ЭКО. - 2014. - №2
НЕЗДОЙМИНОВ С.Г.
Туризм - стратегический фактор развития Черноморского региона
С.Г. НЕЗДОЙМИНОВ, кандидат экономических наук, Одесский национальный экономический университет. E-mail: 2072945@gmail.com
В статье рассмотрены роль туризма в реализации основных направлений социально-экономического развития причерноморских регионов Украины и России, а также проблемы модернизации туристско-рекреационного потенциала Крыма и приморских регионов России. Выделены факторы, которые сдерживают конкурентоспособность морских курортов региона. Проведены исследования направлений и динамики развития туристического спроса. Обоснованы перспективы регионального развития в контексте стратегии «зеленой» экономики.
Ключевые слова: международный туризм, региональное развитие, круизный рынок, конкурентоспособность, «зеленая» экономика, международная интеграция, Черноморский регион
Вклад туризма в развитие регионов
Причерноморские регионы Украины и России имеют диверсифицированный портфель активов для развития международного туризма: привлекательные пейзажи, исторические и культурные памятники мирового значения в туристских центрах, морские курорты Крыма и Краснодарского края, прибрежные туристические территории Черного и Азовского морей. Вклад туристического сектора в ВВП Украины составляет около 2%.
Специалистами Всемирного совета по туризму прогнозируется 4%-й темп ежегодного прироста ВВП до 2022 г. и соответственное увеличение средств, направляемых на отдых и рекреацию. Но мировой рынок туристско-рекреационных услуг характеризуется ростом конкуренции, что объясняется насыщением многих секторов (например, пляжного отдыха) и реализацией стратегических планов туристской экспансии многих стран. В этой ситуации черноморские регионы Украины и России вынуждены формировать стратегии развития рекреационно-курортных территорий Черноморского региона, которые помогут увязать в единое целое ресурсы и возможности государства, регионов, бизнеса, снизить риски
инвесторов, согласовать интересы и поднять конкурентоспособность отечественных курортов Черноморского региона. В частности, на III Международном Черноморском экономическом форуме (Ялта-2012) в очередной раз рассматривались проекты, направленные на повышение конкурентоспособности Черноморского региона. Участники форума отмечали, что туристическая отрасль должна стать флагманом для развития Крыма в ближайшие десятилетия, причем Крым должен бороться за европейского туриста.
Развитие туристического сектора Черноморского побережья Крыма и России
На протяжении последних десятилетий туризм демонстрирует непрерывный рост и углубление диверсификации. По данным Всемирной туристской организации, в 2012 г. объем международных прибытий в мире возрос более чем на 4% и составил 1035 млрд чел. При этом показательно, что самые высокие темпы роста расходов туристов за границей среди десяти ведущих региональных рынков - у стран с формирующейся рыночной экономикой - Китая (+42%) и России (+31%)1.
Но пока для миллионов российских и украинских туристов более привлекательной остается Турция со своей программой «всё включено». У жителей Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, Киева и Харькова, Одессы турецкие курорты годами держат пальму первенства. Количество россиян, отдыхающих в Турции, выросло за 2005-2011 гг. с 1,9 млн до 3,1 млн человек. В предпочтениях украинских туристов также лидировали курорты Турции (3,7 млн украинских туристов) и Египта, хотя спрос на эти направления по сравнению с 2011 г. несколько снизился.
Переломный момент в развитии рынка выездного туризма на юге России и Украины наступил в середине 2000-х годов, когда крупнейшие российские туроператоры - Pegas Turistic, Anex Tour и Coral Travel - развернули масштабную экспансию во всех регионах. У местных туроператоров, развивавших чартеры в Турцию ещё с середины девяностых, не
1 В 2013 году продолжится активный рост международного туризма. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-0129/
было возможностей на равных конкурировать с такими гигантами, поэтому им пришлось переквалифицироваться в субагенты.
