ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций
Е. О. Севостьянова, аспирант, кафедра педагогической психологии, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Россия, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫХ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, отношений, переживаний и поведения ребенка. Нравственное развитие ребенка, устойчивость нравственного поведения, умение предвидеть нравственные последствия своих поступков — это показатель эффективности воспитательного процесса. Основными проблемами нравственного развития являются вопросы исследования факторов и средств, способствующих ему. Каждый возрастной этап характеризуется различными уровнями сфор-мированности представлений о нравственных нормах и качествах людей1.
Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребенка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального факти- _
ческого складывания личности, развития личностных механизмов поведения.
Дошкольный возраст является периодом, когда ребенок осваивает окружающий его мир и проходит первые этапы становления нравственности. В этом возрасте есть необходимость совершенствовать развитие позитивной мотивационной направленности,
Дети связывают причину того, что не нужно сознаваться в содеянном, с возможным нака занием за честное признание.
благодаря которой дети войдут в окружающий социум, осознавая ценностные ориентации. Этические понятия позволят усвоить моральные нормы посредством внедрения их в процесс психологических механизмов. От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, зависит развитие общества в целом.
Старший дошкольный возраст — важнейший период формирования нравственной личности. В этот период дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями2.
Социальная значимость внедрения этических понятий в процесс совершенствования личностного развития детей старшего дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Развитие нравственной сферы личности — это процесс усвоения доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это идет через действие общего механизма интериориза-ции — эстериоризации = и частных механизмов: подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих).
Успешное развитие нравственной сферы происходит при полноценных психо-
лого-педагогических условиях: высокий нравственный потенциал окружающей социальной микросреды; активность ребенка в освоении нравственного опыта; специальное психологическое сопровождение развития нравственной сферы личности дошкольника.
Проведенное автором исследование позволило определить, что в старшем дошкольном возрасте преобладает низкий уровень развития нравственной сферы. У детей слабо развита мотива-ционная направленность на усвоение этических понятий, они не понимают значения большинства данных понятий. Кроме того, у них отсутствуют четкие знания и представления о нравственных нормах и отношениях, они не умеют оказать помощь, проявляют недоброжелательность к окружающим людям, не считаются с их интересами и самочувствием.
Результаты эмпирического исследования позволяют характеризовать нравственную сферу личности дошкольников как находящуюся на доморальном уровне: дошкольник, выполняя нравственные нормы и правила, руководствуется в основном стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла поступков. Это подтверждает возрастную закономерность — большую зависимость дошкольника от взрослого.
Исследование, проведенное с помощью специально подобранного комплекса методик на выяснение особенности проявления детьми основ нравственной культуры на констатирующем этапе, показало: нравственные и этические представления детей старшего дошкольного возраста недостаточно глубоки, зачастую не адекватны и не реализованы ими в жизнедеятельности.
Анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития дошкольника, позволил выделить десять базисных понятий: хорошо — плохо, можно — нельзя, вежливость — грубость, правда — ложь, добро — зло, сострадание — равнодушие, терпимость — нетерпимость, отзывчивость — черствость, щедрость — жадность, милосердие — жестокость3.
Дошкольник, выполняя нравственные нормы и правила, руководствуется в основном стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла поступков.
Целью эксперимента стало создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на усвоение этических понятий, влияющих на позитивное поведение в процессе жизнедеятельности, что нашло отражение в разработанной автором статьи программе «Страна Добра». Данная программа (24 занятия) составлена из трех блоков.
Первый блок «Твои добрые поступки и к тебе добром придут!» направлен на усвоение этических понятий: «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя».
Для усвоения понятий «добро» и «зло» разработаны и реализованы занятия «Фея Доброты»; «Добро и зло»; «Будьте добры»; «Делайте доброе дело ради счастья людей»; «Если добрый ты — это хорошо»; «С добром жить легко, со злом — тяжело».
После проведенных занятий дети усвоили, что доброе — это все хорошее, красивое (солнце, весна, улыбка, мама, папа); добро — это когда люди помогают друг другу; добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. А зло — это все плохое (плохие поступки, несчастье, беда). Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
У детей формировалось умение оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам героев. Кроме того, дети учились самостоятельно выражать свои мысли, чувства, активно участвовать в обсуждении.
На занятии № 5 (1 блок) раскрыта сущность понятий «хорошо» и «плохо». Было продолжено развитие диапазона понимаемых и переживаемых детьми эмоций, интенсивности и глубины переживаний. Упражнения способствовали углублению представления детей о значении доброжелательного отношения к окружающим людям. Обижать младших, огорчать старших, брать чужие вещи без разрешения, обзываться, быть злым, драться — это плохо. А помогать старшим, быть добрым, никого не обижать,
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ^
заботиться о людях и животных, дарить людям радость — это хорошо.
