DOI: 10.25588ZCSPU.2018.02.08
УДК 373.6:33(07) ББК 74.47:65р21
Т.С. Камаева
ORCID № 0000-0003-4723-3082, декан факультета среднего профессионального образования, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск, Оренбургская область, Российская Федерация.
E-maiЬ. [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ МЕТОДАМИ, СПОСОБАМИ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБРАЩЕНИЯ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность формирования критериального показателя уровневой сформированности информационно-аналитической компетентности экономиста среднего звена - владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией; представлен обзор основных направлений современных исследователей по проблеме формирования профессионально значимых и востребованных качеств будущего экономиста. Цель статьи - изложение авторского подхода к формированию <| |
г!
информационно-аналитической компетентности экономиста среднего звена на основе анализа компонентов структурно-функциональной модели ее формирования на примере критериального показателя уровневой сформированности.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной лите-
ч о
ратуры, посвященной проблемам формирования профессиональной компетентности, профес- ^ сионально важных качеств и профессиональной грамотности обучающихся экономических со § специальностей, информационно-аналитической компетентности будущих экономистов; выявление комплекса методов, способов и инструментальных средств, которыми может пользоваться экономист в своей профессиональной деятельности при обращении с экономической информацией, а также диагностические методики, включающие анкетирование, тестирование, методы визуализации полученных данных. Выявлены и описаны наиболее эффективные средства, формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся для формирования показателя - владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией, показана их взаимосвязь с этапами формирования и уровнями сформированности показателя.
Ре.зультаты. Наглядно представлены результаты формирующего эксперимента уровневой сформированности изучаемого критериального показателя.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью применения предложенных средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся экономических специальностей в среднем профессиональном образовании для формирования требуемого уровня владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией является качественное изменение уровня сформированности показателя в экспериментальной группе.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация структурно-функциональной модели формирования информационно-аналитической компетентности является необходимой и эффективной для формирования информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена.
со то
га о
™ к
£ I
ф ф
со ^
" т
2 а
Я Е
0 со
1 -
Р
ТО _о
х 5
н
>, ф £ £
ф I
£ =
со ^ О 2
2 О
0 <3
Ключевые слова: метод, инструментальное средство, экономическая информация, экономист среднего звена, информационно-аналитическая компетентность, структурно-функциональная модель формирования.
Основные положения:
• определен комплекс методов, способов и инструментальных средств обращения с экономической информацией будущего экономиста;
• описаны результаты применения структурно-функциональной модели формирования информационно-аналитической компетентности, предусматривающей реализацию этапов, применение средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся для формирования критериев и показателей уровневой сформированности информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена.
1. Введение (Introduction)
В настоящее время в процессе подготовки специалистов среднего звена экономического профиля необходимо уделять внимание формированию у них общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для анализа материальных, финансовых и информационных потоков организации, учитывая при этом, что объектом профессиональной деятельности будущего экономиста является экономическая информация. Будущий экономист среднего звена может стать конкурентоспособным специалистом, используя преимущества, которые дает владение необходимой экономической информацией и методами, способами и инструментальными средствами обращения с ней.
Результаты анкетирования потенциальных работодателей показали наличие потребности в экономистах, умеющих работать с информацией, ее источниками и потребителями, быстро ориентироваться в ее больших потоках, анализировать и систематизировать, интерпретировать информацию, обладающих способностью к объективной компетентной оценке различной информации и ее использованию в рамках своей области деятельности, владеющих навыка-
ми документооборота и современными информационными технологиями. Так, 42,1% опрошенных указали на высокую важность данных качеств у специалистов, а 34,9% - назвали желательными их наличие у будущих специалистов-экономистов среднего звена. Эти требования к подготовке экономиста среднего звена заявлены и в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования укрупненной группы специальностей «Экономика и управление».
Уровень развития обозначенных качеств будущих экономистов среднего звена во многом зависит от сформирован-ности информационно-аналитической компетентности как интегративной характеристики личности будущего экономиста среднего звена. Основными направлениями работы современных исследователей являются изучение состояния и перспектив подготовки экономистов в вузе (О.И. Аверина, Н.Ф. Колесник, О.Н. Свешникова [1], С.С. Голикова
[2]), проблем формирования профессиональной компетентности будущих экономистов, в том числе в среднем профессиональном образовании (Н.В. Иванова1, В.А. Наперов2, К.С. Хоружий
[3]), профессионально важных качеств
1 Иванова Н.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономических специальностей учреждений среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 21 с.