На туристическом рынке России сложилась своя «большая тройка» туроператоров - Coral Travel, Pegas Turistik и Tez Tour, у каждого из них обороты превышают 1 млрд долл., а вместе они контролируют более 70% всего выездного туристического рынка России и около 60% рынка стран СНГ. Все они являются туроператорами, основанными с участием турецкого капитала. Ближайший по масштабу бизнеса к ним конкурент - ВАО «Интурист» - отстает на порядок, хотя и получил мирового гиганта туриндустрии Thomas Cook в стратегические инвесторы.
Еще один российский туроператор Anex Tour - игрок поменьше, но также с корнями из Турции. А если рассмотреть массовый сегмент выездного туризма - без индивидуальных туров и европейского направления туристского потока, то эти операторы контролируют 92% российского рынка выездного курортно-оздоровительного туризма2.
Что же сдерживает стратегическое развитие въездного туризма и туристско-рекреационного потенциала Черноморского побережья Крыма? На его территории функционирует более 4 тыс. отелей и 560 здравниц (из них 170 - государственных), но доходы от туриндустрии Крыма занимают в бюджете республики менее 6%.
На территории Автономной Республики Крым сконцентрировано около 30% туристско-рекреационных ресурсов Украины, однако их вовлечение в рекреационную деятельность незначительно. Достаточно высокий уровень урбанизации природных систем за счет роста техногенной нагрузки, повлекший ухудшение экологического и санитарного состояния ту-ристско-рекреационных территорий, снижает конкурентоспособность курортов Черноморского региона. Естественные природные ландшафты составляют лишь 25-30% вместо положенных для устойчивого развития рекреационной территории 50-60%. Сельскохозяйственные угодья, занимая свыше 70%, более чем в 1,5 раза превышают норму; площадь, занятая объектами активной рекреации, - только 20%.
2 Феерический маркетинг. URL: http://expert.ru/2012/
Разрушение уникальной флоры и фауны природных ландшафтов при отсутствии системных мер по их защите и восстановлению приводит к изъятию из рекреационного оборота значительной части территорий. Результаты экологической экспертизы (в рамках программы ЕС) показали, что часть курортных территорий региона не соответствуют международным стандартам Европейского экологического сертификата.
Недостаточным является и бюджетное финансирование территорий. Например, на содержание и развитие городской инфраструктуры в госбюджете Украины на 2012 г. было предусмотрено всего 9,5 млрд грн (200 грн на каждого жителя). В странах Евросоюза этот показатель выше в среднем в 150 раз. Так, по данным Ассоциации городов Украины, на содержание и развитие городской инфраструктуры в Дании тратится в расчете на одного жителя в 310 раз больше, чем в Украине, в Швеции - в 220 раз, в Польше - в 28 раз, в Литве -в 23 раза. Местное самоуправление Крыма с годовым бюджетом в 200 грн на одного человека без поддержки государства и бизнеса вряд ли сможет компенсировать долги по коммунальным тарифам и сделать курортные города и территории красивыми, чистыми и удобными для проживания, обучения, лечения, туризма и отдыха. Необходимо научиться получать доходы, зарабатывая не только на налоговых отчислениях санаторно-курортной и гостиничной сферы, а и на развитии потребительского рынка, который создает туристский поток. По экспертным оценкам, в Крыму туристский поток может генерировать доход в размере 6 млрд долл.
Недостатки деловой среды и регулирования ведут к низкой деловой активности отечественных и зарубежных инвесторов в сфере туризма и индустрии гостеприимства. Стать конкурентоспособными украинским и российским курортам мешает и отсутствие единой политики хотельеров и «Росту-ризма» в отношении сценария дальнейшего развития морских курортов Причерноморья, отсутствие государственно-частного сотрудничества.
Еще одна проблема - отсутствие общей политики российских и украинских курортов в продвижении регионального турпродукта и сотрудничества с туристическими компаниями в регионах России. Региональные власти и ассоциации
туроператоров и гостиниц не заботятся об организации рекламных и информационных туров, не привлекают к сотрудничеству туроператоров с большим опытом работы в сегменте зарубежного туризма. А обеспечить максимальную наполняемость за счет самостоятельных туристов, без посредничества турфирм, невозможно. В целом на отдых внутри страны россияне и украинцы тратят куда больше, чем на зарубежные туры: оборот внутреннего туризма в России достигает 16 млрд долл3. Но большинство крупных туристических компаний специализируются на выездном туризме, а не на внутреннем рынке. Поэтому российскими специалистами прорабатывается возможность роста деловой активности на региональном туристическом рынке с помощью механизмов кластерного развития отрасли на территории Азово-Черноморского побережья России.