Для усвоения понятий «можно» и «нельзя» разработано и реализовано занятие «Можно и нельзя». На занятии дети узнали, что совершать хорошие, добрые поступки — можно, а плохие, злые — нельзя. Для закрепления умения детей оценивать свои поступки и поступки людей с позиции «можно — нельзя» и «хорошо — плохо», были проведены игры «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо».
Все дети правильно дифференцировали предложенные варианты поступков на плохие и хорошие, те, что можно совершать, и те, что нельзя. Но иногда ошибались в ответах только лишь из-за того, что
торопились с ответом, из-за невнимательности.
Полученные данные представлены в табл. 1.
Итак, 74 % детей по окончании блока «Твои добрые поступки и к тебе добром придут!» усвоили понятия «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя». Таким образом, упражнения занятий 1-го блока способствовали усвоению детьми значений таких базисных понятий, как «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя»; учили давать им моральную оценку; оперировать данными понятиями в повседневной жизни. Данные этические понятия были закреплены конкретными примерами. Кроме того, дети научились применять в повсед-
Таблица 1
Результаты, полученные после проведения первого блока программы
№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Уровневая характеристика отношения детей к добрым и злым людям 44 % 36 % 20 %
2 Уровневая характеристика детей, усвоивших понятие «зло» 52 % 32 % 16 %
3 Уровневая характеристика детей, способных к добрым поступкам 76 % 16 % 8 %
4 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «добрый» 88 % 8 % 4 %
5 Уровневая характеристика детей, желающих проявить гостеприимство 100 % - -
6 Уровневая характеристика детей, оценивающих себя с позиции гостеприимства 76 % 20 % 4 %
7 Уровневая характеристика детей, способных подчинить собственные желания просьбам окружающих людей 64 % 20 % 16 %
8 Уровневая характеристика дифференциации детьми положительных и отрицательных эмоций 76 % 16 % 8 %
9 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «плохо» 88 % 4 % 8 %
10 Уровневая характеристика детей, испытывающих жалость к котенку 100 % - -
11 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «можно», «нельзя» 72 % 24 % 4 %
12 Уровневая характеристика детей, осознающих влияние своих поступков на настроение окружающих людей 68 % 16 % 16 %
13 Уровневая характеристика детей, способных к примирению в конфликтных ситуациях 60 % 26 % 14 %
14 Уровневая характеристика уважительного отношения к старшим людям 72 % 24 % 4 %
Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «добро — зло», «хорошо — плохо», «можно — нельзя» 74 % 17 % 9 %
невной жизни правила «Страны Добра»: «Здоровайся!»; «Будь добрым!»; «Думай о других!»; «Не будь злым!»; «Помогай людям!»; «Говори комплименты!»; «Совершай добрые поступки!»; «Делай добрые дела!»; «Будь гостеприимным!»; «Не огорчай близких!»; «Помогай старшим!»; «Не совершай плохие поступки!»; «Совершай только хорошие поступки!»; «Умей отвечать за свои поступки!»; «Будь смелым!»; «Не будь ябедой!»; «Не ссорься!».
Второй блок «Мы такие разные» направлен на усвоение этических понятий: «вежливость — грубость», «правда — ложь», «щедрость — жадность».
Для усвоения понятий «жадность» и «щедрость» разработаны и реализованы занятия «Жадность — щедрость»; «Не выйдет из жадины хорошего друга».
Одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции.
Беседы, игры, упражнения были построены так, чтобы дети глубже задумались над поведением героев и почувствовали бы зависимость между совершенным им проступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.
Для усвоения понятий «вежливость» и «грубость» разработаны и реализованы занятия «Славимся добрыми делами и вежливыми словами»; «Знакомьтесь — это Вежливость»; «Не ругаемся, грубо мы не выражаемся».
На вопрос педагога о том, каких людей мы называем вежливы- _
ми, дети смогли ответить только с помощью взрослого. Они не знали обозначение этого слова и не употребляли его в повседневной жизни.
Дети узнали, что нужно уважительно относиться к окружающим людям, что очень просто быть вежливым, не сложно сказать
Одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет.
волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», «извините» и др. Закрепление «вежливых слов» прошло с помощью загадок, где дети продолжали загадку, начатую педагогом. Благодаря тому, что «вежливые слова» были зарифмованы в загадках — стихотворениях, дети с удовольствием и дружно дали ответ на все загадки.
