ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Богановская Н. Д.,
Учебно-воспитательный процесс в высшей педагогической школе проходит в настоящее время в условиях перехода от технократического уровня образования к формации образовательного общества. Этот переход предполагает развитие у будущих педагогов, в том числе и дефектологов, такой системы ценностных ориентаций, которая позволит им освоить как когнитивную и операционально-технологическую состав-
ляющие изучаемых курсов, так и сформировать умение реализовать полученные знания в практической педагогической деятельности. Формирование системы ценностных ориентаций подразумевает в свою очередь осознание обучаемыми сущности структурных связей, имеющих место между разнородными элементами теоретических знаний.
Относительно курса «Методика преподавания математики» для студентов дефектологических специальностей реализация системного подхода к процессу обучения в высшей школе предполагает, в частности, формирование у них ключевых математических компетенций.
К ключевым компетенциям принято относить интегративные, многомерные,
многофункциональные понятия, лежащие в основе преподаваемой дисциплины и в то же время являющиеся надпредметными и междисциплинарными, формирование которых предполагает наличие у обучаемого достаточно высокого уровня учебной и умственной деятельности. Эти понятия в общем виде отражены в содержании образования, включены в учебные программы соответствующих дисциплин в курсе образовательных учреждений всех уровней.
Система формирования у студентов дефектологических специальностей ключевых математических компетенций спо-
г. Екатеринбург
собствует не только лучшему осмыслению математического материала, но и заставляет их постоянно анализировать математические понятия, законы, свойства и способы действий, применяемые в школьном курсе математики; позволяет в значительной степени обеспечить возможность теоретической и практической подготовки.
Ведущими содержательными линиями формирования ключевых математических компетенций в процессе обучения математике детей с нарушением интеллекта являются следующие системы математических понятий и способов действий: «Натуральные числа и нуль», «Вычислительные приемы», «Величина и измерение величин»; в процессе овладения которыми достигаются образовательные цели обучения математике.
Современная школа предъявляет к подготовке будущих педагогов ряд новых требований. Одним из таких требований, является компетентность будущего специалиста в содержании образовательнокоррекционных программ, что указано, в частности, и в государственных образовательных стандартах.
Содержание образовательно-
коррекционных программ определяется рядом параметров, основным из которых является содержание математического образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Под содержанием образования в целом принято понимать педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков. Причем эта система может быть раскрыта на различных уровнях.
Теоретический уровень предполагает рассмотрение содержания математического образования в виде обобщенного
системного представления об элементах и структуре математических знаний с учетом социальных запросов данной категории обучающихся.
Такой подход позволяет в значительной степени обеспечить возможность теоретической и практической подготовки студентов не только к полноценной реализации уже разработанных методических систем, но и развивает у них профессиональную готовность к самостоятельному построению теоретических моделей преподавания, способствует повышению математической культуры будущего педагога, совершенствованию динамики обще учебных умений и навыков.
Причем необходимо учитывать, что сам процесс формирования математической культуры у будущего педагога способствует также его интеллектуальному развитию и приобщению к высоким образцам духовной культуры человечества.
Уровень учебного предмета включает в себя определение подходов к изложению теоретического материала, решение основных информационных, операционных, воспитательных и коррекционноразвивающих задач. То есть рассматривает содержание основных разделов математического образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и раскрывает конкретные, подлежащие усвоению элементы содержания образования. Примеры элементов содержания образования приводятся, например, в учебниках.
Для достижения высокого качества обучения недостаточно знания школьного учебника, необходимо наличие у каждого педагога глубокого интереса к преподаваемому им предмету, готовности к самостоятельному составлению заданий и нахождению новых, возможно, более доступных для детей с нарушением интеллекта способов изложения материала.
Формирование у студентов достаточно прочных умений ориентироваться в математическом материале создает возможность успешной реализации задачи всестороннего развития аномальных детей и возможностях дальнейшей социальной адаптации в системе специальных (кор-
рекционных) общеобразовательных учреждений, подготовки их к жизни и активной трудовой деятельности в связи с социальными и экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе.
Распространенной ошибкой является представление о кажущейся тривиальности курса математики, подлежащего изучению в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Это ошибочное представление влечет за собой идею об отсутствии самой потребности в его специальном преподавании в педагогических вузах.
В действительности современные исследования в области как математических, так и психолого-педагогических дисциплин убедительно доказали, что уже самые элементарные понятия, лежащие в основе элементарного курса математики имеют достаточно сложное теоретическое содержание. Поэтому очень важно обеспечить студенту возможность свободной ориентировки в предметном содержании математики как преподаваемой им дисциплине с целью формирования способности вычленять необходимые знания и находить действия, способствующие их оптимальной реализации в конкретных условиях.