На территории Краснодарского края, по данным Департамента комплексного развития курортов и туризма в регионе, в настоящее время зарегистрировано 326 туроператоров и агентов. Количество предприятий, оказывающих услуги в сфере рекреации, еще выше. В туристско-рекреационной сфере региона и взаимосвязанных с ней отраслях сформировалась конкурентная среда, создающая основу для развития туристско-рекреационного кластера, который рассматривается региональными властями и специалистами как один из приоритетных вариантов развития экономики в крае. В перспективе сеть зарубежных офисов российских операторов кластера может стать источником формирования потока зарубежных туристов в регион.
Российским и украинским туроператорам причерноморских территорий необходимо учитывать динамику рынка в других регионах и открывать свои представительства в крупных российских и украинских городах. При запуске франчайзинговой или филиальной сети в регионах и работе с турагентствами финансовые, рекламные, технологические функции у туроператора должны работать централизованно, что значительно оптимизирует непроизводственные затраты. Для появления надежды на двусторонний обмен туристами с зарубежными туроператорами необходимо снижение цен
3 Бельтюкова И. Как создать турфирму. URL: http://www.votur.ru/
на услуги в средствах размещения региональных черноморских курортов не менее чем на 30%, при одновременном повышении экологических, сервисных характеристик инфраструктуры и качества обслуживания туристов. Государственным органам для этого надо не просто точечно поддерживать туристическую индустрию региона, а провести структурную перестройку секторальной экономики и «зеленую» модернизацию курортной отрасли.
Комплексный подход к созданию современной туристической отрасли Черноморского региона Украины и России требует совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в области санаторно-курортного и туристского комплекса, и налогообложения, решения вопросов собственности, системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности. Для этого необходимы корректировка сертификации средств размещения, внедрение стандартов туристского обслуживания, урегулирование вопросов землепользования на пляжах Крыма и Азо-во-Черноморского побережья, Краснодарского края, а также управления береговой морской зоной - формирование реестров курортных и экскурсионных объектов, природных лечебных факторов, проведение экспертных исследований состояния экологической обстановки на курортных территориях. Стратегия развития черноморских курортов Украины и России будет более эффективной за счет формирования на межрегиональном уровне стратегических альянсов региональных властей и туроператоров, предприятий индустрии гостеприимства. Такие альянсы, основывающиеся не на текущей выгоде, а на крупных перспективных целях и интересах, способны обеспечивать эффективное функционирование и устойчивое развитие новых формирований, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
С этой точки зрения интересен опыт рыночных трансформаций курортов Болгарии. В стране был создан Союз бальнеологии и СПА-туризма, который позиционирует Болгарию на международном рынке не только как пляжное, но и как бальнео-, спа- и оздоровительное направление, чтобы обеспечить круглогодичный турпоток. Официальный сайт Союза функционирует на нескольких языках, в том числе
и на русском. Издан каталог участников Союза на русском языке - там представлена информация о «термальных» регионах Болгарии, гостиницах. При этом Союз не дает рекламу отелей, а продвигает Болгарию как страну, где можно отдыхать и лечиться круглый год.
Развитие круизной индустрии
Для социально-экономического развития черноморских регионов Украины и России важную роль играет развитие международного круизного туризма. Темпы роста мировой круизной индустрии превышают средние для международного туризма в целом. Исследование World Travel Monitor прогнозирует, что через год международный въездной туристский поток увеличится на 2-3% (до 20,9 млн человек)4. Отмечается рост валового круизного продукта. Так, европейская кру-изная индустрия генерировала в 2010г. доход в размере 35,2 млрд евро (в 2009 г. - 34,1 млрд евро). При этом прямые производственные затраты круизных компаний составили 14,5 млрд евро.