2 Напёров В.А. Формирование профессиональной компетентности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1999. 20 с.
3 Банайтис Н.Г. Формирование профессионально важных качеств специалистов экономического профиля в системе среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.
(Н.Г. Банайтис3) и профессиональной грамотности (И.В. Власюк [4; 5], А.Ф. Казакова [6]) обучающихся экономических специальностей в среднем профессиональном образовании, формирования экономических знаний будущих экономистов в профессиональном обучении (Х.А. Алижанова, З.М. Мухидинов [7]), профессионально-информационной подготовленности экономистов в вузе (С.А. Богатенков [8], Н.Н. Гриценко4, Савостьянова [9]) формирования информационно-аналитической компетентности экономистов (Н.И. Рыжова, В.И. Фомин [10], О.П. Кошевая [11]), реализации педагогических технологий при подготовке бухгалтерских кадров в среднем профессиональном образовании (Н.В. Демичева5, И.В. Кретов, Е.Н. Надеждин [12]), формирование профессиональной компетентности экономистов средствами информационных технологий (О.В. Кочеткова, А.Б. Кочетков [13]). К сожалению, в реальной образовательной практике не всегда предусматриваются условия, необходимые для эффективного развития данных умений и качеств у обучающихся экономических специальностей в среднем профессиональном образовании.
Целью статьи является изложение авторского подхода к формированию информационно-аналитической компетентности экономиста среднего звена на основе анализа компонентов структурно-функциональной модели ее формирования на примере показателя уровневой сформированности - владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией как
критериального показателя уровневой сформированности информационно-аналитической компетентности экономиста среднего звена.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Многолетний опыт исследования проблемы формирования информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена позволил нам констатировать, что владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией является показателем критерия владения системой знаний и умений и готовности их применения на практике уровневой сформирован-ности содержательно-деятельностного компонента информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена.
Анализ научной литературы (С.Е. Ба-ригольц [14], О.К. Безотосова, М.А. Беляева [15], О.Н. Волкова [14], В.Д. Герасимова [14], Н.В Дембинский [14], И.Н. Дрогобыцкий [16], А.Ф. Ионова [14], В.В. Ковалев [14], Р.П. Козакова [14], Л.В. Минченко [17], И.В. Нусрату-лин6, А.В. Пенюгалова [14], В.Я. Позднякова [14], Г.В. Савицкая [18], Н.Н. Селезнева [14], М.И. Сидорова [19; 20], О.Г. Тихомирова [21], А.Д. Шеремет [14], Н.П. Яковлева [17] позволил нам выявить комплекс методов, способов и инструментальных средств, которыми может пользоваться экономист в своей профессиональной деятельности при обращении с экономической информацией и подтвердил необходимость их применения для улучшения качества профессиональной деятельности (табл. 1).
1 Гриценко Н.Н. Формирование профессионально-информационной подготовленности экономистов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.
2 Демичева Н.В. Реализация педагогических технологий при подготовке бухгалтерских кадров в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 26 с.
3 Нусратуллин И.В. Методы исследований в экономике: учеб. пособие. Уфа: Изд-во Башкирского инта социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2015. 228 с.
¡1 го го 45
0
ь о S ?
