1
••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 1. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 1. 2018
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-28-33
Физическая подготовка будущего менеджера туризма
© 2018 Абдулатипова Э. А., Чупанов А. Х.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение состояния физической подготовки менеджера туризма. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результат. Обоснован выбор технико-тактических комплексов как условия эффективной физической подготовки. Приведены этапы формирования двигательных действий. Вывод. Раскрыты задачи физической подготовки. В качестве составляющей технологии физической подготовки предложены элементы программированного обучения.
Ключевые слова: менеджер туризма, профессиональная подготовка, физическая подготовка, технико-тактические действия, ориентировочная основа действий, программированное обучение.
Формат цитирования: Абдулатипова Э. А., Чупанов А. Х. Физическая подготовка будущего менеджера туризма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 28-33. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-28-33
Physical Training of Future Manager of Tourism
© 2018 Elmira A. Abdulatipova, Abdulla Kh. Chupanov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru
ABSTRACT. The aim of this research is to study the condition of physical training of the tourism manager. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation. Result. The choice of technology and tactical complexes as conditions for effective physical training is substantiated. Stages of formation of motor actions are given. Conclusion. The tasks of physical training are revealed. The choice of technical and tactical complexes as conditions for effective physical training is substantiated. Elements of programmed instruction are offered as a component of the physical training technology.
Keywords: tourism manager, vocational training, physical training, technical and tactical actions, indicative basis of actions, programmed training,
For citation: Abdulatipova E. A., Chupanov A. Kh. Physical Training of Future Manager of Tourism. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 2833. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-28-33 (In Russian)
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе, связанные с переходом туристического рынка на новые условия хозяйствования, обусловили необходимость реализации социального заказа, предполагающего подготовку квалифицированных менеджеров туризма, компетентно-ориентированных и способных
творчески решать профессиональные задачи. При этом туристическая индустрия нуждается в качественном преобразовании содержания подготовки менеджеров, способных выдержать конкуренцию на рынках труда в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
Индустрия туризма считается одной из самых быстро развивающихся и
перспективных и если раньше в этот бизнес приходили с улицы, и учились всему на практике, то сейчас туристической индустрии во всем мире требуются подготовленные кадры [5].
Сегодня руководители туристских фирм свой выбор останавливают на специалистах, способных к мобильности,
предприимчивости и деловитости в решении профессиональных задач. Современная туристская индустрия требует от персонала неподдельной вовлеченности в дела организации, высокого профессионального мастерства, способности принимать управленческие решения, знания техники и организации производства. Кроме того индустрия туризма является одной из самых быстроразвивающихся и перспективных отраслей, приносящих высокий доход и обеспечивающих развитие мировой экономики, способствующих обеспечению высокого уровня занятости, качества жизни и социального благосостояния людей [4].
Республика Дагестан является одним из центров туризма в России. В Дагестане хорошо отдыхать и путешествовать в любое время года. Природно-климатические условия и историко-этническое наследие Дагестана дают уникальные возможности для развития здесь всех видов туризма: пляжного и водного, этнического и исторического, экологического и лечебно-оздоровительного, особенную популярность набирают экстремальные виды туризма. В связи, с чем профессиональная деятельность менеджера туризма в Дагестане насыщена различными неблагоприятными факторами, среди которых психофизиологические перегрузки, сбои в работе, социальные конфликты, а также наличие экстремальных ситуаций, сопряженных с опасностью для жизни.
Целью исследования является изучение состояния физической подготовки менеджера туризма.
Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Главным качеством личности менеджера туризма, специализирующимся на активных видах, выступает физическая подготовка и состояние здоровья, поскольку выполнение должностных обязанностей чаще всего связано с высокими физическими
нагрузками. Опыт работы менеджера туризма активных туристских путешествий основывается не только на организации и технологизации процесса подготовки, но и обуславливается физическим состоянием личности. Следовательно, требования, предъявляемые к менеджерам туризма, в частности, физическая и психическая подготовленность, актуализируют процесс организации высококвалифицированной подготовки в период обучения в высших учебных заведениях. Функциональные обязанности менеджеров туризма подразумевают и предусматривают овладение ими специальным набором ценностей физической культуры, которые должны эффективно способствовать формированию и развитию двигательных способностей и личностных характеристик и в наибольшей степени совершенствовать профессиональную деятельность [3].
