формирование туристско-рекреационного кластера
в краснодарском крае
_Аннотация
В статье автор проводит идею, что на сегодняшний день в Краснодарском крае происходит формирование туристско-рекреационного кластера. Подчеркивается уникальность туристс-ко-рекреационных ресурсов региона, выделяются основные признаки формируемого там кластера. Ключевые слова: туристско-рекреацион-ный кластер, идентификация, туристский бизнес, туризм, виды туризма, Азово-Черно-морское побережье, Краснодарский край
Управление организациями туристского бизнеса в рекреационном кластере предполагает, что они рассматриваются не как обособленные организации, взаимодействующие с внешним окружением, а во взаимосвязи с остальными участниками кластера. Следовательно, объективно существует необходимость обеспечения органов управления аналитической информацией, раскрывающей состояние и тенденции развития всего туристско-рекреационного кластера. Такая информация может быть сформирована посредством идентификации кластера.
Анализ туристского рынка Азово-Черноморского побережья позволяет рассматривать эту сферу не как отрасль, а как кластер. На основе сформулированных нами признаков существования туристского кластера, попробуем доказать существование туристско-рекреационного кластера Азово-Черноморского побережья. Первым признаком существования туристско-рек-реационного кластера является наличие на территории уникальных туристских ресурсов. Основу
Морозова Юлия Юрьевна
аспирантка кафедры бухгалтерского учета и аудита, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела morozova-09@yandex.ru
региональная
Геленджик называют _город-праздник,
так как там в июне ежегодно проходит _геленджикский
карнавал
этих ресурсов составляет особенный климат и что его географический каркас составляют два моря -Черное и Азовское.
Значимость Черного и Азовского морей для туристского бизнеса региона проявляется в следующем:
- эти моря являются тем отличительным признаком, который позволяет четко идентифицировать туристский регион в сознании людей, что облегчает продвижение турпродуктов;
- они придают уникальность любым турпродуктам, маршруты которых основаны на посещении моря;
- создают конкурентное преимущество турфирм региона;
- способствуют формированию широкого круга потенциальных туристов.
Характеристики региона, подчеркивающие его уникальность
Другими туристскими ресурсами территории ыступают:
инеральные источники. Например, Мацестин-кие сероводородные воды. С 1864 г. используют-:я разнообразные по своему составу минеральные воды Горячего Ключа [1]. На базе минеральных вод также работает Ейский курортный комплекс;
2) город-курорт Геленджик, который является одним из самых популярных курортов нашей страны, где отличный отдых замечательно сочетается с эффективным лечением. Геленджик называют город-праздник, так как там в июне ежегодно проходит геленджикский карнавал;
3) грязевые вулканы, расположенные в Темрюкском районе. Также этот район известен как место проведения ежегодного байк-фестиваля юга России;
4) Азово-Черноморское побережье является сокровищницей материальной и духовной культуры Краснодарского края. Город-герой Новороссийск привлекает туристов и рекреантов археологическими и историческими памятниками, а также памятниками природы. Уникальность и эндемичность природы Азово-Черноморского побережья, богатое историческое и социокультурное наследие региона создают благоприятные условия для развития туризма и рекреации на данной территории. Наличие таких ресурсов позволяет туроператорам региона создавать уни-
оссий
' предпринимательство, 2011, № 5 (1)
кальные турпродукты, что является основой их конкурентоспособности.
Подтверждением конкурентоспособности тур-продуктов региона (второй признак наличия туристского кластера) является то, что Азово-Черноморское побережье является основным центром лечебного туризма в России. Наличие среди потребителей туристских услуг иностранных и VIP-туристов (пятый признак существования кластера) говорит о том, что регион обладает уникальными характеристиками, позволяющими создавать местным туроператорам конкурентоспособные турпродукты, которые интересны для требовательных туристов. Ежегодно на горнолыжном курорте г. Сочи отдыхает президент России Д.А. Медведев, председатель правительства РФ Путин В.В. Краснодарский край становится местом проведения международных встреч Президента РФ, российских правительственных делегаций со своими иностранными партнерами. Ежегодно в г. Сочи проходит Международный экономический форум, который собирает политиков и бизнесменов 32 стран. Все это положительно влияет на статус территории, информационное освещение туристских возможностей региона.
Интеграционные процессы в туристической отрасли региона
Возрастающий турпоток способствовал развитию организаций туристского бизнеса на территории Азово-Черноморского побережья. На территории края по данным Департамента комплексного развития курортов и туризма в Краснодарском крае, в настоящее время зарегистрировано 326 туроператоров и турагентов [2]. Количество предприятий, оказывающих услуги в сфере питания, размещения, транспорта, бытовые услуги, еще более значительно. Таким образом, в туристско-рекреационной отрасли и взаимосвязанных с ней отраслях, сформирована конкурентная среда, которая создает основу для развития туристско-рекреационного кластера.
Между туроператорами, предприятиями - поставщиками ресурсов, товаров и услуг, обслуживающих турфирмы, развиваются различные экономические связи, которые осуществляются в рамках формаль-
.в регионе
присутствуют
предприятия
туристской
географически
локализованных
взаимосвязанных
компаний,
взаимодополняющих
друг друга
региональнаяэк
_Литература
1. Минеральные источники Краснодарского края [Электронный ресурс]. -Электрон.дан. - Режим доступа: http://o-kubani. ru/mineralnye-istochniki-krasnodarskogo-kraya.html
2. Реестр турфирм. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.kurortkuban.ru/rus/ for_professional/tourfirms/ eiskiy/
3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)» от 19.07.2010г. №1230-р.