1 S
«1 Ч о ГО Ф
ÜB i
3 S
со то
га о ™ ^
X I
ф ф
со ^
2 Si ® Ii
£ s о m
s§| ф
^
о
s I р
то _а
х 5
— го
-I>, ф & £
ф I
s s £ s
со S О 5 £^ГО
;ю : о
0 <3
Табл. 1. Комплекс методов, способов и инструментальных средств обращения с экономической информацией
Tab. 1. A set of methods and tools for economic information handling
Группа методов, способов и инструментальных средств Примеры методов, способов и инструментальных средств
Всеобщий (философский) Диалектический метод познания
Общенаучные методы исследования Исторический метод, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент, структуризация, систематизация, аналогия, моделирование, формализация, интерпретация, прогнозирования
Методы экономического анализа Сравнения, построения аналитических таблиц, детализации, методы расчета и сопоставления относительных и средних величин, методы экспертных оценок, методы моделирования, методы сценариев, способ цепной подстановки, индексный метод, способы абсолютных и относительных разниц, факторный анализ, экономико-математические методы, методы линейного и нелинейного программирования, методы теории массового обслуживания, теории принятия решений, теории игр, методы исследования операций
Методы системного анализа Методы и средства моделирования (методы активизации интуиции, опыта, знаний и навыков специалистов: мозговой штурм, сценарные методы, методы формализованного представления систем), целеполагание (дерево целей, форсайт-методология целеполагания), вскрытие системности, декомпозиция, кластеризация, агрегирование, измерение и выбор
Система хозяйственного учета экономической информации Оперативный, бухгалтерский учет, налоговый учет, статистический учет
Информационные технологии в профессиональной деятельности Текстовые редакторы, электронные таблицы, информационно-поисковые технологии, технологии ведения баз данных, гипертекстовые технологии, технология мультимедиа, телекоммуникационные технологии, специализированные компьютерные программы, электронный документооборот, Data mining
Управление проектами Анализ и отбор источников информации, исследование потенциального рынка сбыта и потребителей, систематизация и классификация информации, функциональное проектирование системы, установление критериев эффективности и приемлемости проектного решения, бизнес-планирование, технико-экономическое обоснование проекта, составление сметы затрат
Методы исследования информационных потоков предприятия Метод инвентаризации, информационная модель, документооборот, создание единого информационного пространства предприятия
Владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией формировалось поэтапно в рамках реализации структурно-функциональной модели формирования информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена путем применения комплекса разноуровневых информационно-аналитических задач.
Опытно-экспериментальная работа проводилась последовательно в течение 10 лет на базе Орского политехнического колледжа (филиала) ОГУ, факультета среднего профессионального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, Университетского колледжа (филиала) ОГУ, Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
«Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А. Сорокина» с обучающимися 1-4 курсов специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.07 Банковское дело.
Взаимосвязь этапов формирования, уровней, средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся и результатов уровневой сформированности показателя, владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией представлено в Таблице 2.
Опишем более подробно некоторые формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) с учетом этапов формирования и уровня владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией.
При изучении общеобразовательных дисциплин на стимулирующе-целевом этапе обучающимся предлагались задачи с экономическим содержанием, позволяющие мотивировать обучающихся на применение методов обработки экономической информации. Например, при изучении дисциплины «Русский язык» задание: «Запишите по 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям. Например: бартер - обмен, дилер - торговец, эмбарго - запрещение» позволило обучающимся не просто поработать с источниками информации, но и применить метод классификации. При изучении дисциплин «История» и «Обществознание» для самостоятельной работы предлагались такие задания: «Изучите содержание исторических документов и заполните таблицу «Экономическая политика России 1881-1894 гг. (Реформы-Содержание-Результат)» - анализ источников и табличное представление информации. При изучении общеобразовательных дисциплин «Математика», «Экономика», «Информатика» обучающиеся знакомятся с расчетными и аналитическими методами экономиче-
ского анализа, информационными технологиями в профессиональной деятельности. Таким образом, контекстные задачи с экономическим содержанием можно успешно применять при изучении общеобразовательных дисциплин с целью мотивирования обучающихся на овладение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией. Подготовка докладов сообщений, характеристик; заполнение форм документов, дневника по практике, классификационных схем и таблиц; игровые технологии; индивидуальные проекты по общеобразовательным дисциплинам; применение методов мозгового штурма, дерево целей, проблемные лекции, мастер-классы, контекстные задачи помогают обучающимся овладеть методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией на репродуктивном уровне. Приведем пример деловой игры «Набор сотрудников в создаваемую организацию (предприятие)». Участие в игре предполагало подготовку обучающихся по следующим вопросам: анализ предложений на рынке труда; описание вакансий; оформление документов соискателя; процедура собеседования. Участники игры применяли такие методы, способы и инструментальные средства обращения с информацией, как: изучение сайтов, содержащих экономическую информацию (сайт Центра занятости населения г. Орска, информационные порталы Орск.ру, Урал56), характеристика вакансий с точки зрения требований к кандидатам и особенностей создаваемой организации, заполняли анкету для трудоустройства, составляли резюме, готовились к собеседованию. Для применения метода мозгового штурма были приглашены представители работодателей, которые выступили экспертами и дали оценку уровню подготовки обучающихся.
Овладению методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией на продуктивном(исследовательском)уров-не способствует применение таких форм организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся экономиче-
ii го го
0 ^
ь о ^ ?
1 S
«1 Ч о ГО Ф
ÜB i « =
о
is
m m го x
™ к
X i
ф ф
m j
" э ° ä
« Ii
4 s
5 s
о m m tr о
H
о
о
ч ф
о
О _Q £ X m _а
x 5
H
>, ф
a.
