мнение другого и отстаивать свою точку зрения, брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий. Общение с руководством и гостями отеля способствовало развитию социального интеллекта, необходимого для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации личности.
Что приобрел работодатель в результате участия в проектной деятельности:
1. Разработан пакет дополнительных услуг в области гостиничного сервиса: организации питания, оборудования номеров, организации конференц-зала, обустройства номеров, системы управления персоналом, продвижения услуг.
2. Даны рекомендации по менеджменту и маркетингу предприятия (по формулировке миссии и стратегии, тактике поведения на рынке, организации рекламы).
3. Разработан дизайн-проект: план благоустройства территории, элементы фирменного стиля (форма персонала, логотип предприятия, оформление меню, столовой посуды, интерьеров помещений).
Данный проект является долговременным: внедрение разработок запланировано на следующий учебный год. На основании результатов первого этапа проекта можно сделать вывод о том, что применение метода прак-тико-ориентированного обучения позволяет достичь ожидаемых результатов в процессе формирования профессиональных и общих компетенций студентов СПО.
В итоге мы формулируем условия осуществления успешного проекта в реальной профессиональной среде, рассчитанного
на повышение качества подготовки специалиста, отвечающего требованиям современных образовательных стандартов:
— наличие системы практико-ориентиро-ванного обучения в ОУ СПО (проект лишь его часть, хотя и важная);
— лояльность бизнес-партнеров образовательного учреждения;
— проработанная система модулей проекта;
— отлаженное педагогическое сопровождение.
Проектная деятельность в обучении — педагогическая технология, что делает возможным ее тиражирование, а при соблюдении предложенных условий — успешное тиражирование и применение в практической деятельности других учреждений СПО.
1. Максимова З. Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО//Проблемы социальной психологии личности: сб. науч. тр. — Саратов: СГУ, 2008. — С. 56—63.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования. — М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
3. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. — М.: Academia, 2008. — 288 с.
4. Лазарев Г. И., Мартыненко О. О. Стратегическое партнерство университета: опыт ВГУЭС//Универси-тетское управление: практика и анализ. — 2010. — № 3 [67]. — С. 62—69.
5. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для вузов/под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНО-РУС, 2010. — 432 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 101101 «Гостиничный сервис» [Электронный ресурс]: утв. Приказом МНиО
от 02.04.2010 № 256/Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. — URL: http://mon.gov.ru.
УДК / UDC 377.5 А. Е. Леванова, И. Н. Урайская
A. Levanova, I. Uraiskaya
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ FORMATION OF STUDENTS’ LEARNING MOTIVATION
Задачи профессиональной подготовки наиболее эффективно решаются при внедрении в практику профессионального образования личностно ориентированной модели, важнейшей составной частью которой является обеспечение мотивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для обучаемого.
Training tasks are most effectively addressed when implementing the practice of vocational education the student-centered model, the most important part of which is to provide motivational readiness and setting targets, personally meaningful to the learner.
Ключевые слова: система мотивов деятельности, поисковая деятельность, меж-
предметные связи, формирование профессиональных компетенций, профессиональная адаптация, профессиональное становление.
Keywords: activity motivation, research
activity, interdisciplinary communication, development of professional competencies, professional adaptation, professional development.
Как известно, основная цель профессионального образования — подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Из многочисленных определений понятия «профессиональная компетентность», имеющихся на данный момент в педагогической литературе, следует, что компетентность всегда окрашена качествами конкретной личности. Как отмечает А. В. Хуторской, таких качеств может быть целый веер — от смысловых, связанных с целеполаганием (зачем мне необходима данная компетентность), до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетентность в жизни) [1]. В связи с этим решение задач профессиональной подготовки будет наиболее эффективно при внедрении в практику профессионального образования личностно ориентированной модели, важнейшей составной частью которой является обеспечение мотивационной готовности и постановка целевых ориентиров, личностно значимых для обучаемого.
Следует согласиться с М. В. Клариным, который, обобщив опыт инновационной дидактики последних лет, выделяет мотивацию обучаемых как «основное направление проработки материала» [2]. И. П. Подласый в своих исследованиях по факторному анализу в дидактике ранжировал 40 наиболее значимых факторов влияния на продуктивность обучения,среди которых мотивация учения и потребность учиться занимают первое место.
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую си-
стему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Изучение мотивов выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью дает возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией.
На формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности молодых людей, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения. Ориентация на продолжение образования может быть обусловлена уровнем притязаний, самооценкой, а также стремлением добиться успеха. В основе стремления к успеху может лежать особое свойство личности — желание испытать себя или утвердить ценность своей личности, или желание добиться социально значимого результата, стремление создать что-то нужное для людей.
Ориентация на продолжение обучения у выпускника школы во многом обусловлена еще и инерцией опыта. Дело в том, что учение для школьника является привычным видом деятельности. Поэтому колледж или техникум для него ближе и понятнее, и он представляет себе процесс обучения в учебном заведении более ясно, чем работу в цехе или на строительной площадке. Поэтому он чаще всего выбирает ту деятельность, к которой чувствует себя способным именно сейчас, то есть учение.
Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения.
Среди тех студентов, которые поступили в колледжи или техникумы, многие еще не решили окончательно, кем они хотели бы стать. Случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованиям в выбранной профессии и тяжелым внутренним конфликтам. Проблема заключается в том, что в период выбора профиля обучения многие студенты ориентируются не на профессию и не на будущую специальность, а только на наиболее привлекательный для них предмет деятельности. Ожидание большей по сравнению со школой свободы и слабое
осознание своей ответственности за учебу в сочетании с ожидаемой усложненностью материала не способствуют успешности обучения.
Существуют различные разновидности учебной мотивации студентов:
— профессиональные мотивы (получить профессию);
— познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания);
— прагматические мотивы (иметь более высокий заработок);
— социальные мотивы (принести пользу обществу);
— мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном социальном окружении) [3].
Психологические особенности учебной деятельности студентов меняются в процессе обучения.
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и имеют название «мотивационная среда».
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность — в данном случае деятельность учения, учебная деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом факторов, специфических для той деятельности, в которую она включается.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением;
во-вторых, организацией образовательного процесса;
в-третьих, субъектными особенностями обучающегося;
в-четвертых, субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;
в-пятых, спецификой учебного предмета [4].
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности — важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса — «отстранение», т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала — важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся знания. Использование прежде усвоенных знаний — одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу — его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Установлена положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно — ориентация на «оценку преподавателем».
Таким образом, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.
Применительно к вопросам формирования мотивации и развития умений целепола-гания у студентов медицинских колледжей при обучении различным дисциплинам важны внутри- и межпредметные связи, понятие «образ будущей профессии», умение воплощать свои мотивы через систему целей, эмоциональный фактор обучения и др.
Образ будущей профессии — это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры. Понятно, что образ будущей профессии является побудителем к овладению профессией и обладает мотивационной функцией. Формирование и развитие образа будущей профессии становится способом развития системы профессиональной мотивации. Каждое занятие следует планировать таким образом, чтобы в сознании студента отражался социальный смысл выбранной профессии, ее значение для общества, ее специфические задачи.
С первых дней обучения в медицинском колледже формируется образ будущего специалиста, который должен обладать такими качествами, как трудолюбие, ответственность, самообладание, высокая нравственность, милосердие и др. Этому способствует и рабочая форма — белый халат, который для определенной части студентов был в числе мотивов поступления в колледж.
Важнейшим фактором развития мотивации к обучению является выявление межпредметных связей в процессе обучения. Это способствует осознанию студентами смысла учения, понимания его значимости для овладения профессией. Таким образом, на первое место выдвигается внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, основанная на понимании значимости изучаемого материала.
В ходе обучения необходимо развивать у студента умение воплощать свои мотивы через систему целей. Постановка целей — это характеристика человеческого поведения. Как известно, сформированность умений постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы личности. Целеполагание проявляется через умение ставить самостоятельные, перспективные цели, доводить работу до конца, стремление к завершенности учебных действий через преодоление трудностей.
Наиболее значимыми являются цели, направленные на результат обучения. В содержании цели должно быть указание на характер деятельности студентов, результат этой деятельности и способы соотношения этих результатов с целью занятия, а открытая логика достижения поставленной цели позволяет в каждый момент деятельности студентов четко ответить на вопрос: зачем я это делаю. В результате такого подхода психологический климат на занятии меняется, и все чаще зву-
чат отрадные для преподавателя слова: «А что если...».
Часто недооценивается роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения. В учебном процессе нередко мало оснований для положительных эмоций, а бывает даже превалируют отрицательные — скука, страх и т. д. Эмоции сопровождают деятельность, предшествуют ей, подготавливают человека к включению в нее. Нужно стремиться к созданию ситуаций, в ходе которых студенту нужно найти правильную линию поведения, оптимальное решение рассматриваемой проблемы, что приводит к «взрыву эмоций» и резкому повышению интереса к предмету.