Анализ ответов детей свидетельствует о том, что дети усвоили понятия «вежливость-грубость», адекватно оценивают ситуацию и делают правильный выбор.
Для усвоения понятий «правда» и «ложь» разработано и реализовано занятие «Будем честно жить и правду говорить».
Далее была проведена беседа с детьми. Им были заданы следующие вопросы:
1. Хорошо ли говорить правду? А врать? 80 % (высокий уровень): «говорить правду — хорошо, а врать — плохо», «нельзя других обманывать», «я не люблю, когда мне врут», «стараюсь всегда говорить правду»; 16 % (средний уровень): «говорить правду хорошо, но и врать иногда можно», «если правду сказать, то все отстанут», «правду все равно узнают»; 4 % (низкий уровень): я всегда маму обманываю, потому что если я скажу правду — она меня в угол поставит и гулять не пустит.
2. Зачем люди обманывают? 84 % детей: «боятся признаться», «боятся быть наказанными», «думают, что так будет лучше», «мне тогда не купят новую игрушку»; 16 % детей затруднились ответить на вопрос.
3. Может ли ложь испортить настроение вам и окружающим, навредить? 96 % детей: «может испортить настроение и навредить»; 4 % детей ответили, что не знают.
96 % дошкольников признались, что хоть раз обманывали.
Детям было разъяснено, что обман — это когда человек хочет схитрить ради своей выгоды, рассказать не так, как было на самом деле. Нужно быть честным.
Результаты, полученные после проведения второго блока программы, представлены в табл. 2.
Как видно из таблицы, 74 % детей усвоили базовые этические понятия «вежли-
Таблица 2
Результаты, полученные после проведения второго блока программы
№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Уровневая характеристика детей, делающих комплименты, опираясь на качества личности 72 % 20 % 8 %
2 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «жадность» 60 % 28 % 12 %
3 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «щедрость» 84 % 12 % 4 %
4 Уровневая характеристика детей, способных быть щедрыми, не жадными 70 % 22 % 8 %
5 Уровневая характеристика детей, способных к эффективным способам поведения 64 % 20 % 16 %
6 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «вежливость» 92 % 4 % 4 %
7 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «грубость» 72 % 16 % 12 %
8 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «правда», «ложь» 80 % 16 % 4 %
Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «жадность-щедрость», «вежливость-грубость», «правда-ложь» 74 % 17 % 9 %
вость - грубость», «правда - ложь», «щедрость - жадность». После реализации упражнений и игр второго блока, дети научились применять в повседневной жизни следующие правила: «Дари приятные слова!»; «Говори волшебные слова!»; «Не жадничай!»; «Будь щедрым!»; «Не будь грубым!»; «Будь вежливым!»; «Не обманывай!»; «Говори правду!».
Третий блок «Волшебное Дерево» направлен на усвоение этических понятий: «отзывчивость - черствость», «милосердие - жестокость», «сострадание - равнодушие», «терпимость - нетерпимость».
Для усвоения понятий «отзывчивость» и «черствость» разработаны и реализованы занятия «Сердечко отзовется теплотой», «В нашей группе 100 ребятишек».
Во время беседы детям было объяснено, что поступки людей могут отразиться на жизни и настроении других людей. Каждый может отозваться на беду другого человека, если кому-то плохо - прийти на помощь. Чуткого к чужим проблемам человека называют отзывчивым. Но есть и черствые люди. Их еще называют бессердечными. Они не умеют сопереживать. Дети также узнали, что своими поступками можно навредить
окружающим людям. Поэтому, прежде чем повершить какое-то действие, нужно подумать. На этом занятии дети узнали, что отзывчивый - это человек, который отзывается на чужую беду и старается помочь людям, животным.
Для усвоения понятий «милосердие» и «жестокость» разработано и реализовано занятие «Милосердие - жестокость», «Волшебный мир милосердия».
Дети узнали, что бывают люди жестокие и милосердные. Жестокие люди - злые, они не замечают страдания других людей, могут сделать больно другому человеку. Милосердные люди - они добрые, готовы прийти на помощь ко всем, кто в ней нуждаются. Иногда даже простая улыбка может облегчить страдание людей.