ю
ф i
s s £ s
CÛ S
О S £^ГО SlO S О
H
0 о
00
^ Т.С. Камаева
со
cd
0
1
s
■с
1 0\ С I
о §
(V)
о
со
о &
•ё
0
3
а> cd
1 I о го о
а
CD
0)
<\) о со
с
■с cd
о §
со о
с
со «
0
1
CD
3 0>
ISJ
0 00
1
ISJ
Табл. 2. Взаимосвязь этапов формирования, уровней, средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся и результатов уровневой сформированности показателя
Tab. 2. Correlation between the development stages, levels, means, forms and methods of students' educational and professional
activities and level-based values of the indicator
a
a в
H %
a a. с л в к в s <u s
a> 2 в eu в x в s
H CJ О я 05 О
н о u
В зВ В В
4>
В
в
Л
в
т эЯ О
о н и В и
к в в
<и
ОЙ
ч
CQ зВ В
с.
с.
а
Владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией
Этапы
Стимулирующе-целевой Организационно-праксиологический Результативно-оценивающий
Уровни
Репродуктивный Продуктивный (исследовательский) Креативный
Показатели
Фрагментарные владения отдельными методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией, выбор подходящего с консультативной помощью Рациональный выбор подходящих методов, способов и инструментальных средств обращения с экономической информацией, частично по алгоритму, с опорой на методику реализации Самостоятельный выбор наиболее оптимальных методов, способов и инструментальных средств обращения с экономической информацией, с использованием отработанного или собственного алгоритма
Средства - комплекс информационно аналитических задач
Задачи решаются под руководством преподавателя (консультанта), по алгоритму (образцу), чаще всего аудиторно, с использованием наиболее простых и понятных методов, способов и инструментальных средств При решении задачи обучающийся старается работать самостоятельно, преподаватель (консультант) выполняет роль наблюдателя, задача частично алгоритмизирована решается аудиторно, внеаудиторно, с использованием разнообразных методов, способов и инструментальных средств, изучением методики их применения при необходимости Задача решается обучающимся самостоятельно путем нахождения наиболее оптимального или разработки собственного алгоритма решения, аудиторно, внеаудиторно, во время практики, с использованием всех имеющихся (от простых до наиболее трудоемких) методов, способов и инструментальных средств
Формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся
Подготовка доклада, сообщения, характеристики; заполнение форм документов, дневника по практике, классификационных схем и таблиц; ролевая игра деловая игра кейс-стади; индивидуальные проекты по общеобразовательным дисциплинам; мозговой штурм, дерево целей, проблемные лекции, мастер-классы, контекстные задачи Задания для интерпретации вербальной, графической и табличной информации, классификации, анализа информации, предоставленной из нескольких источников; контент-анализа составления аналитического отчета написание аналитического эссе, сравнительных характеристик; заполнение налоговой декларации; разработка бизнес-плана выполнение матричных анализов; решение задач статистики, экономического анализа бухгалтерского и налогового учета отчет по практике, научно-практические конференции Модельное исследование, задание на изучение системы, подготовка и защита проектов (творческий: «Налог на...». «Мое малое предприятие», «Мой персональный пенсионный план»), курсовых работ, выпускных квалификационных работ, проектов на грант, работа на интерактивной обучающей площадке «Информационное пространство предприятия»
ских специальностей в среднем профессиональном образовании на организационно-праксиологическом этапе как задания для интерпретации вербальной, графической и табличной информации, классификации, анализа информации, предоставленной из нескольких источников; контент-анализа, составления аналитического отчета, написание аналитического эссе, сравнительных характеристик; заполнение налоговой декларации; разработка бизнес-плана; выполнение матричных анализов; решение задач статистики, экономического анализа, бухгалтерского и налогового учета; отчет по практике, научно-практические конференции. Так, обучающимся предлагалось составить аналитические отчеты по таким проблемам: «Основные социально-экономические проблемы жителей г. Орска», «Покупка продуктов и экономия», «Восприятие санкций и «антисанкций», «Влияние курса рубля на жизнь россиян». Работая над аналитическим отчетом, обучающиеся применяли разнообразные методы, способы и инструментальные средства обращения с экономической информацией, такие как интерпретация схем, таблиц, графиков, их самостоятельное составление, общенаучные методы, методы системного и экономического анализа, информационные технологии.
