Научная статья на тему 'Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности'

Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматриваются отдельные способы привития сотрудникам учреждений и органов УИС корпоративных ценностей пенитенциарной системы как условие мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфиногенов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CITIZENS OF CORPORATE VALUES IN THE STAFF OF CITIZENS CACT THE MOTIVATION FACTOR TO IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article the methods of inculcating the corporate values of the penitentiary system to employees of institutions and bodies of the penal system as a motivation factor for increasing the effectiveness of professional activity.

Текст научной работы на тему «Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности»

7.18. ФОРМИРОВАНИЕ У СОТРУДНИКОВ УИС КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анфиногенов Василий Анатольевич, канд. юрид. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные способы привития сотрудникам учреждений и органов УИС корпоративных ценностей пенитенциарной системы как условие мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности.

Ключевые слова: корпоративные ценности, пенитенциарная система, государственная служба, идейно-нравственное воспитание.

THE FORMATION OF CITIZENS OF CORPORATE VALUES IN

THE STAFF OF CITIZENS CACT THE MOTIVATION FACTOR TO IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Anfinogenov Vasily Anatolyevich, PhD at law. Position: senior research associate. Place of employment: Scientific Research Institute FSIN of Russia. Department: SRC-2. E-mail: [email protected]

Annotation: In the article the methods of inculcating the corporate values of the penitentiary system to employees of institutions and bodies of the penal system as a motivation factor for increasing the effectiveness of professional activity.

Keywords: corporate values, penitentiary system, public service, ideological and moral education.

В современных условиях обеспечение органов и учреждений ФСИН России профессионально подготовленными кадрами является одним из важнейших приоритетов реформирования уголовно-исполнительной системы. В этой связи, успешное решение задач демократизации уголовно-исполнительной политики России, обеспечения эффективного процесса исполнения уголовных наказаний в целом, и в виде лишения свободы, в частности, зависит не только от создания необходимой правовой, экономической и материально-технической базы. По нашему мнению, в эффективность исполнения уголовных наказаний, во многом, зависит от уровня кадрового обеспечения УИС, от персонала исправительных учреждений, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня гражданского правосознания, общей и правовой культуры, профессиональной этики, его социальной и правовой защищенности.

Отсюда, реализация научно обоснованной кадровой политики в УИС служит, прежде всего, формированию профессионально компетентных, обладающих организаторскими способностями, инициативных, высоконравственных сотрудников.

Известно, что существует великое множество теорий мотивации сотрудников к профессиональной деятельности, однако, обобщая их теоретические положения,

можно выделить следующие основные способы мотивации:

1. Принудительные способы. Данная группа способов представляет собой пример негативной мотивации. Корректное применение таких способов в административных системах, основанных на приказах и распоряжениях, целесообразно для улучшения дисциплины, порядка работы, соблюдения норм, стандартов и прочих требований. Однако, чрезмерное использование принудительных способов может нанести определенный вред, так как, нередко, приводит к отрицательным результатам, например, угасанию энергии поиска, а, зачастую, и к полной демотивации.

2. Поощрительные способы. Такие способы весьма распространены и разнообразны. Как правило, они представлены в виде систем материального (заработная плата, премии и т.д.) и нематериального (награда, благодарность и т.п.) стимулирования сотрудника к повышению результативности службы.

3. Способы солидарности (единения). Весьма распространенными эти способы были в советское время: цели и задачи ставились яркие и интересные, было высокое доверие, особенно к молодым сотрудникам со стороны начальствующего органа. Большую роль в данном процессе играла партийная организация, которая формировала систему ценностей и целей, убеждала, воспитывала и обучала, формируя у граждан, и, особенно, сотрудников различных правоохранительных органов чувство патриотизма и ответственности перед государством.

Особая значимость единству или солидарности должна отводиться там, где высоко оценивается роль коллективной деятельности, создаются условия с благоприятным климатом. Поэтому, весьма странным представляется тот факт, что данному способу не уделяется должного внимания в уголовно-исполнительной системе, ведь сами особенности функционирования пенитенциарной системы проявляются в доминировании единых (корпоративных) отношений.

Анализ практики показывает, что сотрудники УИС, ориентированные на ценности пенитенциарной системы, гораздо больше удовлетворены своей службой: в их среде ценится ответственность за исполнение служебных обязанностей, порядочность в отношениях с различными категориями сотрудников, в том числе, и начальниками подразделений. Следовательно, привитие сотрудникам УИС ценностей пенитенциарной системы является одним из основных условий повышения эффективности формирования мотивации у данной категории к профессиональной деятельности.

Корпоративные ценности обусловлены принадлежностью к особому виду государственной службы. Они проявляются:

- в социально-психологических характеристиках внутренней атмосферы, подкрепляющей направленность сотрудника УИС;

- в наличии кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы [1].

Категория «ценность» исследовалась различными отечественными учеными с разных позиций. Конечно, значение ценностей может быть обусловлено не только определенными свойствами предмета, но и другими факторами: суждениями или оценками авторитетной группы или ее лидерами, а в ряде случаев просто потребностью лица. Естественно, что конкретное значение предмета, явления, деятельности возникает в тот момент, когда лицо находится с ними в определенной

5'2018

Пробелы в российском законодательстве

связи, когда, например, предмет вовлекается в процесс, направленный на удовлетворение какой-нибудь потребности. В этой ситуации и уясняется качественное значение предмета, явления или иного фактора. Уясняются его положительные или отрицательные свойства, существенные или не столь существенные с точки зрения потребности. В социальной психологии это определяется как способ дифференциации объектов по их значимости - ценностные ориентации [2, с. 389]. Они формируются в процессе усвоения социального опыта и, как следствие, обнаруживаются в целях, идеях, идеалах, убеждениях, интересах, а также других проявлениях личности.