Далее детям была предложена ситуация, когда мальчик толкнул девочку в лужу. Почти все ребята проявили желание помочь девочке. Они сопереживали ей, сочувствовали, проявляли милосердие. Дети в воображаемом плане ярко представили предложенную психологом ситуацию. Но в речевом плане им было сложно выразить свои чувства и отношение к происходящему. Часть детей мгновенно эмоционально отре-
агировала на «случившееся». Это было видно по мимике, жестам. Они возмущались поступком мальчика и были полны решимости пресечь зло и словами, и действием (высокий уровень). У других детей не было столь быстрой реакции, и на их лицах можно было наблюдать раздумье. Третья группа детей считает, что нужно пройти мимо, потому что мальчик может и их толкнуть в лужу.
Дети узнали, что человека можно назвать милосердным, если у него доброе, милое сердце. Он никогда не совершает плохих поступков, всегда придет на помощь, найдет добрые слова для тех, кому плохо. Он не дерется и не обзывается.
Для усвоения понятий «равнодушие» и «сострадание» разработаны и реализованы занятия «Равнодушие — сострадание», «В нашей группе 100 ребятишек».
Дети узнали, что бывают и равнодушные люди, и те, кто умеют сострадать. Сострадательные люди могут замечать, что
какому-то человеку плохо, что ему нужна помощь, и стремятся поддержать этого человека. А равнодушные люди — безразличны к горю или радости других людей. Сострадание — это когда человек не просто посочувствовал человеку, попавшему в беду, дал ему совет, но и постарался помочь. Сострадание — это совместное страдание, когда чужую беду воспринимаешь, как свою.
Для усвоения понятий «терпимость» и «нетерпимость» разработано и реализовано занятие «Слово вредное "нетерпимость" ("нетерпеливость")».
С целью ознакомления детей с этическими понятиями «терпимость — нетерпимость» для обсуждения была предложена проблемная ситуация, когда Рома съел пирожное, а маме сказал, что это сделал младший братик. Данная история вызвала у детей неоднозначную реакцию. Все дети сказали, что Рома поступил неправильно, что свою вину перенес на братика. Но на вопрос о том, как бы дети поступили в данной ситу-
Таблица 3
Результаты, полученные после проведения третьего блока программы
№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «черствость» 80 % 12 % 8 %
2 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «отзывчивость» 100 % - -
3 Уровневая характеристика детей, способных отзываться на желания окружающих людей 64 % 24 % 12 %
4 Уровневая характеристика детей, способных простить друга 92 % 4 % 4 %
5 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «милосердие», «жестокость» 68 % 24 % 8 %
6 Уровневая характеристика детей, способных проявить милосердие 60 % 36 % 4 %
7 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «равнодушие» 82 % 14 % 4 %
8 Уровневая характеристика детей, усвоивших этическое понятие «сострадание» 84 % 8 % 8 %
9 Уровневая характеристика детей, усвоивших этические понятия «терпимость», «нетерпимость» 68 % 24 % 8 %
10 Уровневая характеристика детей, способных уступать другдругу 80 % 12 % 8 %
Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «равнодушие-сострадание», «терпимость-нетерпимость» 78 % 16 % 6 %
Таблица 4
Результаты, полученные после проведения программы
№ Уровневые характеристики Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя» 74 % 17 % 9 %
2 Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «жадность-щедрость», «вежливость-грубость», «правда-ложь» 74 % 17 % 9 %
3 Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «равнодушие-сострадание», «терпимость-нетерпимость» 78 % 16 % 6 %
Уровневая характеристика усвоения детьми базовых понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя», «жадность-щедрость», «вежливость-грубость», «правда-ложь», «отзывчивость-черствость», «милосердие-жестокость», «равнодушие-сострадание», «терпимость-нетерпимость» 75 % 17 % 8 %
ации, ответили, что тоже обманули бы маму. Дети связывают причину того, что не нужно сознаваться в содеянном, с возможным наказанием за честное признание.
После того, как у детей педагогом была вызвана жалость, сочувствие к маленькому братику, который пострадал из-за лжи, они постепенно начали осознавать, почему нельзя из-за боязни наказания причинять людям зло. Также эта ситуация помогла закрепить этическое понятие «терпение».
Результаты, полученные после проведения третьего блока программы, представлены в табл. 3.
Итак, 78 % детей по окончании блока «Волшебное Дерево» усвоили понятия «отзывчивость - черствость», «милосердие -жестокость», «сострадание - равнодушие», «терпимость - нетерпимость».
После проведения третьего блока дети научились применять в жизнедеятельности сформулированные ими правила «Страны добра»: «Не будь черствым!»; «Будь отзывчивым!»; «Будь милосердным!»; «Не будь жестоким!»; «Будь терпимым!»; «Умей прощать!»; «Не будь равнодушным!»; «Проявляй сострадание!»; «Будь терпимым и не ссорься!»; «Не будь нетерпеливым!»; «Будь терпеливым!»; «Извиняйся!»; «Берегите дружбу!».