Модельное исследование, задание на изучение системы, подготовка и защита проектов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, проектов на грант, работа на интерактивной обучающей площадке «Информационное пространство предприятия» - формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности будущих экономи-
11 (С го 4 5 о с^
Ф.Я ^ ?
к ^ ф§
4 о (С Ф
§2 зЗ
т о
5 о
§ I
6 и 8 ^
2 & 8 «
2 ^ О-Го о т
£
о ъ £ ^
О .0
X 5
Не
¿3 £ Ф X
т ^ о 5 О-го
5 О в о
стов среднего звена на результативно-оценивающем этапе, способствующие эффективному овладению методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией на креативном уровне. Это могут быть задания на применение конкретного метода: «Выберите наиболее оптимальную систему налогообложения для организации, применяя метод дерево решения» или выполнение творческого проекта «Налог на ... (Придумайте налог, опишите его основные элементы: субъект налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, по-
рядок исчисления налога, сроки уплаты, порядок уплаты налога, налоговые льготы)».
Оценку критериев и показателей сформированности содержательно-деятельностного компонента информационно-аналитической компетентности будущих экономистов среднего звена мы осуществляли с помощью авторского теста-опросника.
3. Результаты (Results)
В таблице 3 представлены результаты формирующего эксперимента уровневой сформированности изучаемого критериального показателя.
Табл. 3. Уровневая сформированность показателя владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией обучающихся контрольной и экспериментальной групп
Tab. 3. Level of the mastery of methods and tools for the economic information-handling indicator in reference and experimental groups
Ха эактеристика уровня (численность)
Репродуктивный Продуктивный (исследовательский) Креативный
a СО Контрольная группа (26 чел.) Экспериментальная группа (25 чел.) Контрольная группа (26 чел.) Экспериментальная группа (25 чел.) Контрольная группа (26 чел.) Экспериментальная группа (25 чел.)
а о а а а а а а
% ь т о о л о и ч о ь т с о л с и ч о ь т с о л с и ч о ь т с о л с и ч о ь т с о л с и ч о ь т с о л с и ч о
н Я е л % от обще! н к е л % от общег н н е л % от общег н Я е л % от общег н Я е л % от общег н Я е л % от общег
о и F с и F с и F с и F с и F с и F
1 13 50,0 13 52,0 12 46,2 11 44,0 1 3,8 1 4,0
4 9 34,6 2 8,0 11 42,3 10 40,0 6 23,1 13 52,0
4. Обсуждение (Discussion)
Полученные результаты свидетельствуют о качественном изменении уровня сформированности показателя в экспериментальной группе, где применялись описанные выше средства, формы и методы. Произошло увеличение количества обучающихся, владеющих методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией на креативном уровне.
Полученные результаты исследования позволили нам сделать вывод об эффективности применения предложенных средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся экономических специальностей в среднем профессиональном образовании для формирования требуемого уровня владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией.
Учитывая результаты эксперимента, мы считаем, что реализация структурно-функциональной модели формирования информационно-аналитической компетентности является необходимой для формирования информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена.
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, формирование ин-формационно-аналитическойкомпетент-
ности будущего экономиста среднего звена будет эффективным, если поэтапно, используя наиболее характерные для каждого этапа средства, формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности формировать ее компоненты с отслеживанием критериев и показателей их уровневой сформированности. Описание результатов работы с одним из показателей подтверждает правильность данного вывода.
Библиографический список
1. Аверина, О.И. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы [Текст] / О.И. Аверина, Н.Ф. Колесник, О.Н. Свешникова // Интеграция образования. - Т. 21. - № 3. - 2017 - С. 546-559. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.546-562
2. Голикова, С.С. Необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров в Российской Федерации [Электронный ресурс] / С.С. Голикова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - 2017. - №15. - С. 736-742. - Режим доступа: http://alley-science.ru/sovremennye_napravleniya_obrazovaniya_i_pedagogiki_15_2017/ [Дата
обращения: 12.03.2018].
3. Хоружий, К.С. Профессиональная компетентность будущих экономистов: сущность и содержание [Электронный ресурс] / К.С. Хоружий // Современные проблемы науки и образования. - _
2014. - № 6. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16753. - [Дата обраще- 5 =§■
го го
ния: 13.03.2018]. £ =
та экономических специальностей в системе среднего профессионального образования [Текст] / И.В. Власюк, А.Ф. Казакова // Известия ВГПУ. -2014. - № 9 (94). - С. 123-129.
4. Власюк, И.В. Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студен- Ф.Ц.