На последней международной конференции Cruise Shipping Miami-2012 в США Черноморский регион оказался в числе самых обсуждаемых с точки зрения дальнейшей глобализации и перспектив круизного бизнеса. Впервые совместно со всеми круизными черноморскими портами украинские и российские порты выступали под единым брендом - Cruise Black Sea, что должно было подчеркнуть отсутствие конкуренции между ними в этой сфере. Ведь при рекламировании Одессы, Ялты, Севастополя, Феодосии, Сочи, Батуми, Бургаса, Несебра, Варны и Констанцы Черное море позиционируется как круизный субрегион и круизный продукт. Проект поддержан турецкими кру-изными портами Стамбул и Синоп, а также Керченским морским портом, который намерен принимать круизы.
Логистика круизного бизнеса подразумевает, что при посещении определенного региона судно должно зайти в максимальное количество портов, имеющих туристскую привлекательность. Борьба за клиентов заставляет круизные компании искать новые маршруты и рынки сбыта своих услуг.
4 Круизная индустрия растет более высокими темпами по сравнению с мировым туризмом. URL: http://www.tourprom.ru/news/
Черноморский регион получает новые перспективы, так как станет частью круизных маршрутов Средиземноморского кру-изного рынка, который характеризуется в последние годы бурным ростом. В результате перегруппировки западными операторами круизных линий в 2010 г. Ялтинский, Одесский, Севастопольский и Феодосийский морские порты вместе взятые приняли около 180 круизных кораблей, а уже в 2012 г. только один Одесский порт принял 121 круизное судно. Пассажиропоток прибывших морем составил 61 273 человек, что на 10 044 туристов больше, чем в 2011г.5 Число круизных линий, направляющих свои теплоходы в Черное море с заходом в Одессу, остается стабильно высоким - 33 из 48 мировых круизных компаний. Из них три линии (FTI Cruises, Peace Boat, Passat Kreuzfahrten GmbH) впервые вышли на черноморский рынок Украины.
По оценке руководителя компании Р. Wild International Питера Уайльда, в среднем один европейский турист, выходя на берег в порту судозахода, тратит примерно до 100 евро в день. Например, если в 2011г. Одессу посетили 184 тыс. круизных пассажиров, то туристы потенциально могли потратить в городе приема порядка 18,4 млн евро. Подобные инвестиции, по подсчетам компании P.Wild International, могут генерировать региону доходы около 45,74 млн евро в год за счет туристического обслуживания6.
Компания Royal Caribbean International планирует организовывать кольцевые черноморские круизы и круизы в Средиземноморье, с посадкой иностранных туристов в украинских портах (в частности, в Ялте). Российская круизная компания «Инфлот Круз энд Ферри», создавшая в начале 2011 г. дочернее подразделение в Украине, также объявила о планах развития круизного туризма. Компания будет эксклюзивно продвигать круизы испанского оператора Pullmantur с заходами в черноморские порты России и Украины. Российский порт Сочи после реконструкции позволит принимать одновременно до пяти круизных пассажирских судов, в том числе два лайнера длиной более 300 м (3,5 тыс. пассажиров).
5 Итоги круизного сезона в Одесском порту. URL: http://www.blacksea-cruises.com/
6 Уайльд П. Тенденции в развитии круизного рынка. URL: http:// portsukraine.com/node/2580
Сейчас разрабатываются и новые речные круизные маршруты с заходами в порты Азовского и Черного морей. Планы реконструкции морского порта в Сочи предусматривают его преобразование в международный центр обслуживания морских пассажирских и круизных перевозок, а также яхтин-га. Расчетный пассажирооборот - 960 тыс. человек в год. Стоимость проекта оценивается в 24,3 млрд руб. На Черноморском побережье власти Краснодарского региона уже начали создавать сеть современных яхтенных марин (первые две в Сочи - в Имеретинской долине и Центральном районе, затем в Геленджике, Анапе и Туапсинском районе).
Нарастающие экологические проблемы, неравномерное развитие территорий, разрушение традиционного уклада природопользования, эскалация локальных конфликтов дают основания для поиска нового «зеленого» вектора развития индустрии туризма в Черноморском регионе.