Поскольку даже начальные математические понятия представляют собой сложные психологические образования, включающие разнородные по структуре и функции компоненты, то и при их формировании следует учитывать законы, отражающие их строение. Необходимым условием наиболее полной реализации коррекционных возможностей процесса обучения математике и тем самым достижения его максимальной эффективности, является условие глубокого понимания самим педагогом математической сущности тех представлений и понятий, которые он формирует у детей.
В настоящее время педагогический процесс рассматривается как сложная динамическая система, необходимым условием эффективного функционирования которой является достаточный уровень информационного обеспечения.
Одним из средств информационного обеспечения педагогического процесса спе-
циальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида служит изучение курса «Методики преподавания математики» с учетом формирования у студентов глубоких знаний не только психологопедагогических, но и математических параметров, характеризующих содержание математики как учебного предмета.
В частности, для овладения элементарным курсом математики необходимо иметь четкое представление о ряде функциональных характеристик натурального числа, основными из которых являются количественная, порядковая и операторная функции. Указанные функциональные характеристики относительно теоретического содержания математики как учебного предмета специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида могут быть отражены в следующих наиболее существенных параметрах:
1. Знание натурального ряда чисел. (Последовательность чисел в натуральном ряду, образование чисел как результат счета и измерения, умение присчитывать и отсчитывать по одному в пределах изученного).
2. Представление о нуле и его месте среди других целых чисел.
3. Знание частных случаев отношений эквивалентности и порядка. (Например, ученики первых-вторых классов должны уметь сравнивать числа в пределах двадцати, учащиеся третьих классов - в пределах сотни и т. д.).
4. Знание состава однозначных чисел. Умение представлять каждое однозначное число в виде суммы двух слагаемых.
5. Понимание смысла арифметических действий, в том числе умение соотнести арифметическое действие с практической ситуацией.
6. Понимание принципа построения десятичной системы счисления. (Ученики второго класса должны знать способ образования чисел второго десятка, а ученики третьего класса - способ образования чисел первой сотни и т. д.).
7. Понимание математической терминологии и знаковых обозначений.
Очевидно, что введение этих параметров само по себе не исчерпывает всего теоретического содержания программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а предполагает также наличие таких важных умений как, например, способность составления равночисленных предметных множеств и их сравнения путем установления взаимно однозначного соответствия между элементами этих множеств (параметры 1 и 3), представление о соотношении «целое -часть» (параметр 4), овладение элементами операций сериации, классификации и др.
На примере основных функций натурального числа, имеющих место в элементарном курсе математики (порядковая, операторная, количественная относительно дискретных и непрерывных множеств), раскрываются особенности использования математических моделей в качестве специфического орудия познания окружающей действительности.
В данном случае описание целого класса явлений происходит с помощью математической символики, которая в свою очередь создает возможность использования математических моделей различной сложности. Так, понятие натурального числа, возникнув, как математическая модель операции пересчета, постепенно становится базовым понятием для построения математических моделей более высокого уровня таких, как, например, позиционные и непозиционные системы счисления, которые в свою очередь создают возможность дальнейшего развития теории чисел.
В результате введения понятия величины формируются такие практически важные математические компетенции как «измерение» и «построение», например, отрезка или многоугольника. В младших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида первоначальное понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади,
объема, массы, стоимости, времени; основано на конкретных способах сравнения и измерения определенных объектов и создает тем самым возможность количественной характеристики их свойств. В даль-
нейшем становится возможным формирование на этой основе новых понятий, связанных с математической компетенцией аддитивно-скалярных величин.
Значительный интерес с точки зрения формирования ключевых математических компетенций в рассматриваемом аспекте реализации системного подхода представляет также роль теоретического содержания понятия текстовой арифметической задачи. Это понятие, являясь одним из элементов курса математики специальных (коррекционных) образовательных учреждений, одновременно служит важнейшим средством обучения с одной стороны, и способом моделирования явлений окружающей действительности с другой, так как любая задача как раз и является математической моделью отражения окружающей ребенка действительности, выраженной с помощью математической символики различной степени абстрагирования.
В данном случае уже само понятие арифметической задачи предполагает обязательное использование чисел в качестве характеристики объектов, причем зависимость между данными числами не должна быть выше линейной зависимости. Термин «решение» в этом аспекте понимается как оператор, с помощью которого можно перейти от данных задачи к выполнению ее требования, т. е. ответа на вопрос задачи.