к
ф Si
5. Власюк, И.В. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе ^^
среднего профессионального образования [Текст] / И.В. Власюк, А.Ф. Казакова // Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 8. - С. 13-15.
ш г
са
СО
6. Казакова, А.Ф. Формирование профессиональной грамотности студента экономических специ- -g °
альностей в системе СПО [Электронный ресурс] / А.Ф. Казакова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12847 [Дата обращения: 11.03.2018].
7. Алижанова, Х.А. Формирование экономических знаний будущих экономистов в профессиональном обучении [Текст] / Х.А. Алижанова, З.М. Мухидинов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №2 (31). - С. 22-25.
8. Богатенков, С.А. Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров [Текст]: монография / С.А. Богатенков, Е.А. Гнатышина; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. педагогический ун-т». - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. - 207 с.
9. Савостьянова, И.Л. Проблемы соотношения наличия и востребованности информационных компетенций для профессиональной деятельности современного экономиста [Электронный ресурс] / И.Л. Савостьянова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/artide/view?id=10584. - [Дата обращения: 13.03.2018].
10. Рыжова, Н.И. Структура информационно-аналитической компетентности специалиста экономического профиля на основе модели развития содержания обучения [Текст] / Н.И. Рыжова, В.И. Фомин // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - № 4-2. - С. 358-361.
11. Кошевая, О.П. Формирование информационно-аналитической компетентности будущих экономистов в вузах: технологический аспект [Текст] / О.П. Кошевая // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2013. - № 41. - С. 150-156.
cù га
го
о
х
™ к
X I
ф ф
m j
" m
2 â «
4 s
5 s
о m
2 I
S s
i! P
га _q
x S
H
>, ф & £
Ф X
s s £ s
CÛ S
О S £^ГО SlO S О
H
0 О
12. Надеждин, Е.Н. Информационная игровая среда для развития аналитических умений и креативных способностей будущих экономистов [Электронный ресурс] / Е.Н. Надеждин, И.В. Кретов // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 9. - С. 62-69. - Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11760. - [Дата обращения: 11.03.2018].
13. Кочеткова, О.В. Формирование профессиональных компетенций экономистов средствами информационных технологий [Текст] / О.В. Кочеткова, А.Б. Кочетков // Образование, наука и производство. - 2014. - №1 (6). - С. 45-50.
14. Яковлев, А.Е. Методы экономического анализа в работах современных экономистов [Текст] / А.Е. Яковлев, Г.К. Габдуллина // Вестник экономики, права и социологии - 2013. - № 3. -С. 103-107.
15. Беляева, М.А. Этапы разработки интегрированной информационно-аналитической системы обработки экономической информации в организациях [Текст] / М.А. Беляева, О.К. Безотосова // Программные продукты и системы. - 2016. - № 3(115). - С. 142-147. DOI: 10.15827/0236-235X.115.142-148.
16. Дрогобыцкий, И.Н. Системная кибернетизация организационного управления: [Текст]: монография / И.Н. Дрогобыцкий. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 333 с.
17. Минченко, Л.В. Проблема коммуникаций при обработке информационных потоков [Электронный ресурс] / Л.В. Минченко, Н.П. Яковлева // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2015. -№ 4. - С. 270-278. - Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/14296/problema_ kommunikaciy_pri_obrabotke_informacionnyh_potokov.htm. - [Дата обращения: 13.03.2018].
18. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Электронный ресурс]: монография / Г.В. Савицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2017. - 291 с. DOI: 10.12737/23374
19. Сидорова, М. И. Роль информационных технологий в подготовке современного бухгалтера [Текст] / М. И. Сидорова // Бухгалтерский учет. - 2013. - № 8. - С. 123-125.
20. Сидорова, М.И. Информационные технологии как неотъемлемый элемент современной модели бухгалтерского учета [Текст] / М.И. Сидорова // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - № 3. - С. 82-92.
21. Тихомирова, О.Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ [Текст]: монография / О.Г. Тихомирова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
T.S. Kamaeva
ORCID No. 0000-0003-4723-3082, Dean of the Secondary Vocational Education Faculty,
an affiliated branch of Orsk Institute of Humanities and Engineering at Orenburg State University, Orsk, Russia. E-mail: [email protected]
DEVELOPING FUTURE MIDDLE-RANKING ECONOMISTS' SKILLS OF MASTERING METHODS AND TOOLS OF HANDLING ECONOMIC INFORMATION
Abstract
Introduction. The paper proves the topicality of the process of mastering the criteria of the information-analytical competence of a middle-ranking economist - managing methods and tools for handling economic information effectively. It presents an overview of the modern researchers' main trends concerning developing future economists' professionally significant and mostly required qualities. The purpose of the article is to present the author's approach to developing a middle-ranking economist's information-analytical competence based on analyzing the components of the structural-functional model of its developing using the example of the mentioned criteria.