4. Туризм в России. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.russiatourism. ru/rubriki/-1124140232/
ных и неформальных встреч; юридически оформленных отношений между фирмами; создания ассоциаций, партнерств и саморегулируемых организаций. Происходят процессы внутренней структурной и межрегиональной интеграции. Основные цели взаимодействия - лоббирование интересов, выстраивание диалога с властями, решение общих проблем и реализация совместных проектов. В крае постоянно проводятся научно-практические международные конференции, симпозиумы. Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края и Комитет по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма проводят совместные выставки-презентации Краснодарского края. Эти факты говорят об усилении тесноты экономических связей между организациями, действующими в туризме (четвертый признак существования кластера), так как реализация совместных проектов требует высокой степени доверия между партнерами, обмен опытом и информацией, координацию деятельности и т.д. Все это свидетельствует о том, что в регионе присутствуют не разрозненные предприятия туристской отрасли, а группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, взаимодополняющих друг друга.
Становление туристского кластера Краснодарского края
Кроме этого, за короткий промежуток времени появилось достаточно много институтов поддержки регионального туризма (шестой признак туристского кластера). На региональном уровне были созданы: Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края и Комитет по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Краснодарского края, разрабатываются мероприятия по поддержке туризма в регионе. Появление подобных институтов - признак понимания важности кластера для экономики региона и осознанная необходимость участников кластера в лоббировании своих интересов, Исходя из всего вышеперечисленного, можно признать существование туристского кластера Краснодарского края, который, несомненно, находится еще на начальных этапах своего становления.
_ росси
Й- y -t-
" йское предпринимательство, 2011, № 5 (1)
Таблица
Характеристика основных географических районов туристско-рекреационного кластера Азово-Черноморского побережья
Географические районы кластера Наиболее распространенные виды туризма
Сочи (включая поселок Красная поляна) Рекреационный, водный, деловой туризм, спортивный, горнолыжный, отдых выходного дня, спортивный и экстремальный туризм
Геленджик Рекреационный, пляжный, горный, водный, событийный и гастрономический
Новороссийск Анапа Культурно-познавательный, пляжный, этнотуризм Рекреационный, детский, культурно-познавательный, пляжный, событийный и гастрономический, этнотуризм
Туапсинский район Пляжный, конный, водный
Ейск Пляжный, конный, отдых выходного дня, водный, спортивный
Славянский район Водный, спортивный
Темрюкский район Рекреационный, водный, событийный
Приведенные данные свидетельствуют о большом рекреационном потенциале кластера и о перспективности развития туризма в Краснодарском крае. Важность развития туристско-рекреационного кластера находит свое понимание на всех уровнях власти. В настоящее время туристская деятельность в крае рассматривается властями и обществом как один из приоритетных вариантов развития экономики [3] .
Кластер является многофункциональным в туристском отношении, на его территории развиваются практически все виды туризма [4] (см. табл. выше).
Туризм с позиций кластерного подхода
Так или иначе, каждый туристский кластер имеет свои особенности, которые делают его неповторимым и отличным от другого. По сравнению с другими туристскими кластерами, кластер Азово-Черноморского побережья имеет ряд отличительных характеристик.
1. Кластер имеет возможности для развития практически всех видов туризма. Туристская многофункциональность кластера Краснодарского края является его конкурентным преимуществом.
2. Кластер является основным центром лечебного туризма в России.
...чтобы эффективно использовать
туристско-
рекреационный потенциал кластера, необходимо развивать не только
организации туристского бизнеса, но и
соответствующую инфраструктуру
региональнаяэкономика
3. Особые климатические условия. Климат в Сочи единственный в своем роде - это самые северные в мире субтропики, соседствующие с вечными льдами. Более пяти месяцев в году длится сезон морских купаний.
4. Кластер имеет большую протяженность и расположен на значительной территории. В состав туристского кластера входит город Сочи - курорт федерального значения, один из самых протяженных городов мира.
Перечисленные выше признаки создают неповторимый облик туристско-рекреационного кластера Азово-Черноморского побережья, который в целом имеет большие перспективы для развития. Для того чтобы эффективно использовать туристско-рекре-ационный потенциал кластера, необходимо развивать не только организации туристского бизнеса, но и соответствующую инфраструктуру, смежные и взаимодополняющие отрасли, то есть рассматривать туризм не с отраслевой точки зрения, а с позиций кластерного подхода.
Yulia Yu. Morozova
Postgraduate Student, Chair of Accounting and Auditing Sochi State University for Tourism and Recreation
Formation of Tourism and Recreation Cluster in the Krasnodar Region
_Abstract
The article carries the idea that today a tourism and recreation cluster is being formed in the Krasnodar Region. The author emphasizes the uniqueness of the tourism and recreation resources in the region and highlights the main features of the cluster.
Keywords: tourism and recreation cluster, identification, travel business, tourism, types of tourism, Azov-Black Sea coast, Krasnodar Region
йское предпринимательство, 2011, № 5 (1)
- Отпечатано в типографии ЗАО «Корпорация Знак». Тираж 4000 экз.