Результаты и обсуждение
В процессе подготовки менеджера туризма важным условием выступает внедрение в процесс подготовки спортивных тренировок и физических упражнений, которые в свою очередь способствуют формированию волевых качеств личности (настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладании,
дисциплинированности). В качестве педагогических технологий,
обеспечивающих моделирование реальных жизненных ситуаций для решения профессиональных задач, выступают -игровые, проблемные. Немаловажным является и процесс воспитания в подготовке менеджера туризма, поскольку
установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина), становятся ценностными ориентациями личности и переносятся в профессиональную деятельность менеджера туризма. Деятельность менеджера туризма, осуществляющего активные виды путешествий, сопровождается условиями внешней среды: холод, жара, укачивание в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксия, все это обуславливает необходимость формирования прикладных качеств личности.
Необходимо отметить, что
основоположником идеи использования средств физической подготовки в профессиональной школе, является П. Ф. Лесгафт. Согласно его мнению, помимо хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, помимо улучшения условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, способствующих адаптации личности к неблагоприятным факторам. Физические упражнения должны включать в себя комплекс техник, подобранный и организованный в соответствии с поставленными профессиональными
задачами. Кроме того, занятия с использованием физических упражнений позволяют расширить диапазон
функциональных возможностей организма личности, повысить эффективность двигательной координации, а также обеспечить адаптацию организма к различным факторам профессиональной деятельности.
Таким образом, физическая подготовка менеджера туризма решает следующие задачи: развитие ведущих для менеджера туризма физических качеств; формирование и совершенствование двигательных навыков; повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда; воспитание специфических для профессии менеджера туризма волевых и других психических качеств; повышение
функциональной устойчивости и
приспособление организма к
неблагоприятным воздействиям условий труда.
По нашему мнению, одним из эффективных средств физической подготовки менеджера туризма является технико-тактический комплекс, целью которого выступает формирование двигательных и умственных действий как основы профессионализма менеджера туризма. Поскольку в теории и практике физической подготовки под двигательным навыком понимается такая степень владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью, то формирование навыка
неразрывно связано с процессом обучения, а обучение в процессе физической подготовки обеспечивает одну из его главных сторон физического образования. При этом центральное место в процессе формирования готовности к профессиональной
деятельности занимает обучение движениям, которое применительно к физическому воспитанию рассматривается как системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями,
приобретение таким путем необходимых в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Исходя из приведенного понимания, можно сказать, что при формировании двигательного навыка в процессе обучения основное внимание необходимо уделить организации способов управления двигательными действиями или, другими словами, составлению и реализации программы выполнения изучаемого действия.
Ориентировочная основа действий подразделяется на фактическую,
представленную такой совокупностью ориентиров, на которую реально основывается субъект при выполнении действий, и должную, представляющую собой совокупность необходимых ориентиров для безошибочного выполнения действий. Если фактическая система ориентиров совпадает с должной, то тогда ее называют полной ориентировочной основой действий, если же она не совпадает с должной, то называют неполной [2].
Содержание теории поэтапного формирования умственных действий предполагает три основных типа ориентировки в задании:
- первый тип ориентировочной основы характеризуется неполной ориентировочной основой действий, когда студенту не дается указание, как выполнять действие, и он ищет предварительный способ методом проб и ошибок, что в конце концов обеспечивает научение выполнять действие правильно, но прочный навык не образуется, так как при изменении условий задания усвоенное действие дезорганизуется и, кроме того, оно почти не переносится на новые задания;
- второй тип ориентировки характеризуется полной ориентировочной
основой действий и исчерпывающими указаниями, как правильно выполнять действие, при выполнении которых обучение идет без ошибок и значительно быстрее, для чего преподаватель намечает вначале условия выполнения действия, которые затем воспроизводятся студентом, вследствие чего он приобретает некоторое умение анализировать материал, что обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на новое задание, которое осуществляется только тогда, когда в составе новых заданий есть элементы старых;
- третий тип ориентировки характеризуется полной ориентировочной основой действий, представляемых в обобщенном виде, характерном для целого ряда явлений, где обучение идет не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, когда ориентиры носят обобщенный характер и могут быть использованы при формировании любых подобных действий. Действия, сформированные на основе данного типа ориентировки, устойчивы к изменению условий и обладают широкой способностью к переносу.