Materials and Methods. The main methods used in the paper include: analyzing research literature
> on the problem mentioned above (developing the professional competence among students at an
jz economic faculty and information-analytical competence of future economists), determining the set
£ of methods and tools for handling economic information, which students can use in their professional
to activity, various diagnostic methods (questioning, testing, methods of data visualization). The most н
effective means, forms and methods of managing students' educational and professional activities, aimed at developing the latters' skills of handling economic information, are described in the paper. The paper also presents correlation between the specific tools and the stages/levels of development of the mentioned skills.
Results. The study introduces the results of the educational experiment aimed at mastering future middle-ranking economists' methods and tools of economic information handling skills.
Discussion. The study describes the qualitative change in the indicator values in the experimental group, which demonstrates the efficiency of application of the offered means, forms and methods of organizing students' educational and professional activities in secondary professional education for mastering the required skills of handling economic information.
Conclusion. The authors conclude that the implementation of the structural-functional model of developing the information-analytical competence is both necessary and effective for future middle-level economists.
Keywords: a method; a tool; economic information, a middle-ranking economist, information-analytical competence, structural-functional model of development.
Highlights:
• The paper defines a set of methods and tools for mastering future economist's skills for handling economic information;
• The research describes the results of applying the structural-functional model of developing the information-analytical competence. The mentioned model specifies the stages of its implementation, the use of tools, forms and methods of organizing students' educational and professional activities in order to form the future middle-level economist's information-analytical competence.
References
1. Averina O.I., Kolesnik N.F., Sveshnikova O.N. (2017) Podgotovka bukhgalterov v sisteme sovremenno-go otechestvennogo obrazovaniya [Accounting Education: Current State and Prospects of Domestic Higher Education] Integratsiya obrazovaniya. Vol. 21, 3, 546-559. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.546-562 (In Russian).
2. Golikova S.S. (2017) Neobkhodimost' sovershenstvovaniya sistemy podgotovki i povysheniya kvali-fikatsyi bukhgalterskih kadrov v Rossiiskoi Federatsii [The need to improve the system of training and professional development of accounting personnel in the Russian Federation] Alleya nauki. 15, 736-742. Available from: http://alley-science.ru/sovremennye_napravleniya_obrazovaniya_i_pedagogiki_15_2017/ £
(Accessed 12 March 2018). (In Russian). .c
3. Khoruzhyi K.S. (2014) Professional'naya kompetentnost' budushchih ehkonomistov: sushchnost' i soderzhanie [Professional competence of future economists: its essence and content]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. 6. Available from: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16753 (Accessed 13 March 2018). (In Russian).
4. Vlasyuk I.V., Kazakova A.F. (2014) Principy i metodika formirovaniya professional'noj gramotnosti studenta ehkonomicheskih special'nostej v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Principles and methods of developing professional competence of students specializing in economics in the system of secondary professional education] Izvestiya VGPU. 9 (94), 123-129. (In Russian).
5. Vlasyuk I.V., Kazakova A.F. (2017) Professional'naya gramotnost' specialista ehkonomicheskoj sfery v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya [Economic Sphere Specialists' Professional Competence in the System of Secondary Vocational Education] Sredneeprofessional'noe obrazovanie. 8, 13-15. (In Russian).
6. Kazakova A.F. (2014) Formirovanie professional'noj gramotnosti studenta ehkonomicheskih special'nostej v sisteme SPO [Developing professional competence of a student of economics in a specialized secondary education system] Sovremennye problem nauki I obrazovaniya. 2. Available from: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12847 (Accessed: 11 March 2018). (In Russian).
7. Alizhanova H.A., Muhidinov Z.M. (2015) Formirovanie ehkonomicheskih znanij budushchih eh-konomistov v professional'nom obuchenii [Developing the future economists' economic knowledge in professional training] Izvestiya DGPU. Psychological and Pedagogical Sciences. 2 (31), 22-25. (In Russian).
8. Bogatenkov S.A. (2013) Proektirovanie informacionnoj podgotovki prikladnyh bakalavrov [Design of applied bachelors' information training] Chelyabinsk, Chelyabinsk state pedagogical University Publ. (In Russian).