Следует иметь ввиду, что процесс решения математических задач представляет собой сложную интеллектуальную деятельность, через которую и происходит формирование всех основных математических понятий. Поэтому в курсе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обучению решению текстовых арифметических задач отводится не менее половины учебного времени на уроках математики. Кроме того, условие арифметической задачи представляет собой фактически единственный вид математических текстов, которые приходится читать учащимся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Таким образом, курс «Методики преподавания математики» в системе подготовки кадров специального образования
должен быть представлен как интегрированный курс, объединяющий как общеобразовательные и общекультурные ценности, так и профессиональные знания и умения, а потому не может базироваться только на узко предметной основе.
Становится очевидным, что для подготовки студента к преподаванию математики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в качестве учителя-дефектолога необходимо решить целую систему математических, методических и учебно-профессиональных задач. Причем это решение возможно только при условии наличия надежной опоры преподавания на взаимосвязь математики и специальной (коррекционной) методики как науки и учебного предмета, то есть в условиях реализации системного подхода.
Одной из его важнейших целей является освещение теоретических вопросов, необходимых студенту для понимания элементарного курса математики, вооружение будущих педагогов математическими знаниями, достаточными для активного и творческого овладения теоретическими основами содержания курса математики специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а тем самым обеспечение их готовности к профессиональной деятельности.
Поэтому преподавание специальной методики математики в педагогическом вузе должно быть построено таким образом, который позволил бы смоделировать учебный процесс, неразрывно сочетающий в себе как средства усвоения студентами самого содержания ключевых математических компетенций, так и материалы, позволяющие удовлетворить информационно-образовательные потребности в области коррекционных педагогических дисциплин.
Современные тенденции в обучении математике в связи с социальными и экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, получили новые направления, а также привели к необходимости овладения будущим педагогом не только психолого-педагогическими основами обучения коррекционной педагогики, но и в определенном углублении в разделы
смежных дисциплин.
К этим тенденциям относятся, например такие, как технологизация и гуманитаризация процесса обучения, стремление к реализации личностно-ориентированного
подхода в этом процессе, задача всестороннего развития подрастающего поколения, подготовка его к жизни и активной трудовой деятельности и ряд других направлений. Математика как учебный предмет обладает широкими возможностями для решения этих задач. Новые направления выражены, в частности, в появлении альтернативных учебных заведений и государственных стандартов на все виды образования.
Интенсификация методической подготовки студентов обеспечивается не только повышением теоретического уровня курса, но и его структурой и содержанием, которые должны опираться на концепцию единства теории и практики обучения, создавая тем самым возможность реализации системного подхода в подготовке кадров специального образования.
Этот прием изложения материала направлен на совершенствование реализации механизмов перевода теоретических знаний в процессуальную составляющую профессиональной подготовки специалиста-дефектолога.
Учебными задачами в области специальных (коррекционных) методик, предложенных студентам для самостоятельного исследования, являются задания, направленные на выявление особенностей усвоения математики как учебного предмета детьми с нарушением интеллекта.
Эти задания предусматривают выполнение студентами небольших учебноисследовательских работ на базе анализа математического содержания учебного материала, а также определение наиболее рациональных путей формирования необходимых математических знаний и навыков указанной категории школьников, адекватных их возможностям.
Выполнение этих заданий является, на наш взгляд, необходимым условием для глубокого понимания студентами основополагающих вопросов соответствующего курса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и активизацию их учебно-познавательной деятельности.
Процесс формирования у студентов ключевых математических компетенций, построенный согласно изложенным выше принципам, направлен на такую организацию их учебной деятельности, которая позволила бы им уже на студенческой скамье сформировать собственный инструментарий познания, развивать теоретические и практические умения и навыки будущих специалистов.
Литература
1. Алексеев, О. Л. Системный характер коррекционной работы в учреждениях для детей с нарушением зрения [Текст] / О. Л. Алексеев // Системный подход к изучению детей с различными формами дизонтогенеза; материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 - 27 мая 2006 г. /У рал. Г ос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006.- С. 29 - 35.
2. Богановская, Н. Д. Совершенствование профессиональной готовности педагога в процессе осуществления диагностической деятельности [Текст] / Н. Д. Богановская. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т специального образования, 2003. - 98 с.
3. Современные основы школьного курса математики [Текст] / Н. Я. Виленкин, [и др.], - М.: Просвещение, 1980. -352 с.
4. Царева, С. Е. Как научить учить математике [Текст] / С. Е. Царева // Начальная школа. - 2006. - № 6 - С.58 -65.
© Н. Д. Богановская, 2008