нам основание предполагать, что постепенно формируется новое поколение. Современные студенты более радушны, целенаправленны, амбициозны. Это хорошо видно на студентах четвертого курса. За последние годы увеличивается процент студентов с хорошей физиологической сопротивляемостью стрессу, что очень важно для школьного учителя, а ведь наш колледж готовит именно будущих учителей.
Нас стал интересовать вопрос - как повысить уровень здоровья студентов? С этой целью была создана творческая лаборатория «Феникс». Целью ее создания в 1997 году была разработка прикладных компьютеризированных методик диагностики психофизического развития студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Реализация личностно ориентированного подхода в обучении студентов, учитывающего индивидуальные особенности развития личности, основана на выявлении средствами психофизиологической и педагогической диагностики актуальных и перспективных возможностей обучающихся, формирование мотивации на личностное и профессиональное самосовершенствование.
Творческая лаборатория «Феникс» в 2007 году отметила 10-летний юбилей. В настоящее время творческая лаборатория осуществляет исследования по нескольким направлениям: система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов (спортивная диагностика), адаптация студентов в педагогическом колледже, уровень соматического здоровья студентов колледжа. Результаты исследований имеют прикладной характер, используются в образовательно-воспитательном процессе педагогического колледжа. Внедрение здоровьесберегающих технологий отвечает актуальным запросам современного педагогического процесса.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова мы понимаем все те технологии, использование которых в воспитательном процессе идет на пользу здоровья детей и обучающейся молодежи. Основная задача нашего образовательного
учреждения по подготовке обучающихся к самостоятельной жизни -необходимость формирования у них культуры здоровья.
В научно-методической литературе выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии», т. е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у молодежи культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Работа образовательного учреждения, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности и личностные качества студентов, предполагает осуществление психофизиологической диагностики. Проведение диагностики зачастую вызывает методические, организационные, технологические трудности. Типовых
автоматизированных методик, к сожалению, недостаточно, и они не имеют пока широкого распространения и массового использования в образовательных учреждениях СПО.
Автоматизированная программа «Система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов» позволяет студентам самостоятельно контролировать эффективность учебно-тренировочного процесса в динамике с целью его корректирования.
Комплексное исследование физических возможностей организма студентов на специальности 050720 «Физическая культура», а также их психофизиологические особенности развития осуществляется поэтапно.
На первом этапе самопознания ставится задача изучения индивидуальных особенностей. С этой целью изучаются интересы и склонности, уровень развития мышления, личностные качества (агрессивность, нейротизм, воля, самообладание, настойчивость и др.), комфортность в учебном заведении, уровень тревожности.
Таким образом, студенты включаются в опытно-экспериментальную работу, которая позволяет в естественных, контролируемых и управляемых условиях изучать механизмы, обеспечивающие саморазвитие их личностных качеств. После каждого обследования психолог дает студентам индивидуальные рекомендации.
Для оперативности диагностики была составлена автоматизированная программа «Система контроля за физическим и функциональным состоянием юных спортсменов». Программа позволяет контролировать эффективность учебно-тренировочного процесса в динамике с целью его корректирования. Данная программа позволяет студентам работать самостоятельно, а также использовать ее в дальнейшей профессиональной деятельности, осуществляя индивидуальный подход к обучению учащихся в школах.
Содержание автоматизированных программ:
• уровень функционального состояния (УФС);
• адаптационный потенциал (АП);
• расчет тренировочного эффекта для построения графика, пульсометрии тренировки;
• построение графика пульсометрии урока;
• самочувствие студентов в период тренировки контролируем по артериальному давлению.
Для студентов с ослабленным здоровьем и проходящих реабилитацию после перенесенного заболевания введена таблица 6-ти недельного восстановительного периода для занятий на велотренажере (таблицы Купера, но с добавлением раздела - скорость передвижения).
Дополнительно исследует следующие качества:
• работоспособность организма (по кровеносной системе - тест);
• восстановление организма (дыхательная функциональная проба с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки);
• силу нервных процессов возбуждения и торможения. Нейротизм и психотизм;
• типологические особенности высшей нервной деятельности. Эмоциональная стабильность;
• волевые качества, настойчивость и самообладание;
• агрессивность поведения;
• изучение режима питания, суточного энергетического расхода.
Практическая значимость психофизиологического контроля: АС
система контроля функционального состояния организма в период тренировки дает научно обоснованные данные для расчета оптимальной нагрузки, методически правильного построения занятия. Тренировка должна приносить удовольствие, а не вред, особенно если студент занимается в медицинской группе. АС позволяет осуществлять оперативную комплексную диагностику и, учитывая эти данные, повысить классному руководителю эффективность индивидуальной работы с обучающимся (студентом или учащимся школы), а при необходимости своевременно и аргументировано подключить к работе психолога, социального педагога, составить рекомендации педагогам-предметникам и родителям.
Одной из целей в обучении студентов педагогического колледжа стало формирование валеологической культуры учителей начальных классов и физической культуры. Ключевыми понятиями на наших занятиях стали «здоровье» и «ответственное отношение к своему здоровью». Они включают отношение к здоровью как ценности; формирование представления о себе как о здоровом человеке; переживание возможности утраты здоровья; способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья; конкретные привычки здорового образа жизни.
В течение пяти лет в целях составления характеристики «индивидуального здоровья» мы не только рассматривали его сущность, механизмы, проявления, но и переходные состояния. Для самодиагностики студентов был автоматизирован метод экспресс-оценки, который описан в [1].
Данная диагностика уровня соматического здоровья основана на наличии физиологических закономерностей - связи между уровнем развития аэробных способностей, с одной стороны, физиологическими резервами и степенью экономизации функций с другой, что дает возможность вычислить «безопасный уровень» здоровья и дать ему количественную характеристику.
Учет этих данных позволяет подбирать рациональный и индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма студента, с большим успехом нивелировать негативное влияние режима и других отрицательно воздействующих факторов среды. Приведем пример.
Самостоятельное составление «портрета» здоровья студентом формирует у него мотивацию к здоровому образу жизни, повышает эффективность индивидуальной воспитательной работы преподавателя / куратора.
Разработки нашей творческой лаборатории в комплексе с другими методами воспитательной работы и профилактической работы медицинского работника колледжа дали положительный результат. На протяжении нескольких лет динамика заболеваемости существенно снижается.
Таким образом, эта экспресс-диагностика позволяет не только учитывать как возрастные соматические особенности развития обучающегося, так и индивидуальные, но и ВЛИЯТЬ НА МОТИВАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЗА СВОЕ ЗДОРОВЬЕ - сохранение личного здоровья или уже его коррекцию. В этом мы видим личностно -ориентированный подход в воспитании студентов.
Список литературы
1. Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л.
Апанасенко // Валеология. - 2006. - № 1 за 2006.