СЛ T3
о .л
<u
с E.2
о E
0 ~ ф£ га.д
И
го о V с ф о
1 8 II5
ф 55
ГО
то о ■Я ®
.I"!
ф
> тз
я =
Q го
9. Savost'yanova I.L. (2013) Problemy sootnosheniya nalichiya i vostrebovannosti informacionnyh kompetencij dlya professional'noj deyatel'nosti sovremennogo ehkonomista [The problems of availability and requirements of information competence in modern economist's professional activities] Sovremennye problem naukiIobrazovaniya. 5. Available from: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10584 (Accessed 13 March 2018). (In Russian).
10. Rizhova N.I., Fomin V.I. (2009) Struktura informacionno-analiticheskoj kompetentnosti special-ista ehkonomicheskogo profilya na osnove modeli razvitiya soderzhaniya obucheniya [Informational and analytical competence structure of economic profile specialist (based on the education content development model)] Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 4-2, 358-361. (In Russian).
11. Koshevaya O.P. (2013) Formirovanie informacionno-analiticheskoj kompetentnosti budushchih eh-konomistov v vuzah: tekhnologicheskij aspekt [Developing future economist's informational and analytical competencies at higher educational institutions: technological aspect] Uchjonye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. 41, 150-156. (In Russian).
12. Nadezhdin E.N., Kretov I.V. (2017) Informacionnaya igrovaya sreda dlya razvitiya analiticheskih umenij i kreativnyh sposobnostej budushchih ehkonomistov [Information game environment of analytical skills and creative abilities of future economists] Mezhdunarodny zhurnal jeksperimental'nogo obrazovaniya. 9, 62-69. Available from: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11760 (Accessed 11 March 2018). (In Russian).
13. Kochetkova O.V., Kochetkov A.B. (2014) Formirovanie professional'nyh kompetencij ehkonomistov sredstvami informacionnyh tekhnologij [Developing economists' professional competence with the help of information technologies] Obrazovanie, nauka iproizvodstvo. 1 (6), 45-50. (In Russian).
14. Yakovlev A.E., Gabdullina G.K. (2013) Metody ehkonomicheskogo analiza v rabotah sovremennyh ehkonomistov [Methods of economic analysis in modern economists' research papers] Vestnik jekonomiki, prava i sotsiologii.. 3, 103-107. (In Russian).
15. Belyaeva M.A., Bezotosova O.K. (2016) Jetapy razrabotki integrirovannoj informacionno-analiticheskoj sistemy obrabotki ehkonomicheskoj informacii v organizaciyah [Development stages of integrated information analysis of processing economic information in organizations] Software & Systems. 3 (115), 142-147. DOI: 10.15827/0236-235X.115.142-148. (In Russian).
16. Drogobyckij I. N. (2018) Sistemnayakibernetizatsiyaorganizatsionnogoupravleniya[System cybernetization of organizational management] Moscow, University textbook, SIC INFRA-M Publ. (In Russian).
17. Minchenko L.V., Yakovleva N.P. (2015) Problema kommunikatsij pri obrabotke informatsionnyh potokov [The problem of communication in a process of data flows] Nauchny zhurnal NRUITMO. 4, 270278. Available from: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/14296/problema_kommunikaciy_pri_ obrabotke_informacionnyh_potokov.htm (Accessed 13 March 2018). (In Russian).
18. Savitskaya G.V. (2017) Analizehffektivnosti iriskovpredprinimatel'skoj deyatel'nosti: metodologicheskw aspekty [Analysis of efficiency and risks of entrepreneurial activity: methodological aspects] Moscow, INFRA-M Publ. Available from: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=701842 (Accessed 10 March 2018). DOI: 10.12737/23374 (In Russian).
19. Sidorova M.I. (2013) Rol' informacionnyh tekhnologij v podgotovke sovremennogo buhgaltera [The role on information technology in the preparation of the modern accountant] Bukhgaltersky uchjot. 8, 123-125. (In Russian).
20. Sidorova M.I. (2015) Informatsionnye tekhnologii kak neot"emlemyj ehlement sovremennoj modeli buhgalterskogo uchjota [Information technology as an integral part of accounting system] Uchjot. Analiz. Audit. 3, 82-92. (In Russian).
21. Tihomirova O.G. (2016) Upravlenie proektom: kompleksnyj podhod i sistemnyj analiz [Project management: integrated approach and system analysis] Moscow, SIC INFRA-M Publ. (In Russian).
>
<u ro E
ro ^
CO