Попова Е.Д.,
педагог дополнительного образования МБОУ ДО Городская станция юных туристов «Полюс», слушатель программы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования», ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж № 1»,
г. Нижний Тагил, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-СКАЛОЛАЗЫ»
Аннотация
Автор статьи затрагивает важную педагогическую проблему -формирование ответственного взаимодействия у обучающихся. И предлагает, обобщая собственный педагогический и туристический опыт, нестандартное и интересное решение данной проблемы - использование значительного воспитательного потенциала такой деятельности как «туристическое скалолазание», освоение которого невозможно без сформированной готовности у обучающихся к ответственному взаимодействию друг с другом и с педагогом. В статье дано понятие «ответственное взаимодействие», выявлены психолого-педагогические условия его формирования на занятиях объединения дополнительного образования «Юные туристы-скалолазы»; а также приведена блочная структура авторской дополнительной образовательной программы данного объединения.
Ключевые слова: ответственное взаимодействие, готовность к ответственному взаимодействию, туристы-скалолазы.
Popova E. D.,
teacher of additional education MBEIAE The city station of young tourists «Pole», the listener program professional the training «Teacher of additional education» of SBPEK SR «Nizhny Tagil training college № 1» Nizhny Tagil, Russian Federation
THE FORMATION OF STUDENTS ' READINESS FOR RESPONSIBLE INTERACTION IN THE CLASSROOM ASSOCIATION OF ADDITIONAL EDUCATION «YOUNG TOURISTS-CLIMBERS»
Abstract
The author raises an important pedagogical issue - the formation of responsible interaction among students. And offers, generalizing one's own teaching and touring experience, innovative and interesting solution to this problem is the use of the significant educational potential of such activities as «tourist climbing», the development of which cannot be formed without readiness of students for responsible interaction with each other and with the teacher. In article the concept of «responsible engagement» identified psychological and pedagogical conditions of its formation in the classroom Association of additional education «Young tourists-climbers»; and given block structure of the author's additional educational programs of the Association.
Keywords: responsive interaction, commitment to responsible interaction, tourists and climbers.
В обширном комплексе задач, стоящих перед обществом и государством, воспитание нового поколения, несомненно, считается одной из важнейших, определяющих его будущее благосостояние и жизнеспособность. Нарастающий в современном обществе прагматизм и размытость идейных ориентиров значительно снизили роль такой общественной ценности как ответственность за свои действия. В соответствии с данной тенденцией в подростковой среде нередко стали наблюдаться явления откровенной агрессивности, раздражения, предательства, при этом традиционные, как показывает анализ методической литературы (Б.Д. Парыгин [5], Ю.С, Константинов [6]), в основном словесные методы и средства воспитательной работы с обучающимися оказываются недостаточно эффективными в современных образовательных условиях и требуют корректировки в соответствии с современными социальными требованиями. В связи с этим разработка новых форм взаимодействия с обучающимися, способствующих формированию у них готовности к ответственному поведению и взаимодействию в обществе определены в ряде действующих нормативно-правовых актах: Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года (Пр. МОН РФ № 295 от 14.04.2014 г.), Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (Пр. МОН РФ № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.
Во всех данных нормативных документах представлена важнейшая задача воспитания - формирование у обучающихся «гражданской ответственности». В решении этой задаче в данных же нормативных актах особое место определено организациям дополнительного образования детей, в рамках которых возможно создать весь комплекс психолого-педагогических и организационных условий для более результативного социального самоопределения обучающихся. Перспективными в направление решения данной проблемы на наш взгляд являются именно реализация дополнительных образовательных программ, имеющих спортивную туристическую
направленность. В данной статье обобщаются результаты педагогического опыта реализации дополнительной образовательной программы объединения «Юные туристы-скалолазы», так как сам характер скалолазания в сложнейших природных условиях, безусловно, определяет невозможность осуществления обучающимися даже простейших действий при отсутствии ответственного взаимодействия друг с другом или их неготовности у каждого обучающегося к такому взаимодействию.
Не смотря на специфику деятельности таких образовательных организаций и объединений дополнительного образования как оказал проведенный анализ диссертационных исследований единичные научные изыскания в данном направлении проводятся. В частности вопросы использования спортивного туризма и скалолазания как формы развития ответственного взаимодействия освещены в трудах Ю.С. Константинова, О.В. Пироговой, С.А. Сергеевой и др. В этих же научных работах определено, что туристские походы и тренировочные занятия предполагают такие отношения между педагогом и обучающимися и обучающимися между собой, в основе которых лежат принципы партнёрства, доверия, ответственной зависимости, что в целом предполагает сформированной готовности к ответственному взаимодействию (Воронов Ю.С. [1], А.А. Останец [4] и др.). При этом даже решение сопутствующих образовательным задачам проблем, таких как: автономность существования в природной среде, необходимость преодоления естественных препятствий, коллективное решение проблем безопасности и жизнеобеспечения - определяют объективную необходимость для обучающегося к ответственному взаимодействию как с педагогом, так и друг с другом, что формирует у них умения социального взаимодействия в целом, положительный опыт поведения в микросоциуме, нравственные качества личности, одним из которых и является ответственное взаимодействие.
Проведенное сущностная характеристика понятия «ответственное взаимодействие» позволила определить его как осознанное взаимное влияние друг на друга, помощь, построенные на основе возникновения сплочённости, осуществления взаимных действий и поступков, направленных на взаимовыручку, проявления альтруизма, физическое совершенствование, понимание последствий при принятии самостоятельных решений в условиях выполнения задач совместной спортивно-туристской деятельности (Ю.С. Константинов [2, 3], Б.Д. Парыгин [5]). Данное определение обозначает общий объем понятия, его структуры и содержание.