Сохранение природной среды
Как отмечают российские специалисты, разработка и внедрение «зелёных» технологий является важным элементом в строительстве объектов Олимпийских игр Сочи-2014, которое ведёт ГК «Олимпстрой». Работы проводятся в соответствии с международными «зелёными» стандартами в строительстве, на основе которых были разработаны «Дополнительные экологические требования и рекомендации к олимпийским объектам». Кроме того, ГК «Олимпстрой» разработала Корпоративный олимпийский «зеленый» стандарт, в котором установлены требования экологической и энергетической эффективности, ресурсосбережения, устойчивого природопользования при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации спортивных и рекреационных объектов7.
На реализацию нового «зеленого» курса мировой экономики, по подсчетам UNEP, потребуется около 750 млрд долл. в ближайшие два года, т. е. примерно 1% от объема мирового ВВП. Именно эта сумма позволит создать критическую массу
7 Лыжин Д. Устойчивое потребление и производство как основа «зеленой» экономики России. URL: http://www.riss.ru/index.php/analitika/
«зеленой» инфраструктуры, достаточную для закладки фундамента глобальной «зеленой» экономики. Эти цели в причерноморских регионах могут быть достигнуты как с помощью прямых инвестиций, так и посредством льготного налогообложения для «зеленых» производств и инвестиций в сооружение экологических отелей при большей налоговой нагрузке на загрязняющие рекреацию секторы производства, создания условий для взаимовыгодного межрегионального и пограничного экономического сотрудничества, реализации совместных программ развития транспортных узлов России и Украины8.
В рамках подготовки чемпионата Европы по футболу 2012 г. значительные «зеленые» инвестиции были направлены в инфраструктуру туризма: в транспорт (7600 млн долл.), гостиничную индустрию (3,2 млрд долл.) и в развитие спорта (1,1 млрд долл.)9. Тем не менее туристско-рекреационная инфраструктура причерноморских регионов Украины и России еще не соответствует современным международным стандартам туристских услуг. Поэтому при формировании программ развития курортов и туризма необходимо учитывать следующие процессы, характерные для глобализации международного туризма и способствующие формированию единого черноморского регионального рынка туризма:
• реализация совместных программ и образование глобальных альянсов туроператоров и гостиничных корпораций;
• развитие информатизации различных секторов индустрии туризма через сеть Интернет;
• нарастание конкурентной борьбы на мировом и региональных рынках;
• внедрение в практику туризма инновационной парадигмы как фактора конкурентоспособности регионального тур-продукта.
8 Сидорова А.В., БлиновА.О. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Украины на современном этапе. URL: http://ecotrends.ru/archive/591-edition-12/617-2011-12-05
URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/15978/
9 Украина. Туризм. URL: http://www.east-invest.eu/en/Investment-Promotion/ ukraine-2/
* * *
В современных условиях глобализации международной экономики и регионального туризма особую роль в повышении конкурентоспособности территорий Черноморского региона играет государственная политика, задачей которой является продвижение национального и регионального туристского продукта и развитие туристско-рекреационной инфраструктуры.
Устойчивое развитие морских курортных регионов Юга России и Автономной Республики Крым, повышение конкурентоспособности санаторно-курортной и рекреационной отрасли может быть обеспечено рядом факторов: ценовой политикой, гарантиями и качеством сервиса, качеством окружающей среды и систем управления предприятиями.
Каждый регион должен объективно оценить свои конкурентные позиции с целью разработки эффективных мер для привлечения инвестиций через социально-экономические проекты и программы. В таких условиях развитие сотрудничества между причерноморскими регионами России и Украины в сфере международного круизного туризма может стать важным дополнением к мерам, которые предпринимаются в рамках региональных политик национальных государств, стимулировать торгово-экономические связи, научный, культурный и гуманитарный обмен. Развитие туризма в причерноморских регионах государств обусловливает выход региональной экономики на новый вектор привлечения «зеленых» инвестиций для модернизации инфраструктуры туристских территорий.