Проведенная работа с испытуемыми позволила определить уровневую характеристику детей, усвоивших базовые этические понятия. Обобщенная уровневая характеристика после проведения программы «Страна Добра» представлена в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что высокий уровень усвоения базовых этических понятий составил в нашем исследовании 75 %. Дети с высоким уровнем знают и понимают базисные этические понятия; усвоили правила «Страны Добра»; нравственные мотивы у них полностью сформированы. Дети данной группы, поступая правильно, испытывают позитивные чувства, при нарушении норм и правил дети переживают, им стыдно, у них возникает чувство вины, желание измениться. Эмоциональная реакция соответствует нравственным оценкам поведения. Дети способны выполнять нравственные нормы и требования и совершать нужные, полезные одобряемые действия; противостоять искушению нарушать эти правила; правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Успешно применяют в повседневной жизни правила «Страны Добра».
Средний уровень составил 17 %. У детей данной группы не было отмечено высокой эффективности нравственной регуляции поведения. Нравственные нормы они соблюдали случайно, доброжелательное отношение носило избирательный характер. Данные дети частично знают и понимают базисные этические понятия; частично усвоили правила «Страны Добра»; мотивы нравственного поведения развиты слабо. Поступая нравственно, дети испытывает позитивные чувства, но при нарушении норм и правил они не испытывают чувство стыда, у них редко возникает чувство вины и жела-
ние измениться. Эмоциональная реакция частично соответствует нравственным оценкам поведения. Дети не всегда способны выполнять нравственные нормы и требования и совершать нужные, полезные одобряемые действия; выпол- -няют нормы поведения под контролем со стороны взрослого; иногда нарушают эти правила; испытывают затруднения в решении моральных дилемм и осуществлении морального выбора. Не всегда применяют в повседневной жизни правила «Страны Добра».
8 % детей - с низким уровнем нравственного поведения. Эти дети были высоко конфликтными. Они не знают и понимают базисные этические понятия. Не усвоили правила «Страны Добра». Нравственные мотивы поведения не сформированы. При нарушении норм и правил дети данной группы не переживают, у них не возникает чувство вины. Эмоциональная реакция не соответствует нравственным оценкам поведения. Дети с низким уровнем не способны выполнять нравственные нормы; всегда нарушают эти нормы; не способны решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор. Не применяют в повседневной жизни правила «Страны Добра».
На основе результатов исследования автором сделаны следующие выводы. Целенаправленная работа по формированию у дошкольников сути этических понятий и мо-тивационной направленности на их усвоение, проводимая на занятиях по программе «Страна Добра», привела к значительному изменению процентных показателей по сравнению с данными констатирующего эксперимента и данными результатов детей контрольной группы, что позволило установить положительную динамику в уровне-вых показателях. Количественные показатели сформированности всех компонентов нравственной сферы у дошкольников после формирующего эксперимента значительно отличаются от данных констатирующего эксперимента. Дети более свободно оперируют такими этическими понятиями, как добро, зло, щедрость, милосердие, жадность и пр. Применение программы «Страна Добра» приведет к значительным измене-
Старший дошкольный возраст - важнейший период формирования нравственной личности.
ниям в нравственной сфере личности дошкольника, к формированию мотиваци-онной направленности детей старшего дошкольного возраста на усвоение этических понятий. Предложенная технология фор- мирования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических категорий в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность и может быть использована в дошкольных учреждениях для детей в возрасте 6-7 лет.
Итак, автором статьи систематизировано поэтапное формирование моти-вационной направленности на усвоение этических понятий личности старшего дошкольника; структурирована обоснованная содержательно-интегрированная модель формирования мотивационной направленности, позволяющая понять весь ход исследовательской работы с детьми; определено влияние разработанной специальной авторской технологии усвоения этических понятий старшими дошкольниками; сконструированы критерии и определены уровни развития нравственно-этических понятий в части формирования мотивационной направленности на их усвоение.
Авторская программа «Страна Добра», построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, навыкам морального выбора, позитивного применения этических понятий в жизненных ситуациях.
®
1. Авдулова Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте // Тезисы докладов участников конференции «Ло-моносов-2001» / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001.
2. Мельникова Н. В. Нравственная сфера личности дошкольника: монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. Курган: Изд-во КГУ, 2007.
3. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография / Н. В. Мельникова, Р. В. Овчарова. СПб.: Изд-во «Амалтея», 2008.