На основе выявленных теоретических положений и основного понятия разработано содержание дополнительной образовательной программы объединения «Юные туристы-скалолазы», направленное на формирование у обучающихся 10-18 лет готовности к ответственному взаимодействию. Минимальная продолжительность реализации комплекса занятий - 46 недель, но допускается увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительности занятий. Содержание разработано на основе анализа
программ, аналогичной направленности: «Юные судьи туристских соревнований», «Юные инструкторы туризма», «Юные туристы-экологи», «Скалолазание»; а также собственного практического и педагогического опыта. Содержание занятий объединения дополнительного образования «Юные туристы-скалолазы» рассчитана на 276 часов в год (6 часов в неделю). Ниже приведена блочная структура авторской рабочей программы (см. таб. 1).
Таблица 1
Блочная структура дополнительной образовательной программы
«Юные туристы-скалолазы»
(перечень учебных блоков, их последовательность и продолжительность изучения каждого из них одинакова для каждого года обучения)
№ Наименование раздела и темы программы Количество часов
п/п теории практики всего
1. Основы туристской подготовки 24 62 82
2. Основы скалолазной подготовки 16 52 68
3. Топография и ориентирование 10 14 24
4. Краеведение 10 22 32
5 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 14 14 28
6. Общая и специальная физическая подготовка 8 34 42
Итого: 276
Итого: 276
Проиллюстрируем содержание учебных тем каждого блока на примере первого года обучения (см. таб. 2).
Таблица 2
Тематическое планирование содержания комплекса занятий 1-го года обучения объединения дополнительного образования «Юные туристы-скалолазы»
№ п/п Наименование раздела и темы программы Количество часов
теории практики всего
1 год обучения
1. Основы туристской подготовки
1.1. Туристские путешествия, история развития туризма 2 - 2
1.2. Воспитательная роль туризма 2 - 2
1.3. Личное и групповое туристское снаряжение 6 4 6
1.4. Организация туристского быта. Привалы. 3 10 13
1.5. Питание в туристском походе 2 10 12
1.6. Туристские должности в группе 2 - 2
1.7. Узлы в туризме 2 6 8
1.8. Правила движения в походе, преодоление препятствий в процессе ответственного взаимодействия обучающихся 2 8 10
1.9. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий 2 6 8
1.10 Участие в походе выходного дня - 16 16
1.11. Подведение итогов туристского похода 1 2 3
Всего: 82
2. Основы скалолазной подготовки
2.1. Краткий обзор развития скалолазания в России 2 - 2
2.2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях 2 - 2
2.3. Скалолазное снаряжение 2 2 4
2.4. Техника лазания на искусственном рельефе 2 32 34
2.5. Техника и виды страховки. Страховка как процесс ответственного взаимодействия. 2 2 4
2.6 Виды соревнований по скалолазанию 2 - 2
2.7. Правила соревнований по скалолазанию 4 - 4
2.8. Учебно-тренировочные сборы, соревнования по скалолазанию - 16 16
Всего: 68
3. Топография и ориентирование
3.1. Понятие о топографической и спортивной карте 1 - 1
3.2. Условные знаки 2 2 4
3.3. Ориентирование по горизонту 1 1 2
3.4. Компас. 1 2 3
3.5 Измерение расстояний по карте 1 1 2
3.6 Способы ориентирования 1 4 5
3.7 Ориентирование по местным предметам 2 2 4
3.8. Действия в случае потери ориентировки 1 2 3
Всего: 24
4 Краеведение
4.1 Родной край, его природные особенности, история, известные земляки 4 - 4
4.2. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи 2 8 10
4.3. Изучение района путешествия 2 8 10
4.4. Охрана природы в путешествии 2 6 8
Всего: 32
5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний 4 - 4
5.2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений 2 - 2
5.3. Походная медицинская аптечка 4 2 6
5.4. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 2 6 8
5.5. Приемы транспортировки пострадавшего 2 6 8
Всего: 28
6. Общая и специальная физическая подготовка
6.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках 2 2 4
6.2. Общая физическая подготовка 2 16 18
6.3. Специальная физическая подготовка 2 12 14
6.4. Выполнение контрольных нормативов 2 4 6
Всего: 42
Итого: 276
Анализ педагогической, психологической и методической литературы для определения рекомендуемых психолого-педагогических условий формирования у обучающихся готовности к ответственному взаимодействию в ходе туристического скалолазания. А обощение собственного педагогического опыта уточнить рекомендуемые психолого-педагогические условия в соответствии со спецификой проведения занятий объединения дополнительного образования «Юные туристы-скалолазы». Соответственно выделены следующие основные психолого-педагогические условия:
- комплексности занятий;
- преемственности содержания и поэтапного формирования умственных действий;
- вариативность содержания и практических действий;
- минимальный состав группы первого года обучения - 8 человек;
- обязательное наличие постоянного состава групп обучающихся;
- руководитель объединения «Юные туристы-скалолазы» должен обладать определенными знаниями и умениями в сфере туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной деятельности, а также опытом участия и руководства категорийными походами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании [Текст]: уч. пособие / Ю.С. Воронов. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. - 72 с.
2. Константинов, Ю.С., Слесарева, Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю.С. Константинов. М.: ГОУ МосгорСЮТур, 2011. - 352 с.
3. Константинов, Ю.С., Куликов, В.М. Педагогика школьного туризма [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю.С. Константинов. М.: ФЦДЮТиК, 2006. -208 с.
4. Остапец, А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся [Электронный ресурс] / А.А. Остапец: [персональный сайт]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ostapec4.htm (дата обращения 11.05.2016).
5. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
6. Юные инструкторы туризма [Текст] // Туризм и краеведение: Программы для системы дополнительного образования детей / общ. ред. Ю.С. Константинова. М.: ФЦДЮТиК, 2014. - С. 139-226.