На основе и в результате анализа выделены этапы формирования
двигательных действий, а также условия перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план. Данные этапы определяются по признакам качественного изменения формы, степени развернутости и меры освоенности данного действия в процессе его интериоризации. При этом основное значение в этих изменениях играет процесс свертки, сокращения ориентировки, поскольку поэтапно сворачивается состав внешних и внутренних ориентиров, которые используются в качестве ориентировочной основы двигательного действия,
выполняющегося от этапа к этапу все более идеально, обобщенно и автоматизировано.
При формировании двигательных действий выделяются пять этапов, среди которых:
- первый представляет собой предварительное представление о действии, где ставится цель, разъясняется или
выделяется схема ориентировочной основы действия;
- второй направлен на формирование действия в материальной или материализованной форме, когда обучающийся начинает непосредственное выполнение действия с опорой на так или иначе сложившуюся ориентировочную основу действий;
- третий ориентирован на формирование действия в громкой социализованной речи, где действие осваивается в плане слышимой речи без опоры на материально-материализованные средства;
- четвертый предполагает формирование действия во внешней речи про себя, в рамках которого происходит перевод действия в умственный план, изменяется функция речи, которая начинает сокращаться, не проговаривается то, что хорошо известно обучающемуся;
- пятый ориентирован на то, чтобы внутренняя речь переходила в «чистую» мысль, а двигательное действие, выполняемое в форме внутренней речи, максимально сокращено и автоматизировано, что обеспечивает смену распознавания познаванием.
Представленная последовательность формирования двигательных действий позволяет осуществить переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане сознания. При этом действия трансформируются по основным параметрам: обобщаются, абстрагируются, вербализируются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности.
Во время формирования двигательных действий, в которых действия осуществляют управляющую функцию, также закономерна поэтапная свертка ориентировочной основы действий. Изучение физических действий показало, что они превращаются в двигательные навыки, когда их ориентировочная часть, пройдя поэтапную отработку, претерпевает значительное сокращение. Эту поэтапную отработку ориентировочная часть может проходить или как умственное действие, и тогда
обязательно через речь, или как перцептивное действие, и в этом случае речевая отработка не обязательна.
При формировании двигательных или перцептивных спортивных,
производственных и других действий, поэтапной отработке подвергается только ориентировочная часть, а исполнительная остается внешней, материальной.
Следовательно, в отличие от умственных действий, при формировании которых свертывается как ориентировочная часть, так и само действие, при формировании двигательных действий свертыванию подвергается только ориентировка, а не само действие.
Данный подход к формированию двигательных действий в принципе согласуется с положением Н. А. Бернштейна об овладении движением в процессе упражнений в плане перехода управления двигательным актом на разные психофизиологические уровни центральной нервной системы [1].
В технологии использования технико-тактического комплекса сложность заключается в параллельном освоении умственных и двигательных действий, причем последние не являются существенно новыми действиями, как это рассматривается в поэтапном формировании двигательных действий. Также к особенностям технологии необходимо отнести формирование смешанной, перцептивно-речевой
ориентировочной основы двигательных действий.
Для успешной организации обучения на основе теории формирования умственных действий, оптимизации управления познавательной деятельностью студентов и эффективного контроля учебного процесса, необходимо использовать элементы программированного обучения, которое дает прекрасные результаты при подготовке менеджера туризма.
Анализ практики внедрения
программированного обучения показывает,
1. Ватороев К. В. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. 319 с.
2. Демин В. А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории
что наиболее распространенной до настоящего времени являлась технология с линейной программой. По линейной программе обучение ведется с помощью учебника или обучающих машин, предусматривающих возможность подачи небольших порций изучаемого материала, причем с ответом после каждой порции на контрольный вопрос.