Ценностная ориентация неотделима от социальных ценностей. Поэтому если ценность представляет собой определенный продукт человеческой деятельности, его сознания, то ценностная ориентация - это осознанный выбор ценностей.

Особую важность имеют корпоративные ценности, закрепленные в нормах корпоративного поведения. Следование общим ценностям способствует сплочению людей, создавая тем самым мощную основу при решении задач и, как следствие, достижении поставленных целей, а, в конечном итоге, повышении эффективности их профессиональной деятельности.

Привитие корпоративных ценностей стимулирует у сотрудников УИС собственную активность в вопросах соблюдения норм служебного поведения и следования принципам морали.

В этой связи, представляется возможным сформулировать основные задачи привития сотрудникам УИС корпоративных ценностей:

- создание благоприятного климата, атмосферы здоровых межличностных, межнациональных, межрелигиозных отношений и высокого «корпоративного духа»;

- укрепление в сознании личного состава учреждений и органов УИС таких качеств, как: чувство ответственности за выполнение должностных обязанностей при осуществлении служебной деятельности; соблюдение норм морали, принятой в обществе; развитие толерантных отношений в коллективе; строгое выполнение нравственных обязанностей;

- формирование у сотрудников УИС понятия чести, личного достоинства, нетерпимости к бездуховным и безнравственным проступкам;

- побуждение персонала к самодисциплине, совершенствованию морально-психологических, профессиональных, духовных и нравственных качеств и т. д.

Предлагается следующая система методов по воспитанию корпоративных ценностей:

1. Методы воздействия на сознание и подсознание персонала: убеждение, личный пример воспитателей и воспитуемых, внушение, беседа, объяснение.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта: методы поручения (задания), методы включения в различные виды общественной деятельности, методы формирования общественного мнения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, порицание.

Для привития сотрудникам уголовно-исполнительной системы корпоративных ценностей следует прибегать к следующим формам воспитательной деятельности:

- личный пример воспитанности, добросовестного и ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей;

- проведение индивидуальных бесед с личным составом с разъяснением требований этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных

гражданских служащих уголовно-исполнительной системы;

Важную роль в процессе формирования мотивации к профессиональной деятельности играют следующие воспитательные средства:

- общественный труд, связанный с участием всего персонала в культурно-досуговой и спортивно-массовой деятельности;

- деятельность по совершенствованию сотрудниками своего профессионального мастерства и уровня интеллекта;

- развитие невосприимчивости к отрицательным воздействиям окружающей среды;

- побуждение сотрудников к самосовершенствованию и самодисциплине.

Наряду с этим, для качественного привития корпоративных ценностей необходима интеграция процессов обучения и воспитания с применением перспективных способов их реализации в системе непрерывной подготовки профессионального обучения в образовательных учреждениях ФСИН России.

Список литературы:

1. Приказ ФСИН России от 11.01.2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы».

2. Краткий психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

3. Аносов В.В. Критерии оценки эффективности в законодательной деятельности // Социально-политические науки. Вып. 1 - 2017. - С. 116-119.

4. Аносов В.В. Проблемы в законодательной деятельности: причины и последствия // Социально-политические науки. Вып. 2 - 2017. - С. 111-114.

5. Синодов И.А., Лебедев В.М. Участие органов внутренних дел в мероприятиях гражданской и территориальной обороны: статья // Закон и право. Журнал. -2008. № 8.

6. Синодов И.А. Использование Виртуального полигона» в проведении учений Академии управления МВД России - как способ дальнейшего повышения качества учебного процесса: статья // Труды Академии управления МВД России. Журнал. - 2013. № 2 (26).

7. Синодов И.А. Княжев В.Б. Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации: статья // Труды Академии управления МВД России. Журнал. -2017. № 2 (42).

8. Синодов И.А. Вопросы совершенствования гражданской обороны в органах внутренних дел Российской Федерации: статья // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - Выпуск №7 2017 г.

9. Синодов И.А. Актуальные вопросы организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций: статья // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - Выпуск №2 2018 г.

Рецензия

на статью «Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности» В.А. Анфиногенова, кандидата юридических наук,

старшего научного сотрудника НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России

Тема рецензируемой статьи «Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности» является актуальной, ибо исполнение уголовных наказаний, во многом, зависит от уровня кадрового обеспечения УИС, от персонала исправительных учреждений, его выучки и профессионализма, моральной зрелости и уровня гражданского правосознания, общей и правовой культуры, профессиональной этики, его социальной и правовой защищенности.

Автор рассматривает в статье вопросы с позиций формирования коллективной деятельности с учетом особой значимости единства и солидарности.

Статья «Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности» написана грамотно, изложена доступным для восприятия стилем, выдержана структурно.

Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 83,74 %.

Вывод: статья В.А. Анфиногенова «Формирование у сотрудников УИС корпоративных ценностей как фактор мотивации к повышению эффективности профессиональной деятельности» может быть опубликована в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки России.

Ведущий научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор экономических наук, профессор М.Н. Козин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,74%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.