Выбор дидактических средств обучения является важным условием формирования профессиональных компетенций у студентов.
В настоящее время поиск эффективных путей и способов обучения происходит в двух основных направлениях: предпринимаются попытки активизации традиционных методов обучения, изобретаются и апробируются новые методы обучения. Без сомнения, методы, используемые для формирования профессиональных компетенций у студентов, должны быть ориентированы на личность студента, на его активное саморазвитие, получение качественных знаний, профессиональных навыков, творческое решение конкретных проблем. Такие методы будут способствовать формированию профессиональной мотивации и личностно-профессиональному становлению студентов.
Ведущими в работе с учебным материалом являются активные методы обучения [5]. В соответствии с этим меняется тип деятельности и роль как преподавателя, так и студентов, которые выступают полноценными субъектами деятельности в решении профессиональных задач. К группе методов активного обучения относят методы, включающие в себя совокупность педагогических действий и приемов, направленных на создание условий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. При этом роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближенных к реальным условиям.
Опыт активного обучения в системе профессионального образования показывает, что с помощью его методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач:
— формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;
— давать целостное представление о профессиональной деятельности;
— учить коллективной мыслительной и практической работе;
— формировать социальные умения и развивать навыки взаимодействия и общения.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности они делятся на неимитационные и имитационные, которые предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. В свою очередь, имитационные методы бывают неигровыми (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение упражнений индивидуальных задач) и игровыми (разыгрывание ролей).
Общие тенденции развития методов обучения иностранным языкам в настоящее время тяготеют к игровым методам как наиболее эффективным и гуманным. Игра активизирует практику применения речевых клише, помогает снять напряжение. Она призвана способствовать процессу обучения, делать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Учебная игра — это особым образом организованная обучающая деятельность (иногда имеющая развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее разрешения. Участвуя в подготовке и проведении игр в процессе изучения иностранного языка, студенты учатся вычленять свои речевые задания из общегрупповых, воспринимать логику и процедуру коммуникативного взаимодействия, оценивать речевые действия участников игры.
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях, можно разделить на языковые и речевые. Языковые игры помогают усвоить фонетические, лексические и грамматические аспекты языка. Речевые игры нацелены на формирование умения в определенных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письменная и устная речь). Для формирования и развития иноязычных профессиональных компетенций считается целесообразным применение на занятиях по иностранному языку профессионально ориентированных учебно-ролевых игр как одного из наиболее эффективных методов активно-
го обучения. Обучающая ценность такой игры состоит в том, что она завершает творческий этап прохождения той или иной темы или раздела программы. Игра объединяет разрозненные знания в целое, в единые комплексы необходимых качеств, т. е. в значительной степени способствует обобщению знаний.
Таким образом, профессионально ориентированная учебно-ролевая игра позволяет студентам достичь успехов в процессе овладения иноязычными компетенциями, которые в свою очередь являются основой последующего иноязычного профессионального общения. Усвоенный в процессе обсуждения материал речевых ситуаций может быть использован при чтении специальной литературы, получении и передаче информации по любой специальности на иноязычных сайтах, а также перенесен в среду реальной коммуникации с иностранными специалистами [6].
Можно заключить, что эффективность формирования профессиональной мотивации будущего специалиста обеспечивается использованием активных методов обучения, адекватно отражающих содержание и структуру учебного материала. Применение таких приемов и методов позволяет планомерно и целенаправленно вовлекать всех студентов в активную осознанную познавательную деятельность. При этом они чувствуют себя полноправными участниками педагогического процесса: самостоятельно планируют свою деятельность, учатся видеть проблему и конечную цель своей работы, распределять свои силы. В целом это приводит к повышению качества подготовки будущего специалиста.
1. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образова-ния//Народное образование. — 2003. — № 8. — С. 58— 64.
2. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели/М., 1997. — 223 с.
3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
4. Павлова Л. А. Мотивация обучающихся как условие совершенствования качества профильного обучения// Среднее профессиональное образование. — 2010. —
№ 1. — С. 7—11.
5. Агафонова И. П. Развитие мотивации к учению
у студентов медико-фармацевтического колледжа// Среднее профессиональное образование. — 2010. —
№ 4. — С. 23—25.
6. Березова Н. А. Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку//Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 8. — С. 14—16.