Программированное обучение по разветвленной программе, автором которого является американский педагог Н. Крауде, в отличие от линейного программирования предусматривает довольно большие порции изучаемого материала, также задаются вопросы с ответами по выборочному принципу.
Совершенствование и развитие программированного обучения обеспечивает значительное повышение качества обучения за счет: индивидуализации процесса обучения в сочетании с коллективной работой учащихся; осуществления эффективного управления и самоуправления познавательной деятельностью учащихся; повышения самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний; использование современных технических средств, рационализирующих деятельность педагогов и учащихся и повышающих эффективность учебного процесса; оптимизации системы мотивации и поощрения; перманентного
совершенствования содержания и методов реализации учебных планов на основе оперативной обратной связи и статистических показателей динамики обучения.
Выводы
Таким образом, рассматривая физическую подготовку менеджера туризма можно утверждать, что наиболее благоприятные условия для ее формирования обеспечивают
использование технико-тактических
комплексов в сочетании с элементами программированного обучения.
деятельности. Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1974. 20 с.
3. К вопросу о необходимости развития координационных способностей у спортсменов-
Литература
горнолыжников юного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИИр://шшш.зшог1с1. com.ua/index.php/en/physical-education-and-врог1:-413/р11узюа1-еСиса1:юп-р11узюа1-еСиса^оп-different-groups-413/20045-413-0221.
4. Квартальнов В. А. Туризм. Учебник для студентов высших учебных заведений. М. : Финансы и статистика, 2010. 320 с.
1. Vatoroev K. V. Analogii i modeli v poznanii [Analogies and models in cognition]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1981. 319 p. (In Russian)
2. Demin V. A. Metodologicheskie voprosy issledovaniya sporta v aspekte teorii deyatel'nosti [Methodological issues in the study of sports aspect of the theory of activity]. Extended abstract of diss. Ph. D. of Pedagogy. Moscow, 1974. 20 p. (In Russian)
3. To the question of the need for the development of coordination abilities of young age athletes-skiers [Electronic resource]. Mode of access:
http://www.sworld.com.ua/index.php/en/physical -education-and-sport-413/physical-education-physical-education-different-groups-413/20045-413-0221 (In Russian)
4. Kvartalnov V. A. Turizm. Uchebnik dlya stu-dentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tourism. Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Finansy I Statistika Publ., 2010. 320 p. (In Russian)
5. Mikhailova M. N. Podgotovka spetsialistov turistskikh predpriyatiy k rukovodstvu proizvodstvennoy praktikoy studentov turistskogo vuza [Training of specialists of tourism enterprises to the leadership of practical training of students of tourist university]. Dis. ... Ph. D. of Pedagogy. Khimki, 2006. 164 p. (In Russian)
6. Chupanov A. Kh. Sistema formirovaniya professional'noy kul'tury budushchego menedzhera turizma [System of formation of professional culture of the future manager of tourism]. Dis. ... doctor of Pedagogy. Makhachkala, 2006. 306 p. (In Russian)
5. Михайлова М. Н. Подготовка специалистов туристских предприятий к руководству производственной практикой студентов туристского вуза. Дис. ...канд. пед. наук. Химки, 2006. 164 с.
6. Чупанов А. Х. Система формирования профессиональной культуры будущего менеджера туризма. Дис. ... доктора пед. наук. Махачкала, 2006. 306 с.
References
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Абдулатипова Эльмира
Абдулатиповна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, факультет начальных классов,
Дагестанский государственный
педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, росиия; e-mail: achu-68@mail.ru Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедры общей и теоретической педагогики, факультет дошкольного образования, ДГПУ; e-mail: achu-68@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Elmira A. Abdulatipova, Ph. D.
(Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, the faculty of Primary School, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru
Abdulla Kh. Chupanov, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of General and Theoretical Pedagogy, the faculty of Preschool Education, DSPU, Makhachkala, Russia; email:
Принята в печать 16.11.2017 г.
Received 16.11.2017.